арт-блог

шаржи

портреты

цены

мастер-классы

на главную

Мастер-класс портрета

 

Портрет в технике старых мастеров (мастер-класс)

Портрет в технике старых мастеров

 

Для образца живописного портрета раннего средневековья можно взять портреты Пье́ро де́лла Франче́ска  и Боттичелли. На мой взгляд их работы являются настоящими шедеврами не только их эпохи но и всего последующего времени, включая и наше. У меня нет четкой задачи представить живописную манеру и технику именно этих художников. Я не буду делать попытку воссоздать процесс написания ими своих произведений. Для меня больше интересует результат, а именно портрет в профиль.
Мне кажется, что для начинающего художника будет легче сначала освоить изображение человека в профиль. Это немного легче, чем рисовать в фас, а если первая попытка рисования портрета будет у вас удачна, это может послужить для вас толчком к дальнейшему освоению приемов рисования лица человека и приемов масляной, акриловой, темперной живописи.
За основу построения конструкции головы в профиль я взял схему в виде прямоугольника, которая позволяет нарисовать голову в профиль пользуясь на половину техническим методом построения пропорций. Дело в том, что неподготовленному художнику рисовать с натуры или с фотографии портрет крайне сложно, по причине того, что он не может еще точно скопировать на бумагу точные пропорции. Для этого художники тренируются годами. Если для вас не важно сходство или точность изображения, можно и не учиться, но если вы решили достичь результата, то можно используя некие технические приемы добиться довольно хорошего результата, как вы увидите ниже на примере работы ученика, который не обладая навыком рисования с натуры все же успешно справляется с заданием.

Как рисовать портрет в профиль

Это, на мой взгляд одна из самых простых схем, рис. 1 , при помощи которой можно нарисовать портрет человека в профиль даже для человека, который рисует первый раз в своей жизни. Для работы нам понадобиться холст на подрамнике, размера 30х40. Холст можно купить в художественном салоне.

1. Возьмите фотоаппарат и попросите кого-нибудь сфотографировать вас в профиль. Скачайте фотографию к компьютер. Поскольку вы не сможете видеть себя в зеркало с боку, придется рисовать себя с фотографии в компьютере.

2. На листе А3 (30х40) сделайте композицию будущего портрета. Голова должна находится в верхней части листа.

3. Построим квадрат, который разделим пополам, по горизонтали и по вертикали. При рисовании не стоит пользоваться линейкой. Попробуйте сделать рисунок на глаз. Измерять стороны квадрата можно при помощи карандаша.

4. Затем мы делим левую верхнюю сторону квадрата на четыре равные части и нижнюю, среднюю ось пополам. Затем рис 2. делим правую горизонтальную ось на четыре части и плавной кривой линией соединяем указанные  на рисунке 2. точки. после этого делим левую нижнюю сторону на 4 равные отрезка и проводим линию подбородка. Как видно на рисунке, художник, учитывая индивидуальные особенности профиля сделал лоб и подбородок внутри линии квадрата. Даже я не заметил эту ошибку. Когда вы будете рисовать, придерживайтесь рис 1 (3).

 

5. Следующим этапом нарисуем переднюю часть лица. Надо иметь в виду, что у каждого человека индивидуальный профиль, который может быть либо прямым, либо вытянутым веред, либо вдавленным внутрь черепа. В данном случае вершиной профиля является кончик носа. Определить на каком расстоянии находятся друг от друга кончик носа, губы, глаз и подбородок можно, проведя вертикальную линию проходящую через вершину глаза.  Линия рта пройдет посередине нижней части квадрата. Следует обратить внимание на ухо (отмечено стрелкой), Ученик сделал ошибку нарисовал его, во первых меньше, чем оно есть на самом деле, и во вторых, выше, чем оно должно быть.

 

6. На рисунке 6. видно исправленное ухо. Обратите внимание на стрелки, которые указывают на отношения размера уха к размерам пропорций между бровями и основанием носа. Это же касается наклона уха по отношению к оси куба. Наклон будет примерно такой же ка у линии проведенной от верхней части бровей к основанию носа.  На рис. 6 ученик начинает рисовать волосы, но делает ошибку, он забывает о том, что волосы тоже имеют объем и в результате профиль получается более узкий, чем на самом деле. На рисунке 7. видно как эта ошибка была исправлена. Так же стоит обратить внимание на направление линии губ, которая у всех людей может быть разной (указано стрелкой).

 

7. Рисунок готов и нам только остается перенести его на холст. Раньше, да и сейчас, кое-кто для этого делит рисунок на клеточки и затем по клеточкам копирует, но это слишком долго и утомительно. Обычно опытные художники используют другой прием. Для этого вам понадобится графит. Переворачиваем рисунок и натираем ту часть где нарисован портрет графитом.

 
8. Затем переносим рисунок на холст. Для этого нам понадобится небольшая подкладка в виде плотного картона, которая нужна для того, чтобы при передавливании рисунка, предохранит холст от повреждения. Фиксируем рисунок при помощи скотча к холсту, чтобы он не сдвинулся, в то время когда мы начнем его переводить.
 
9. Мягким графитным карандашом обводим рисунок по контуру, время от времени приподнимая край и посматривая на результат. После того кар рисунок будет перенесен на холст, обведем его тушью.
 
10. На следующем этапе нам понадобятся флейцевые кисти, масляные краски (умбра жженая и белила цинковые) и разбавитель для масляным красок "тройник". Разведем жидко растворителем умбру жженую и покроем весь холст с рисунком. Если краска легла не ровно ничего страшного, это вполне нормально для имприматуры (название первого слоя краски). Имприматура может быть любого цвета. В зависимости от этого последующее произведение приобретает потом то или иное цветовое звучание.
  Как нарисовать портрет масломурок рисования масляной краской
После того, как первый, основной красочный слой подсохнет, а для этого понадобится не менее 2-3 суток, мы будем прописывать тоновые отношения нашей будущей работы. Обычно художник не копирует фотографию или постановку в тех тоновых отношениях, какие есть в действительности. Особенно это касается фотографии, которая часто бывает далека от идеала. Создавая художественное произведение, нужно заранее представлять себе конечный результат. Представьте его себе и постарайтесь понять какие отношения тонов будут у вас на рисунке. Здесь например ученик решил, что сделает фон самым темным, затем пойдут волосы и потом рубаха. 
 
В. Белозеров ©