арт-блог

шаржи

портреты

цены

мастер-классы

на главную

Мастер-класс портрета

 

Костюмированный портрет по фото (мастер-класс)

 

В последнее время стал очень популярен такой жанр изобразительного искусства как костюмированный портрет. Обычно костюм используют в качестве натуры только какие ни будь известные художники, вроде Шилова, которые могут позволить себе иметь некий гардероб платьев, в которые наряжают своих моделей. Обычному художнику, продающему свои картины на вернисаже это не под силу. Поэтому для подобного рода портрета используются платья, из картин старинных художников 18 и 19 века. Раньше, до появления интернета, выбор образов был не велик, но со временем, получив заказ на портрет такого рода, можно было уже не не париться, а смело лезть в интернет и выбирать от туда все, что душе понравиться.

 

 

Поскольку я сам, как художник, работая на Старом Арбате иногда получал заказы на портреты по фото, то у меня появился некоторый опыт в работе подобного плана, которым я могу поделиться с теми, кому интересна подобная работа. Правда хочу предупредить тех кто рисовать вообще не умеет - это мастер-класс для людей которые уже немного подготовлены и как говориться уже нюхали краску и пачкали холсты. Однако если вы горите желанием чему то научиться, то не пугайтесь. На самом деле все гораздо проще, чем вы думаете. Если вы не умеете рисовать с натуры, просто откройте фото в Фотошопе, увеличите его и распечатайте нужного вам размера. Затем возьмите копировальную бумагу и перенесите изображение на холст. В данном примере я использовал для персонажа портрет маршала Нея, героя Войны 1812 года. Так как голова персонажа была повернута в право, то мне пришлось развернуть тело в зеркальном изображении. Потом я откадрировал интересующую меня часть мундира и вырезав голову приставил ее к телу. Потом я подогнал немного цвет головы и мундира, создал общий коллорит и в таком виде отослал заказчику.

 

 

Заказчик эскиз одобрил и дал добро на продолжение работы. После чего я просто через копирку перевел изображение на холст. Кстати, если нет копировальной бумаги, ведь такое тоже может иметь место, можно разбить рисунок на клеточки и перевести по клеткам. Единственным недостатком подобного метода является то, что потом клетки плохо стираются, ведь холст имеет рыхлую, ячеистую поверхность с ямочками, в которые забивается графит и его потом от туда очень трудно извлечь. После того как рисунок будет переведен на холст, возьмите темперу (охру жженую) и разбавляя ее водой, как акварель, начните постепенно прорабатывать рисунок с полутонов.

 

 

Можно начать рисунок с нанесения на холст легкого прозрачного слоя коричневой темперы, а можно писать, как я в данном случае по белой поверхности. Самое главное разделить изображение на тона. Определите какой тон плотнее, а какой менее плотный. Можете использовать самый плотный тон как "якорь". Например в нашем случае это будет зрачок глаза. Нарисовав зрачок в полную силу тона, постоянно смотрим на него в процессе работы, чтобы остальные поверхности не были плотнее по тону. Даже если вам кажется, что где-то тень очень плотная, не стоить  прислушиваться к своим ощущениям, а придерживаться этого принципа.

 

Все это относиться к лицу. Выбираем самой темной точкой зрачок и все остальные тени на лице будут менее плотными чем зрачок и более плотными чем блики, которые как вы видите есть на кончике носа, на складках лба, на роговице глаза. Затем, когда мы перейдем к изображению одежды, надо будет придерживаться этого же правила.

 

На этом этапе работы главная задача правильно разобрать рисунок по тону. Ведь в рисунке каждая деталь имеет свой тон, что делает её отличной от других деталей. Например золотые и серебряные поверхности наград сильно отражают свет и являются самой яркой точкой в картине, и содержит много белил, а вот головной убор наоборот поглощает свет и почти не содержит белил.

 

 

Мы создаем нижний слой живописи, который не даст нам в дальнейшем запутаться в тоне. На самом деле в портрете присутствует большое количество деталей, которые отличаются друг от друга по цвету и по тону. Начинающие художники, да и не только они часто не могут достаточно точно передать тоновую палитру из за того, что цветная живопись заставляет внимание отвлекаться на цвет и художник как правило делает ошибки. Поэтому самый лучший вариант в данном случае это как следует прописать портрет в тонах без цвета, а уже потом накладывать цвет на уже готовую работу тонкими лессировочными слоями.

 

 
 

Иногда одной темной краски для этого недостаточно. Поэтому я использую темперные белила. Белила бывают, двух видов: кроющие (титановые) и лессировочные (цинковые). Первые как правило непрозрачные, и если вы перекрывают предыдущий живописный слой полностью. Вторые напротив отличаются тем, что через них виден предыдущий слой. Поэтому, если вы прописываете свет на драпировке, лице, полутона, то лучше использовать лессировочные цинковые белила. Если же вы делаете блики, то лучше применять кроющие титановые.

 

 
 

В результате у нас должен получиться портрет в коричневых тонах. Иногда художники  работают в таком жанре. Когда прописка темперой завершена, работа должна выглядеть законченной. Многие заказывают подобного рода портреты у уличных художников. Скорей всего потому, что время изготовления подобной работы не такое большое. Если писать только лицо, то опытный художник справляется с подобной работой в среднем за 1-2 часа.

 

 

Затем мы берем масляную краску и растворитель ля масляных красок номер 1. Многие начинающие художники заходя в художественный салон и видя там сотни ярких тюбиков с масляной краской, тратят в пустую кучу денег, выбирая для работы самые причудливые и красивые цвета. На самом деле, если вы хотите научиться рисовать, использование такой палитры будет вам только помехой. Для новичков, и для продвинутых мастеров существуют определенные наборы красок, которые позволяют достигать грамотного колорита, совершая при этом минимальное количество ошибок.

 

 
 

Я советую использовать следующие краски фирмы "Мастер-класс" 1. Марс коричневый темный прозрачный 2. Краплак розовый прочный 3. Кадмий желтый светлый 4. Голубая ФЦ. И белила титановые. Этого набора вполне хватит для портрета. Ограниченность цветов заставит вас постоянно смешивать цвета и искать правильный оттенок. Так что вскоре вы научитесь быстро находить нужный цвет, сохраняя при этом общий колорит.

 

 

Главное правило в работе - не злоупотреблять белилами. Надо исходить из того, что самая белая и пастозная (густая) краска должна быть на бликах. Блики в основном находятся на наградах, поэтому все остальные части мундира и лица не должны быть гуще и ярче чем блики. И конечно не надо забывать о тоне. Когда вы будете накладывать цвет с белилами, следите за тем, чтобы по тону он был такой же как сделанный до этого подмалевок.

 

 

Еще не надо торопиться. Пишите тонкими слоями, откладывая работу на день - два для просушки. Идите от общего к частному. Сначала пропишите общие места, добившись, чтобы по тону они не спорили между собой, и только тогда, когда вы убедитесь, что все правильно, начинайте делать детали.

 

 

Иногда художники, чтобы добиться реалистичности образа и материальности одежды работают над портретом месяцами. Но если вам нужен быстрый результат, то качество будет не на высоте.

 

 

На последнем этапе работы, лессировками добейтесь большей четкости, сделав лицо и складки одежды более объемными. Для этого на лице, например: поставьте блики и больше углубите тени. Постарайтесь добиться цельности в работе.

 
В. Белозеров ©