шаржист на праздник

шаржи

портреты

цены

мастер-классы

на главную

Мастер-класс портрета

 

Как рисовать шаржи маркером (мастер-класс)

Когда мы только учимся рисовать, мы чаще всего используем то, что в первую очередь попадается под руку: карандаш, ручка, мел, фломастеры. Если же мы хотим освоить приемы какого-то конкретного жанра изобразительного искусства, как например: каллиграфия, то нам понадобятся плакатные перья или маркеры. Изначально каллиграфией занимались гусиными перьями, но есть и китайская каллиграфия, для которой используют кисти. Так же различными материалами можно рисовать шаржи и в зависимости от того, что вы берете  в руки, получается разный результат. Преимущества маркера для  рисования шаржа очевидны, это - быстрота, четкость линии, лаконичность, выразительность. Рисуя маркером вы так же осваиваете приемы каллиграфии: развиваете аккуратность, дисциплинированность мышления, образное восприятие. В этом мастер-классе я постараюсь обрисовать основные особенности рисования шаржей при помощи широкого маркера. Мастер-класс предназначен для художников-шаржистов и всех кто интересуется карикатурой.

 

 

 

Прежде линя в шарже должна быть четкой и пластичной. Нужно по возможности избегать нечетких, рваных, неуверенных линий, которые можно назвать словом «корявые». Можно использовать легкую линию в качестве наброска и разметки, но после нанесения окончательного контура ее следует стереть.

Советую делать наброски с помощью маркера, без предварительного наброска карандашом. Попробуйте больше рисовать. Рисуйте различные предметы, стараясь добиваться каллиграфичной линии. Добивайтесь пластики и визуального совершенства деталей вашего рисунка.

Материалы для шаржа

Чтобы рисовать шаржи вам понадобятся бумага, маркеры цветные и черно-белые карандаши. Все это можно найти в художественных салонах, торгующих материалами для художников. Для начала не спешите закупать сразу все. Покупайте материалы по мере решения вами поставленных задач. Благо, что недостатка в художественных материалах сейчас нет.

 
 

 

Для работы вам понадобится много бумаги, поэтому чтобы не разориться, покупая плотный ватман, купите пачку ксероксной бумаги формата А3. При желании ее можно легко уменьшить до формата А4, разрезав пополам. Обычно в каждой пачке определенной количество листов в зависимости от веса. Например: в пачке весом 80г на см. 500 листов. Более плотной бумаги в пачку помещается меньше. Например: бумаги весом 250 г на см. в пачке только 250 листов. Бумага также отличается по белизне.

Для начала советую вам купить бумагу формата А4 80г/см. Единственные ее недостаток, если вы будете работать маркером, вы сразу почувствуете. Чернила ее прожигают насквозь. Поэтому для маркера нужна бумага плотностью не меньше 160г/см.

 

 

 

Рисование маркером – одно из самых трудных, потому что вы не имеете возможности исправлять рисунок. Маркеры имеют неровную поверхность и рисунок высыхает мгновенно, позволяя работать в быстром темпе. Многие маркеры имеют довольно твердый кончик, не позволяя изменять линию, но вам понадобится такие, которые дают возможность делать и толстую и тонкую линию без замены маркера в процессе работы. Попробуйте проконсультироваться с продавцами в художественных магазинах. Они знают очень много о тех материалах и инструментах, которые продают.

Покупайте так много маркеров, насколько позволяют средства. Сейчас это не проблема. Во многих художественных салонах появились большие стенды с маркерами, где можно пред покупкой протестировать то, что вы приобретаете.

Маркеры бывают спиртовые и химические. Спиртовые маркеры более дешевые и быстро сохнут. Химические испаряют вредные пары и ими можно работать только в хорошо проветриваемом помещении.

 

 

Для работы вам понадобятся так же карандаши разной твердости. Я обычно использую очень мягкие графитные карандаши, так как рисуя ими легко регулировать толщину линии с помощью нажима. Если же вы будете делать предварительный набросок для последующей прорисовки маркером, то для этого вам понадобятся твердые карандаши. А вообще лучше иметь и то и другое. Так же ни забывайте о резинках. Они тоже делятся на твердые и мягкие.

 

 

Пастельные карандаши пригодятся для цветных работ, для фона. Вы можете купить набор цветных пастельных карандашей или покупать их по отдельности, в зависимости от той задачи, которую перед собой ставите.

 

 

Мягкая сухая пастель это универсальная вещь для графики. Ей можно работать как по специальной пастельной бумаге, так и по бумаге для ксерокса. Единственным недостатком является то, что ее требуется закреплять при помощи специального спрея.

 

 

Самодельный планшет для эскизов сделанный с подставкой сделанной из пластиковой водопроводной трубы. Он конечно немного неустойчив, но зато его легко транспортировать в отличие от мольберта. Пластиковая труба легкая и легко складывается. Если вы захотите самостоятельно изготовить такой планшет, вам понадобится специальный паяльник для склейки полиуретановых труб. Можно купить на строительном рынке. Его цена варьируется в районе 2500 – 3500 тыс. руб.

 

 

Для того, чтобы научиться работать профессионально маркером нужно постоянно тренироваться. Для упражнения подойдет монотонное изображение прямых, наклонных и закругленных линий. Так же лучшим способом развить в себе способность рисовать маркером является рисование по воображению и различные шрифтовые композиции. При этом нужно стараться работать быстро, без остановок, не прерывая линию, добиваясь, чтобы она была ровной и пластичной.

 

 

Попробуем на примере посмотреть последовательность рисования шаржа маркером. Для этого нам понадобится фото, на котором четко видны черты изображаемого человека и его характер. Лучше рисовать с натуры, если кто-то согласится вам позировать. С натуры рисовать легче, потому что вы лучше чувствуете характер человека в прямом общении, можете более обстоятельно рассмотреть черты лица, особенности мимики и т. д.

 

 

Вначале мы сделаем набросок карандашом, разместив на листе бумаги нашего персонажа так, чтобы композиция была правильной. У каждого человека, даже не умеющего рисовать есть врожденное чувство композиции. У людей которые живут в городах и постоянно видят рекламу на улицах, сделанную профессиональными дизайнерами, вольно- не вольно развивают у себя таким образом хороший вкус. Поэтому если где-то есть какие-то отступления от нормы или ошибки, то их сразу же становится видно. Впрочем, правильно размещать предметы на бумаге учат еще в школе, поэтому я не буду долго останавливаться на этом предмете. Главное, когда вы делаете набросок, помимо композиции, старайтесь сразу же отобразить главные детали лица так, как они есть в натуре. Присмотритесь, например, как загнуты уголки рта, в какую сторону наклонены кончики глаз, где самая широкая часть лица. В шарже вам нужно всего лишь чуть, чуть преувеличить эти детали. Нагните уголки рта еще сильнее вниз, опустите глаза сильнее относительно переносицы, расширьте скулы.

 

 

На втором этапе обводим наш набросок четкой, жирной линией. Толщину линии можно варьировать. Например овал лица лучше обвести более жирной линией, а некоторых складок лица можно выбрать линию потоньше. В отличие от карандашного рисунка количество линий в рисунке маркером всегда ограничено. Поэтому визуально он выглядит более плакатно и ярко. Если у вас пока нет навыка рисования маркером, то нужно запомнить, что линию нужно проводить за один заход, не останавливаясь, делая это как можно быстрее. Если вы на каком то этапе замедлитесь, то линия получится неровной, прерывистой, не красивой.

 

 

Чтобы ускорить работу над шаржем, нужно как можно сократить количество операций, которые требуются в работе. Для этого нужно как можно больше использовать шаблоны. Это касается и цвета. Например для заливки лица подойдет шаблонный цвет, который можно применять ко всем последующим рисункам. Этот цвет будет как основа, на которую мы в последствии будет добавлять световые краски и тени. Обратите внимание на то, что основной тон не должен быть слишком плотный или слишком бледный. Он должен быть где-то посреди светом и тенью.

 

 

Можно начать со светлых участков лица, можно с темных, разницы нет. В нашем случае, свет падает на лицо прямо. чуть сверху, вернее он рассеянный, не резкий, тени и свет плавно переходят друг в друга.

 

 

Прокладываем тени, придавая лицу объем, оставляя основной тон, который мы положили в начале в качестве полутона. Тени не должны быть слишком глубокими и слишком бледными как на фотографии. Старайтесь наложить тень так, чтобы чувствовался объем.

 

 

Затем добавим немного живости, в виде розоватого цвета, чтобы оживить созданный образ. Это очень важно, поскольку под нашей кожей течет кровь и она придает лицу белого человека розоватый оттенок. Холодных оттенков в подобном рисунке следует избегать, так как это все таки не реалистический портрет, а шарж.

 

 

Подобные работы на практике приходится рисовать на различных праздничных мероприятиях или рекламных акциях, поэтому от художника шаржиста, в данном случае требуется хорошая скорость работы. Поэтому все операции сведены к минимуму. Излишние подробности, мелкие детали, которые можно было бы нарисовать работая с фото, как правило опускаются, когда вы работаете с натуры.

 

 
 

В. Белозеров ©