Что откуда сняли?
Цель: уточнять представления о месте роста плодов овощей и фруктов; упражнять в суффиксальном словообразовании.
Воспитатель (ведущий) показывает детям и называет картинку («Клубника!»), отдает картинку любому из играющих, который должен ответить, где она выросла. («На клубничной грядке!»)
Куст — смородиновый, малиновый, виноградный, крыжовниковый, облепиховый, шиповниковый, ежевичный и т. д.
Дерево — яблоневое, вишневое, персиковое, грушевое, сливовое, апельсиновое, лимонное, мандариновое и т. д.
Дорисуй картинку!
Цель: развивать моторику ведущей руки; конкретизировать представление о внешнем виде овоща (фрукта).
Материал: незаконченные рисунки овощей и фруктов, цветные карандаши.
В. Засветилась у фотографа фотопленка, поэтому все «фотографии» проявились только наполовину. Помогите закончить изображение!
Овощная грядка
Цель: развивать пластичность движений, стимулировать воображение детей, вызывать сочувствие и бережное отношение к молодым росткам любых растений.
В. Вокруг себя повернитесь, в семена овощей превратитесь!
Дети садятся на коврик — грядку. Закрывают глаза — «спят на земле».
В. Как чувствуют себя семена в земле?
Дети отвечают, если воспитатель дотрагивается рукой до кого-либо из них: «мне здесь тепло», «А мне тяжело под землей и трудно дышать», «А мне пить хочется», «А мне хочется поскорее отсюда выбраться к солнышку» и т. д.
В. Дождик, дождик, полей мою грядку!
Солнышко, солнышко, согрей мою землю!
Воспитатель включает медленную музыку, дети-семена под эту музыку изображают в движениях «пробуждение» семян. Воспитатель также подходит к любому из детей и спрашивает: «Что ты сейчас делаешь?»
- Я пью корешками воду!
- Я маленьким росточком выглянул из земли!
- Я расправил первые два лепестка, тянусь к солнышку!
- Я качаюсь под легким дуновением ветерка и греюсь на солнышке!
- Я умываюсь под теплым дождиком!
- У меня появились цветочки! (Все дети расправляют ладошки и улыбаются — «расцвели».)
Затем все дети раздувают щеки, надувают животики — созревают плоды.
В. Что выросло на моей грядке?
Дети по очереди должны назвать овощ и сесть на свой стульчик за столом. Но при этом нельзя повторять название овоща. Для этого воспитатель выставляет на полотне картинку с изображением названного каждым ребенком овоща.
Запретная картинка
Цель: тренировать внимание, активизировать словарь.
В. Как называется отдел в магазине, где продаются овощи? (Овощной.) В магазине мы выбираем себе овощи (в ряд расставлены предметные картинки с изображением овощей и среди них — несколько фруктов).
Дети хором называют картинки, которые показывает воспитатель, но только овощи, а фрукты называть нельзя. Кто ошибается, выходит из игры.
Веселый повар
Цель: активизировать словарь по теме «овощи — фрукты», «Продукты питания»; упражнять детей в практическом усвоении приемов суффиксального словообразования.
В. Купил веселый повар в магазине разные овощи, фрукты, грибы и ягоды и задумался, что из чего можно приготовить. Ему надо сделать суп, салат, компот, пирог, варенье, пюре, кашу, оладьи и т. п. Поможем ему?
Дети берут по одной картинке с изображением овоща, фрукта, ягоды. Воспитатель называет блюдо: «Суп!»
Каждый ребенок выбирает одну из своих картинок и предлагает название этого блюда: «Суп капустный — щи!», «Суп картофельный!», «Суп свекольный — борщ!» (дети одобряют), «Суп яблочный!» (дети не принимают).
Ребенок, который ошибся, должен предложить всевозможные блюда из названного им фрукта — из яблок: пюре, компот, варенье.
Затем воспитатель предлагает другое блюдо: «Варенье!» Игра продолжается в том же порядке.
Как изготовить карточки Домана самостоятельно:
Распечатайте карточки на плотной бумаге или картоне по 2, 4 или 6 штук на 1 листе. Для проведения занятий по методике Домана карточки готовы, Вы их можете показывать малышу и называть название картинки.
Эти карточки Домана помогут вам быстро выучить с ребенком все овощи.
Успехов и новых открытий Вашему мал