Гулять ли если ребёнок болеет?
Многие родители считают, что простуженный ребёнок не должен гулять. Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно!
Держать больного ребёнка неделями в квартире — заблуждение родителей. Только на прогулке лучше ограничиться пассивным катанием на саночках или пройти «за ручку» спокойным шагом, покормить птичек, понаблюдать за снегом и т.д. От подвижных игр пока лучше отказаться. Если малыш не хочет гулять из-за плохого самочувствия или температура на улице более жесткая, погуляйте по балкону, проветривая комнаты.
Консультация для родителей «Прогулки детей зимой»
Консультация для родителей
«Прогулки детей зимой»
Д
ля наших детей зима — долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.
Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.
Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?
Попробуйте поиграть в специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий.
Задания на внимание:
1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30-40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться, как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.
2.Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.
3. Обратить внимание, что:
а) если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;
б) яркие предметы кажутся ближе, чем темные;
в)в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.
Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших детей пользуются игры-эстафеты. Такие развлечения помогают содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания.
К
то быстрее слепит снеговика?
Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»
Флажки
Вдоль ската горки расставлены палочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.
Снежки
Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.
Консультация для родителей 1 класса
Консультация для родителей «Ваш ребёнок — первоклассник!»
Автор: Суслова Наталья Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 им. адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаев Ярославская обл. Описание материала: материал будет интересен учителям начальных классов, родителям детей-первоклассников. Цель: содружество школы и семьи в успешной адаптации ребенка к школе. Задача: дать рекомендации родителям по преодолению возможных трудностей у первоклассников.
Консультация для родителей «Ваш ребёнок – первоклассник!»
Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания младшего школьника. Кто как не учитель, специалист, может дать верный совет по многим проблемам воспитания ребенка в семье. Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно — развивающего обучения. Проведение теста «Я в жизни ребёнка». В основу теста положены идеи коррекционно-развивающего обучения, разработанное Л. В. Занковым и его учениками.
(Для каждого родителя были заготовлены вопросы теста и методика его анализа. Анкетирование проводилось индивидуально, его результаты публично не обсуждались. После этого родителям было предложено высказать свое отношение к тесту, к такой форме просвещения. Сам тест остался у родителей как некоторая памятка продуктивной стратегии воспитания ребенка в семье.)Тест «Я в жизни ребёнка». Инструкция: на каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет». • Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей. • Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка. • Я приучаю ребенка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях. • Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.). • Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать. • Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров и пр.). • Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями. • Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело. • Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом). • Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т. д. Оценка теста. Посчитать количество плюсов (ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается в один балл. Разделив полученную сумму на десять (количество утверждений), получаем среднеарифметическое число. 1-й уровень (1—0,7 балла). Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении. 2-й уровень (0,6—0,4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли «поле свободы» ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания. 3-й уровень (0,3—0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка — чрезмерная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы недостаточно даете ребенку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии. Ваш ребенок пошел в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребенка! Как лучше организовать первые дни пребывания ребенка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует поведение ребенка, снижает результативность его деятельности. • Родители должны быть готовы к этим неожиданностям. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителем, товарищами. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенность этого этапа в жизни ребенка (поступление в школу), родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим. Например, первое время особо стеснительные, «домашние» дети могут взять в школу любимую игрушку или амулет. Заслуживает внимания прием, когда учитель договаривается с родителями и они дают ребенку фотографию близкого человека: мамы, папы, бабушки. Возможность посмотреть на родное лицо, мысленно пообщаться с ним позволяет снять остроту страха, одиночества. В отдельных случаях, если дети чрезвычайно беспокойны, родители могут находиться в стенах школ и повстречаться с тревожным ребенком. При этом надо иметь в виду, что нервозность самого взрослого может негативно повлиять на ребенка, тогда как спокойствие и уверенность взрослого более благоприятны в этой ситуации. • Теперь остановимся на таком важном вопросе: как помогать ребенку в его учебных занятиях. Многие родители ориентированы только на непосредственную помощь. В учебной работе ребенка они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой «делай, как я!» Такая стратегия лишает ребенка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений. Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий. Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе. • Приобщить ребенка к чтению, воспитать любовь к книге — также задача семьи. К сожалению, у многих родителей сложилась порочная практика: как только ребенок поступает в школу, они перестают читать ему книги. Рассуждая при этом (часто с подачи учителя): ребенок должен читать сам, повышать технику чтения. Эта формула справедлива только для учебного материала. Литературно-познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребенка потребность удовлетворять познавательный интерес. Более того, чтение взрослым пробуждает этот интерес, поддерживает любознательность ребенка. Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребенок обращается к матери с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт — глазами, телом — имеет большое значение для психологического здоровья ребенка. • Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если родители заботятся о расширении кругозора ребенка. В этом плане большое значение имеет посещение театров, музеев, экскурсий по городу, знакомство с памятными местами, прогулки и пр. Они должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпрепровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий — 10—12 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени. • Общение в семье должно приносить радость близости и понятости. Желательно, чтобы содержание совместного досуга (чтение, просмотр спектаклей, телепередач, экскурсий и т. д.) обсуждалось с ребенком. Беседы о прочитанном, увиденном формируют культуру речи, мышления. При этом, что важно подчеркнуть, необходимо соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими чувствами и мыслями. Доброжелательный тон общения продуктивен для общего и социального развития ребенка. • Важной задачей семьи является забота о раскрытии у ребенка индивидуальных задатков, склонностей, способностей. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т. п. способствуют общему развитию ребенка, помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ребенку найти свое место в школьной жизни. • Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Это может быть покупка продуктов, уборка жилья, уход за одеждой, забота о животных и т. п. Важно почаще выполнять домашние дела детям вместе с родителями. В ходе совместною труда обсуждается план, уточняется технология, отдельные операции, оценивается результат и т. д. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность, в том числе на учебную. В ежедневном, посильном труде у детей формируются общедеятельностные умения — планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до необходимого результата, самоконтроль. • Семья ответственна за физическое здоровье ребенка. Родители заботятся о питании детей, помогают реализовать двигательную активность ребенка, закаливают, знакомят с различными видами спорта. Все эти факторы увеличивают работоспособность ребенка, способствуют бодрому, радостному настроению, развивают ловкость, сноровку, осознание своего физического здоровья. Если у ребенка есть отклонения в здоровье, правильное воспитание не фиксирует внимание ребенка на этих дефектах, избавляет его от ненужных комплексов. • Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональная организация жизни ребенка — полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд — укрепляет нервную систему, способствует успешности его обучения. • Родители должны предоставить ребенку возможность игр, общения со сверстниками. В младшем шкальном возрасте решается проблема поиска близкого друга, родственной души. Семье необходимо преодолеть свой эгоцентризм, страх перед чужим влиянием, не подменять целиком собой нужные ребенку социальные связи. Ребенок на этом этапе жизни учится воспринимать индивидуальность другого, постигает законы терпимости, дружбы, преданности, а в отдельных случаях учится себя защищать. Родители должны помочь ребенку разобраться в ситуациях, где имеют место шалость и хулиганство, недоразумение и хамство, когда уместна та или иная модель поведения. Дать совет, проанализировать ситуацию — вот в чем состоит мудрость взрослого. В заключении уместно еще раз подчеркнуть, что главная помощь семьи в учении ребенка — это забота о его духовной жизни, о добрых мыслях и поступках, расширении кругозора, насыщенности и радости бытия, осознания своего психического и физического здоровья. Содружество школы и семьи выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, быта детей. Учитель ориентирует родителей на проведение совместных с детьми мероприятий, в которых укрепляется взаимопонимание, духовное единение родных людей. Это совместные с детьми родительские собрания, где родители и дети на равных обсуждают классные проблемы; семейные домашние задания; выставки, праздники, где родители и дети являются равноправными участниками. Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Желаю удачи!
Рекомендуем посмотреть:
Рекомендации родителям будущих первоклассников Конспект консультации для родителей «Экскурсия выходного дня» Консультирование родителей. Правильное питание школьников Консультации для родителей по Правилам дорожного движения
Похожие статьи:
Школьная адаптация первоклассников
Система работы с родителями в начальной школе
Система работы с родителями в начальной школе .
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. Однако характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни общества, общественных отношений.
Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, все меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей. Роль школы в современных условиях —стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка
Главной целью образования является готовность личности ребенка к самопределению и самореализации. Цель — это идеальный образ конечного результата образования личности ученика. Образование и воспитание неразделимы по своей сущности. Следовательно, цели образования и воспитания тоже едины.
Воспитание – процесс двусторонний: с одной стороны – воспитательное влияние, с другой – собственная деятельность воспитанника, самовоспитание. Самовоспитание — это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.
Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения — это уродливое воспитание».
Задача учителя — убедить каждого родителя в ценности личности конкретного ребенка, помочь в определении личностной направленности воспитания каждого учащегося с учетом его индивидуально-психологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в воспитании гражданина с высокими моральными, интеллектуальными и физическими свойствами
Учителя начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.
Безусловно, современная семья очень изменилась. С одной стороны родители окружают ребёнка всеми благами, а с другой стороны — случаи безответственного отношения к детям. Что может в такой дисгармонии человеческих отношений сделать учитель? От чего зависит нравственность и безнравственность? Как повлиять на «бездушных, порой, родителей»? Эти вопросы задают себе многие учителя
Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники.
Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.
Основная задача этой работы — активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей -классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.
Разнообразны темы и формы проведения родительских собраний. Так, например, проведены родительские собрания: деловая игра «Развитие личности младшего школьника», продуктивная педагогическая игра « Воспитание ненасилием в семье», дискуссия «Психофизическое развитие детей младшего возраста», круглый стол « Детская агрессивность», мастерская «Моделирование воспитательной системы класса», собрание « Взаимоотношения в семье», тренинг «Законы жизни семьи, законы жизни класса».
Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей.
Собрания проводятся в форме «круглого стола», деловой игры с внесением элементов дидактических игр. Собрание « Как помочь ребенку стать внимательным» проведено в форме практикума.
Приложение № 1
Часто для работы с родителями используется тематическая лекция — самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог.
Обычно проводятся тематические лекции, например: «Трудовое воспитание детей» — 3 класс, «Авторитет родителей» — 2 класс, «Отец — воспитатель» — 4 класс.
Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно прошла этическая беседа с родителями и детьми 3 класса по теме: « Я — в мире людей».
Анкеты по изучению условий жизни и воспитания младших школьников в семье
Приложение № 2
Примерная тематика консультаций для родителей (по четвертям)
В практике учителей начальных классов проведение научно- практической конференции родителей « Воспитание детей в семье». В такой форме прошло одно из общих родительских собраний начальных классов. В ходе конференции решались вопросы: 1. Что является трудным для родителей в воспитании детей? 2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей? 3. Педагогический такт родителей. 4. Пути самовоспитания родителей. 5. В чем состоит влияние отца на ребенка? 6. Как вы организуете свободное время вашего ребенка? 7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе. В работе конференции приняли участие директор школы, заместители директора по учебно-воспитаельной и по воспитательной работе, школьный психолог. В ходе подготовки конференции учителя начальных классов выпустили газету, посвященную семьям, где лучше всего идет воспитание. После конференции приятным сюрпризом для родителей стал концерт, подготовленный детьми.
Сложилась традиция использования педагогами нашей начальной школы такой активной формы работы, как родительские тренинги.
В родительских тренингах участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Родителям дается возможность на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».
Часто используют педагоги в работе с коллективом родителей такую форму как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. В нашей начальной школе есть множество вариантов такого сотрудничества. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья» , утренники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики» , разговор- встреча родителей и детей «В сердце ты у каждого, Родина- Россия!» , праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники.
Классные руководители 1-4 классов постоянно используют еще одну форму работы с коллективом родителей — помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (новогодние утренники, утренники «Прощание с начальной школой»).
Родители всегда готовы помочь классным руководителям. А педагоги, в свою очередь, не скупятся на добрые слова в адрес самых активных помощников. На каждом собрании звучат слова благодарности в адрес родителей, которые оказывают помощь своему педагогу. Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя — привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.
Детские праздники в начальных классах превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Кроме того, праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей.
Индивидуальная работа с родителями начальной школы ведется через беседы, тематические консультации и посещение ученика на дому.
О чем чаще всего приходится беседовать учителю с родителями? Темы бесед и консультаций вытекают из наблюдений за воспитанниками. Замечает учитель какую – либо негативную черту в характере, в поведении ребенка, проводит с родителями беседу и вместе с ним решает, как избежать перехода изъяна в привычку. А значение привычки в формировании личности велико. Недаром народная мудрость утверждает «Посеешь привычку – пожнешь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. А потому педагог должен убедить родителей в том, что они должны следить за формированием положительных привычек, которые имеют огромное значение в развитии детей.
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывает идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что это проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это педагог, психолог, представитель правоохранительных органов. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.
Примерная тематика консультаций для родителей.
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? 2. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. 3. Грубость и непонимание в семье. 4. Талантливый ребенок в семье. 5. Вредные привычки. Как с ними бороться.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого учитель старается в начале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном время провождении в семье и лишь потом обсуждает причину своего прихода.
Мы считаем, что сложившаяся система работы педагогов начальной школы с родителями и учащимися наиболее эффективна. Об этом свидетельствуют сложившиеся традиции, совместные дела, хорошие взаимоотношения. Приятно то, что родители приходят в школу не только по вызову учителя, но и часто сами становятся организаторами интересных дел.
Приложение № 1
Общие сведения о школьнике (фамилия, имя, отчество, год и дата рождения, школа, класс, домашний адрес). 2. Посещал ли до школы детский сад? Как характеризуют ребенка воспитатели? 3. Состояние здоровья. 4. Темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). 5. Условия семейного воспитания (материальная обеспеченность, состав семьи, образование и культурный уровень ее членов). 6. Взаимоотношения в семье. 7. Отношение к ребенку в семье. 8. Отношение школьника к физическому труду (имеет ли постоянные поручения по хозяйству, приучен ли к самообслуживанию, какую помощь оказывает старшим и младшим членам семьи). 9. Отношение к родителям, взрослым. 10. Отношение к школе, коллективу, учителям, товарищам. 11. Отношение к учению, к общественно полезному труду. 12. Интересы, склонности, способности, увлечения. 13. Любимые учебные предметы. 14. Занятия во внешкольных учреждениях, в кружках. 15. Положение в коллективе (популярное, предпочитаемое, пренебрегаемое, изолированное). 16. Соблюдение режима дня (выполняет домашний и школьный режим, нарушает его, не придерживается никакого режима). 17. Поведение дома, на улице (примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное). 18. Поведение в школе на уроках, во время перерыва. 19. Положительные черты характера и поведения. 20. Особенности речи (речь четкая, грамотная или засоренная грубыми, нецензурными словами и выражениями) . 21. Отрицательные черты в поведении ребенка.
Приложение № 2
А н к е т а 1
1. Состав семьи (фамилия, имя, отчество каждого члена, год рождения, образование, специальность, где работает, кем работает). 2. Бюджет семьи. Средний денежный доход на одного человека. 3. Жилищные условия (жилая площадь в кв. м, наличие удобств). 4. Есть ли у ребенка рабочее место (комната, уголок, стол)? 5. Есть ли в семье библиотека, телевизор, дача, машина?Наверх
А н к е т а 2
1. Самостоятельно ли выполняет ребенок домашние задания? 2. Стремится ли он лучше учиться и вести себя? 3. Соблюдает ли режим дня? 4. Имеет ли постоянное поручение в семье? 5. Бываете ли вы вместе с ребенком в кино, театре, цирке, на выставках? 6. Выезжаете ли вы за город на лыжные прогулки, на рыбалку, за ягодами, за грибами и т. п.? 7. Играете ли вы с ребенком в настольные игры? 8. Беседуете ли на нравственные и политические темы? 9. Поддается ли ребенок вашим воспитательным воздействиям? 10. Поощряете ли вы его за положительные поступки?Наверх
А н к е т а 3
1. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (требование, убеждение, наказание, поощрение)? Подчеркните нужное в скобках. 2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку (да, нет, иногда) ? Подчеркните нужное. 3. Какие виды поощрения вы используете в воспитании (словесная похвала, одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом, покупка ребенку новой книги, игрушки)? Подчеркните нужное. 4. Наказываете ли вы ребенка физически (да, иногда, нет)? Подчеркните нужное. 5. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия (да, не всегда, нет)? Подчеркните нужное. 6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, иногда, ист)? Подчеркните нужное. 7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка (да, не всегда, нет)? Подчеркните нужное.Наверх
А н к е т а 4
Как много времени уходит у вас ежедневно на: 1) домашний труд (закупку продуктов, приготовление пищи, стирку белья, уборку помещения и др.); 2) занятия и общение с детьми (контроль за выполнением домашних заданий, посещение кино, театра, выставок, совместные игры, выезд за город и др.); 3) самообразование и развлечения (чтение газет, журналов, художественной литературы, просмотр телепередач, слушание радио, посещение кино, театра, художественных выставок и т. д.)? На вопросы этой анкеты отец и мать отвечают по отдельности.Наверх
А н к е т а 5
1. Сколько (приблизительно) книг в вашей библиотеке? 2. Сколько из них (приблизительно) педагогического и психологического содержания? 3. Какие журналы вы выписываете? 4. Какие газеты вы получаете? 5. Какие книги о воспитании детей вы прочитали в последнее время? 6. Назовите прочитанные книги, статьи, которые помогают вам в воспитании ребенка. 7. Помогают ли вам прослушанные в школе лекции и беседы в воспитании ребенка? 8. Испытываете ли вы потребность в чтении литературы по вопросам воспитания?
Примерная тематика консультаций для родителей (по четвертям)
Лекции
1 класс
1. Семья как воспитательный коллектив. Конституционный долг родителей в воспитании детей. 2. Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка. 3. Единые педагогические требования к школьнику как необходимое условие правильного воспитания. 4. Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье.
2 класс
1. Как руководить чтением ребенка? 2. Эстетическое воспитание детей в семье. 3. Использование педагогических методов убеждения и приучения в условиях семейного воспитания. 4. Роль личного примера родителей в воспитании ребенка.
3 класс
1. Эмоциональная жизнь ребенка и воспитание его чувств. 2. Половое воспитание ребенка. 3. Роль семейных традиций в воспитании детей. 4. Возрастные и психологические особенности подростков.
4 класс
1. Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей. 2. Трудовое воспитание младших школьников в семье. 3. Физическое развитие и воспитание ребенка в условиях семьи. 4. Особенности нравственного воспитания подростка
Единые педагогические требования учителей и родителей к младшим школьникам
К внешнему виду
Следить за чистотой, опрятностью своей одежды и обуви, быть аккуратно причесанным. В торжественных случаях (праздники, сборы, пионерские линейки и т. д.) приходить в школу в праздничной форме. На уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях приходить в спортивной форме. На уроках труда, субботниках, трудовых десантах быть в рабочей форме.
К поведению в школе
Приходить в школу своевременно, без опозданий. При входе в школу вытереть обувь, мальчикам — снять головной убор. Не приносить в школу предметы, игрушки, отвлекающие от занятий. В школе после уроков остаются учащиеся, посещающие группу продленного дня, занятые общественной работой, работой в кружках, спортивных секциях и т. д. Соблюдать гигиенические нормы и правила поведения, бережно относиться к школьному имуществу, поддерживать чистоту и порядок в классных комнатах, учебных кабинетах, коридорах.
К поведению на уроке
Своевременно готовить к занятиям необходимые учебные принадлежности, занимать со звонком свое место. В процессе урока внимательно слушать объяснение учителя и ответы одноклассников. На уроках напряженно работать, проявлять упорство, настойчивость, трудолюбие. Бережно относиться к учебникам, книгам, тетрадям, дневникам, учебным принадлежностям. Отвечать за чистоту и порядок на своем рабочем месте в классе, кабинете, мастерской.
К поведению на переменах
Завтракать и обедать в установленное режимом время. К директору, его заместителям, в учительскую входить только с разрешения старших. Во время отдыха находиться недалеко от классного помещения, чтобы со звонком занять свое рабочее место.
К поведению в общественных местах
Соблюдать чистоту, вести себя скромно и прилично. На улице соблюдать правила движения. В транспорте уступать места старшим, не толкаться, разговаривать вполголоса. Внимательно относиться к окружающим, проявлять сдержанность и уважение. Бережно относиться к зеленым насаждениям.
К поведению на массовых мероприятиях, праздниках
Во время проведения мероприятия соблюдать высокую культуру поведения, проявлять сдержанность, уступчивость в обращении с окружающими. В случае необходимости уступать место взрослым, мальчикам предлагать места девочкам. На общественных мероприятиях нельзя есть конфеты, семечки и пр. После окончания мероприятия первыми выходят гости, взрослые, девочки, последними — мальчики.
К поведению дома
Аккуратно, самостоятельно выполнять домашние задания. Соблюдать установленный в семье режим дня. Принимать активное участие в ведении домашнего хозяйства. Поддерживать чистоту в доме, содержать в порядке свои вещи, постель, рабочее место, соблюдать гигиенические нормы. Заботиться о своем физическом развитии: заниматься утренней гимнастикой, спортом; закаляться. Внимательно, чутко относиться к родителям, старшим членам семьи, заботиться о младших. Уходя из дома, предупреждать: куда, зачем; сообщать время возвращения.