Конспект занятия в старшей группе ДОУ на тему «Приметы зимы»
Конспект занятия со старшими дошкольниками на тему: «Приметы зимы».
Возраст: старший дошкольный возраст. Цель: Повторить и закрепить приметы зимы, забавы детей зимой. Расширить знания о времени года зима. Развивать речь, память, логическое мышление. Оборудование: Картинки о зиме, таблички.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Разгадывание загадки: Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Мама! Глянь-ка из окошка – Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней – Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. 3. Работа по теме занятия: — Посмотрите на картинки, что на них нарисовано? (На картинках нарисовано: Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика.) — В какое время года всё это бывает? (Это бывает зимой.) — Какое сейчас время года? (Время года зима.) — Сегодня мы поговорим о приметах зимы. Кто знает приметы зимы? Назовите их. 1. На улице стало холодно. 2. На земле лежит снег. 3. Реки покрылись льдом. 4. Люди надевают тёплую одежду. 5. Деревья покрыты инеем. 6. Наступили морозы. 7. Идёт снег. 8. Метёт метель, вьюга. 9. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, лепят снеговика. — Кому нравится время года зима? Почему? 4. Игра «Это верно или нет?» Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ о зиме. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!» Зимой дни короткие, а ночи длинные. Зимой дни длинные, а ночи короткие. (Хлопаем.) Зимой всегда жарко. (Хлопаем.) Зимой холодно и морозно. Зимой очень часто идёт дождь. (Хлопаем.) Зимой очень часто идёт снег. Зимой ходят в сандалиях и панамах. (Хлопаем.) Зимой ходят в тёплых куртках и шубах, шапках, сапогах. 5. Подвижная игра: «Попади в цель». (Из бумаги делаются снежки, нужно попасть в круг, нарисованный на доске.) 6. Объяснение пословиц о зиме: 1. Декабрь год кончает, зиму начинает. ( Декабрь последний месяц года, первый месяц зимы.) 2. Январь-году начало, зиме середина. (Январь первый месяц года, второй месяц зимы.) 5. В зимний холод всякий молод. (В холодный день у всех людей на щеках румянец, поэтому кажутся молодыми.) 4. Много снега-много хлеба. (Если за зиму выпадет много снега, то осенью соберут большой урожай хлеба.) 7 Отгадывание загадок о зиме и птицах: 1. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.) 2. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег.) 3. Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.) 4. Без рук, без топорища вымощен в реке мостище. (Лёд.) 5. На деревьях днём умело Долбит клювом он кору. (Дятел.) 6. Говорят они воришки, Эти серые малышки. И шумливы, и драчливы. Всё щебечут — Чьи вы, чьи вы? (Воробьи.) 7. Черновата грудь и шея У неё и голова, Хвост и крылья-почернее, — Вот крикунья, какова. (Ворона.) 8. Птица эта пестровата За ворону бы сошла С тем отличием ребята, Что с боков она бела. (Сорока.) 9. Игра: «Слепи снеговика». (С закрытыми глазами слепить из пластилина снеговика.) 10. Итог занятия: — О чём сегодня говорили? — О каком времени года? — Назовите приметы зимы. — Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? — Что интересного узнали?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы «Здравствуй, Зимушка-Зима!» Конспект занятия для старших дошкольников «Здравствуй, зимушка – зима» Конспект НОД в старшей группе: Как готовятся звери к зиме Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: Зима
Похожие статьи:
Конспект занятия в старшей группе на тему: Зимовье зверей
Конспект занятия в старшей группе на зимнюю тематику «Зимние забавы»
Конспект занятия «Птицы зимой». Старшая группа
Конспект занятия по экологии в старшей группе в детском саду. Птицы в лесу
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе на тему: Зима
Консультация для родителей ДОУ. Зимние прогулки с детьми 5-7 лет
Консультация для родителей ДОУ. Зимние прогулки – наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста. Приметы зимы с презентацией
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры Описание: Материалы этой консультации будут полезны для педагогов ДОУ, использоваться в работе с родителями Цель: составление рекомендаций для родителей по ознакомлению с приметами зимы на прогулках с дошкольниками Задачи: — рассказать родителям о пользе зимних наблюдений на прогулках с дошкольниками — пропагандировать познавательные прогулки родителей с дошкольниками в зимний период Наступила долгожданная зима. Вся природа очень быстро преобразилась, особенно, если все вокруг покрыто снегом. Дремучий лес стал укрыт белоснежным покрывалом, реки и озера сковал толстый слой льда, совсем исчезли все насекомые, перелетные птицы еще осенью улетели в теплые края. Все эти приметы наступившей зимы понятны для взрослых людей. Дошкольнику необходимо их показать и пронаблюдать вместе с ним.
Огромная польза наблюдения. Природа окружает человека везде: идете Вы мимо парка на работу, гуляете ли с Вашим ребенком по городу, отправились ли летом в деревню к дедушке и бабушке. Приобщайте своего ребенка к наблюдению за явлениями природы, ведь это так увлекательно, познавательно и интересно. Многие родители думают, что наблюдать за природой скучно, несерьезно. Сегодня родители считают, что ребенок в дошкольном детстве должен освоить чтение, счет предметов, знать цифры, знаки, уметь выделять лишнее и грамотно и чисто разговаривать. Данные целевые ориентиры, конечно, важны для дошкольников, однако именно наблюдения помогают дошкольникам узнать новое о природе, сделать сравнение, потом вывод, найти причину и результат действия. Кроме того, при наблюдении за объектами природы у ребенка возникают чувства бережного отношения, заботы, что куда более полезно и важно, чем обучение счету и письму в три года. Именно наблюдения за природой помогут воспитать Вашего ребенка нравственным, умеющим заботливо и бережно относиться ко всему, что его окружает.
Сегодня дошкольники, проживающие в городе, очень мало бывают на природе, да и самих природных объектов, таких как парки, скверы, осталось в городах все меньше и меньше. Родители рассказывают дошкольникам о временах года, явлениях природы в эти времена года, показывают видеоролики, фильмы, книжки с объектами и явлениями природы. Все это, безусловно, необходимо. Однако, дошкольники предпочитают один раз увидеть, прочувствовать и только тогда запомнить надолго. Для дошкольника интересно отправиться вместе с родителями в зимний лес, городской парк, чтобы самостоятельно увидеть красоту окружающей природы и природных явлений, рассмотреть те волшебные признаки зимы. При этом взрослый задает вопросы, помогая ребенку в развитии любознательности, поиске ответов на многочисленные вопросы. Вместе с ребенком теплее оденьтесь, возьмите с собою фотоаппарат и хорошее настроение, вперед на зимнюю прогулку.
О приметах зимы. Самое первое наблюдение, конечно, о том, что изменилось в природе зимой – о приметах зимы. Даже у дошкольника 4-5 лет уже есть опыт и некоторые познания о зимних приметах. Любой дошкольник ответит, что только зимою бывает снег.
Почему именно зимой выпадает снег? Только зимою на улице очень холодно. Снежинки в туче – замерзшие капельки воды. Летом и весною из дождевой тучи на землю падает дождь — зимою тучи превращаются в снеговые, при низких температурах из туч идет снег. Разрешите своему ребенку взять в руки снежок, чтобы он пронаблюдал, как от его горячей ладошки снег превратится в воду. Вместе с ребенком соберите снег в ведро и принесите его в квартиру. Посмотрите, что через некоторое время снег растает, превратится в воду. Заморозьте эту воду в морозилке, пусть Ваш ребенок увидит, что лед – это тоже вода. Можно добавить в воду ярких гуашевых красок, тогда льдинки станут разноцветными. Если Вы вышли на прогулку с ребенком во время снегопада, можно увидеть падающие снежинки на одежде или варежке. Расскажите ребенку, что снежинки состоят из шести лучей, они не похожи друг на друга, если на улице мороз, то снег скрипит и хрустит именно потому, что множество лучиков от снежинок ломаются. Дома можете найти фотографии снежинок и показать ребенку.
Пусть Ваш ребенок увидит, что все снежинки могут быть разной формы, разного размера, но у каждой по шесть лучиков. Также дома можете изготовить снежинки из бумаги вместе с ребенком. Дошкольникам очень нравится работать с бумагой и ножницами, кроме того он научится вырезать из бумаги, сложенной в два или в четыре раза. Можно поговорить с ребенком, почему именно зимой бывает холодно. Для этого Вам понадобиться глобус и настольная лампа. Превратитесь в астрономов, рассказав ребенку, что Земля наклонена, Солнце греет Землю неодинаково. Если на одной половине планеты лето, то на другой наступает зима. Когда Земля проходит вокруг Солнца полкруга, там, где была зима приходит лето, а где было лето наступает зима. Также Вы можете сделать фигурки детей в зимней и летней одежде, расположив их на глобусе.
Все люди в любое время года надевают определенную одежду, обувают обувь, голову защищают головными уборами. В морозный день можно поговорить с ребенком о зимней одежде, обуви, головных уборах и рассмотреть через окно, во что одеты и обуты на улицах прохожие. Ребенок увидит разницу в одежде и обуви взрослых и детей.
Несомненно, зима – чудесное время для закаливания и спорта. Познакомьте Вашего ребенка с самыми интересными зимними видами спорта, сходите на каток, хоккейный матч, приобщите ребенка к тому, что здоровым и веселым можно быть и когда на улице зима.
При снегопадах на улицах городов можно заметить снегоуборочную технику. Вместе с ребенком понаблюдайте за ее работой, расскажите о пользе снега для растений, а также о помощи этой техники для жизни людей и работы транспорта в городе.
Ваш ребенок наверняка заметил, что зимою дни короче, а ночи длиннее. Вы можете рассказать ему, что осенью Вы возвращались из детского сада и еще светило солнце, а зимою Вы приходите в детский сад и на улице сумерки, уходите из детского сада и на улице тоже сумерки. Таким образом, даже зимнее время года дает прекрасный материал для наблюдений с Вашим ребенком. Наблюдайте, узнавайте новое, интересное, сравнивайте и делайте выводы.
Успешных Вам познавательных прогулок с Вашим ребенком!
Презентация на тему: Консультация для родителей дошкольников «Зимние прогулки – наблюдения. Приметы зимы»
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей детского сада. Покормите птиц зимой Консультация для родителей младшей группы. Как организовать детский досуг зимой Как правильно одеть ребенка зимой на прогулку Консультация для родителей в детском саду. Зимние прогулки — наблюдения с детьми старшего дошкольног
Похожие статьи:
Игры зимой на улице для детей, 2-4 года
Знания, которые должны быть сформированы
На уроке детей следует попросить рассказать о признаках зимы в их местности. Они могут быть разными: ученики Краснодарского края скажут, что устойчивый снежный покров может совсем не установиться; дети из школ Мурманской области отметят — в ноябре появляются первые признаки зимы. День, когда подуют холодные ветра, может наступить и в октябре, и в декабре, и в январе (в зависимости от региона).
На подобном уроке обязательно объясняют следующие понятия:
- метель, вьюга, буран;
- гололедица;
- оттепель;
- изморозь.
Период, который начинается с дня зимнего солнцестояния и заканчивается днем весеннего равноденствия, называется астрономической зимой. Жители Северного полушария считают время от 22 декабря до 21 марта, а Южного — от 22 июня до 21 сентября. Астрономическая зима почти совпадает по времени с периодом, который считался зимним в давние времена на Руси — от Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) до Благовещения (25 марта по старому стилю).
Зимние приметы в живой и неживой природе на весну, лето
Народные приметы живой природы
По поведению природы зимой можно узнать, каким будет лето или весна и когда они наступят. Зимние холода быстро надоедают и люди с нетерпением ждут теплых дней. Поэтому зимних примет в живой и неживой природе на весну, лето очень много:
Народные приметы
Изучать приметы всегда интересно, и очень забавно наблюдать за поведением природы, особенно, если приметы сбываются.