Особенности макетов изб разных народностей из бумаги
Чаще всего делать макет избы из бумаги приходится именно для детского сада. При этом поделка может выглядеть совершенно по-разному, так как у каждой народности присутствуют свои особенности в плане постройки жилищ. С учетом исторических данных, используя обычную бумагу и картон, можно получить исторически достоверную мини-избушку.
Где пригодятся макеты на данную тематику
Макеты на данную тематику точно пригодятся для поделок в детский сад или младшие классы школы. Старинная избушка из бумаги сможет стать центральным элементом композиции на любую тематику.
Бумажный домик может стать отличной основой для изготовления новогодних декораций, если вовнутрь поместить диод, который будет светиться и создавать зимнюю атмосферу. По такому же принципу можно сделать ночник в детскую комнату.
Открытые макеты могут использоваться для игры с детьми или стать экспонатом на детской выставки с историческим уклоном. Открытая модель является отличной демонстрацией быта и жизни того времени.
Примеры готовых макетов из бумаги и картона
Макет русской избы из бумаги может представлять собой открытую конструкцию, которая представляет вниманию именно внутреннее убранство жилища того времени, или домик закрытого типа. В любом случае, изготавливаются в основном они из бумаги или картона:
- Макет открытого типа с воссозданными предметами мебели.
- Вариант самого простого макета, который изготавливается из гофрированного картона.
- Макеты сказочных славянских избушек для детских поделок.
Разнообразие поделок такого типа удивляет нестандартными решениями и фантазийными элементами. И хоть на первый взгляд тематика достаточно узкая, все проявить креативность можно и здесь.
Как сделать старинную избу
Чтобы создать макет старинной избы, нужно в первую очередь ознакомиться с историческими документами, в которых описан внешний вид жилища славян. Обычно это сруб, который формировался из бревен, которые накладывались в определенной последовательности. Главной особенностью деревенской избушки являются расписные окна с красивыми ставнями. В соответствии с этими данными можно представить, как именно выглядит русская изба, а, значит, можно будет разработать достоверный макет.
Необходимые материалы и инструменты
Для изготовления крестьянской избы нужны следующие инструменты и материалы:
- офисная белая бумага;
- клей с кисточкой или клей-карандаш;
- двухсторонний скотч;
- картон;
- гуашь коричневого, серого и черного цвета;
- цветная бумага для декора;
- толстая и тонкая кисточки;
- картонная коробка;
- ножницы, линейка и простой карандаш.
Понадобятся и другие отделочные материалы, если будет формироваться полная композиция со двором и деревьями.
Поэтапная сборка подробного макета с пошаговыми фото
Принцип сборки и формирования отдельных деталей можно описать в следующем алгоритме:
- Каждый лист белой бумаги нужно разделить на 3-4 равные части вдоль короткой стороны. Получатся широкие полоски. Нужно сформировать из полосок трубочки, которые скручиваются в несколько слоев и проклеиваются клеем ПВА. С помощью двухстороннего клея на картонную коробку приклеить перпендикулярно 4 трубочки, которые станут опорой крыши в дальнейшем и помогут определиться с параметрами избушки. Далее вдоль опор ярусами можно приклеивать друг к другу другие трубочки из бумаги.
- Когда стенки практически закроют вертикальные элементы, можно остановится. Теперь белые «бревна» можно покрасить коричневой гуашью. Нужно дождаться полного высыхания. Пока это будет происходить, можно приступить к изготовлению крыши.
- Подготовить лист картона и сложить его пополам, что сформировался точный перегиб. Из цветной бумаги темного цвета (черной, коричневой) вырезать полоски шириной 3-5 см. С одной стороны каждой полоски сформировать волны, вырезав их ножницами. Двигаясь от центрального сгиба на картонном листе, клеить волнистые полоски до самих краев. На одной из сторон можно приклеить трубу, которую легко сделать из картонной полоски.
- Теперь можно приклеить крышу к основанию стен. Отверстия, которые формируются по бокам можно заклеить треугольниками из цветного картона, которые легко крепятся к основанию с помощью двухстороннего скотча.
- Следующим этапом станет изготовление окон с резными элементами и дверей. Эти детали легко сделать из цветной бумаги. Основание окон и дверей клеится к «бревнам».
- Таким образом получается красивая избушка-сруб из бумаги. Работа займет около 3-х часов времени. Но изготовление такого макета станет приятным занятием и для ребенка и для родителя.
Если расширит композицию, то макет избушки со двором будет выглядеть следующим образом.
Для изготовления забора, деревьев, внутренних построек тоже используется обычная бумага.
Удмурская изба
Удмурты – народ с богатой историей. Их жилища по своему оформлению и обстановке достаточно сильно похожи а русские избы. Отличительной особенностью домов было их убранство – расписной яркий текстиль. Главным украшением дома была всегда огромная печь и расписные сундуки, в котором хранились «семейные богатства».
Открытый макет удмуртской избы:
Татарская избушка
В соответствии с религиозными особенностями и основами восточной культуры оформлялось и жилище у татар. Внешне никакого отличия от убранства русской избы нет, но в большинстве семей существовало четкое разделение жилья на мужскую и женскую половину. При этом центром композиции является большая белая печь и яркое тактильное оформление с восточными мотивами.
Развернутый макет татарской избы:
Русская народная
Русская народная изба имеет главную особенность всегда чистую побеленную огромную печь, которая была центром всего дома. Дополнительно ее расписывали красками, чтобы сделать яркие акценты в интерьере простого дома.
Каким можно создать открытый макет русской избы своими руками из картона:
Аппликации для детей
Макет избы для детского сада может представлять собой обычную аппликацию. При этом есть несколько вариантов изготовления поделки такого типа, где главной особенностью является определенный уровень сложности. Самая простая аппликация русской избы:
- Подготовить несколько одинаковых полосок из бумаги коричневого цвета. Из них будет формироваться фасад (основа) избы.
- Понадобиться треугольник, основание которого буде такой же длины, как и полоски для фасада.
- 2 прямоугольника, которые станут окнами. И еще 1 прямоугольник более узки, но длинный – труба.
Далее все элементы приклеиваются на лист картона следующим образом. В старшей группе детского сада можно использовать такой же пример аппликации, но с более сложными элементами – резными ставнями и замысловатым обрамлением крыши. дополнить картину можно и другими элементами – деревьями, лавочкой, колодцем.
Шаблоны для вырезания
Можно распечатать уже готовый шаблон со всем необходимым цветовым оформлением. Заготовку нужно будет только склеить, формируя нужные формы. Примеры шаблонов для вырезания:
- Детализированный эскиз, сборка которого требует определенных навыков и знаний.
- Простой шаблон для вырезания, состоящий из 2-х деталей.
- Шаблон для изготовления плоского распашного домика.
Шаблон для вырезания можно подготовить и самостоятельно, если присутствуют навыки рисования.
Идеи оформления и украшений
Открытая изба из картона обычно заполняется мебелью, текстильными элементами. Это обязательный момент при изготовлении модели жилища. Что можно использовать в процессе декорирования:
- Обычно вся мебель изготавливается из картона, а потом окрашивается гуашью.
- На окна можно сделать занавески из легкой цветной ткани. По такому же принципу изготовляется скатерть на стол и покрывало на кровать.
- Главный объект – белую печь можно тоже сделать из картона, но лучше использовать пенопласт.
- Возле печи можно уложить связку из веток. Да и в саму печь можно положить мелко наломанные ветки.
- Стол можно украсить самоваром, полки «глиняными» кувшинами. Посуду можно изготовить из пластилина, который потом желательно вскрыть клеем или лаком.
Изготовление домашней утвари, мебели и подбор текстиля – это достаточно интересный процесс обустройства жилища славян. Дополнительно можно даже соорудить «красный угол» в избе, чтобы точно следовать историческим данным.
Существуют разноплановые схемы, в соответствии с которыми можно создать бумажный макет избы любой народности. Главное, навести исторические справки перед тем, как приступать к работе. Интересней всего делать именно открытый макет внутренней части избушки. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. Особенно процесс работы над таким изделием понравится детям.
Мини-музей «Русская изба» в детском саду
Мини-музей детского сада «Русская изба».
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.
Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.
Поэтому у нас в детском саду создан мини-музей «Русская изба».
Идея его создать возникла давно. Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей:
1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
2.Развивать воображение детей.
3.Обогощать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
4.Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.
А началось всё с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, потешкам, загадкам, сказкам, играм. Во многих из них встречались непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Педагогам приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии или картинки. Но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные домотканые половички, из деревни привозили чугунки и ухваты. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым. Многие экспонаты для музея мне передала моя бабушка Сорокина Марфа Федотьевна. Её рассказы о жизни, я пересказывала детям. Они с большим интересом слушали и просили повторить тот или иной рассказ. С большим интересом дети участвовали в изготовлении тряпичных кукол, помогали квасить капусту, лепили посуду из глины, а затем расписывали её. А с каким чувством гордости, собственной значимости они приносили в детский сад какой –либо экспонат. Так по крупицам стали появляться экспоненты музея. Выделили помещение и стали обставлять избу. Сначала наш мини-музей занимал часть групповой комнаты. Затем его перенесли в холл детского сада, где он стал доступен всем желающим: и детям и родителям. В избе есть и русская печь, и домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем, сундук, старинный утюг, самовар, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари. Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, баранками. Над столом расположена образ-иконка девы Марии с младенцем. Этот образ выражает как бы защиту детей, покровительства святой Девы Марии детям. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. Рядом с сундуком стоит прялка, веретено, на которое сматывались спряженные нити. Рядом с прялкой находится подставка с куделью (не пряденная шерсть). В другом углу избы стоит русская печь (имитация), на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова. В уголочке примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме.
Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага. Возле тёплого места в избе стоит люлька (деревянная детская кровать). В люльке лежит младенец (кукла), Люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Дети, проходя в музей, могут всё трогать руками, рассматривать, им интересно слушать хозяйку избы бабушку Арину и деда. Хозяева избы часто предлагают детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывают загадки, общаются с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц. Интересные рассказы хозяйки избы об игрушках, которые здесь могут увидеть дети: соломенные и деревянные куклы. Много чего есть в русской избе: стиральная доска, керосиновая лампа, коромысло. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.
Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.
Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.
Занятия в музее ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.
Особый интерес у детей вызывает поставить ухватом чугунок в печку, покачать в люльке младенца, спеть ему колыбельную песенку. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: « Чем богаты — тем и рады», « Какова хозяйка — таков и стол».
Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это — неотъемлемая часть нашей культуры.
В музеи проходят и занятия кружка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», на которых дети более подробно узнают о жизни и быте наших предков.
Мини — музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.
Мини-музей «Русская изба» был создан в нашем детском саду «Сказка» в 2010 году. Его организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины. Кроме того, оно способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.
При организации мини-музея учитывались следующие принципы: интеграция, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности, разнообразия, экологичности, безопасности, глобализма и регионализма, креативности. Все эти принципы позволяют музею стать частью образовательного пространства нашего детского сада.
Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка), прялка, веретено, самовар, сундук, коллекцию игрушек в народных костюмах, обереги и много всего прочего.
Здесь представлен также обширный материал из декоративных элементов. А для людей, которые глубоко интересуются историей своего народа, имеется методический материал: книги, конспекты, игры, аудио и видео пособия.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие сотрудников детского сада и родителей в накоплении предметов быта русского народа.
Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство — мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее во второй младшей группе
Дата. | Тема. | Цель. Использование атрибутов музея. | Интеграция с другими видами деятельности. |
Сентябрь. | «Милости просим в избу» | Формирование представлений об избе, знакомство с хозяйкой. | Народная игра «Катя, Катя маленька» |
Октябрь. | «Сорока-сорока» | Формировать представление о кухонной утвари: глиняный горшок, миска | Обыгрывание потешки «Сорока» |
Ноябрь. | Ай, качи, качи. | Знакомство с колыбелькой, зыбкой. | Чтение «Вот и люди спят», игра «Бай, качи» |
Декабрь. | Водичка-водичка. | Знакомство с рукомойником. | Пение попевки «Вода-водица» |
Январь. | С гуся вода, с Ваня худоба. | Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике. | Исполнение потешек об умывании, колыбельных. |
Февраль. | Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча | Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок. | Народная игра «Лады» |
Март | Наша –то хозяюшка умела была. | Закрепить представление об использовании веника, голика, | Разучивание потешки «Наша-то хозяйка» |
Апрель | Колобок – румяный бок. | Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка. | Инсценирование сказки |
Май. | Идёт коза рогатая. | Познакомить с назначением крынки, подойника. | Использовать потешки о корове и козе |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе
Дата. | Тема. | Цель. Использование атрибутов музея. | Интеграция с другими видами деятельности. |
Сентябрь. | «Дорогим гостям рады» | Продолжать знакомить с избой, показать назначение красного угла. | Пробуем угощение-овсяный кисель Заучивание «Восенушка-осень» |
Октябрь. | «Как Иванушка на ярмарке был» | Продолжать знакомить с атрибутами праздничного народного костюма (ленты, бусы) | Обыгрывание потешки «Ай, тари, тари, тари» |
Ноябрь. | «Пошла млада за водой» | Рассмотреть вёдра, коромысло. | Инсценирование песни. Украшение коромысла |
Декабрь. | «Из бабушкиного сундука» | Продолжить знакомство с народными игрушки (бирюльки, матрёшки, игрушки-свистульки) | Изготовление куклы-скрутки |
Январь. | «Приходите во горницу» | Скалка, печь, чело, подтопок | Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» |
Февраль. | Наши подружки -ложки, миски, кружки | Знакомить со старинной деревянной утварью. Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент. | Продуктивная деятельность «Укрась посуду» |
Март | «Эх, лапти мои» | Показать лапти, познакомить с их назначением. | Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» |
Апрель | «Хозяйкины помощники» | Уточнить представление о таких экспонатах музея, как сито, скалка, самовар | Отрывок из сказки «Федорино горе» |
Май. | «Курочка в избушке веником метёт | Веник, голик, совок. | Народные загадки |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе
Дата. | Тема. | Цель. Использование атрибутов музея. | Интеграция с другими видами деятельности. |
Сентябрь. | «Как Марьюшку бельё стирала и гладила» | Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска), | Народные загадки об утюге. Стирка платочков. |
Октябрь. | «Волшебные спицы» | Знакомить с спицами и вязанием на них. Рассматривание шерстяных вещей, беседа «Откуда шерсть берётся» | Продуктивная деятельность «Украсим Марюшке вязаные вещи» |
Ноябрь. | Золотое веретено | Познакомить со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда (Кудель, прялка, веретено) | Народная игра «Прялица» |
Декабрь. | Волшебная иголка | Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики) | Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки |
Январь. | Как Марьюшка детей растила. | Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой. | Картина Маковского «Крестьянские дети» Потешка «Лады-лады» |
Февраль. | Сверху пар, снизу жар-это русский самовар | Познакомить с традицией чаепития. | За самоваром знакомимся с докучными сказками. |
Март | Весна пришла, сороки привела. | Сито, скалка, ларь | Печём жаворонков. |
Апрель | Одежда наших предков | Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями её изготовления. | Пение «Уродись, бел ленок» |
Май. | Прощание с избой | Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов. | Народные загадки |