В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
Федеральный государственный стандарт для педагога является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и становлении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальности и необходимой помощи при нарушениях развития.
В ФГОС говорится, что работа, проводимая с родителями должна быть индивидуальной, учитывать социальный статус, «настроения в семье», требования родителей к воспитанию и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения.
Семья и детский сад — два кита ,на которых строит наше будущее. Не редко им не хватает взаимопонимания, компромисса, чтобы услышать друг друга и взаимодействовать в согласии. Как же изменить такое положение? Как привлечь родителей к совместной работе? Как создать единое поле для развития ребенка в семье и детском саду?
Существуют следующие направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с дошкольным учреждением:
1. Познавательное; 2. Досуговое; 3. Информационно-аналитическое; 4. Наглядно-информационное.
Существуют традиционные и не традиционные формы проведения родительских собраний.
Традиционные формы, такие как: классические родительские собрания, беседы, консультации, работа с родительским комитетом, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей – педагоги используют ежедневно в своей деятельности. Однако, в современных условиях, этих форм взаимодействия недостаточно для полноценного сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй, поэтому существуют и нетрадиционные формы взаимодействия.
К ним относятся: 1. Взаимодействие по средствам интернет-технологий (сайты детского сада, личные блоги воспитателей, рассылка информации с помощью электронной почты и т.д.) 2. Проведение мастер-классов для родителей; 3. Выпуск семейных газет; 4. Фотовыставки; 5. Круглые столы 6. Педагогическая гостиная.
В нашем детском саду активно используется такая нетрадиционная форма работы с родителями как педагогическая гостиная.
Педагогическая гостиная — специально организованная форма взаимодействия воспитателей ДОУ, узких специалистов ДОУ (логопед, психолог, мед.сестра), родителей и воспитанников.
Посещение педагогических гостиных позволяет родителям по–новому взаимодействовать с детьми, учитывая консультации оказываемые педагогами.
Основная цель проведения педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать индивидуальность ребенка с помощью родителей, при их активном участии.
Подготовка к организации педагогической гостиной начинается с определения темы, например: • «Знаешь ли ты своего ребенка?» • «Наш друг-книга» • «Играют дети — играем вместе» • «Наша дружная семья» • «Охрана жизни и здоровья ребенка»
«Я заканчиваю ясли, поступаю в детский сад» — так звучала тема одной из наиболее интересных (по мнению родителей) педагогических гостиных, проводимых в нашем детском саду.
Нами были созданы приглашения для родителей, в которых анонсировалось данное мероприятие, для того чтобы заинтересовать родителей.
Выступали логопед и психолог с консультацией «После трех уже поздно». Родители могли получить и индивидуальную консультацию по интересующим их вопросам.. Затем выступали воспитатели с подведением итогов первого года в ДОУ. Для посвящения в ряды детского сада родителям был торжественно вручен «Кодекс настоящего родителя» и произнесена «Клятва родителя».
Клятва родителей
Клянетесь ли вы: • Любить «Березку» так же, как мы? • Приводить детей на занятия в любую погоду: мороз, слякоть, жару? • С уважением относиться к своим детям, любить ребенка не за хорошее поведение, а за то, что он ваш единственный и неповторимый? • Активно участвовать во всех наших праздниках, собраниях? • Поддерживать атмосферу добра, любви?
Затем проходило торжественное награждение родителей в различных номинациях: • Самые отзывчивые • Самые ответственные • Самые активные • Самые приветливые • Самые доброжелательные • За умение дружить
Наградой служили памятные грамоты, созданные детьми, с помощью воспитателя. Для родителей был организован мини-концерт с участием детей. И в заключении был представлен вниманию родителей видео фильм о жизни группы за прошедший год.
Преимуществом этой системы взаимодействия ДОУ с семьёй является: • Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; • Учет индивидуальности ребенка; • Укрепление внутри семейных связей; • Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Автор: Гекк Виктория Евгеньевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №459 «Березка», г. Челябинск, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Педагогическая гостиная «Современные формы работы с родителями»
МКОУ «Прогимназия №9 «Ручеек»
г. Хасавюрт
Педагогическая гостиная
«Современные формы работы с родителями»
Выполнила: музыкальный руководитель
Батырмурзаева Н.В.
Цель:
Распространение опыта работы взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников.
Задачи:
- Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах музыкального развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
- Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на музыкальное развитие детей.
- Обогатить методическую копилку для родителей «Музыкальная мастерсая».
Подготовительная работа:
- Оформление приглашений для родителейв гостиную.
- Анкетирование родителей по проблеме «Музыкальное развитие детей» (приложение №1).
- Создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ».
- Оформление выставки музыкально — дидактических игр, направленных на музыкальное развитие дошкольников.
- Памятки для родителей «Современные формы работы с детьми»
- (приложение №2).
- Индивидуальное общение с родителями на тему: «Музыкальный репертуар, направленный на развитие детей».
План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово музыкального руководителя по современным технологиям.
2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.
3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
4. Обмен опытом родителей «Музыкальный репертуар, направленный на развитие детей».
5. Памятка для родителей «Современные формы работы с детьми»
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово музыкального руководителя по современным технологиям.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи взаимодействия детского сада и семьи.
В своей музыкально-художественной деятельности планируя работу, стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его музыкальное восприятие. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в музыкальной школе. Вот почему в ТРИЗ — педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
2. Проводится анализ результатов анкетирования родителя
«Музыкальное развитие детей» (приложение №1).
3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. (слайды 1-2)
С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.
- Круги Луллия.
Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.
Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. «Покажи композитора», «Музыкальные профессии», «Назови нотку» и пиктограмма с настроением.
- Пособие «Гусеничка»
(слайд 3)
Формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять группы музыкальных инструментов.
4. Обмен опытом родителей
«Музыкальный репертуар, направленный на развитие детей».
- Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «бубен», и придумывает какое-нибудь игру, «Громко — тихо». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнюю игру, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
- Игра «Шкатулка с песнями»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.
Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо подумать, какую песню исполнить. После того как первый играющий спел 2 – 3 песни, следующий вынимает другой предмет и продолжает вспоминать песни, про этот предмет. Когда концерт закончился, предметы собирают вместе и начинается новый концерт. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная композиция, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
5. Подведение итога мероприятия.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.
Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!
Приложение№1
Приложение №2.
Отзыв на педагогическую гостиную
«Современные работы с родителями»
Многие родители ставят перед собой задачу развивать ребенка, в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей.
Перед данным мероприятием Надия Вагабовна с нами провела анкетирование «Музыкальное развитие ребенка». Там уже были вопросы, которые заставили призадуматься. Потом нам передали приглашения в гостиную. После этого было неудобно проигнорировать мероприятие.
Мы узнали, что занятия по музыке с использованием современных – технологий — это импровизация, игра, мистификация.
Ведь важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому музыкальный руководитель в своей работе особое внимание уделяют музыкальному развитию своих воспитанников.
Потом нам показали презентацию «ТРИЗ — игры и методические пособия, используемые в ДОУ». Оказывается, дома, я играла с ребенком в игры, использовав элементы ТРИЗ, даже не подозревая об этом.
Во время данного мероприятия я увидела, что ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям наших детей.
Родительница старшей группы Маматавова Г.Б.
Директор
«Прогимназия «Ручеек»Маликова М.Г.
Отзыв на педагогическую гостиную
«Современные работы с родителями»
Надия Вагабовна Батырмурзаева относится к той категории творческих педагогов, которые находятся в постоянном поиске новых форм и идей эстетического воспитания детей.
Надия Вагабовна талантливый педагог и музыкант. На её занятиях дети не просто поют, слушают и двигаются. Она расширяет их кругозор, учит разбираться в таких понятиях, как «ри, «жанр». Учит жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое позитивное, яркое и жизнеутверждающее. И все это, конечно, через сказку и игру.
Дети с удовольствием ходят на музыкальные занятия, с большим желанием участвуют в различных праздниках и утренниках. Это говорит о том, что профессиональный уровень педагога очень высок.
Надия Вагабовна часто в своей работе использует компьютерные презентации, которые создает сама. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Ежедневно применяет ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.
Родительница старшей группы Кадимова Л.Д.
Директор
«Прогимназия «Ручеек»Маликова М.Г.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Руководитель кружка: Бирюкова Ольга Александровна
Задачи:
- оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении мероприятий при переходе детей из детского сада в школу;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями, детским садом и школой;
- оказывать методическую помощь в развитии познавательных интересов (памяти, внимания, мышления, воображения)
у детей старшего дошкольного возраста.
Положениео Педагогической гостиной
1. Общие положения
1. 1. Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада, семьи, школы в вопросах преемственности воспитания и обучения детей, всесторонней и планомерной подготовки родителей к обучению детей в школе, повышения педагогической грамотности родителей.
1. 2. Основными принципами работы клуба являются:
- принцип открытости,
- добровольности,
- развивающего диалога,
- конфиденциальности,
- активности,
- постоянной обратной связи,
- преемственности.
1. 3. Участниками клуба являются:
- родители детей,
- педагог-психолог,
- педагоги детского сада,
- педагоги школы, учитель-логопед,
- врач ДОУ,
- библиотекарь.
1. 4. Непосредственным руководителем клуба является Бирюкова О.А
- 5. Положение о клубе утверждает заведующий дошкольным о учреждением
- Основные направления деятельности гостиной
- 1. Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах подготовки детей к школе.
- 2.Повышение педагогических знаний родителей детей старшего дошкольного возраста.
- 3.Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.
- 4. Популяризация деятельности клуба среди родителей.
- Права и обязанности участников клуба
- 1. Родители – члены клуба имеют право:
- на получение квалифицированной помощи по подготовке и адаптации ребёнка к школе;
- на получение практической помощи;
- на высказывание собственного мнения и обмен опытом;
- давать оценку деятельности клуба в целом и по отдельным вопросам;
- участвовать в планировании клуба.
- 2. ДОУ имеет право:
- на внесение корректировки в план работы клуба в зависимости от высказываний и проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания.
- 3.ДОУ обязано:
- планировать работу клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психологических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
- предоставлять место для проведения заседаний клуба;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
- 4. Родители – члены клуба обязаны;
- уважать мнение друг друга и других участников клуба в процессе обсуждения вопросов воспитания и обучения детей;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе клуба;
- принимать активное участие в работе клуба.
- Организация деятельности «Педагогической гостиной»
- 1. Работа клуба осуществляется на базе ДОУ.
- 2. Работа планируется по результатам опросов родителей и рекомендациям педагога-психолога, педагогов детского сада, педагогов школы.
- 3.Количество заседаний клуба зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей детей 6-7 лет.
- 4. По итогам заседаний клуба обсуждаются результаты работ, её эффективность.
- Формы организации клуба
- лекции,
- круглый стол,
- практикумы, тренинги,
- беседа-диалог,
- встречи.
Учительница ведёт урок
Совместное мероприятие от дошкольника к школьнику
Родители рассказывают о своих профессиях
Посещение школы
Школа №2
Результаты работы клуба
В итоге работы клуба у родителей формируются определённыё модели поведения с ребёнком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в подготовке детей к школе, устанавливать доверительные отношения между детьми, педагогами и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка в период адаптации к школе. По результатам анкетирования в конце учебного года трудности испытывают 35% родителей. Это в основном те родители, которые не посещали клуб.
Следующая > |