Виды театрализованной деятельности
Театрализованные игры в старшей группе можно разделить на два основных вида: драматический и режиссерский. Вторым дети начинают овладевать самостоятельно, когда играют игрушками: они управляют плюшевыми артистами, произносят за них речь, двигают, сроят взаимоотношения между игрушками.
Драматический же вид деятельности подразумевает самостоятельное выступление ребенка как артиста с применением различных приемов выразительности речи.
Дети в качестве артистов
Открытые занятия
Открытые уроки по театрализованной деятельности привлекают детей своей натуральностью. В импровизированном зрительном зале сидят не только знакомые ребята и воспитатели, но и приглашенные гости — родители и другие педагоги. Цель проведения такого урока — продемонстрировать детскую вовлеченность в искусство, способность ребят четко и внятно произносить реплики, не стесняться публики.
Чаще всего на таких занятиях используют костюмы, созданные детьми совместно с родителями. Каждый ребенок, принимающий участие в формировании своего образа, теснее связывается со своим персонажем, трепетно относится к его судьбе.
Зажигательные песенки для детей чтобы было весело танцевать
Внимание! Иногда достаточно дать дошкольнику разукрасить маску своего героя, чтобы он почувствовал свою ответственность за судьбу персонажа.
В некоторых дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях детям раздают карточки с изображением действующих лиц. Получив каждый свою роль, ребята играют под аккомпанемент «Репку», «Колобок» или «Теремок».
Игры-инсценировки
Инсценировки позволяют раскрыть режиссерские способности дошколят. Один воспитанник может управлять сразу несколькими героями, при этом дети часто настолько увлекаются, что непроизвольно настраивают интонацию голоса индивидуально под каждого героя. Во время таких представлений дети познают значимость эмоций, упражняются в их мимической и интонационной демонстрации. Закрепляется определение характера — все герои в сказке-постановке разные, каждый со своими особенностями темперамента.
Нередко преподаватели устраивают несколько театральных представлений каждый сезон, закрепляя изучение природы и погодных условий через игру. Например, зимой детям предлагается инсценировать процесс подготовки к зимовке различных зверей: одни забивают закрома продовольствием, утепляют жилища; другие наедаются и впадают в спячку, третьи отправляются в теплые края.
Игрушечный ряд для режиссерской игры
Самоанализ в планировании театральной деятельности
Опытные педагоги перед тем, как составлять проект обучения искусству на год или сезон, проводят анкетирование родителей, из которого узнают о степени эмоционального раскрепощения ребят, о четкости речи ребенка в домашней обстановке, о способности использовать мимику и жесты во время общения и о склонностях к сопереживанию.
После проведения опроса, воспитателю становится понятно, на какие аспекты следует обратить больше внимания, а на какие меньше при составлении картотеки театральных игр в группе.
Важно! Самоанализ раскрывает основные направления, по которым стоит проработать подобранный материал, выявляет слабые места в эмоциональном развитии детей.
Проект театра в старшей группе
Игровой театр должен присутствовать в жизни детей постоянно. Для этого преподаватели ведут конспект по театральной деятельности, где распределяют различные виды представлений, равномерно распределенные на весь учебный год.
Результатом проведенных уроков в саду становятся:
- коммуникативное развитие детей разных возрастов;
- ознакомление с историей происхождения театра и его назначением;
- совместное создание реквизита и сценических образов;
- повышение внимания родителей к творческой деятельности дошкольников;
- создание ширмы для дальнейшего использования детьми в самостоятельной театрализации.
Самостоятельное создание актеров
Проект театра должен отражать потребности детского развития в соответствии с их возрастными особенностями. Часто детям для организации собственного театрального представления достаточно дать волю фантазии. Так, дети 4-5 лет могут вполне успешно устроить представление, используя только ложки. Здоровой фантазии достаточно, чтобы мысленно наделить каждую ложку внешним видом, характером, создать вымышленный образ. Еще на этапе самоанализа педагоги выясняют способность воспитанников к нестандартному мышлению, оставляя ребенка, будто случайно, одного за столом с двумя-тремя ложками наедине. Одни дети со временем начинают скучать и смотрят в сторону резвящихся сверстников, другие уже на первой минуте берутся за ложки и начинают ими играть, как куклами.
Мелкая моторика рук у детей от 2 до 3 лет
Дополнительная информация! Детям, не способным из бытовых предметов с помощью фантазии создать инструменты для игры, особенно нужен театр, который позволит развить нестандартное мышление и избавить от эмоциональной скованности.