План проекта «Земля — наш общий дом»
МАДОУ «Детский сад №460» Нижегородская область
Проект «Земля — наш общий дом»
(подготовительная к школе группа №10)
Бирюковой Светлане Юрьевне
Воспитатель
Тип проекта: исследовательско-творческий, интегративный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (март-апрель 2020 года).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по плаванию), родители.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, — экологические сказки.
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме для детей старшего дошкольного возраста объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор, помогают осмыслить окружающий мир.
Экологические сказки учат:
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию природы;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты.
Экологическая сказка в занимательной форме помогает раскрыть сложные явление в природе, учит старших дошкольников научному видению.
Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.
На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольника системы осознанно правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры.
Задачи проекта:
- Продолжать формировать культуру взаимодействия с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.
- Обобщить знания детей о правилах поведения в природе.
- Развивать у детей познавательный интерес ко всему живому, любознательность, наблюдательность.
- Способствовать формированию положительных межличностных отношений, коммуникативных умений и навыков.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость ко всему живому, желание сохранять и оберегать природу.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей, ориентированные на взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- Систематизированные экологические знания и культура поведения в природе, а также знания о взаимосвязи в природе;
- Умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев;
- Интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растениям, животным, птицам, насекомым;
- Положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Создание продукта практической деятельности (дидактические игры по экологии, книги экологических сказок, конструирование персонажей экологических сказок, видеофильм с экологической сказкой).
Взаимодействие со специалистами: музыкальный руководитель, инструктор по плаванию.
Реализация проекта
1 этап: Постановка проблемы
|
2 этап: Планирование (активное действенное освоение экологического содержания сказочного произведения)
|
3 этап: Реализация проекта
|
|
Основные формы реализации проекта
Воспитатель | Взаимодействие со специалистами | |
Интегрированное занятие по экологии «Человек и природа» | Рассматривание иллюстраций, их обсуждение. Знакомство с «Красной книгой» Рисование запрещающих знаков природы. Разучивание песни «Что манит птицу – высота» | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Беседа «День Земли» | Знакомство с праздником. Просмотр презентации «Красная книга». Слушание песни «Взгляни на эту Землю с высоты. Рисование плакатов «Береги нашу планету» | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Знакомство с экологической авторской сказкой «Дождевой червяк» | Чтение сказки, вопросы по содержанию. Просмотр презентации. Творческое упражнение «Придумай, что было дальше» | Воспитатель |
Придумай сказку «Дедушкин огород» | Чтение сказки «Репка», вопросы по содержанию. Творческое упражнение «Придумай, что было дальше». Придумывание экологической сказки с использованием типового приема фантазирования (элементы ТРИЗ – метод нахождения и разрешения противоречий). Просмотр презентации. | Воспитатель |
Интегрированное занятие «Комнатный цветочек или Подарок для мамы» | Потребности живого – исследование. Чтение стихов. Посадка и выращивание цветов для мам к празднику 8 марта (знакомство с размножением растений способом черенкования) | Воспитатель и дети |
Творческие игры | Игры на сравнение: «Что общего?» (сравнить сюжеты похожих сказок «Теремок» и «Рукавичка», «Морозко» и «Госпожа метелица»), «Кто на свете всех милее» (выявление и описание красавиц из сказок Золушки, Белоснежки, Спящей царевны и др.). Игры на обобщение: «Что в дороге пригодиться» (на основе анализа волшебных предметов дети придумывают предметы-помощники). Игры на моделирование: «Где чей дом?» (дети учатся придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов-моделей), «Где спрятался герой» | Воспитатель и дети |
Сочинение сказок. Создание мини-книг | — сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями; — сказки, созданные на основе личного творчества. | Воспитатель, дети вместе с родителями |
Интегрированное занятие «Жила-была река» | Экскурсия в воскресный день к водоему. Чтение и обсуждение экологической сказки, экспериментирование «Очистим воду» Подвижная игра «Морская фигура». Выставка работ: мои впечатления от сказки «Жила-была река». | Воспитатель, дети вместе с родителями |
Праздник в бассейне «Волшебница Вода» | Распределение ролей, разучивание танцев, движений, игр. Закрепление правил поведения на водоеме. | Воспитатель, дети, инструктор по плаванию |
Создание мультфильма «Маленький принц» | Чтение сказки, распределение ролей, изготовление декораций, персонажей, создание этюдов, фиксирование на камеру. | Воспитатель и дети |
Взаимодействие с родителями
- Консультация и анкетирование «Роль экологических сказок в воспитании и обучении дошкольников»
- Игровое взаимодействие родителей и детей «Сочини мне сказку»;
- Обращение к опыту родителей (из опыта семейного воспитания);
- Природоохранные акции «День птиц» по изготовлению скворечников, уборки территории участка группы от мусора, «День Земли» — посадка цветов и кустарников.
- Выставки совместных рисунков плакатов, макетов, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы»;
- Конкурсы поделок из природного и бросового материала;
- Участие родителей в оформлении лэпбука «Береги природу», в создании библиотечки экологических сказок.
Презентация проекта
Выставка экологических плакатов «Планета в наших руках».
Посадка-исследование комнатных цветов «Подарок маме».
Создание картотеки опытов по экологии Создание каталога экологических сказок с иллюстрациями-рисунками детей. Выставки совместных рисунков плакатов, макетов, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы»;
Создание библиотеки мини-книг с экологическими сказками.
Создание пластилиновых этюдов по мультфильму «Лягушка и муравьи».
Изготовление лэпбуков на темы: «Экология», «Мой сад», «Серая ворона», «Дождевой червь».
Создание мультфильма «Маленький принц».
Пополнение коллекции видеофильмов киностудии «Непоседа» роликами, созданными родителями совместно с детьми «Обо всем по-немногу», «Экология Индии глазами Алисы Александровой».
Показ презентации проекта на родительском собрании.