Консультация для родителей «Математика дома»
«Учим математику дома»
Консультация для родителей
Подготовила Столика С. Е.
Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения.
«Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди — его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать.
Самое главное — это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома. Стоит до школы научить ребенка различать: — пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.); — узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); -величину предметов; — понятия «больше», «меньше», «часть», «целое».
Формы обучения элементарным математическим представлениям — игра.
Игра «Наоборот» (толстый — тонкий, высокий — низкий, широкий-узкий)
. Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
Игра «Назови соседей» (взрослый называет число, а ребенок — его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Игра «Подели предмет» (торт на 2, 4 и т. д. частей). Показать, что целое всегда больше части. Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.
Игра «Найди пару» (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
Игра «Какое число пропущено?» Называется пропущенное число. Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» И т. д.
Мячи и пуговицы
. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия. Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния — какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.
Счет на кухне.
Кухня — отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности. Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера — скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой — уже на три. Самый сложный вариант для малыша — набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру. Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной.
Литература: Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт.-сост. Глебова СВ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 -111 стр. Носова Е. А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». — Л.: 1999.
Консультация для родителей по ФЭМП. консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей по ФЭМП.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:
· счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти;
· предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
· узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал);
· основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
· сравнивание предметов: больше — меньше, шире — уже, выше – ниже, длиннее – короче.
Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.
В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.
Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.
Наглядность — важный принцип обучения ребенка.
Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.
Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.
Играем, вмести с детьми
Счет в дороге.
Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т. д.
Мячи и пуговицы.
Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это?
Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, — какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке.
В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.
Счет на кухне.
Кухня — отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.
Типы занятий по математике в подготовительной группе
В педагогике используется несколько типов занятий, с помощью которых детей увлекают в математические термины и правила. Ребятам из средней группы легче запоминать и усваивать информацию, подаваемую в форме игры, чем успешно пользуются педагоги.
Интегрированные занятия в игровой форме
На интегрированном занятии преподаватель предлагает детям прогуляться в волшебную страну Математику, где в виде игровой формы дает задания. Интеграция — процесс внедрения одного в другое, в данном случае — в игру вставлены элементы обучения.
Как правильно учить детей рисовать
В процессе занятия задействуется детская любознательность, урок обязательно строится на позитиве. Весь путь по стране Математике делится на короткие отрезки из разных по сложности заданий, выполнение каждого учитель обязательно должен завершать похвалой, выраженным успехом группы. На чувстве удовлетворения дети повышают свою уверенность в силах, готовы справляться со следующими трудностями, увлекаются процессом.
Интегрированное занятие по ФЭМП
Открытые занятия
На открытых занятиях появляется возможность для родителей учащихся присутствовать на уроке. Часто такие занятия посещают и коллеги преподавателя, инициирующего мероприятие. Целью всегда является демонстрация достижений учеников и мастерства учителя.
Важно! На таких уроках детям помогает командное чувство, когда они совместными усилиями достигают цель, поставленную педагогом в самом начале занятия. В команде каждый раскрепощается и не боится высказываться, выдвигать предположения, участвовать в процессе.
Большинство педагогов допускают самую распространенную ошибку — вместе с детьми репетируют проведение открытого урока. Такие занятия не несут особого интереса для присутствующих, потому как взрослые видят, что ответы детьми заучены. Часто случаются казусы, когда воспитанники путают заученные ответы и выкрикивают их, не дождавшись вопроса. Для преподавателя такой урок скорее станет минусом к профессионализму, чем плюсом.
Для того, чтобы мероприятие прошло успешно, достаточно подготовить подробный план, позволяющий не упустить важные моменты, и скорректировать длину урока. Подготавливаются заранее материалы: счетные палочки, бумага, клей-карандаш, ножницы и все, что понадобится воспитанникам для решения поставленных задач. Но перечень вопросов не должен быть известен участникам. Созерцание мыслительного процесса — бесценная картина на открытых уроках. Ребята, достигающие результата на глазах гостей, сами получают удовольствие от обучения и демонстрируют профессиональные навыки педагога.
Мастер-классы от педагогов
Безусловная полезность этих занятий заключается в том, что педагоги делятся секретами упрощения некоторых математических операций. Учебный план, которому должны следовать преподаватели на своих уроках, не предполагает подобных уловок. Ученикам подается строгая информация, принятая Министерством образования. Однако существует множество неофициальных правил—подсказок, которые значительно облегчают решение многих задач, одним из таких примеров может стать умножение двузначного числа на 11 — результатом всегда будет трехзначное число, состоящее из цифр первого множителя, между которыми заключена их сумма.
Интересно! 23 умножить на 11 — результат 253, где 2 и 3 — цифры из первого множителя 23, а стоящая между ними пятерка является их суммой.
Подобные хитрости есть и в геометрии, и в счете для подготовительных групп. Самым удачным мастер-классом будет, тот, который построен на примере фокусов. Урок, проведение которого заставляет гостей удивляться — самый удачный. Любопытство и восхищение оперируемыми правилами и полученными результатами способно увлечь даже самых слабых и незаинтересованных учеников.
Открытое занятие в подготовительной группе по окружающему миру
Обычно такие занятия проводят в виде презентаций. На слайдах размещают лаконичную информацию, сопровождаемую устными пояснениями, чтобы присутствующие могли занести в конспект интересные моменты.
Презентация и мастер-класс
Итоговое занятие для детей средней группы
Подводя итог очередного года развития детей в детском дошкольном учреждении, преподаватели проводят обобщающие занятия. Они проходят в весеннее время, до того, как воспитанники отправятся на отдых перед новым обучающим годом. Такие уроки помогают подвести черту под всем изученным материалом, благодаря чему педагог понимает, насколько успешно проводит работу весь год.
Важно! На итоговых занятиях обязательно охватываются все области знаний, полученных к концу года. Дети должны продемонстрировать понимание всего изученного материала.
Согласно ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), для каждой возрастной группы существуют свои нормы и объемы знаний, согласно которым, в каждой группе абсолютно все дети должны усвоить определенное количество информации, независимо от степени способности каждого ученика.
Урок строится на азарте, с использованием загадок, стихов и песен. Подобно интегрированному занятию, упражнения могут выполняться в ходе игры, где ребята применяют свои познания и двигаются к цели, преодолевая короткие дистанции из предложенных упражнений.
Консультация для родителей в детском саду: «Математическое развитие детей в семье»
В автобусе или трамвае часто можно слышать, как малыш, ободряемый мамой или бабушкой, заявляет, что умеет считать до ста или тысячи. Начиная считать, он торопится, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребенок механически повторяет все сказанное за ними. Здесь налицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного – понимания числа. Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо, но строить обучение надо таким образом, чтобы ребенок понимал, что он изучает, чтобы мир, окружающий его, становился понятней. Родители призваны помочь ему в этом: показывать существенные взаимосвязи и взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять.
Как же следует учить ребенка считать? Самый простой и эффективный метод – пересчет предметов. Для этого не обязательно организовывать специальные занятия. Во время общения ребенка со взрослым, во время детских игр много возможностей для упражнения в счете. «Сколько деревьев растет около дома? Сколько распустилось цветов на клумбе? Сколько красных машин на стоянке? Сколько карандашей в коробке? Принеси пять тарелок, пять ложек. Поставь столько чашек, сколько человек будет пить чай». При желании взрослый может задать детям множество подобных вопросов или дать такие задания, выполняя которые дети станут тренироваться в счете.
При сравнении двух групп предметов взрослый должен показать ребенку, как преобразовывать неравночисленные множества в равночисленные, добавляя или убирая один элемент. Например: ставим в ряд 6 кубиков, а под ними – 7 камешков. Предлагаем ребенку определить, чего больше, чего меньше, камешков или кубиков, или их поровну. Выяснив, что кубиков меньше, чем камешков, можно предложить ребенку сделать так, чтобы кубиков и камешков было поровну. Важно не торопиться с подсказкой и дать возможность самому ребенку найти правильное решение. Выполняя задание, ребенок должен не только дать четкий ответ, но также уметь аргументировать его, рассказать о том, как он пришел к такому выводу. Любимую игру в мяч тоже можно использовать для закрепления математических знаний детей. Во время прогулки вы кидаете ребенку мяч и называете число. Ребенок, кидая мяч обратно, должен назвать число на один больше или на один меньше, в зависимости от того, как условились. Таким образом, дети усваивают закономерность натурального следования чисел: каждое последующее число больше предыдущего на один. В целях подготовки к изучению сложения и вычитания необходимо познакомить детей с составом чисел из двух меньших. Для этого можно использовать любые предметы двух цветов: кубики, пуговицы, квадраты и др. Например: положить пять красных квадратов в ряд. Пересчитать их. Затем один красный квадрат заменить синим и пересчитать так: четыре красных, один синий, а вместе пять. Затем еще один красный квадрат заменить синим и опять пересчитать: три красных и два синих, а вместе пять. Заменить еще один красный квадрат на синий и пересчитать: два красных и три синих, а вместе пять. И наконец, еще один красный квадрат заменить синим, пересчитать: один красный и четыре синих, а вместе пять. Таким образом, будут получены все возможные варианты состава числа пять: 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4. Так, в играх дети усваивают представления об отношениях между числами, о равенстве и неравенстве, о составе числа из двух меньших чисел, учатся аргументировать свои ответы. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью что-то измерить. И эти ситуации надо использовать для обучения ребенка. Мама готовит завтрак. Ребенок обычно здесь же, на кухне. Предложите ему помочь вам. «Давай отмерим 5 ложек крупы для манной каши». Обратите внимание ребенка на то, что каждый раз крупы в ложку надо насыпать одинаковое количество. В каждой семье бывают ситуации, когда надо что-то передвинуть, поменять мебель местами. Используйте и эти моменты для обучения. Ребенка измерению. «Встанет ли шкаф на то место, куда мы хотим его передвинуть? Как это узнать? – такого рода вопросы ставят ребенка перед необходимостью решить практическую задачу, будят его умственную активность. В аналогичных ситуациях важно побуждать ребенка рассуждать. Рассуждая вслух, ребенок обучается логически мыслить, делать простейшие умозаключения.
Очевидно, ребенок, в конечном итоге, придет к выводу, что надо померить, встанет ли шкаф на то место, которое выбрали для него. Взрослые могут помочь ему в нахождении предмета, с помощью которого можно померить, и как добиться наиболее точного измерения. В жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью что-то разделить. Этому следует научить детей. Рекомендуем сначала показать ребенку, как делить предметы на две, четыре, восемь равных частей. Родители сами могут придумать ситуацию, когда ребенок будет поставлен перед необходимостью деления. Например: к нему зашел в гости товарищ, его хочется угостить, а яблоко только одно. Что делать? Дети решают разделить яблоко. Здесь необходимо объяснить, что разделить можно по-разному (ведь разделить можно и не поровну), а нам нужно разделить на две равные части. После этого вы аккуратно делите яблоко, сравнивая оба кусочка, говорите, что они одинаковые, равные: «Два одинаковых кусочка, две равные части». Такого рода упражнения учат ребенка сравнивать, сопоставлять, логически рассуждать, делать соответствующие выводы и умозаключения. А, следовательно, продвигают его в умственном развитии. Главное в обучении ребенка не тот объем знаний, который вы ему дадите, а тот развивающий эффект, который будет получен в результате обучения. В итоге обучения ребенок должен стать умнее. Если он научился думать, рассуждать, давать ответы осмысленно, логически обосновывая их, — значит, вы достигли желаемого результата.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий математического праздника для детского сада Консультация для родителей детского сада Консультация для родителей детского сада. Развитие математических способностей у дошкольников Конспект занятия по математике для дошкольников. Число и цифра 5
Похожие статьи:
Как научить ребёнка считать
Развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования
Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Математический КВН в старшей, подготовительной группе
Математические загадки для дошкольников в стихах