Литературно-музыкальная композиция «О России с любовью»
Коррекционное образование
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем коррекционных школ является интегрированное воспитание и обучение детей с отклонением в развитии. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех сторон жизни общества, а с другой – поиском оптимальных условий социализации детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Интегрированное воспитание и обучение обеспечивает детям с проблемами в развитии равные с их здоровыми сверстниками условия для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Вместе с тем со стороны нормально развивающихся детей возможны проявления негативного отношения к ребенку, имеющему функциональные возможности (насмешки, выражения чувства брезгливости). Из-за проявлений интолерантности в детской среде ввести ребенка, имеющего ограниченные функциональные возможности, в коллектив нормально развивающихся сверстников достаточно сложно. Известно, что проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в детском коллективе стояла перед педагогами всегда. Поэтому для успешного осуществления интегрированного воспитания необходимо формирование у школьников с разными функциональными возможностями ( с речевыми нарушениями ОНР 1-2 уровня, слабослышащими, слабовидящими) умений строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их особенности такими, какие они есть. С целью формирования у детей социальных и нравственных чувств, готовность к пониманию других людей, к толерантному отношению к другим людям было совместно с учащимися общеобразовательной школы проведено ряд мероприятий, которые строились на основе сотрудничества и взаимопонимания, в атмосфере взаимной открытости, доброжелательности, демонстрации личностной ценности каждого ребенка, а не его недостатки. Одно из таких мероприятий, совместно проведенных с учащимися общеобразовательной школы, это литературно-музыкальная композиция «О России с любовью». Это вызывает особый интерес у детей, дает возможность всем участникам почувствовать себя уверенным, свободным в общении со сверстниками, развивает в детях чувства патриотизма, умение выстраивать отношения друг с другом. Презентацию, составленную мною, можно использовать как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий. Использование презентации развивает у детей интерес к истории России, малой Родине, и дает возможность ощутить связь со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие Родина.
Литературно-музыкальная композиция «Россия – все, чем я живу»
Литературно-музыкальная композиция «Россия – все, чем я живу» Песня «Широка страна моя родная». 1-й чтец. Россия – Радуга и синь, Степная сизая полынь, Полей разлет, И снег, И лед, И хоровод Берез, взметнувшихся над Волгой. Она багряный листопад, И снова синь, И снова сад, А в нем, пленительный и долгий, Шального соловья раскат. Россия – Ясная роса, Косого ливня полоса И запах медуниц от луга, Глаза ребенка, Сердце друга, Вечерних росстаней печаль. И распахнувшаяся даль От Селигера до Байкала. Все, все она в себя впитала! Россия – все, чем я живу, К чему во сне и наяву Душа стремится не устала. 1-ведущий Какое прекрасное имя – Россия! Мы с именем этим добрей и сильней. В нём ветер надежды и дни фронтовые, И шорох берёз, и печаль журавлей. 2 — ведущий Какое прекрасное имя – Россия! Завьюженный лес и молчанье полей. Я в сердце своём это имя носила, Когда расставалась с Россией моей. 1 — ведущий Проходят года над моею страною, Проходят года над великой судьбой, И если мы в жизни чего-нибудь стоим, То лишь потому, что мы сердцем с тобой. 2 — ведущий Какое прекрасное имя – Россия! Она нам свой добрый характер дала. Всю жизнь об одном я судьбу лишь просила, Чтоб вечно Россия счастливой была. Ведущий. Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвященные родной земле… Сегодня мы с вами поговорим об истории нашей страны, ее символах и задумаемся над тем, как мы относимся к своей Родине, любим ли ее, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело. У каждой страны есть свои символы, свое лицо… Видим изображение Эйфелевой башни – сразу представляем Францию , статую Свободы- США… Символы России – Московский Кремль и Красная площадь, Храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Знамя Победы… Называешь их – и словно переворачиваешь одну за другой страницы истории, каждая из которых – подвиг народа, его извечное стремление к счастью, добру, братской любви, т.е. к вершинам духа. (Параллельно идет показ иллюстраций.) А какие символы страны мы знаем? 1-й чтец. Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн…Эти символы занесены в Конституцию России, они называются государственными символами. ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственный герб России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство). – красный четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр(золотой жезл), а в левой – держава(золотой шар). На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона. Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означает силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов. ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственный флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трёх полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. В России эти цвета почитались издавна и имели символическое значение: белый – благородство, совершенство. Синий – следует понимать как стремление к небу, постоянство, верность; красный цвет символизирует человеческие достоинства: отвагу, доблесть, героизм. Бело-сине-красный национальный флаг впервые был поднят на корабле Российского флота при Петре I. Показывает портрет царя Петра.) Одинаковой ширины полосы флага расположены горизонтально. Для Государственного флага соблюдается отношение ширины полотнища к его длине, как 2:3. День Государственного флага России мы отмечаем 22 августа Ведущий. А как же красное знамя и какое у него место в современной России? 1-й чтец. Красное знамя – атрибут Вооруженных сил России. С ним наша армия прошла долгий и героический путь в Великой отечественной войне, одержала историческую победу над самой сильной армией в мире, собравшей военно-технический потенциал и людские резервы со всей Европы. У военно-Морского флота России тоже есть знамя. Это бело-голубой Андреевский стяг. (Ведущий показывает открытку с изображением Андреевского знамени.) Кстати, кто знает, откуда пошло это слово – знамя? А происходит оно от однокоренных «знаменье», «знак»… О боевом знамени, о героизме и жертвенности наших воинов нередко слагались песни, которые не предаются забвению. Ведущий. Есть ли кроме герба флага иные государственные символы? 1-й чтец. Гимн страны! Государственный гимн – торжественное музыкально – поэтическое произведение. Он исполняется в особо торжественных случаях (при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников), Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя, люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь. Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях. Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Его музыку знают и уважают во всем мире ,она рождает гордость за нашу страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны, всех тех, кто любит свою Родину и гордится ею.(Звучит гимн РФ) Чтец. Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей. Россия, Россия, Россия, Что может быть сердцу милей? Кто был тебе равен по силе — Терпел пораженье любой. Россия, Россия, Россия, Мы в горе и счастье с тобой. И если бы нас вдруг спросили: -А чем дорога вам страна? -Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, одна! Ведущий. . С чего начинается Родина? Это нелегкий вопрос. Прежде всего — это место, Где ты родился и рос, Где ты учился, трудился, Где ты друзей заводил… Родина – край твой родимый, Тот, что с детства нам мил! Песня «С чего начинается Родина»
Ведущий. Мест красивых и даже необыкновенных в России немало. Но самые любимые и дорогие сердцу каждого из нас – это места, связанные нашей малой родиной – Осетией. Кровью великих и героических предков наших омыта ее земля. Потому она дорога сердцу, потому безгранично любима! Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами, неугомонные водопады, тёмные глубокие ущелья, светлые зелёные долины, ледники, неповторимые альпийские луга, серебристые нити рек, звенящие хрустальной чистотой стремительные родники, – всё это создаёт удивительную по красоте картину. А Терек? Невозможно представить себе этот край без реки Горные потоки собирая, Набирает Терек новых сил От истоков снежных и до края Бурен, непокорен и красив. Моя земля чиста, неотразима! Деревья, реки, горы, дом родной… В тебе есть все — и красота, и сила… ОСЕТИЯ, я преклоняюсь пред тобой!!! Ведущий. И наша Осетия имеет свой гимн, флаг и герб. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. 1-й чтец. Герб Северной Осетии — Алании представляет собой изображение барса на фоне горных цепей. «Государственный герб Республики Северная Осетия — Алания связан с геральдическим знаком эпохи общественного государственного единства и представляет собой круглый геральдический щит в червленом (красном) поле; на золотой земле идущий золотой с черными пятнами барс; позади него семь серебряных гор (одна, три и три)». На гербе барс и земля, по которой он ступает, имеют золотой цвет. Фоном служат семь горных вершин, расположенных в три ряда. Горы на щите символизируют Мировую Гору— древнейшую модель мира у предков осетин и других индоевропейских народов. Серебряный цвет означает чистоту, мудрость, радость. Вся композиция герба размещена в круглом (восточном) щите червленого, то есть красного цвета, символизирующем право, силу и мужество. 2-й чтец. Государственный флаг Республики Северная Осетия-Алания представляет собой полотнище прямоугольной формы, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз полос белого, красного и желтого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Отношение ширины флага к его длине — 1:2. Белый цвет — подчеркивает духовную чистоту народа, его высокую нравственность, поэтому он занимает самое высокое место на полотнище флага. Красный цвет — в геральдике всегда символизировал мужество, доблесть, готовность защищать свою Родину. В этом качестве он занимает среднюю полосу флага. Желтый цвет – символ изобилия и благодати. 1-й чтец. Гимн народа – это сокровищница его национальной культуры. Гимн Северной Осетии-Алании был принят постановлением Верховного Совета Республики Северная Осетия — Алания от 24 ноября 1994г. «Государственный гимн Республики Северная Осетия-Алания является символом государства, сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа республики». (звучит гимн Осетии) Зæрин хур йæ тынтæ нывæнды фæлмæн Нæ фыдæлты рагон уæзæгыл рæдауæй, Арвы бын калы фæрдыгау тæмæн Ирыстон йæ адæмты фарнæй. Заманты тарæй æрттивы зынгау Дæ уидаг, нæ Ивгъуыд, нæ Абон, нæ Фидæн. Барвæс нæ куывдыл, Хуыцæутты Хуыцау, Уастырджи, рафæлгæс, Табу Дæхицæн. (и.т.д.) Ведущий: Сегодня мы говорили о нашей Родине, её символах и задумались ли вы над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли её, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело? (Выступление детей) Ведущий: Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, каждый человек должен проделать большую работу по самовоспитанию и приобретению гражданских качеств. А гражданские качества проявляются не только и не столько в его словах, но, главным образом в его реальных делах. Какие ждут нас в будущем дела? Об этом думать вы должны все чаще. И если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждет от вас страна. И подымай, бездумью вопреки, Свою решимость до конца бороться. И, может, от твоей руки Зависит все, что будущим зовётся.
Ведущий. Да, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. Государственные символы, с которыми мы сегодня ознакомились, должен знать каждый из нас. Они не просто вобрали в себя историю народа и его традиции. Эти символы достались нам дорогой ценой. Будем ли мы уважать наше наследие, защищать и беречь его, как это делали наши предки, покажет время. Здесь мне хочется вспомнить слова философа В.Розанова, который говорил о том, что легко и приятно любить Родину в дни ее величия славы, но достоин уважения тот, кто служит ей в дни скорби и испытаний. Звучит песня «Родина моя».