Конспект урока на тему «Передача информации» 5 класс


Разработка урока информатики 10 класс «Хранение информации»

Конспект урока в 10 классе. Тема «Хранение информации»

Цель урока: познакомить учащихся с видами информационных носителей

Задачи:

Обучающая: осмыслить понятие «носитель информации», различать виды носителей информации по классификации и форме записанной информации.

Развивающая: развивать познавательный интерес, внимание.

Воспитательная: формировать самостоятельность и ответственность при работе на компьютере.

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: комбинированный

Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска.

План урока.

1. Организационный этап. (2 мин)

2. Актуализация знаний, субъективного опыта учащихся. (5 мин)

3. Формирование новых знаний (15 мин)

4. Закрепление новых знаний. Работа в группах.(15 мин)

5. Итоги урока (5 мин)

5. Домашнее задание (3 мин)

Ход урока.

2. Актуализация знаний, субъективного опыта учащихся.(5 мин)

— Ребята, давайте вспомним материал прошлых занятий:

— Что такое информация?

— Имеет ли информация материальную основу?

— Как вы думаете, что использовалось в первобытные времена для хранения информации?

— Количество информации, которой человек пользовался, постоянно и неуклонно возрастало. Но, к сожалению, человек многое забывает. Поэтому, еще с древности человек записывал информацию, для того, чтобы многократно ее использовать и далее передать ее потомкам. Давайте вспомним, какие изобретения человечества помогали людям в дальнейшем хранить уже достаточно большие объемы информации? (Презентация «Хранение информации», слайд 1

)

— Итак, как вы уже наверно догадались тема нашего урока «Хранение информации

«

Слайд 2.

— Это сведения, знания, сообщения, сигналы, т.е. все то, что используется для управления ситуацией, поведением, организацией, государством.

— Нет

— Человеческая память

— Камень, папирус, береста, пергамент и бумага

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3. Формирование новых знаний.(15 мин)

— Начиная с середины 19 века, века зарождения компьютера как средства обработки информации появилась возможность хранить еще большие по объему массивы информации. С помощью чего мы с вами сейчас храним информацию?

— В любом случае, информация хранится на каком-то носителе, т.к. информация не материальна. И этот носитель должен обладать «памятью», т.е. способен сохранить свое состояние длительное время. Итак, мы с вами готовы дать понятие носителя информации. Запишем определение. «Носитель информации (информационный носитель) — любой материальный объект или среда, используемый для хранения или передачи информации.» (слайд 3)

— Информацию можно сохранять на камне, дереве, стекле, ткани, песке, теле человека и т.д. Но мы не станем обсуждать различные исторические и экзотические варианты носителей. (слайды 4-5

).

Ограничимся современными средствами хранения информации, имеющим массовое применение.

— Носителем, имеющим наиболее массовое употребление, до сих пор остается бумага. Изобретенная во II веке н.э. в Китае, бумага служит людям уже 19 столетий. Но время идет, и качество бумажных носителей перестало устраивать современное общество, озабоченное все возрастающим и возрастающим количеством информации, которое нужно было сохранить и передать потомкам.

Почему бумага перестала удовлетворять современное общество в качестве носителя информации?

— Для этих целей были придуманы запоминающие устройства, основным плюсом которых была возможность многократной перезаписи информации и длительного времени хранения информации. Бумажные носители начали постепенно вытесняться сначала аналоговыми, а за тем и цифровыми запоминающими устройствами.

— Теперь используя исходные данные на слайде попробуйте составить классификацию носителей информации. (слайд 6

)

— Магнитные диски, лазерные диски, флэшки

Учащиеся записывают определение в тетради

1. Малая емкость 2. Лес рубят 3. Нельзя перезаписать

К доске приглашается учащийся и используя способ Drag&Draw составляет схему классификации современных носителей информации. Учащиеся зарисовывают схему в тетрадь.

4. Закрепление новых знаний. Работа в группах.(15 мин)

— А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу Приложение 2

«Цифровые носители», используя справочный материал.

(Справочный материал можно предложить в электронном виде или в распечатанном. В качестве справочного материала можно использовать интерактивные модули интернет-ресурса fcio.edu.ru)

см. Приложение 1

.

Когда вся таблица будет заполнена учитель распечатывает готовую таблицу и раздает её учащимся.

Учащиеся делятся на 5 групп. Каждой группе необходимо заполнить часть общей таблицы, а именно, написать все характеристики одного из носителей информации. По мере готовности каждой группы, один из её участников выходит к доске и заполняет свою часть.

Затем учащиеся вместе с учителем обсуждают правильность заполнения таблицы, исправляют неточности.
5. Итоги урока.
— Итак, ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на уроке.

— Познакомились с понятием носителя информации.

— Провели классификацию носителей

— Заполнили таблицу основные характеристики цифровых носителей.

6. Домашнее задание

§7. Вопросы к параграфу 5, 6, 10. Задание на карточках. Приложение 3

.

Урок окончен. До свидания.

  • ПК

    ЛИТЕРАТУРА: Н.Д.Угринович «Информатика: Учебник для 10 класса», Москва, БИНОМ,Лаборатория знаний, 2009г., §1.6, стр.25-28

    «Уроки информатики в 8-10 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012г., стр. 106-110.

    Виды информации: https://www.fio.by/vypusk/Potok_63/group_4/user_7/pages/inf2.htm б) Информация вокруг нас: https://www.fio.by/vypusk/Potok_63/group_4/user_7/pages/inf1.htm в) Невербальные элементы в общении: https://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=76978_page=10

    План урока.

    1.Организационный момент.

    (Приветствие, проверка присутствующих, объяснение хода урока.)

    2.Мотивация.

    Объяснение темы, цели, плана проведения занятий (передача, хранение, обработка)

    Тема урока « Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики».

    3.Актуализация знаний.

    Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).

    Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).

    Вопросы для повторения:

    1.Что такое информация? /Информация — это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

    2.Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

    3. Информационные процессы – это…?

    4. Что такое код?

    Код

    это система условных знаков для представления информации.

    5. Что такое кодирование?

    Кодирование

    формирование представления информации с помощью некоторого (или можно сказать, что

    кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для

    хранения, передачи или обработки).

    6.Что такое декодирование? Приведите примеры.

    Декодирование —

    это процесс восстановления содержания закодированной информации. Зачем люди декодируют информацию?

    «Декодирование слов по номерам букв»

    9 15 1 12 (знак); 14 29 26 30 (мышь)

    Индивидуальная работа учащихся:

    ТЕСТ: «Информация»

    Проведите стрелки от табличек к соответствующим органам чувств.

    Ты знаешь, что получение информации происходит через различные каналы. Для каждого вида информации существует свой канал.

    — Как используя органы чувств можно получить информацию, какую?

    -Проведите наблюдение (эксперемент) и заполни предложенную таблицу.

    -С помощью какого органа чувст человек получает наибольшее количество информации?

      Предмет
  • Посмотрите на рисунки и определите, по каким каналам и с помощью каких органов чувств получена информация?

    Понаблюдайте за окружающими вас людьми и нарисуйте в овалах лица, которые выражали следующие эмоции: радость, грусть, возмущение, удивление.

    Вывод: информация не существует сама по себе. Она определяется в информационных процессах.

    4. Изучение новой темы.
    Теоретическая часть.
    Компьютер — это электронный прибор, предназначенный для работы с информацией посредством автоматизированной регистрации, хранения, приема, передачи, обработки и воспроизведения данных.

    Понятие данных.

    Все явления природы сопровождаются энергетическим обменом. В его ходе тела выделяют и поглощают энергию. Энергетический обмен свойствен всем известным природным процессам: физическим, химическим, биологическим и их комбинациям.

    Энергия распространяется в форме сигналов. При взаимодействии сигналов с веществом происходит изменение состояний и свойств материальных тел. Если изменение зафиксировано, говорят о том, что произошла регистрация сигнала. Так образуются данные. Данные — это зарегистрированные сигналы любой физической природы.

    Текст на бумаге — это зарегистрированный результат взаимодействия бумаги и красителя. Запись на магнитной ленте — это зарегистрированные результаты изменения магнитного поля вблизи записывающей магнитной головки. Кратеры на Луне — это зарегистрированные результаты взаимодействия космических тел с ее поверхностью. Кратеры на Земле — это зарегистрированные результаты активности внутреннего вещества планеты.

    Информация

    . Когда говорят о том, что компьютеры предназначены для работы с информацией, имеют в виду, что информация содержится в данных. Компьютеры работают только с данными, а информация образуется в момент взаимодействия данных с информационными методами.

    Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. В геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий.

    В случае с понятием «информация» проблема его определения еще более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

    Информация в биологии.

    В биологии, которая изучает живую природу, понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования организмом информации об окружающей среде.

    Понятие «информация» в биологии используется также в связи с исследованиями механизмов наследственности. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов. Гены представляют собой сложные молекулярные структуры, содержащие информацию о строении живых организмов. Последнее обстоятельство позволило проводить научные эксперименты по клонированию, то есть созданию точных копий организмов из одной клетки.

    Информация в кибернетике

    . В кибернетике (науке об управлении) понятие «информация» связано с процессами управления в сложных системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства зависит от процессов управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения их параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.

    Информация в обществе

    . Человек – существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. В обыденной жизни информация – это сведения, сообщение, осведомленность о положении дел.

    Таким образом, информация в информатике – это:

    Информация

    – это знания человека (декларативные – «Я знаю, что…» и процедурные – «Я знаю как…»), которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощью вычислительной техники.

    В памяти человека хранится информация обо всём, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки. Зачем всё это?

    Информационные процессы.

    Процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и передачей информации, называют информационными процессами.

    Сбор информации.

    (слайд 2-6)

    Приходится признать, что органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.

    Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства. Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.

    Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.

    Одно из древнейших устройств — весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый — термометр — служит для измерения температуры окружающей его среды.

    Обработка информации. (слайд 7-8)

    Обработка информации

    – это получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых действий. Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

    Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы. Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы «помимо нас», неосознанно.

    Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта. Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

    Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

    • Свойство
    • Канал (орган)
    • Цветок
    • Обоняние (нос)
    • Шарф
    • Тёплый
    • Горький
    • Вкус (язык)
    • Осязание (…)
    • Красный
    • Колокол
    • Звон
    • Зрительный (…)
    • духи
    • Обоняние (…)
    • Мягкий
    • Вкус (…)
    • Малиновый
    • Слух (…)
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: