КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА»


Классный час, 4 класс. Холокост

Классный час в 4 классе «Холокост: память и предупреждение»
Пояснительная записка Предмет – классный час Класс – 4 Тема – «Холокост: память и предупреждение» Цель: познакомить учащихся с историей Холокоста. Задачи: — образовательные: ознакомление учащихся с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста; — развивающие: • формирование толерантного сознания; • формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида; — воспитательные: воспитание у учащихся понимания опасности распространения фашизма. Актуальность. В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства. Метод обучения: наглядно-практический, словесный.
Сценарий классного часа.
Организационный момент. Актуализация знаний. Самоопределение темы занятия. (Два ученика читают стихотворение) Холокост (Фридрих Золотковский) Народ мой пролил море слёз, где б ни был он рассеян… Война всегда есть холокост – не только для евреев… В полях, и в ямах, и в лесах, и в лагерях, и в гетто, в нацистских газовых печах терзали нас… Не спета была ни песнь из древних книг, ни слово сказано, ни стих… Но в шуме ветра и знамён, где путь прошел армейский, в могилах братских погребён и мой народ еврейский… И я мечтаю об одном: чтоб люди веры разной покончили с войны проказой. Земля у всех – наш общий дом! Века об этом говорим, а всюду кровь, и смерть, и дым… Учитель. — О чём пойдёт речь на классном часе? (Ответы учащихся) — Что такое Холокост? Слово «Холокост» происходит от греческого holo «целый, весь» и kaustos «горючий, сгоревший». Оно означает жертвоприношение животного, при котором все тело сжигается. Холокост также известен как Шоа, что в переводе с иврита означает «разрушение, уничтожение». Понятия «Шоа» и «Последнее решение» всегда относятся к уничтожению нацистами евреев, а нарицательное «Холокост» относится к устроенному фашистами геноциду в целом, «холокост» может означать массовое истребление любой группы людей любым правительством. Подтверждение тому, что холокост был, являются документы, фотографии. Очень часто фотографии эти делали сами эсэсовцы, охочие до острых ощущений. Или их пособники – как доказательство усердной службы: живые, которых бросают в ров к мертвым, скелеты, обтянутые кожей, дети на грани голодной смерти. Расстрелянные, удушенные, замученные… Исторические факты (Подготовленный ученик) Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года. 1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. Немецкие войска уничтожали всё на своём пути. В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями. 9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы. Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы… (Ученик читает стихотворение) Два треугольника – звезда. Щит праотца. Отца Давида Избрание – а не обида, Священный дар, а не беда. Здесь было горе – горе без счёта. Жёлтые звёзды – звёзды почёта. Звёзды униженных, звёзды отверженных, Вшитые в небо еврейской одежды. Жёлтые звёзды, звёзды Давида, Горькие слёзы еврейской обиды. За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры. Гетто (Подготовленный ученик) Гетто — часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов На первых этапах уничтожения европейских евреев нацисты насильно переселяли их в гетто и придерживались политики непрямого истребления, лишая евреев основных средств к существованию. В самом большом Варшавском гетто в Польше каждый месяц умирало около 1% населения. Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти. Примерно 1/3 часть живущего в то время еврейского народа была убита при Холокосте. В период Холокоста были убиты примерно 220,000-500,000 цыган. Лагеря смерти (Подготовленный ученик) В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов. Прибывающие на железнодорожные станции лагерей смерти под предлогом прохождения санитарной обработки направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «Циклон В» — и через 5 минут все люди умирали. Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей. Первый концентрационный лагерь в Германии был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 г. на окраине городка Дахау. В 1937 г. неподалеку от Веймара был построен концлагерь Бухенвальд. Концлагерь Бухенвальд всемирно известен надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому свое). Бухенвальд (7 учеников читают стихотворение) Звучит красиво — Бухенвальд, Гора и дол покрыты лесом, Но что же мне туманит взгляд? В глазах — кровавая завеса. Здесь восемь лет витала смерть, На рубищах — сплошные клейма, И невозможно разглядеть, Что там, внизу — волшебный Веймар. Там — Гете «Фауста» писал, Здесь — пламя смерти бушевало Там — «Люди гибнут за металл», Здесь — люди гибнут от металла. Там — Виланд, Шиллер, Гердер, Бах, Там — Кранах, сказочен и ярок. Здесь — пулеметы на столбах И пасти лютые овчарок. Там — жил великий Ференц Лист, Воспевший музыкой свободу. Здесь — бьют кувалдой в ржавый лист, Людей сгоняя на работу. Там — грациозный Бельведер, Там — дух искусств здоров и пылок. А здесь — фашистский офицер С ухмылкой целится в затылок. Там — Музы вышли на парад, Здесь — всюду смерти изваянье. Звучит красиво — Бухенвальд?! Какое жуткое названье! По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим. 14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт — 728 поляков. На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие. Концентрационных лагерей было около 14 тысяч. Газовые камеры (Подготовленный ученик) Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия. Эксперименты доктора Йозефа Менгеле (Подготовленный ученик) Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания. Бабий Яр (Подготовленный ученик) Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя, или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках. Мама, мне страшно… (Корюкина Валерия, 16 лет) ( Ученик читает стихотворение) “Мама, мне страшно!” “Не бойся, малыш. Это не долго – Представь, что ты спишь. Закрой свои глазки и вспомни меня… Потом все, как в сказке. Вся вместе семья”. “Мама, мне больно! Зачем?! Почему?!” “Хватит! Довольно! Скажите ему!” “Мама, спаси! Не хочу умирать!” “Спрячь! Унеси! Мы устали страдать. Вот уже смерть повернулась лицом…” “Мама, не плачь! Я умру храбрецом!” Жестокость (Подготовленный ученик) Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая — возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них. Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос. Памятники жертвам Холокоста В настоящее время на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников и мемориальных комплексов жертвам Холокоста. Памятник жертвам холокоста в Венгрии, в Донецке, в Минске. Международный день памяти жертв холокоста отмечается 27 января. Установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Польша). Учитель. Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас? (Ответы учащихся) Учитель. И Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены. Я надеюсь, после нашего классного часа вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост». Итог занятия. Вопросы. 1. Что такое Холокост? 2. Какой народ больше всего пострадал? 3. Как понимаете, что такое «гетто»? 4. Какая участь ожидала людей, попавших в гётто? 5. Что надо помнить людям, чтобы такая страшная история никогда не повторилась? Учитель. Сидел писец в Освенциме, Считал не хуже робота – От матерей с младенцами Волос на сколько добыто. И.Эренбург История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа на тему: Моя семья — моё богатство, 4 класс Беседа с учащими начальной школы на тему: Приметы Классный час 3 — 4 класс. Мой друг — книга Тематический классный час по экологии, 3-4 класс

Похожие статьи:

Классный час 4 класс. Россия – Родина моя

Классный час 4 класс. Культура общения

Классный час. Толерантность 4 класс

Классные часы в 4 классе

Классный час 4 класс. Научи себя учиться

Международный День памяти жертв Холокоста. Классный час для начальной школы, 3 класс

Классный час «Памяти детей — жертв Холокоста посвящается»

Цели: Образовательная:
— ознакомление обучающихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечности; — повышение информационной грамотности обучающихся.
Воспитательная:
— ознакомление с хронологией трагедии Холокоста; — воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей, чувства сопереживания, сострадания к другим народам. — развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию.
Развивающая:
— продолжение развития навыков монологической речи, развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.
Оборудование:
— Выставка книг на тему Холокост; — Вырезки из газет, газеты и журналы; — Распечатанные фотографии, иллюстрации по теме;

Ход классного часа:
1. Организационный момент. 2. Введение в тему. Обратите внимание на оформление доски… Как Вы думаете, когда это было? (Ответы детей…). Да, это было страшное время, время Холокоста. Листая словарь можно так определить значение этого слова… «Холокост» (греч.) — уничтожение огнём, жертвоприношение, «ШОА» (иврит) — беда, катастрофа. (Учитель вывешивает на доску плакат на котором изображена ваза с надпись Холокост и расшифровкой надписи. В неё символично будут ставить цветы группы) Это была беда не только одного народа, в это время погибло много людей разных национальностей. Вот посмотрите: на день одному человеку давали еды на 184 калл, это огурец, помидор, кусочек сухого хлеба, можно ли прожить, если есть только это? На самом деле нам с Вами нужно очень много калл — 3500, для того чтобы быть сильными и здоровыми. Вот почему Холокост сравнивают с катастрофой, ведь до сих пор никто не знает точное количество жертв. Мы с Вами отправимся далеко в прошлое…. И попробуем узнать об этом времени. Задание 1: Прочитать информацию для группы, выбрать главное, рассказать другим. Задание 2: Раскрасить свой цветок (у каждого обучающегося). 3. Основная часть. Работа в группах под руководством учителя (обучающегося старших классов). После ознакомления с информацией группа работает над раскраской цветов. На задания отводится от 10 до 15 минут.На доклад группы — 3 минуты.1935 г. В сентябре 1935 г. были приняты Нюрнбергские законы. Таким образом нацисты лишили евреев всех гражданских прав. В школах учеников знакомили с инструментами, с помощью которых якобы возможно определять расовые признаки людей: с приборами и таблицами, помогающими измерить и оценить размер скул, цвет глаз и волос. Символ группы — бледно-розовый цветок (1935г) лежит на столе. Цветок после ознакомления с информацией остальных обучающихся ставят в символичную вазу — плакат. 1938 г. В ночь на 10 ноября произошел погром, вошедший в историю как Хрустальная ночь (Ночь разбитых стекол). Тогда погибло около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7000 еврейских магазинов. Символ группы — бледно- голубой цветок (1938г) лежит на столе. Цветок, после ознакомления с информацией остальных обучающихся ставят в символичную вазу — плакат. 1941 -1945 гг. С началом войны нацисты захватили страны и области с местами компактного проживания еврейского населения. В крупных городах (намного реже — в небольших создавались гетто, куда сгонялось население города и окрестностей. Символ группы — алый или красный цветок (1941-1945г). Цветок, после ознакомления с информацией остальных обучающихся ставят в символичную вазу — плакат. Учитель: Вы спросите, как же жили люди в то страшное время? Как узнавали кто свой, кто чужой? А очень просто, их выдавал внешний вид, А чаще всего, чьи — то доносы. Обучающийся старших классов: Нацистские лагеря смерти были предназначены для массового уничтожения людей. В отличие от других лагерей, которые служили в первую очередь тюрьмами и каторгами, лагеря смерти (также называемые лагерями уничтожения) были исключительно «фабриками смерти». Войска СС и полиция уничтожили в лагерях смерти около 2 700 000 людей, используя для этого отравление газом или расстрелы. Символ — чёрный цветок, в руках у обучающейся старших классов. Цветок, после ознакомления с информацией остальных обучающихся ставит в символичную вазу — плакат. Обобщение изученного. Давайте подведём итоги, это было страшное время. Многие люди посвятили этим событиям книги, статьи, картины. На меня эта тема тоже произвела впечатление и я написалв стихотворение о Холокосте. Чтение стихотворения собственного сочинения: Холокост Прошлое, оно напомнит нам о многом. О днях тех страшных, Когда погибли жертвы Холокоста. Тот список, страшный без конца. Где люди гибли, гибли семьи. Не рассказать им никогда, как жизнь свою прожить они хотели. Кто разделил их, кто посмел?! Сказать что ты не наш, не свой. Кто жизнь отнял? Кто есть не дал? Кто убивал? Стрелял? Кто жёг? Кто в стороне стоял?! Кино из прошлого для нас… Но всё же, этот страшный час Забрал их душ огонь. И мрачным мир стал, И покой, ушёл вдруг в даль… И навсегда тот день — Днём памяти нам стал. Мы все молчим под метроном И с каждым звуком, в сердце боль. Не перечислить всех имён… И лишь цветок на мрамор лёг Отдав почтенья честь. Природа замерла и ждёт. Когда же этот день пройдёт? Но длится медленно минута… А метроном, замедлив будто, Чеканит сердца стук. Минута молчания (звук метронома).
Возложение цветов-раскрасок, символично вокруг вазы с цветами — символами.
Учитель: Давайте будем помнить уроки прошлого и не повторять ошибок в будущем!

Рекомендуем посмотреть:

Классный час во 2 классе, посвящённый Международному Дню Мира Классный час патриотическое воспитание, 3-4 класс Сценарий патриотического часа «Афганская боль» для учащихся 4-6 классов

Похожие статьи:

Сценарий литературно-музыкальной композиции для младших школьников «Несовместимы дети и война»

Внеклассное мероприятие для школьников «Жертвы Холокоста»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: