Нарицательные имена существительные
Определение
Нарицательные имена существительные — это разряд существительных, служащих обобщёнными наименованиями ряда однородных, однотипных предметов и явлений.
Примеры:
- дверь
- снег
- школа
- радость
- восхищение.
Для большинства нарицательных имен существительных характерно изменение по числам:
- город — города;
- рука — руки;
- семя — семена;
- дочь — дочери.
Но существуют имена нарицательные, которые употребляются только в форме единственного ((темнота, пламя) или множественного числа ( брюки, грабли, каникулы).
{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
ТЕМА: «ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ»
Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы.
Проверочные диктанты
***
Речку назвали Лось. За речкой деревня Дубки. Там на улице Мира живут Игорь и Люба Орловы. У Игоря есть собака Жучка. У Любы — кошка Снежинка. Ребята любят животных. (28 слов)
Друзья
Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим несет мальчику палку. (35 слов)
Слова для справок: принес, щенок, бросил.
Рыбалка
Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад. Алеша вытащил щуку. Отец похвалил ребят. (41 слово)
Слова для справок: ловят, вытащил.
Орфографические минутки
1. Подчеркнуть имена существительные собственные.
Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;
Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;
Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;
Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;
Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.
2. Образовать и записать от полных имен неполные (разговорные) имена.
Александр (Саша), Елена, Екатерина, Борис, Василий, Дмитрий, Константин, Лев, Сергей, Евгения, Зинаида.
3. Образовать и записать от неполных (разговорных) имен полные имена.
Аня (Анна), Таня, Наташа, Люба, Даша.
4. Подчеркнуть нарицательные имена существительные и заглавную букву в именах собственных.
1) Россия — моя родина. 2) Город Москва стоит на реке Москве. 3) Корней Чуковский писал сказки для детей. 4) Петя Рыбаков был в гостях у рыбаков. 5) Гена Ростов поехал в город Ростов. 6) Иванова Поля пришла с поля. 7) Витя Васильков собрал букет васильков. Женя Морозов не боялся морозов. 9) Олег Иванов и Илья Петров — дежурные. 10) Доктор Айболит лечил зверей. 11) Собаки Стрелка и Белка побывали в космосе. 12) Таня получила письмо из Курска. 13) Река Волга широка и глубока. 14) Дядя Егор спешил на завод. 15) Во дворе жили петух Костя, собака Жучка, коза Милка.
5. Подобрать к любому имени существительному имя собственное.
Река (Яуза), город, страна, село, улица, деревня, поселок, девочка, имя, отчество, фамилия, собака, корова, конь, теленок, кошка, коза, попугай.
6. Образовать от каждого слова фамилию.
Рыбак (Рыбаков), петух, сахар, чайка, кузнец, васильки, заяц.
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
Проверочный диктант по теме «Имя существительное»
ЦЕЛИ УРОКА: проверить знания детей о признаках имён существительных и умение писать слова на изученные правила.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся напишут текст под диктовку, выполнят грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.
ХОД УРОКА
1. Целеполагание
— Сегодня на уроке вам предстоит написать проверочный диктант и выполнить грамматическое задание. Чтобы правильно и грамотно написать текст и выполнить задания, вам необходимо помнить изученные ранее правила и пользоваться ими в работе.
2. Работа по теме урока
Уровень 1
Диктант
Рыбалка.
Вот река Окуньки. Утро. Дует тёплый ветер. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и Алёша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад. Алёша вытащил щуку. Отец похвалил ребят. (41 слово)
Грамматические задания
Вариант 1
1. Подчеркнуть заглавную букву в именах существительных собственных.
2. Над именами существительными в последних двух предложениях указать число.
3. Выписать из текста диктанта два неодушевлённых имени существительных.
Вариант 2
1. Подчеркнуть заглавную букву в именах существительных собственных.
2. Над именами существительными в последних двух предложениях указать число.
3. Выписать из текста диктанта два одушевлённых имени существительных.
Уровень 2
Диктант
Мой край.
Иван Петрович любит своё село Ильинка. Чудесная роща стоит за нашим селом. Как хороша она весной! Вот лопнули пахучие почки. Маленькие чистые листочки усыпали все ветки. Роща покрылась зелёным пушком. Весело свищут синицы. Они долго ждали этой поры. На речке Тихой уже сошёл лёд. (46 слов)
Слова для справок: зелёным, сошёл, на речке.
Грамматические задания
Вариант 1
1. Подчеркнуть заглавную букву в именах существительных собственных.
2. Из четвёртого предложения выписать имя существительное. Записать рядом это слово в единственном числе.
3. Выписать из текста диктанта одушевлённое имя существительное во множественном числе.
Вариант 2
1. Подчеркнуть заглавную букву в именах существительных собственных.
2. Из седьмого предложения выписать имя существительное. Записать рядом это слово в единственном числе.
3. Выписать из текста диктанта неодушевлённое имя существительное в единственном числе.
3. Домашнее задание
Составить текст на тему «Что я знаю об имени существительном».
4. Подведение итогов урока
— Какую работу вы выполняли?
Какие правила грамотного письма вы соблюдали?