Математика и экология Выполнила ученица 8 класса МБОУ «Среднекибечская СОШ» Нилова Елена Михайловна Руководитель: учитель математики Тимофеева Галина Филипповна. — презентация


Экология в Математике

Заявка для участия во Всероссийском заповедном уроке.

1) Номинация Конкурса «Творчество во благо заповедных островов»
2) Наименование работы (проекта) «Экология в математике».

3) Цели работы:

  1. Сформировать у детей разного возраста представление о современной научной картине мира и экологическом образовании на классных часах, уроках по предмету – математика, кружках по проектно-исследовательской деятельности, участию в волонтерском движении, экскурсиях по родному краю.
  2. Заложить основы бережного отношения к природе через решение задач об исчезающих видах животных и растений из Красной книги, расширить «географический» кругозор.
  3. Показать ученикам роль математики в решении важнейших проблем в обществе, опровергнув тем самым сложившийся стереотип о том, что математика – это совокупность теоретических знаний, не имеющих ничего общего с реальной жизнью.

4) Механизм реализации проекта:

  1. Применение информационных технологий и работа с литературными источниками;
  2. Организационно-деятельностные (проведение учебных занятий в школе, городских парках, усадьбах);
  3. Мотивационно-потребностные (урочная и внеурочная деятельность учащихся);
  4. Рефлексивно-аналитические (сбор данных и позитивные способности учащихся);
  5. Результаты практической деятельности: создание плакатов, открыток «С Днем Рождения, Заповедные острова!», видеоролика, проектно-исследовательских работ, творческих работ, информационных макетов, листовок с экологической тематикой, участие в волонтерских акциях, олимпиадах и конкурсах.

5) Результаты реализации работы:

Сформировались умения и навыки проектной деятельности в овладении теоретическими и практическими знаниями об экологических законах в природе, экологической безопасности; уменииоценивать характер воздействия человека на окружающую среду; повышении интереса к изучению своей малой Родины. Создана функциональная модель образовательного пространства, способствующая формированию метапредметных компетенций учащихся через организацию экологической проектной деятельности. Повысилась относительная и качественная успеваемость учащихся по предмету – математика.

6) Ожидаемые результаты:

  1. В результате работы над проектами детей, участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», в подготовке и проведении мероприятий экологической направленности «Сохраняя будущее. Заповедные места России» дало возможность учащимся понять красоту природы и защиту ее не только в заповедных местах, но и в больших городах.
  2. Повышение социальной активности учащихся выразилось в том, что они нашли единомышленников среди населения района, привлекая к этой работе родителей, общественность участие в улучшении экологической ситуации в местах проживания.
  3. Возможные способы использования бросового материала (проект «Школа будущего как комфортная рабочая среда») для создания произведений прикладного творчества и предметов интерьера, пути экономии бумаги (проект «Будущее Земли зависит от тебя!») ;
  4. Участие в акциях «Посади дерево», «Сирень ко Дню ПОБЕДЫ», «Цветок, мотылек, бабочка», «Чистый двор», «Школьный зимний сад», «Птицы-наши друзья», «Ярмарка Добра» и др.;
  5. Успешность в реализации проектов, расширение своего кругозора и самостоятельности при выполнении поставленных задач. В дальнейшем ориентируясь на Программу по профориентации у детей возникает желание работать экскурсоводами, волонтерами, экологами, педагогами…
  6. У детей, которые работали в проектных группах формируются навыки коллективной работы, выделяются лидеры – авторы проектных работ. Приобретаются навыки социального общения и культуры диалога.
  7. В 2017–2018 учебном году участвуя в государственной Программе «С чего начинается Родина? С тропинки на школьном дворе» формируются команды детей по созданию экотропинок на территории школы, детских садов, в парках «Дружба», «Грачевка» и в лесопарковой зоне «Тимирязевской Академии.

«…Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры…»

Галилео Галилей (1564 – 1642, итальянский учёный)

Математика – одна из наук, тесно связанная с экологией. Применение математических формул, обработка статистических данных помогает экологам решать задачи по восстановлению экологического равновесия в природе. С помощью основ математики мы можем считать и строить диаграммы, проводить точные измерения, делать расчёты и подтверждать наблюдения.

Основная часть

Каждый ребенок мечтает о том, чтобы улучшить родной город, экологию страны, животный мир и поэтому задачи, связанные с решением, подобных проблем учащиеся школы решают с большим интересом, так как понимают практическую значимость этих задач. В ЭКОПРОСВЕЩЕНИИ, интерес к возрождению загубленной природы большую роль сыграли городская ОЛИМПИАДА «МУЗЕИ. ПАРКИ. УСАДЬБЫ», в рамках которой были организованы: экскурсии – обзорные, орнитологические, ботанические (фотовыставки, мастер-классы, игры-путешествия «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Кто нас кормит», «Породы домашних животных», конкурсы, викторины, праздники на эко тематику); экологические тропы – «На террасах Воробьевых гор», «Серебряный бор», «Кузьминки-Люблино», «Дружба», «Царицыно»; «Сокольники»,«Коломенское» и др.

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ, методический материал для которых был взят с Всероссийских онлайн-площадок «Всероссийский заповедный урок, посвященный 100-летию заповедной системе России» и «Зеленое движение России ЭКА»: «Вода России», «Мобильные технологии для экологии», «Разделяй с нами», «День Черного моря», «День Байкала», «Национальный парк «Зов тигра», «Заповедный мир города Сочи», «Как жить экологично в Мегаполисе» и др.;

АКЦИИ: «Бумажный бум», «Батарейки сдавайтесь!», «Чистый двор», «Помоги дереву», листовки «Сбережем планету вместе», «Птицы – наши друзья!» и др.;

ВОЛОНТЕРСТВО: листовки «Бензиномобиль – нет, электромобиль – да!», плакаты «Заповедано жить!», флешмоб «100 лет Заповедной системе России», «Птицы – наши лучшие друзья» (кормушки, скворечники), «Ярмарка Добра» (обмен игрушками, книгами, дисками), субботники в парках района Ховрино.

Во времяВсероссийских уроков ребята решили много задач с экологическим содержанием и обратили внимание на то, что те ребята, которым было не интересно на уроках по математике – с удовольствием решали экологические задачи. И поэтому, Митюнин Илья и Тихонов Павел, ученики 9 В класса решили составить интерактивный и бумажный экологические сборники задач по математике «Заповедные места России в задачах и примерах», сюжет которых связан с проблемой исчезающих видов животных и растений. Возникла эта необходимость после анализа школьных учебников (всего лишь 5,5% на все учебники с 5 по 7 классы). Илья и Павел решили создать задачи более современные, более актуальные по содержанию. Задавшись такой целью, Павел и Илья разработали способы конструирования текстовых экозадач и задач игрового вида, используя основные методы: исследовательский, работа с учебником, справочной литературой, мозговой штурм, моделирование и гипотеза, частично – поисковый, метод проектов: собрать цифровой материал, статистические данные; классифицировать материал по темам с разнообразными сюжетами; выбрать математическое содержание (задачи на движение, проценты, пропорции и др.); положить задачи на краеведческую основу; создать алгоритм решения экологических задач. (Когда задачи составлены, их необходимо обязательно прорешать, определить уровень сложности, подготовить карточки, иллюстративный материал).

Получились задачи с примерами на все действия, перевод одних единиц длины в другие, с раскрытием скобок, приведением подобных слагаемых, задачами на движение, части, проценты, на составление схематического чертежа при составлении условия задачи, составление алгебраического уравнения, записи процентов в виде десятичной дроби, на все действия с десятичными и обыкновенными дробями и др.

Апробацию экозадачника «Заповедные места России в задачах и примерах» провели в нашей школе с 5 по 7 классы и продемонстрировали на конкурсах городских площадках города.

Так же виды задач и практические задачи, связанные с экологическими проблемами ребята трансформировали в виде проектно – исследовательских работ и для иллюстраций некоторых проектов с помощью математического инструментария были созданы еще и информационные макеты.

В работе «Будущее Земли зависит от тебя» Гасин Александр, ученик 9 «В» класса рассчитал количество бумаги для организации учебного процесса в школе, познакомился сам и познакомил ребят с историей и технологией производства бумаги, рассчитал количество деревьев для организации учебного процесса в школе, в Ховрино, показал необходимость бережного использования бумаги и вторичное её применение, нашел пути экономии бумаги, неоднократно организовывал благотворительные акции по сбору макулатуры и посадке деревьев.

Хугаев Георгий и Фарзиев Мухаммед, ученики 8 «А» класса в работе «Автомобиль как безопасное для здоровья средство передвижения» поставили вопрос о правильном использовании топлива, и какое топливо меньше вредит окружающей среде. Оказывается – большая часть автомобилей в мире оснащена системой внутреннего сгорания и каждый день автомобиль выбрасывает более 3 кг вредных веществ в атмосферу. Поэтому в крупных городах идёт очень большое загрязнение воздуха. Ребята провели эксперимент, в котором сравнили чистый белый носок, и носок который находится некоторое время под автомобильными выхлопами. Из опыта с носками Георгий и Мухаммед показали, что автомобиль выпускает много вредных веществ в атмосферу, нарушая экологию Земли. Произвели некоторые подсчёты и определили, сколько денег тратит среднестатистический гражданин России на топливо для своей машины. Данные занесли в таблицу, произвели математические расчеты, составив пропорции и увидели, что самый экономичный вид топлива – электричество. В своей работе ребята проанализировали и выявили, какой вид топлива из разделов жидких и газообразных самый выгодный и меньше всего вредит окружающей среде.

Галицына Валерия и Фисенко Кристина, ученицы 9 «В» класса в проекте «Школа будущего как комфортная рабочая среда» используя «матрицу экспертных оценок комфортности жилья» (позволяет унифицировать систему качеств комфорта), с помощью формул объёмов и площадей поверхностей стереометрических фигур, вычислили коэффициент комфортности жилья по формуле: k = 36п V²/S³, где V– объём, S–площадь поверхности, доказав тем самым, что все вокруг – геометрия… Оказывается – самый комфортный дом, это дом в форме шара. И действительно: никогда мы не видели так ясно таких форм, как шар, призма, конус и т.д., выполненных так отчётливо, с такой тщательностью и так уверенно, как в природе.

Рогожкин Артем с одноклассницами Бекмурзаевой Кариной и Фанштейн Анастасией (9 «В» класс) в проекте «Кабинет как комфортная рабочая среда» использовали методы: анкетирование, измерение, анализ и реферирование литературы, расчёт по формулам, сравнение, моделирование. Выполнили геометрические измерения окон (стёкол), пола кабинета, вычислили общую площадь (S = а · в) окон, пола класса, вентиляционных отверстий (фрамуги, форточки), нашли объём (V = a · b · c) помещения. Подсчитали световой и искусственный коэффициенты по формулам: Кс = п/о : п/п, Кио = М · N : п/п, где Кс – световой коэффициент, п/о – площадь окон помещения, п – площадь пола, Кио – коэффициент искусственного освещения, М – мощность лампы в ваттах, N – количество ламп, п/п – площадь пола. Вычислили коэффициент аэрации (проветривания) по формуле: Ка = п/в : п/п, где Ка – коэффициент аэрации, п/в – площадь всех вентиляционных отверстий, п/п – площадь пола. Проанализировали результаты, сравнили их с нормами СанПиНа, сделали выводы о том, что уровень комфортности кабинета математики для изучения такой важной и точной науки, как математика хороший. Здоровьесберегающая среда в кабинете соответствует нормам СанПина и оформили экологический паспорт «Здоровья» кабинета математики для сохранения среды здоровьесберегающей.

Многие ребята использовали математическое макетирование при создании своих проектов. Для этого применяли такие математические знания:

определение масштаба и пропорции объектов; эскизирование; проектирование в 3Д-графике и в программе 3Д-maya; составление фрагментов развёрток на основе простых геометрических тел; изучение принципов построения раскладок зданий и транспортных сооружений из бросового материала; соединение переходов, выходов; сбор всех частей конструкций; оснащение сооружений светодиодами, электрооборудованием; проведение при необходимости опытов; цветовое решение.

Изучили такие понятия как – «Составление архитектурных макетов», «Виды архитектурных макетов», «Основные этапы изготовления архитектурных макетов».

Например, в проекте «Фонтан у Большого театра» учащиеся 6 «Г» класса Петунина Ксения и Тюльпакова Екатерина поставили перед собой цель – создать макет проекта и рассказать своим одноклассникам и ребятам школы, что основной задачей было при создании проекта: повысить культурный уровень, расширить кругозор, ознакомиться достопримечательностью своего города Москвы, понять значение этой достопримечательности, которое она имеет в наше время, развить навыки поиска, нахождению и обработки новой информации, мелкой моторики, совершенствовать навыки конструирования, выяснить влияние фонтанов на здоровье человека (фонтаны положительно воздействуют на зрение, слух, осязание и обоняние человека и создают в городе благоприятную сенсорную среду, приближенную к показателям природной сенсорной среды и этим фонтаны способствуют психофизическому здоровью горожан). В ходе работы девочки провели экспериментальные исследования зависимости высоты столба фонтана от диаметра трубки (10 опытов) и высоты столба фонтана от высоты сосуда с водой с мамой Ксении – Ириной Сергеевной, дядей Кати – Сергеем Васильевичем, познакомились с основными принципами работы фонтанов, узнали, что самое важное в фонтане.

Калинин Александр, ученик 8 «Б» класса в проекте «МЦК как способ быстрого передвижения по Москве, на примере станции Коптево» показал, как МЦК улучшает транспортную и экологическую ситуацию в отдельном районе на примере станции «Коптево». Выполнил все раскладки эскизов с помощью бабушки Натальи Геннадьевны и составляющих макета в масштабе 1 : 50. Произвел расчёты размеров входа на платформу: длина: 1050 см : 50 = 21см; ширина : 225 см : 50 = 4,5 см; высота : 250 см : 50 = 5 см и начертил электрическую схему макета вместе с папой Дмитрием Сергеевичем.

Гасин Александр, ученик 9 «В» класса в проекте «Андреевский мост. История» на примере Андреевского моста показал историческую, а главное, экологическую важность реконструкции и запуска пассажирского движения на Малом Кольце Московской Железной Дороги (МК МЖД). Выяснил, насколько изменились экологическая и транспортная ситуация в столице после введения в эксплуатацию МЦК. Поставил перед собой задачи: подготовить всё необходимое и создать макет-реконструкцию старого Андреевского моста близлежащих деревень (начало XX века). На основе работы провести в школе тематические классные часы об истории Москвы, а именно истории МЦК на примере Андреевского моста.

Вычислил размеры элементов макета: Масштаб: в 1 см 20 метров;

Мост: 278 м = 13,9 см; Река: 120 м = 6 см; Арка моста: 135 м = 6,25 см;

Насыпь: 400 м = 20 см и начертил электрическую схему макета.

При создании макета «Зеленый образ жизни – путь в чистое будущее» учащиеся 9 «В» класса Митюнин Илья, Фисенко Кристина, Коновалова Мария поставили перед собой цель: на классных часах и во внеурочное время у учащихся 1 -7 классов сформировать ответственное отношение к состоянию окружающей среды и своего здоровья, научить применять экопривычки в повседневной жизни, вносить свой посильный вклад в решение экологических проблем, понимать важность любого, даже самого маленького поступка, находить способы жить комфортно без вреда для окружающей среды; раскрыть такие понятия, как загрязнение окружающей среды, экослед, экологичный образ жизни. Провести практическую работу по математике «Мой экослед». (Анкета позволяет узнать, сколько планет понадобилось бы человечеству, если бы все люди жили, так, как живете Вы. Для того, чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, Вы получите величину своего экологического следа.Разделы анкеты: условия проживания, использование энергии, использование транспорта, приобретение и потребление продуктов питания, потребление воды и бумаги, отходы). Результаты представили в виде шкалы.

Ребята из 6 Г класса Тюлю Георгий, Руссак Семен и Гоглов Максим провели для своих одноклассников мастер-класс «Космос и экология», где рассказали – как из космоса наблюдают за погодой, ищут полезные ископаемые, предупреждают о возможности экологических катастроф. Выполнили проект макета космического корабля «Буран» и ракеты-носителя «Энергия». Макеты космических аппаратов ребята сделали из бумаги, древесины и металлического конструктора. Цель и задачи проекта были: провести мастер-класс о космосе и охране окружающей среды;

познакомить с историей полета космического корабля «Буран»;

выдвинуть свою версию для гражданской авиации по безопасности полетов пассажирских авиалайнеров; с помощью материалов и инструментов в мастерской сделать макеты корабля, выточить ракеты из различных материалов; поставить экооценку своей работе(основание и корпус изделия выполнены из экологически чистого материала фанеры, бруса, бумаги, экологический вред могут представлять использованные батарейки, поэтому их нужно утилизировать отдельно). Помогал ребятам в мастерской дедушка Георгия – Виктор Семенович.

Заключение

Работая над созданием экоуроков, проектно-исследовательскими работами узнали, как язык математики помогает изучать и моделировать экологические объекты, процессы и явления, определили масштаб своего влияния на окружающую среду, выполнив практическую работу «Экологический след». Во время апробации задачника, показали ребятам школы на уроках роль математики в решении важнейших проблем в обществе, в частности, проблемы воспитания бережного отношения к природе, сохранения исчезающих видов растений и животных. Классная и внеклассная работа по математике позволила опровергнуть сложившийся стереотип о том, что математика – это совокупность теоретических знаний, не имеющих ничего общего с реальной жизнью человека. Не зря математику называют царицей всех наук, ведь она применятся во многих дисциплинах, даже там, где, казалось, сложно представить ее применение.

Прогноз на будущее

В дальнейшем учащиеся собираются продолжить сборник задачами на основные правила по математике. Одновременно, вставляя по ходу задачи соответственное фото или картинку. Разместить сборник в сети МЭШ для того, что задачи были доступны всем ученикам школы и города как подготовительный материал к урокам учителям нашей гимназии и другим желающим с целью – сформировать у учащихся бережное отношение к природе через решение задач об исчезающих видах животных и растений. Создать презентацию об истории создания Красной книги для более младшего возраста – детских садов нашего комплекса. Дать рекомендации для портала «Активный гражданин»: отремонтировать и ввести в действие неработающие фонтаны; построить новые фонтаны и плескательные бассейны в отдаленных от города. Продолжать создавать проектно-исследовательские работы экоматематического содержания – чтобы задачи на основные правила научились решать все ребята, знакомясь по ходу решения задач с Заповедными островами России. Проводить акции, экскурсии, участвовать в волонтерском движении по сохранению окружающей среды, привлекая родителей и жителей города.

НАШИ НАГРАДЫ

Участвуя в конкурсах различного уровня ребята становились победителями и призерами:

I) Конкурс «Технопарк». Департамент образования города Москвы.

1 место в секции «Числа. Фигуры. Алгори ( Митюнин Илья, Тихонов Павел 8В класс ) 03.03.2017 г;

1 место в секции «Числа. Фигуры. Алгори (Рогожкин Артем, Бекмурзаева Карина, Фанштейн Анастасия 7 Б,В классы) 23.03.2016 г;

2 место в секции «Числа. Фигуры. Алгори (Галицына Валерия, Фисенко Кристина 7 В класс) 23.03.2016 г;

II) 23-я научно-практическая конференция школьников МЦАДО.

МАДИ (сотрудничество с Вузами) 29.03.2017 г.

2 место в секции «Экология» с работой «Заповедные места России в задачах и примерах» (Митюнин Илья, Тихонов Павел 8В класс),

3 место в секции «Экология» с работой «Кабинет математики как комфортная рабочая среда» (Рогожкин Артем, Бекмурзаева Карина, Фанштейн Анастасия, 8 Б,В классы);

3 место в секции «Автомобили» с работой «Автомобиль как безопасное для здоровья средство передвижения» (Хугаев Георгий, Фарзиев Мухаммед 7 А класс);

III) Конкурс «Образование. Наука. Производство». Департамент образования города Москвы. 15.02.2017+6.04.2017+24.01.2018+31.01.2018

2 место в секции «Новации в образовании» с работой «Заповедные места России в задачах и примерах» (Митюнин Илья, Тихонов Павел 8В),

2 место в секции «Архитектура без границ» с работой «Школа будущего как комфортная рабочая среда»(Галицына Валерия, Фисенко Кристина 8 В класс);

призер в секции «Новации в образовании» с работой «Автомобиль как безопасное для здоровья средство передвижения» (Хугаев Георгий, Фарзиев Мухаммед 8 А класс);

победитель в секции «Москва индустриальная» с работой «МЦК, как способ быстрого передвижения по Москве, на примере станции Коптево» (Калинин Александр 8 Б класс);

призер в секции «Москва индустриальная» с работой «Андреевский мост. История» (Гасин Александр 9 В класс);

победитель в секции «Москва рукотворная» с работой «Фонтан у Большого театра» (Петунина Ксения, Тюльпакова Екатерина 6 Г класс);

призер в секции «Москва рукотворная» с работой «Зеленый образ жизни» (Фисенко Кристина, Коновалова Мария, Митюнин Илья 9 В класс).

IV) Школа Новых Технологий. Департамент образования города Москвы. Городская научно-практическая конференция СОПОТ «Создаем. Обсуждаем. Проектируем. Обобщаем. Творим». 16.03.2017; 22.03.2018

Лауреаты в секции «Архитектура без границ» с работой «Школа будущего как комфортная рабочая среда» (Галицына Валерия, Фисенко Кристина 8 В);

Победители в секциях «Эволюция транспорта и транспортных технологий» и «Здоровьесберегающие технологии» с работами «МЦК как способ быстрого передвижения по Москве», «Будущее Земли зависит от тебя», «Фонтан у Большого театра», «Андреевский мост. История», «Зеленый образ жизни – путь в чистое будущее» Калинин Александр 8 Б, Гасин Александр 9В, Петунина Ксения 6 Г, Тюльпакова Екатерина 6 Г, Фисенко Кристина 9 В, Коновалова Мария 9 В.

V) Школа Новых Технологий. Научно-практическая конференция «На пути к познанию». 13.04.2017

1место в секции «Экология» с работой «Заповедные места России в задачах и примерах» (Митюнин Илья, Тихонов Павел 8 В),

3 место в секции «Архитектура без границ» с работой «Школа будущего как комфортная рабочая среда» (Галицына Валерия, Фисенко Кристина 8 В),

3 место в секции «Экология» с работой «Автомобиль как безопасное для здоровья средство передвижения» (Хугаев Георгий, Фарзиев Мухаммед 7 А)

VI) Школа Новых Технологий. Конференция «Территория познания» 18.04.2017; 29.03.2018

1место в секции «Математика» с работой «Заповедные места России в задачах и примерах» (Митюнин Илья, Тихонов Павел 8 В),

1 место в секции «Экономика» с работой «Автомобиль как безопасное для здоровья средство передвижения» (Хугаев Георгий, Фарзиев Мухаммед 8 А)

4 -победители в номинациях (Галицына Валерия, Фисенко Кристина 8 В), (Гасин Александр 8В), (Хугаев Георгий, Фарзиев Мухаммед 7 А), «За практические достижения автора», «За актуальность исследования», «За учет межпредметных связей»;

VII) Ярмарка идей – МФЮА. (Сотрудничество с Вузами). 9.03.2017+30.03.2017гг

1 место в секции «Экология» с работой «Автомобиль как безопасное для здоровья средство передвижения» (Хугаев Георгий, Фарзиев Мухаммед 7 А),

2 место в секции «Математика» с работой «Заповедные места России в задачах и примерах» (Митюнин Илья, Тихонов Павел 8 В),

3 место в секции «Математика» с работой «Школа будущего как комфортная рабочая среда» (Галицына Валерия, Фисенко Кристина 8В),

3 место в секции «Экология» с работой «Будущее Земли зависит от тебя!» (Гасин Александр 8 в),

3 место в секции «Экология» с работой «Кабинет математики как комфортная рабочая среда»(Рогожкин Артем, Бекмурзаева Карина, Фанштейн Анастасия, 8 Б,В классы );

VIII) Конкурс «Я — гражданин России». Департамент образования города Москвы. ГБОУ ДО . Центр творческого развития и гуманитарного образования. 8.04.2017; 15.04.2018

номинация «Межпредметная интеграция» с работой «Заповедные места России в задачах и примерах» (Митюнин Илья, Тихонов Павел 8 В)

«Экология в математике» (Митюнин Илья 9В, Тихонов Павел 9 В, Рогожкин Артем 9В, Галицына Валерия 9В, Фисенко Кристина 9В, Хугаев Георгий 8А, Фарзиев Мухаммед 8 А, Калинин Александр 8 Б, Смирнов Анатолий 8Б, Гасин Александр 9В, Петунина Ксения 6 Г, Тюльпакова Екатерина 6 Г, Коновалова Мария 9 В, Тюлю Георгий 6Г, Руссак Семен 6Г, Гоглов Максим 6Г;

IX) Городская олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Департамент образования города Москвы. 2015-2018 гг

1 место весь класс учащихся с 5 по 8 классы 2015-2018 гг;

X) Распространение листовок «Электромобиль – автомобиль, сохраняющий здоровье» март-апрель 2016-2017г;

XI) Посадка деревьев, кустов сирени, цветов, обрезка деревьев осенью, проведение акций «Птицы наши друзья», «Ярмарка Добра» Осень-весна 2015-2018 гг (детские сады, школа, парки «Дружба», «Грачевка»);

XII) Участие во флешмобе «Заповедные острова России» – создание видеоролика и открыток с поздравлением со 100-летием Заповедной системы России. Январь-май 2017 г;

XIII) Субботники по уборке школьной и дошкольной территорий. Весна, осень 2014-2018;

XIV) Сбор макулатуры-весна, осень – ежегодно 2014-2018;

XV) Участники Всероссийского экологического фестиваля детей и молодежи «Земле жить!» (Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с обществом с ограниченной ответственностью «Пространство инноваций») 23.06. 2018;

XVI) Участники Ярмарки идей «Проекты будущего» Департамента образования города Москвы и МГПУ 2020.

XVII) Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ. Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

2 место в секции «Особенности управления в государственном и коммерческом секторе» «Заповедные места России в задачах и примерах» (Тихонов Павел, Митюнин Илья), 24.03.2018.

XVIII) Участники Фестиваля «Древо жизни»-2018;

XIX) Лауреаты Всероссийского конкурса «Всероссийский заповедный урок»-2017 Митюнин Илья 9В, Тихонов Павел 9 В с работой «Заповедные места России в задачах и примерах»;

XX) Призеры открытого городского конкурса проектных, исследовательских работ «Через тернии к звездам» 15.04.2018

Тюлю Георгий, Руссак Семен, Гоглов Максим с работой «Проект макета космического корабля «Буран» и ракеты-носителя «Энергия» 6 Г.

Математика на службе экологии

Решение назревших экологических проблем связано с повышением статуса экологического образования при обучении математике. В настоящее время продолжают быть актуальными задачи, направленные на формирование у учащихся определенного уровня экологической культуры личности.

Каждого человека волнует состояние окружающей среды, поскольку от нее зависят судьбы человечества. Разумеется, каждый из нас не в состоянии отвратить угрозу человеческой цивилизации, но мы не можем не видеть надвигающейся беды и не думать об этом. Ведь экологическая катастрофа — это не умозрительная картина некоего отдаленного будущего, а последствия того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем [2].

Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. К сожалению, в современных учебниках эта связь не наблюдается, что требует от учителей математики решения задачи экологического содержания.

Анализ экологических проблем, сложившихся в Самарской области, говорит о том, что загрязнение окружающей природной среды остается на высоком уровне. В первую очередь этому способствуют предприятия нефтехимической, энергетической, машиностроительной промышленности, производящие выброс стоков непосредственно в реки, протекающие на этой территории [1].

Однако бесконтрольный сброс стоков промышленных предприятий, существенно сказывается на качестве воды Самары. Этот факт подтверждается регулярными исследованиями проб воды, в составе которой находится большое количество вредных элементов: соединения тяжелых металлов, хлорорганические пестициды, фенолы.

Мы, учащиеся Самарской области, не должны оставаться равнодушными к данной проблеме и попробовать акцентировать внимание на ее решение с помощью задач экологического содержания.

Рассмотрим некоторые задачи экологического характера.

Задача № 1. Какое количество речной воды мы теряем ежегодно, если известно, что в год мы сбрасываем в водоемы 28 км3 неочищенных сточных вод, а 1 км3 этих вод делает непригодной к употреблению 60 км3 вод?

Ответ. Мы теряем 1680 км3.

Задача №2. Во сколько раз сократилась площадь нерестилищ нерестовых рыб в связи со строительством гидроэлектростанции на Волге, если известно, что они составляли 3600 га, а сейчас осталось 430 га?

Ответ. В 8 раз сократилась нерестилищ нерестовых рыб.

Задача №3. Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно площадью около 6 км2. Какую площадь акватории покроет нефтяная пленка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 г?

Ответ. Нефтяная пленка покроет 30000000000 м2.

Задача №4. Главный потребитель воды — сельское хозяйство. Оно потребляет 70 % всей используемой человеком воды. Чтобы вырастить I тонну пшеницы, требуется 1500 т воды. Вычислите необходимое количество воды для выращивания пшеницы на поле, площадь которого 25 га и урожайности пшеницы 22 ц с га.

Ответ: 82 500 тонны.

Задача №5. Площадь Самарской области равна 53, 6 тыс. км2. Найти площадь суши, площадь воды и площадь лесов области, если вода составляет около 3 % всей территории, а леса занимают 7 % площади суши.

Ответ: суша -52 тыс. км2, вода -1,6 тыс. км2, леса- 3,6 тыс. км2.

Задача № 6. Подрядчики ежедневно перевыполняли норму по очищению Комсомольского озера на 40 кубов жидкости, поэтому 6 дневную норму они выполнили за 4 дня. Сколько кубометров жидкости подрядчики очищали в день? За сколько дней можно очистить все озеро, если объем воды в озере составляет 36 км3.

Ответ: 80 м3 жидкости подрядчики выполняли за день, 3 дня.

Задача № 7. Всего было сброшено 8237 т. загрязняющих веществ в водные объекты. Сколько было сброшено нитратов, если выброс сульфатов составил на 112т. меньше, чем хлоридов, а нитратов на 2910 больше, чем сульфата? Определите, насколько вырос выброс загрязняющих веществ в водные объекты, если в прошлом году он составил 5201т.

Ответ: 5469 т, 3036 т.

Задача № 8. Через три трубы нефтяное предприятие сбросило нефтяной шлам в Ветлянское водохранилище. Для сброса всего нефтяного шлама в озеро через третью трубу потребуется столько же времени, сколько при сбросе через первую и вторую одновременно. Сколько времени потребуется для сброса нефтяного шлама через каждую трубу, если через первую сбрасывают воду на 2 часа быстрее, чем через третью, и на 6 часов медленнее, чем через вторую? Сколько из-за сброса нефтяных отходов погибает живности в год, если в среднем за месяц погибает 12 т. рыб?

Ответ: 144 тонны.

Задача № 9. В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2–3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы в сутки, в год?

Ответ: 39,1 л, 14271,5 л, 2040 л, 744600 л.

Задача № 10. В реку Самарка и её притоки поступают промышленные и бытовые сточные воды из пяти крупных населённых пунктов. В 2017 г. из этих пунктов было сброшено свыше 90 млн. м3 сточных вод. Из них загрязнённых — 47 млн. м3. Какой процент сточных вод составляли загрязнённые?

Ответ: 52 %

Задача № 11. Подсчитайте, сколько воды требуется городу с населением 1 млн. жителей для разведения сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность города в чистой воде составляет 0,5 млн. м3. Перед сбрасыванием в водоём стоки нужно разводить 20-кратным объёмом чистой воды.

Ответ: 3650 млн.

Задача № 12. На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит в среднем свыше 100 литров воды, а в раковине с закрытой пробкой сливом не более 20 литров. Сколько воды можно сэкономить за 1 день, если мыть посуду в закрытой раковине после завтрака, обеда, ужина.

Ответ: 240 литров

Трудно переоценить роль математики в обучении и развитии мышления и познавательной активности. Решение задач с экологическим содержанием влияет на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени — развитию исследовательских навыков и призывает к решению экологической проблемы на территории нашей области и всей страны, в целом.

Литература:

  1. Акимова Т. А., Кузьмин А. П., Хаскин В. В. Экология //М: ЮНИТИ, 2001. -343 с.
  2. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек //М: ОРАИР-Пресс, 2002.-560 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: