Разработка урока по географии на тему «Страны мира»
24.09.2018 год
География
7 класс
Урок 7
Тема. Страны мира
Цели:
• Сформировать представление о многообразии стран мира. • Формировать умение анализировать диаграммы.
Планируемый результат
Личностные УУД
: развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе анализа политической карты мира, других источников географической информации; формирование целостного мировоззрения, учитывающего многообразие современного мира.
Межпредметные УУД:
формирование умений работать с разными источниками информации – политической картой мира, картой, схемой и диаграммами; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности на основе анализа политической карты мира и других источников географической информации: схемы, диаграмм и карты параграфа; строить логическое рассуждение и делать выводы.
Предметные УУД
: формирование представлений и теоретических знаний о многообразии стран мира и их различиях, о типах государственного устройства стран мира, о хозяйстве (экономике) стран и этапах его развития, уровне экономического развития стран и их взаимосвязях.
Оборудование:
учебник, атлас, политическая карта мира.
Основное содержание:
страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Ход урока
- Орг.момент
- Проверка домашнего задания:
1.
Почему в разных местах земного шара плотность населения неодинакова?
2.
Назовите и покажите на карте крупнейшие по численности населения страны мира.
3.
Назовите основные причины, влияющие на изменение численности населения. - Изучение нового материала:
В настоящее время существует более 230 государств. Страны мира различаются по многим признакам. Некоторые признаки, по которым можно подразделять страны, нами были изучены на предыдущих уроках (по численности, по преобладающей религии, по преобладающему языку). Можно подразделять страны по размеру занимаемой ими территории. Учащимся предлагается найти на политической карте крупнейшие по площади страны мира — Россию, Канаду, Китай, США, Бразилию, Австралию. Их площадь составляет чуть меньше половины всей площади суши. В то же время существуют очень маленькие страны, например Ватикан. Его площадь всего несколько кварталов Рима. Такие государства называют карликовыми. К ним можно отнести Монако, Андорру, Сан-Марино и некоторые другие страны. Различают страны и по географическому положению. Наибольшее количество стран расположено на материках. Одни из них имеют выход к морю, другие удалены от него на сотни и тысячи километров. Выделяют страны островные, занимающие один или несколько островов, и полуостровные. (Приведите примеры стран с различным географическим положением.) Важной отличительной особенностью любой страны является политическое устройство и уровень экономического развития (или экономическая мощь страны). Политическое устройство стран учащиеся определяют самостоятельно с помощью текста § 7 и заполняют таблицу 11.
Таблица
Формы государственного устройства стран мира
Форма государственного устройства | Страна |
Монархия — абсолютная — конституционная | |
Республика — президентская — парламентская | |
Зависимые территории (с указанием статуса) |
Для выделения стран с разным уровнем экономики существуют разные показатели, с которыми учащиеся познакомятся в старших классах. Главным показателем является стоимость произведенных товаров и услуг в стране за год. На рисунке 16 учебника показаны десять экономически развитых стран мира. Далее учащимся предлагается проанализировать структуру занятости населения в представленных странах (рис. 17 учебника), определить важнейшие географические и экономические факторы, оказавшие влияние на сложившееся соотношение. Домашнее задание:
1) изучить § 7; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.
План-конспект урока по географии, 7 класс
План — конспект урока по теме «Австралия. Особенности природы Австралии» в 7 классе.
Цель: формирование общего представления о своеобразии, неповторимости природы самого маленького материка; раскрытие причины этого своеобразия. Задачи. Образовательные: установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы; определить какие природные зоны представлены в Австралии; ознакомить учеников с наиболее яркими представителями органического мира Австралии; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала; обеспечить формирование целостной системы знаний о своеобразии, неповторимости природы самого маленького материка; раскрыть причины этого своеобразия; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала. Воспитательные: экологическое воспитание обучающихся на примере отношения австралийцев к своей стране, природе; воспитание товарищества, доброты, вежливости, дисциплинированности, ответственности. Развивающие: формировать умение выявлять причинно – следственные связи; формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы, давать качественную оценку своей работы, работы одноклассников. Тип урока: комбинированный. Основные понятия: природная зона, эндемик, семейство сумчатых, фауна, флора. Планируемые результаты. Предметные: ученик научится давать определения, характеризовать природные зоны Австралии с использованием разных источников географической информации; представлять в форме творческой работы географическую информацию; устанавливать связи между географическим положением и природными условиями; объяснять причину своеобразия природы материка. Формируемые УУД. Личностные:
принятие социальной роли обучающегося; формирование границ собственного знания и «незнания»; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие познавательного интереса, учебных мотивов.
Регулятивные:
смысловое чтение, целеполагание, умение осуществлять контроль, коррекцию своих знаний, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Познавательные:
извлечение необходимой информации для выполнения учебного задания; осознанно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение слушать, выражать полно и точно свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с задачами; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Ход урока
Этап 1. Организация начала занятия Время: 30 сек Приветствие, проверка готовности к уроку обучающихся ( необходимые на уроке учебные пособия и принадлежности) Этап 2. Актуализация знаний, настрой на работу на уроке, мотивация. Время: 3 мин. Проводится игра-аукцион. !!« Мы изучаем Австралию. Что вы можете сказать о географическом положении материка? Вспомните: как образовались материки. Игра «Аукцион знаний» !!Определяет победителя аукциона ( того, кто последним отвечал), вручает « знак отличия» Активизация внимания. Время 1 мин. !!« Наш урок мы проведем под девизом: «Путешествие продолжается» и продолжается оно в Австралии. Предоставим слово(имя ученика) Ученик читает стихотворение: Австралия. Австралия. Вы в Австралии бывали? Вы Австралию видали? Неужели никогда вы Не ездили туда? А со мною – так случилось — мне Австралия приснилась Вы послушайте сейчас мой короткий сон-рассказ. «Я летел на вертолете, а быть может, самолете. Вдруг увидел из окна: Подо мной лежит страна. С парашютом я спустился И на суше очутился. Осмотрелся: ни души, Все дороги хороши. Чтобы не замерзнуть вдруг, Я отправился на юг. Только странно: чем южней – Холодней и холодней. Я увидел дивный лес: там деревья до небес. И бутылки там растут, И лианы там и тут. Очень странная страна- любит пошутить она: эти звери, погляди, носят сумку впереди. Ну а этот ради шутки, нос свой одолжил у утки. Мишка здешний, как бандит – он на дереве сидит. Ну, а это кто такой появился предо мной? Это местный житель, Страны сей долгожитель? От него же я узнал, что в Австралию попал. Что ее Тасман открыл, как открытье закрепил Австралия – богатая страна. Имеет уголь, нефть и золото она. Имеет развитое производство: Большое место занимает овцеводство. Австралия – страна наоборот: Река Муррей с притоком Дарлинг там течет… Я мог бы еще что-нибудь узнать, Но тут будильник зазвонил: « Пора вставать!» Этап 3. Определение проблемы, цели Время: 1 мин. !! « Я увидел дивный лес……» Может быть, то, что нам рассказали можно увидеть не только во сне? Действительно ли природа материка так своеобразна? В чем причина этого своеобразия? Как приспособились растения и животные к жизни в разных природных условиях? Хотите узнать? Тогда собирайтесь в путешествие! Определите цель нашего путешествия. Что мы хотим узнать ? Проводится « мозговой штурм» ( Ученики определяют тему и задачи урока) Этап 4. Проверка домашнего задания. Время: 1 мин. !! «Какие знания необходимы, чтобы объяснить природу материка?» Ученики перечисляют. !! направить ход рассуждений. Называют: географическое положение, климат. !! «Давайте проверим ваши знания». Задания на карточках: Задание1.В каких климатических поясах находится Австралия? Задание 2.Какая часть Австралии получает наибольшее количество осадков? Почему? Задание3. Назовите типы климата Австралии. Дайте краткую характеристику каждого из них Индивидуальная работа с картой, климатограммами. Оценка знаний Устные ответы 3 учеников. Обучающиеся слушают, дополняют ответы Этап 5. Усвоение новых знаний Время: 20 мин 1. Практическая работа. Задание: по карте природных зон определите природные зоны материка Австралия. Нанесите границы природных зон на контурную карту Ответьте: расположение природных зон в Австралии подчиняется закону широтной поясности? Какая природная зона занимает большую площадь? !!Проверить фронтально. Ученик по просьбе учителя подводит итог: « Большую часть материка занимают тропические пустыни и саванны; в пределах Австралии смена природных зон подчиняется закону широтной поясности.» 1 кадр презентации ( схема « Природные зоны Австралии) показывается при затруднении обучающихся. 2 .Презентация (растения и животные Австралии) с дополнительным материалом. !! Обращается к классу: «Путешествие по Австралии начинается. Распределите роли: фотокорреспондент ( рассказывает по картинам); журналисты – выбирают и зачитывают из текста учебника отрывки по просьбе учителя. Мы побываем с вами ( 2 кадр) в разных природных зонах материка Демонстрация 4-10 кадра презентации. После 10 кадра: !! « Нашему фотокорреспонденту…удалось «сфотографировать» эвкалиптовый лес. Попросим его рассказать о том, что изображено. ( Рассказ по картине «Эвкалиптовый лес в Австралии». Подготовлен учеником к уроку). Презентация. Кадры11-19 Рассказ по картине «В австралийском скрэбе», Кадр 20 Рассказ ученика по картине «Большая Песчаная пустыня Австралии», Последний кадр презентации показывается после решения учениками проблемного вопроса Физкульт. минутка. Время: 1 мин Этап 6. Закрепление нового материала. Время: 8 мин. !! «А сейчас мы продолжим работу по составлению « Памятки отправляющемуся в Австралию» Чтобы вы добавили, изучив тему сегодняшнего урока? Ученики высказывают свои предложения, дописывают памятку. Примерная памятка. ( Творческая работа учащихся. Оформляется в классе и дома. На листе А4, в тетради. С рисунками, с использованием Интернет ( у кого какие возможности) Заполняются подобные Памятки по мере изучения материков. Объем текста , количество рисунков не ограничиваются. Но на уроке учитель контролирует записи. По этим работам можно судить о заинтересованности детей темой урока (обычно, если понравилось – дома пишут и рисуют много.) Творческие работы учеников используются
при повторении. В конце учебного года проводится выставка этих творческих работ. Памятка отправляющемуся в Австралию. Дорогой турист! Ты отправляешься в Австралию, позволь тебя осведомить и проинструктировать: Австралия – самый маленький материк Земли. Австралия – самый удаленный ото всех других материков Австралия – самый сухой материк Земли, но если едешь в Восточную Австралию, то захвати плащ или зонт, так как там льют дожди. В западной и Центральной Австралии очень сухо. Австралия – единственный материк, где никогда не бывает землетрясений и нет ни одного действующего вулкана В Австралии обильная растительность. В Северной Австралии растут интересные деревья — эвкалипты. Они несколько раз за время существования сбрасывают кору, их листья всегда повернуты ребром к солнцу и не дают тени, так что отправляясь в эвкалиптовый лес, не забудь солнечные очки и панаму. Растут там акации. Бутылочные деревья, папоротники и бамбук. Растительность западной и центральной частей материка очень бедна, так как они находятся в зоне пустынь и полупустынь Животный мир Австралии разнообразен. В северной части обитают страус эму, кенгуру, вомбаты, ехидна, лирохвост, попугаи, коала- сумчатый медведь с очень ценным мехом. Он взят под охрану. Не удивляйся, если придется увидеть животных с «сумкой». Их много, но встретить их можно только в Австралии – это эндемики.
Этап 7. Первичная проверка понимания. Контроль Время: 3 мин !! Заполните « карты пребывания» (тесты) Тесты. Взаимоконтроль – работа в парах Тесты Выберете правильные ответы. 1.По мере продвижения в глубь Австралии количество осадков а) быстро уменьшается б) увеличивается. в) остается небольшим г) остается большим 2. Причины своеобразия природы материка объясняются тем, что а) Австралия изолирована от других материков б) все животные привезены из разных частей света г) климат способствует сохранению видов 3. Не является коренным обитателем Австралии: а) дикая собака динго б) утконос в) коала г) нет правильного ответа Подведение итогов. Время: 3 мин. 2 кадр презентации проектируется при затруднении обучающихся !! « Мы возвращаемся домой. Что у нас в багаже?» Ученики подводят итог урока: что узнали нового. Устное заполнение таблицы в рабочей тетради « Природные зоны» !! « Наше путешествие закончилось. Что вы скажите на прощанье друг другу?» Анализируют работу друг друга Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся: « В нашем путешествии был просто незаменим…(имя ученика) Нам помогли знания…, помогало в трудные минуты чувство юмора…, были активными в процессе познания…» Этап 8. Информация о домашнем задании Время 1 мин. «Дома надо подготовить отчет о нашем путешествии.» Задание «От теории к практике» страница учебника 23.Задание в рабочей тетради. Закончить работу на контурной карте. По желанию: подготовить рассказ о животном Австралии, которое видели на слайде, но о нем не было рассказано. Рефлексия Время: 30 сек. Мысленно оцените свою работу на уроке, взаимодействие с учителем и одноклассниками. Поместите в вазу «цветок настроения»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Конспект урока географии на тему: Внутренние воды Южной Америки, 7 класс Фотоматериал к конспекту урока географии 7 класс по теме «Африка» Конспект урока географии в 7 классе с презентацией. Природные зоны России
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по географии в 7 классе
КВН по географиии в 7 классе
Программа факультатива «Экология комнатных растений», 6-7 класс
Викторины с ответами по географии для 7- 8 класса
КВН по географии для школьников 7-8 класса