Повторяем орфографию. 6 класс
Карточка № 1
1).Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1.Вот уже пять дней мы ж…вем в с…натори… .2.Однажды жара з…ставила меня искать пр…хлады. 3. Я взял книгу н…правился к б…се…ке. 4.Д…ро…ка зар…сла мелкой тр…вой а по бокам ее ст…яли огромные сосны. 5.Б…се…ка ра…пол…жилась у крупного обрыва в тени густых д…ревьев. 6.Вид с обрыва пр…милый! 7.Книга была интересная но в такую жару она (не) пр…влекала меня. 8.Я см…трел на син…ю ленту реки к…мыш…вые зар…сли поля с пш…ниц…й. 9.Как же хорош…!
2). Выпишите все слова, где есть корни с чередованием.
3). Выпишите два любых глагола, определите вид, возвратность, спряжение, переходность.
4). Произведите указанные разборы.
Карточка № 2
1).Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1.На палубе п…рохода ра…пол…жились камен…щики груз…ики п…чники. 2.Они ехали на новые стр…ительные об…екты. 3.Все любовались ос…нним п…йзаж…м ра…матривали окрес…ности. 4.В воздухе чу…ствовалась свеж…сть пр…хлада. 5.Вот мимо пр…плыла б…резовая рощица прок…тил на в…лосипед… заг…релый мальч…нка. 6.П…роход подош…л к пристан… и нач…лась погру…ка. 7.Торопят…ся груз…ики резко с…гналят ш…феры покр…кивают воз…ики. 8. Зак…пела настоящая работа на пр…брежной т…р…итори… Енисея. 9. Все работают дружно и слаженно!
2). Выпишите все слова, где есть корни с чередованием.
3). Выпишите два любых глагола, определите вид, возвратность, спряжение, переходность.
4). Произведите указанные разборы.
Карточка № 3
1).Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1.Выход…ш… ранней осенью в бл…жайшую рощу уд…вля…ш…ся больш…й пер…мен… . 2.(Не) слыш…ш… з…ливистых птич…их голосов (не) вид…ш… ласточек. 3.И…чезли ж…лтые г…лубые и син…е цветы. 4.Поблекла тр…ва опустели п…ляны. 5.На осине топ…л… и дубе в…сят з…лотистые листоч…ки. 6.Ре…кий ветер срыва…т их н…сет к оврагу. 7.За ним ра…кинулись бе…крайние поля. 8.Еще утром в роще прош…л дождь и на л…сной п…лян… бл…стит несколько луж… . 9.По узкой тр…пинке проб…ра…т…ся среди деревьев человек за ним тянут…ся следы.
2). Выпишите все слова, где есть корни с чередованием.
3). Выпишите два любых глагола, определите вид, возвратность, спряжение, переходность.
4). Произведите указанные разборы.
Карточка № 4
1).Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1.Пр..шли летние деньки н…ступила д…ждливая осень. 2.Вода в реч…ке помутнела и зимородки с трудом д…бывали себе пищу. 3.Первые ле…кие зам…ро…ки пос…ребрили берега и веселые птич…ки стали переб…рат…ся в другое место. 4. Остался только один зимородок. 5. Он каждый день с…дел на сухой ветк… черемух… грустил у старого гн…зда. 6. Реч…ка еще (не) замерзла и птичка нах…дила себе «пл…вучий» корм. 7. Но вот уд…рили ж…стокие м…розы река покрылась льдом. 8. Однажды зимородок бросился (в) низ уд…рился об лед и затр…петал. 9. Его спас прох…дивший мимо мальч…нка.
2). Выпишите все слова, где есть корни с чередованием.
3). Выпишите два любых глагола, определите вид, возвратность, спряжение, переходность.
4). Произведите указанные разборы.
Карточка № 5
1).Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Много пр…красных слов сказано о б…резе. 2. Эти светлые н…рядные изящ…ные д…ревья смогли пр…способ…т…ся к суровым условиям с…вера. 3. На с…вере Америк… на Дальнем В…сток… р…стет б…реза к…рликовая. 4. Это ни…кие кустарники высотой не больше метра. 5. В Западной С…бир… в Карели… пр…таилась б…реза извил…стая. 6. Это деревц… (не) име…т стройного ств…ла оно почти уст…лает землю. 7. Очень инт…ресны ч…рные б…резы Северной Америк… 8. Они любят свет т…пло. 9. Из таких б…рез делают меб…ль музыкальные инструменты.
2). Выпишите все слова, где есть корни с чередованием.
3). Выпишите два любых глагола, определите вид, возвратность, спряжение, переходность.
4). Произведите указанные разборы.
Карточка № 6
1).Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Я пр…ш…л на обрыв и увид…л пр…красную картину. 2. До самого г…ризонта ра…т…лалась бе…конечная степь ух…дила вдаль. 3. П…года была чудес…ная. 4. Пр…пекало со…нце воздух наполнился ар…матом цв…тущих р…стений. 5. На краю степи была в…дна насыпь приг…родной ж…лезной дороги. 6. По ней крошеч…ные ч…рные п…ровозы т…нули маленькие в…гончики. 7. Под обрывом прот…кала реч…ка а в ее пр…брежных зар…слях в…дились утки. 8. Ни…кие берега реки сейчас бе…людны редко увид…ш… случайного рыб…лова. 9. Здесь полная т…шина и покой.
2). Выпишите все слова, где есть корни с чередованием.
3). Выпишите два любых глагола, определите вид, возвратность, спряжение, переходность.
4). Произведите указанные разборы.
Карточка № 7
1).Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. В этом месяц… с…ловей так ра…пелся что днем и ноч…ю свищ…т щ…лка…т. 2. Утром и на в…черней з…ре все без сомнения л…сные жители поют. 3. Тут услыш…ш… и звонкие г…лоса и скрипку и флейту и б…р…бан и писк. 4. Звонкими трелями п…ют зяблики скр…пят жуки и кузнеч…ки. 5. Ла…т л…сица «кашля…т» белая куропатка в зар…слях жужжат пч…лы. 6. Никто (не) смуща…т…ся если у него нет голоса. 7. Каждый выб…ра…т себе музыкальный инструмент по св…ему вкусу. 8. Все л…кует звучит п…ет! 9. Вот какой оркестр в л…су!
2). Выпишите все слова, где есть корни с чередованием.
3). Выпишите два любых глагола, определите вид, возвратность, спряжение, переходность.
4). Произведите указанные разборы.
Карточка № 8
1).Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Под городом Воронеж…м есть бобровый з…поведник. 2. Там у л…сных реч…нок живут бобры стро…т на б…регу хатки. 3. В з…поведнике нельзя рубить д…ревья охотит…ся. 4. Я пр…ехал туда в июн… пос…лился в избе л…сника возле с…сновой пор…сли. 5. Один раз я взял в…лоспед прок…тит…ся по л…сной тр…пинке. 6. Вдруг пок…зался зимородок уселся на суч…к и зам…р. 7. Птица см…трела в воду сл…дила за рыбой. 8. Вдруг зимородок сорвался с ветки нырнул в реч…нку мгновенно вынырнул с добыч…й и полетел к пт…нцам. 9. Гн…здо зимородка пещера в обрыве над рекой рядом с…седствуют л…туч…е мыши.
2). Выпишите все слова, где есть корни с чередованием.
3). Выпишите два любых глагола, определите вид, возвратность, спряжение, переходность.
4). Произведите указанные разборы.
Карточка № 9
1).Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Хл…потунья белка пр…снулась в в…твях старой ели в св…ем гн…зде. 2. Ей очень х…телось есть а (не) погода гудит меч…т…ся по лесу. 3. Пора проб…жат…ся по зар…слям и по суч…ям д…ревьев до бл…жайш…го дуба. 4. Там в дупле хр…нят…ся с…ес…ные запасы. 5. Белка заб…ра…т…ся на в…ршину ели а там уже пр…соседилась стайка птич…к. 6. На д…щеч…ке л…жали ягоды р…бины сем…ч…ки и кусоч…ки хлеба. 7. Откуда такое б…гатство? 8. Наверное это пр…ходили доч…ки л…сника. 9. Белка пр…села на край д…щеч…ки и наелась с ап…титом!
2). Выпишите все слова, где есть корни с чередованием.
3). Выпишите два любых глагола, определите вид, возвратность, спряжение, переходность.
4). Произведите указанные разборы.
Карточка № 10
1).Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. К…ротка летняя пора на север… тундры. 2. В ма… еще в воздух… в…ют…ся сн…жинки бушуют буйные ветры по ее бе…крайним пр…сторам. 3. Потом про…сняет…ся небо та…т снег ож…вают р…стения.
4. В это время сюда возвр…щают…ся птиц… проб…рают…ся они сквозь (не) погоду. 5. Тундра родина этих птиц. 6. На б…регах светлых озер птиц… стро…т гнезда откладывают яйца. 7. Здесь (не) стоит бе…покоит…ся о пище потому что мошки и к…мары сами лезут в рот. 8. Быстро пр…ходит летняя пора птенц… выр…стают. 9. Скоро они отправят…ся за д…лекие горы л…са и моря а в…сной опять сюда в…рнут…ся.
2). Выпишите все слова, где есть корни с чередованием.
3). Выпишите два любых глагола, определите вид, возвратность, спряжение, переходность.
4). Произведите указанные разборы.
Дидактический материал по теме «Глагол», 6 класс
Дидактический материал по теме
«Глагол», 6 класс
ЗАДАНИЕ: распределите глаголы в два столбика: глаголы совершенного и несовершенного вида.
Снять, идти, адресовать, заплакать, трясти, казнить, наказать, информировать, помечтать, существовать, миновать, дирижировать, размечтаться, класть, тосковать, положить, брать, начать, раскричаться, петь, испечь, солгать, упрекнуть, присниться, наточить, испугать, молчать, бледнеть, хитрить, закопать, оторвать.
ЗАДАНИЕ: спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, выбирая из скобок видовую форму глагола и расставляя недостающие знаки препинания.
Начали
соб..рат..сятучи. (Белела,побелела)насиневенебадальняя(полу)разваленнаяцерквушка.Надгребенчатымлесомпо—стариковски(перевернулся,переворачивался)гром. (Притихла,притихала)рож..напр..дорожномклину.Ещеназойливейсталимухиивдругвсе(стихло,стихало).Новот(бежал,побежал)и(путался,запутался)втр..веветреныйхолодок.Ивотпо—настоящему(задул,задувал)ветер.Едва—едвамы(бежали,прибежали)домойихлес..нулдождь.
ЗАДАНИЕ: Перепишите, ставя глаголы из скобок в нужной форме настоящего времени.
Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. Казалось, пули (дробиться) в воздухе и люди (дышать) раскаленной свинцовой пылью. (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. Зной (палить) и (пыхать). Чуть (колыхаться) войлок юрты. Дворники на тротуаре (колоть) лед. Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в лицо. Клубы дыма (стлаться) над рейдом. Море (дышать) бодрейшей свежестью. (Бороться) с волнами и ветром упорные моряки. (Ползти) (двигаться) белые призраки, (прятаться) в море. Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки. Море (грохотать). Какие-то шаги (слышаться). Твердое дерево плохо (пилиться). Солнце (резать) глаза. (Махать) крыльями мельница. Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. (Дремать) бор сосновый. С шумом на белые камни черные волны (находить). (Веять) ветер. Сладко (таять) на поляне вешний снег. В сгущающихся сумерках (реять) снежинки.
ЗАДАНИЕ: Вставьте гласную букву перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени, расставьте знаки препинания.
Чистое небо усе..лось миллионами звезд. Свежесть утра ве..ла над пр..будившимися Сорочинцами. Мать леле..ла и бал..вала его, как балуют единственное чадо. Точ..но он ка..лся ей в немного странной но забавной вых.дк.. . На дворе было хол..дно и ни..ко нависшие плотные тучи се..ли дождь. Заунывная песня на них наве..ла т..ску. Толпа нач..ла редеть потом ра..та..ла. . По син..му небу плыли и та..ли изорванные ветр..м белые обл..ка. Какой (нибудь) к..миссар и од..вался просто, как рядовой красноармеец, и питался с ними из одн..го к..тла и в п..ходах ма..лся рука об руку. Где (то) поблизости зала..ли с..баки. Снегирев почти об..зум..л от страха что его мал..чик умрет.
ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Кто много зна..т тот вид..т как осторожно надо высказывать своё суждение чтобы (не) ошибит..ся. Молодость время года когда человека тян..т за г..ризонт. С другом вдвоём (не) устан..ш.. от ноши. Кто отдаёт тот много получа..т. Каждое п..коление внос..т в сл..варь свои находки. Мы все завис..м друг от друга на этом жизненном пути. Труд буд..т в ч..ловеке творческие силы. Мы люб..м отечество это воздух которым мы дыш..м.
ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Бежит тропинка стел..т..ся все в жизни перемел..т..ся, добро с добром подел..т..ся а кривде ходу нет. Радость волну..т охватыва..т тревож..т. Мы (не) дорож..м воздух..м и (не) дума..м о нем, пока н..рмально и бе..пр..пятственно дыш..м. Все сия..т зелене..т дыш..т зноем утопа..т в небесной лазури. Целый мир живёт р..стит потомство шевел..тся поёт плач..т пряч..т..ся в плотно сомкнувшейся зелени огорода. Мир встаёт огромной птиц..й; свищ..т щелка..т звен..т. Утро брезж..т а дождик брызж..т.
ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Гон..т всадник коня держ..т..ся за поводья смотр..т вперед вид..т: пустыня стел..т..ся перед ним. С..дит он на коне уверенно хотя и дыш..т т..жело. (Не) навид..т всадник эти пустыни а делать нечего – ехать надо. Слыш..т: тишина вокруг только конь верт..т головой то в одну то в другую сторону. Завис..т от него человек. Терп..т конь вместе с ним пыль жару жажду. Обид..ш.. коня – сам об этом пожале..ш.. .
ТЕСТ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА»
ЗАДАНИЕ: Укажите случаи написание гласной Е в глаголах.
1.Посе..шь | 11. Увид..шься | 21.Постел..шься | 31. Покро..тся |
2.Приход..тся | 12.Пала..т | 22. Высп..шься | 32.Руб..т |
3.Поправ..шь | 13.Свет..т | 23. Не мож..т | 33.Теш..тся |
4.Ненавид..т | 14. Дыш..тся | 24.Прос..тся |
|
5.Ве..т | 15. Погас..шь | 25.Дремл..т | 35.Не трав..т |
6.Стел..т | 16.Во..т | 26. Тащ..т | 36.Смотр..т |
7.Вер..тся | 17.Преодолева..тся | 27. Отвод..т | 37.Не корм..т |
8.Слыш..тся | 18. Ищ..т | 28.Стро..тся | 38. Люб..т |
9. Успокаива..т | 19. Вид..т | 29.Грохоч..т | 39. Дел..т |
10. Та.. т | 20.Близ..тся | 30. Тороп..тся | 40. Встрет..т |
ТЕСТ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА»
ЗАДАНИЕ:
УкажитеслучаинаписаниягласнойЕвокончанияхглагола.
1.Ты во..шь | 9. поднима..тся | 17. вы уч..те | 25. он похвал..т |
2. он колебл..тся | 10. мы обид..м | 18. ты разбуд..шь | 26. он умо..тся |
3. он кле..т | 11. постара..шься | 19.рассматрива..т | 27. продолж..т |
4. исправля..шь | 12. откликн..тся | 20. он брызж..т | 28. ненавид..шь |
5. она верт..тся | 13. ты стел..шь | 21. вы трепещ..те | 29. он побре..тся |
6. отправля..шься | 14. он ищ..т | 22. она гон..тся | 30. мы гре..мся |
7. зарабатыва..м | 15. пожале..шь | 23. он слыш..т | 31. подытож..т |
8. она замет..т | 16. ты крикн..шь | 24. вы дыш..те | 32. мы совету..м |
ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы Е-И в глаголах изъявительного и повелительного наклонений, объясните графически выбор гласной, укажите наклонение глаголов.
Вынес..те из комнаты лишние вещи. Когда вынес..те, комната буд..т казат..ся просторней. Как только выйд..те из леса, увид..те деревню. Выйд..те из класса: его надо проветрить. Выпиш..те из текста однокоренные слова. Если выпиш..те правильно, их будет четыре. Выб..р..те из данных брош..р материал для сообщения. Когда выб..р..те, начинайте его оформлять. Вышл..те нужную мне справку заказным письмом. Если вышл..те в ближайшие дни, я получу её своевременно. Когда выб..р..те подходящие для себя книги, библиотекарь запиш..т их в ваш абонемент. Выб..р..те не больше трех книг. Вытр..те пыль с письменного стола. Когда вытр..те, возьмете лист почтовой бумаги и напиш..те ответное письмо.
ЗАДАНИЕ: Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов, расставьте знаки препинания.
Ноч.. стел..т тень и влажный бер..г стел..т ноч.. тян..т вдаль свой невод з..л..той – и скоро блеск померкн..т и убуд..т. На Альпы к сумеркам ни..ход..т обл..ка. Целый день печ..т д..рожки солнце. Ветер вдаль меня влеч..т звонко песнь мою разнос..т. За дверью у соседа стуч..т часы и капл..т с окон лёд. Проходят обл..ка все выше и нежней а вет..р суш..т сад и мягко в окна ве..т. Скоро гром сильнее грян..т жутким блеском даль зажж..т..ся.
ЗАДАНИЕ: вставьте нужную гласную в суффиксы глаголов.
Воспит..вать детей, загад..вать желание, не опазд..вать на занятие, запис..вать лекции, рассказ..вать о занятиях, расспраш..вать о творческих планах, погляд..вать на часы, повяз..вать галстук, проветр..вать класс, доклад..вать об успеваемости, бесед..вать с родителями, совет..ваться с друзьями, экзамен..вать учащихся, завед..вать кабинетом, команд..вать парадом, проповед..вать взгляды, пропаганд..ровать юридические законы, стабилизир..вать, честв..вать юбиляра, участв..вать в субботнике.
Т
ЕСТ
Укажите
случаинаписаниясуффиксов–ОВА—и–ЕВА-.
- Почва под ногами покач..валась.
- Несколько дней буш..вала стихия.
- Мы с любопытством рассматр..вали автографы.
- Облака вытяг..ваются по небу длинными прядями.
- Гор..вала Евдокия как-то по-особенному.
- Ему было совестно высказ..вать свои мысли.
- Он завид..вал всем, кто ведет боевые машины.
- Из-за ее плеча выгляд..вало любопытное лицо.
- За годы жизни человек накапл..вает ощущения неповторимости прожитого им.
- Снег летел хлопьями, будто канонада стрях..вала с неба обильный черемуховый цвет.
- Пришлось корч..вать длинные сосны.
- Лизу тоже допраш..вали.
- Ты все реже, реже расшевел..ваешь пламень уст.
- Она разгляд..вала меня с любопытством.
- Здесь трудно было рассчит..вать на встречу с человеком.
- Тучи окут..вали горы.
- Алексей почувств..вал близкий конец скитаниям.
- Чайковский сквозь сон схват..вал мелодию.
- Красоте ее рук позавид..вали бы многие девицы.
- И у меня стала склад..ваться сказка про красавицу царевну.
- Он стал опять команд..вать.
- Вы очень обрад..вали меня своим приездом.
- Мальчик с робкой улыбкой погляд..вал на нас.
- Пришлось ему в поле ноч..вать.
- Когда я стоял в очереди исповед..ваться, сердце мое билось трепетно.
- Я приказ..вал гребцам причаливать к берегу.
- Я подкрад..вался к осторожной птице.
- От озаряемой кострами колоннады отскак..вали всадники на худых лошаденках.
- Закл..вал дрозд по рябине.
- Тихон вылавл..вает дрова из реки.
- Он склад..вает их на берегу.
- Зимними ночами тоска одол..вала его.
- Чук и Гек размах..вали руками.
- Парень посовет..вал поскорее заснуть.
35.Иван Антоныч завед..вал заводской поликлиникой.