Основной закон России и права человека Презентацию подготовила: Балнова Елена Михайловна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 46 города Рязани Урок в 4 классе. — презентация


Защита детей

В начале ХХ столетия взрослые начали задумываться над тем, чтобы создать документ, который бы защищал самых беззащитных граждан – детей. Дети полностью зависят от взрослых, у них нет права голоса на выборах, нет экономического и политического влияния. Было понятно, что нужно закрепить за ними определенные права.

Дети всего мира нуждаются в защите

Рис. 1. Дети всего мира нуждаются в защите.

Права – это правила, по которым люди живут в той или иной стране. С их помощью устанавливаются отношения людей в обществе.

В 1924 году в Женеве была создана первая в мире декларация прав ребенка. Декларация в переводе значит «объявление, заявление». Она носит рекомендательный характер и является призывом к действию во всех странах.

Первая декларация содержала 5 основных принципов, защищающих детей от торговли, рабства и насилия. Это был настоящий прорыв в мировой юриспруденции, однако женевский документ нуждался в доработке.

Декларация была доработана ООН, и в 1959 году был представлен обновленный ее вариант. В нем представлены 10 принципов, согласно которым взрослые должны воспитывать детей.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Конституция России
  • 2. Новейшее время: история продолжается сегодня (4 класс)
  • 3. Древо семьи (2 класс, окружающий мир)
  • 4. Окружающий мир, тема: Природа России

Основной закон России и права человека презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Слайд 1

Основной закон России и права человека Программа: УМК «Школа России»

Слайд 2

Конституци я Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Слайд 3

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ Личные (право на жизнь) Гражданско-политические (право на свободу слова, совести, мысли) Социально-экономические (право на труд, отдых, образование, чистую экологию) Культурные (право на свою национальную культуру)

Слайд 4

Личные права Право на жизнь Право на защиту от пыток и насилия Право на личную и семейную тайну

Слайд 5

Политические и гражданские права Право избирать и быть избранным Право выбора места жительства Свобода слова, собраний, печати Свобода совести

Слайд 6

Экономические и социально-культурные права Право на труд и свободный выбор профессии Право на отдых и досуг Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Право на социальное обеспечение Право на образование

Слайд 7

Обязанности граждан: Гражданин обязан соблюдать законы государства Гражданин должен платить налоги, сборы Гражданин должен защищать Отечество Гражданин должен сохранять природу Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях Гражданин должен беречь памятники культуры

Слайд 8

Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи. В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола.

Слайд 9

Конвенция о правах ребенка. Право на воспитание в семейном окружении Право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды. Право на приемлемый уровень жизни. Право на медицинский уход Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение. Право на отдых. Право на бесплатное образование. Право на безопасные условия жизни Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. Неотъемлемое право на жизнь. Право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Слайд 10

Заключение ГРАЖДАНИН ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ КОНСТИТУЦИЯ На жизнь На труд На отдых На образование На медпомощь На свободу и личную неприкосновенность На защиту чести и достоинства. Платить налоги Соблюдать законы Дополнительное право у детей: На любовь и заботу ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КОНВЕНЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА

Слайд 11

Спасибо за внимание!

Принципы декларации прав ребенка

Если говорить вкратце, то в декларации прописано, что все самое лучшее, что есть у человечества, принадлежит детям, и не может быть у них отобрано по чьей-то прихоти.

Рассмотрим 10 принципов декларации прав ребенка:

  • Абсолютно все дети на Земле, независимо от расы, национальности, возраста, социального статуса и места рождения имеют одинаковые права. Они ни в коем случае не могут быть изменены, приуменьшены или вовсе отменены.
  • С рождения каждый ребенок в любой точке мира имеет право полноценно расти и развиваться, как физически, так и духовно.

Полноценное развитие ребенка – один из принципов Декларации

Рис. 2. Полноценное развитие ребенка – один из принципов Декларации.

  • Дети являются гражданами своей страны, поэтому родители должны дать своему малышу имя, а государство – гражданство.
  • Для нормального роста и развития все дети в любой точке мира должны получать качественную медицинскую помощь. Также они должны быть обеспечены жильем и социальным уходом.
  • При наличии инвалидности ребенок должен быть окружен вниманием и соответствующим уходом.
  • Дети имеют абсолютное право на родительскую любовь и заботу, но если ребенок – сирота, о нем должно позаботиться государство.
  • Дети всего мира имеют право на образование, развитие и игры, с помощью которых они лучше познают окружающий мир.

Родители обязаны следить за развитием своих детей. Они должны воспитывать в них доброту, сочувствие, сопереживание ближнему. С ранних лет ребенок должен осознавать, что ни в коем случае нельзя обижать других детей, мучить беззащитных животных.

  • Помощь и защиту ребенку нужно предоставлять в первую очередь.
  • Все дети должны быть надежно защищены от любых проявлений жестокости и насилия. Запрещены любые телесные наказания, угрозы, грубость, унижение, любое травмирование нежной детской психики.

Под запретом любой вид насилия

Рис. 3. Под запретом любой вид насилия.

  • Дети имеют полное право на жизнь в любви и взаимопонимания. Нельзя воспитывать их в духе ненависти к представителям других социальных слоев, рас, религий. С помощью родителей ребенок должен с раннего детства уяснить, что все люди на Земле равны между собой.

В дальнейшем на основании этих 10 принципов была создана Конвенция, цель которой – регулирование отношений детей и взрослых, прав несовершеннолетних.

Конвенция – это договор, который должен в обязательно порядке соблюдаться сторонами, которые его подписали.

Эту Конвенцию полностью поддержали 193 стран во всем мире, в том числе и Россия. На основании этого документа были внесены изменения в Гражданский и Семейный кодекс. Все нарушители прав ребенка караются законом. Очень важно, чтобы дети знали о своих правах, и, в случае их нарушения, не боялись обращаться за помощью.

Учебно-игровой урок в 4 классе по теме «Права ребёнка»

Оборудование: таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей. Ход занятия

1. Вступительная часть.

Рассказывает учитель.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

— А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

  1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
  2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
  3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
  4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
  5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
  6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

2.Викторина «Права»

На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку. «Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни? «Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции? «Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? «Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем? «Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? «Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение? «Красная шапочка»

3. Игра «Разрешается — запрещается».

Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди — взрослые и дети — имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается — запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы — находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается». Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.) Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.) Рисовать и петь, учиться, Если заболел — лечиться. Это…( разрешается.) Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа …(Запрещается) Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.)

Классный час » Я и мои права» 4 класс

Цели занятия:

обобщить знания учащихся об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей детей, воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам, акцентировать внимание детей на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей, развитие творческого потенциала учащихся, использование различных форм проверки знаний учащихся — индивидуальных, групповых.

Оборудование:

мультимедийное оборудование, презентация, детские рисунки

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, путем международных переговоров. Во время этих переговоров взрослые мира решили разработать документ, чтобы защитить детей на планете Земля, они решили разработать такой документ, чтобы у всех детей были одинаковые права.

-Как же называется этот документ?

— Конвенция о правах ребенка.

Конвенция


это международное соглашение.
В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии».

— Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

«Ежегодно 3,5 миллионов живут за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу».

Работа с пословицей

-Русская народная пословица гласит «Не строй церковь- пристрой сироту»

. Как вы понимаете эту пословицу?

Проблема сиротства остро стоит в России. Очень много детей находятся в детских домах без попечения родителей. Можно не построить церковь, а если мы попробуем приютить сироту, дадим ему образование, любовь, заботу, то это будет самое доброе дело.

  1. Задание «Волшебный цветок»

-Ребята, сейчас мы попробуем собрать волшебный цветок, который помогает людям жить в мире и согласии.

-Посмотрите на этот рисунок, скажите, что изображено на нем.

На этом рис. изображен ученик в школе.

— Так какое право изображено.

1.Право на образование.

А где получают образование?

-В школе, в вузах, колледжах, институтах.

2.Право на получение медицинской помощи.

Где мы получаем медицинскую помощь? Мед помощь мы получаем в больнице.

На этом рисунке что изображено и что написано?

Как вы думаете это, что за право?

3.Право на имя.

Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

Эти сведения записывают в специальный документ — свидетельство о рождении.

Здесь же пишут дату рождения, где вы родились, и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.

Что изображено на данном рисунке. Я вижу детей за компьютером, телевизором. Как вы думаете, что за право?

4 . Право на получение информации.

Это право на получении информации. А еще с каких источников вы получаете информацию?

Информацию мы получаем со страниц газет, журналов, телевизора, компьютера. Это замечательное право есть у каждого ребенка.

На этом рисунке кого вы видите?

— На рис. дети в национальной одежде. Как вы думаете, какое право изображено?

5.
Право соблюдать свои традиции культуру, говорить на родном языке, проповедовать свою религию.
-Какую же религию проповедают калмыки, какие есть традиции?

-Мы проповедуем буддизм как религию, у нас есть традиционные калмыцкие праздники Цаган Сар, Зул.

-А еще на территории Калмыкии какую религию проповедают?

-Христианство, ислам.

-Кто же проповедует христианство?

-Русские, а кто ислам?

— Что изображено здесь?

-Дети отдыхают. Как вы думаете, что, это за право?

6. Право на отдых, игры, досуг, на всестороннее развитие.

-А как вы понимаете право на всестороннее развитие?

-Дети могут заниматься в художественной, музыкальной школе, посещать спортивные секции.

— Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать — никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.

— Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

— Итак, мы собрали волшебный цветок.

-А теперь скажите, как же называется наш цветок?

-Наш цветок называется конвенция о правах ребенка.

Вывод. У ребенка есть право:

— Право на жизнь, на имя при рождении, на медицинскую помощь, на образование и т. д.

Конкурс «Песня о правах ребенка».

— Я предлагаю вам сейчас воспользоваться своим правом на отдых.

-Сейчас для вас прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны будете сказать, о каких правах в ней идет речь.

«Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.) : «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.) «Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию) «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) . (Право пользоваться благами, право на отдых ) . Инсценировка «Игра»

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть. Эрдня: — Давайте поиграем в войну! Эрдня: — Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Андрей, милиционером. А ты, Бова, будешь бандитом. Бова:- А я не хочу. Эрдня: — Чего не хочешь? Бова: — Играть в войну. Эрдня: — Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. Бова: — Я не хочу. Андрей: — Захочешь. Бова: — Что же вы меня заставите? Ведущий: — Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

Я думаю, что Бова прав…..

А почему вы считаете , что Бова прав?

Вывод

Ребенок сам должен решать играть ему или нет. Нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет. К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.

«Сказочная викторина»

— Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

« Колобок»

— Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка «Колобок»).

— Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

— Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

Как называется эта сказка? Кто её написал?

Рус. нар. сказка «Маша и Медведь

«.

— Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой?

— Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

— Как должна ответить Маша, защищая свои права?

(Не имеешь права лишать меня свободы)

«Приключение Буратино»

Назовите сказку. Кто автор? Алексей Николаевич Толстой

— Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер?

— «Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению».

«Лиса и Заяц»

Кто знает название и автора этой сказки? (Лиса и Заяц).

— Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

— Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).

«Золушка» Шарль Перо

Назовите сказку. Кто знает автора? («Золушка» Шарль Перро).

— Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

— Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

-Золушка: «Не имеете права лишать меня отдыха и досуга».

Обсуждение ситуации

:

Давайте вспомним знакомую вам сказку Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”

– Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

– Почему обижали маленького утенка?

— Имеют ли право люди плохо относиться к человеку, который на них не похож?

-Все рождены свободными и равные в правах.

Тренинг.

— Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: “Для меня самое главное право – это …”

— Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников.

  • обучающиеся школы обязаны:
  • соблюдать Устав школы;
  • добросовестно учиться;
  • бережно относится к имуществу школы;
  • соблюдать Правила поведения учащихся.
  • Уч-ся обязаны бережно относиться к окружающей среде

Запомните

: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

Итог занятия

-О чем мы с вами говорили ?

-Мы говорили о правах ребенка.

— В каком документе прописаны права ребенка?

-В Конвенции о правах ребенка. Это документ призван защищать права ребенка . На пути к этой цели мы должны изменить мир. Начнем с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

— Для чего их нужно знать?

-Чтобы уметь защитить себя от произвола взрослых, чтобы пользоваться своими правами. Все дети должны быть уверены, что государство всегда будет заботиться и защищать их интересы, обеспечат всем без исключения право быть полноценным гражданином своей страны.

— Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: