Упражнения по теме: «Обособленные члены предложения»


Зачёт по теме «Обособленные члены предложения «

Обособленные члены предложения

Памятка

Обособление

— выделение членов предложения по смыслу: в устной речи — интонацией, на письме — запятыми, реже — тире.

Обособляться могут второстепенные члены: определения, приложения, обстоятельства, дополнения, уточняющие члены предложения.

Приложение

— вид определения, которое выражается существительным (с зависимым словом) и отвечает на вопросы: какой именно? что такое именно? кто такой именно?

Приложения является другим нименованием предмета и относится всегда к существительному. (Москва, столица древнерусского государства, была основана в 1147 году.)

Определения и приложения могут быть одиночными (состоящими из одного слова) и распространёнными (состоящими из нескольких слов), согласованными (стоящими в одном падеже с определяемым словом) и несогласованными (стоящими в разных падежах с определяемым словом).

Обособление определений и приложений

Обособляются (выделяются запятой) Не обособляются (не выделяются запятыми)
1. Распространённые определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящими после определяемого слова. (Видны были крыши домов, сверкающие на солнце.

Возле домов росли кусты
, похожие на нискорослые деревца.
)

Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.(Санкт — Петербург, столица Российской империи,

был основан в 1703 году.)

1. Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, не имеющие обстоятельственного значения (Видны были сверкающие на солнце

крыши домов.

2. Любые определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, где бы они ни стояли. ( А он, мятежный

, просит бури… Корабль, трёхмачтовый парусник, причалил к берегу.

2. Одиночные причастия (Видны были сверкающие

крыши.)

3. Одиночные однородные определения, стоящие после определяемого слова (Мартовская ночь, тёмная, холодная, о

кутывала нас.

3. Причастные обороты, относящиеся к определительным, указательным, неопределённым местоимениям. (Всё опубликованное в газете было проверено.)
4. Распространённые определения, отделённые от определяемого существительного другими словами. (Вечно чуждый тени

, моет жёлтый Нил раскалённые ступени.

5. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом и имеющие обстоятельственное (причинное или уступительное) значение. (Утомлённые дорогой,

путники остановились на ночлег. (Почему остановились? Остановились, потому что утомились.)

Обособление приложений (частные случаи)

Обособляются Не обособляются
1. Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова (Боец, мальчишка белокурый, тихонько трогает гармонь.) 1. Одиночные приложения, стоящие после нарицательных существительных пишутся через дефис (город- герой).
2. Любые приложения, относящиеся к личному местоимению. (Ему ли, карлику, тягаться с исполином?) 2.Приложения, относящиеся к имени собственному, но стоящие перед определяемым словом. ( Великий русский писатель

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.)

3. Приложения, относящиеся к имени собственному, стоящее после после определяемого слова. (А.С. Пушкин, великий русский поэт,

родился 6 июня 1799 года в Москве.))

3. Приложения с союзом как в значении “в качестве” (Все знают Иванова как опытного врача.)
4. Приложения с союзом как в значении причинности (= так как, = будучи) Как уроженцу юга,

Валерию этот климат не подходил. (Так как Валерий был уроженцем юга… Будучи уроженцем юга…)

5.Приложения, относящиеся к имени собственному, стоящие перед определяемым словом, имеющие обстоятельственное (причинное или уступительное) значение. (Упрямец во всём,

Илья Матвеевич был упрямцем и в учении.)

Запомнит

ь: обособленные приложения можно выделить тире, если они стоят в середине предложения и имеют пояснительное значение (Смотритель ночлежки —
отставной солдат
— шёл следом за хозяином.);

если приложение стоит в конце предложения и перед ними можно вставить слова а
именно
( В дальнем углу светилось пятно — о
гонь в окне квартиры.)
Обособление обстоятельств

Обособляются Не обособляются
1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты. (Улыбаясь

, он поздоровался с нами. Бабушка,
медленно покачиваясь
, выходила на середину комнаты.

1. Наречия молча, стоя, сидя, нехотя (Читать лёжа

вредно.)

2. Обороты с предлогами несмотря на, невзирая на (Несмотря на шторм

, корабль вышел в море.)

2. Одиночные деепричастия в конце предложения (Берёзы стояли не шелохнувшись.)
3. Обороты с деепричастием будучи (Будучи студентом,

он регулярно посещал лекции.)

3. Фразеологические оборот, в состав которых входят деепричастия (Трудиться не покладая рук

. Работать
спустя рукава.)

Запомнить

: если одиночный
союз И
связывает однородные причастные или деепричастные обороты (они должны относиться к одному слову), то запятая
перед союзом И, после союза И не ставится(
Девушка,
поющая романсыиаккомпанирующая себе на фортепьяно,
выступала наа сцене. Тучи,
быстро сгущаясьизакрывая солнце
, проносились по небу. )

Если одиночный союз И связывает однородные сказуемые в предложении, в котором есть причастные или деепричастные обороты:

Если оборот стоит после союза И,
запятая перед союзом И не ставится
(Лошади
стоялии,
опустив голову, изредка
вздрагивали.)
Если оборот стоит перед союзом И, запятая перед союзом И ставится (

Лошади
стояли,
опустив голову,
и
изредка
вздрагивали.
)

Если обороты не являются однородными (относятся к разным словам), запятые ставятся и перед союзом И и после союза И (

Савельич стоял, глядя на Пугачёва, и , кланяясь ему, просил помиловать молодого барина.)

Обособление дополнений

Обособляются

дополнения со значением исключения или включения с предлогами кроме, за исключением (Все
, кроме отц
а, находились в комнате.)

Обособление уточняющих членов предложения

Обособляются

уточняющие члены предложения — чаще обстоятельства места или времени, которые конкретизируют значение тех ЧП, к которым они относятся, и отвечают на вопросы: где именно? когда именно? ( Здесь,
в селе Михайловское
, Пушкин находился в ссылке.)

Зачёт по теме “Обособленные члены предложения”

I. Обособление определений.

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных определениях, подчеркните определения, укажите определяемые слова.

1) Слепит глаза морозный день рассыпавший скрипучие сугробы. 2) Машина долго кружила по улицам похожим на сады. 3) Разрезанный оврагом пустынный двор зарос бурьяном из конца в конец. 4) Зловещий вой пронзительный и громкий разрезал небо. 5) Заросшая просёлочная дорога жалась к реке. 6) Весенней негой утомлён я впал в невольное забвенье. 7)Дорога белела освещённая месяцем. 8) Опытный и осторожный Усольцев отучил Андрея от пренебрежения к деталям. (Усольцев отучил почему?) 9) Всё написанное им от руки не сохранилось.

II. Обособление приложений.

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных приложениях (запятые или дефис — ошибки не будет), подчеркните приложения, укажите определяемые слова.

1) Старик Зданевич бывший преподаватель гимназии занимался французским языком с несколькими недорослями. 2) В городе Тарусе жил незадолго до смерти замечательный русский поэт Заболоцкий. 3)Мой брат Петя ученик восьмого класса принял участие в олимпиаде по математике. 4)Корабельный врач быстрый и строгий старик жил в нашем доме. 5) Какая — то зелень творение скучных дождей покрывала жидкой сеткой поля. 6) Николай Николаевич больше всего любил щеглов разноцветных и нарядных птиц. 7) Илюше как резвому мальчику хочется всё переделать самому. 8) Полученный ответ рассматривается как согласие.

III. Обособление обстоятельств и дополнений .

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных обстоятельствах и дополнениях, подчеркните обстоятельства и дополнения.

1) Обсудив все вопросы он поднялся со скамейки и заторопился к калитке. 2) Отец уходя не забыл закрыть за собой дверь. 3) Дед молча выслушал мать и вышел из комнаты. 4)Несмотря на плохую погоду дети вышли на улицу. 5) Будучи прилежным мальчиком Алёша быстро научился читать под руководством деда. 6) Бабушка возвращалась из церкви домой не торопясь. 7 ) Спешу к вам голову сломя. 8) Все кроме Цыганка находились в красильной мастерской. 9) За исключением тётки Натальи всё “неумное племя” собиралось на кухне.

IV. Пунктуация при причастных и деепричастных оборотах перед одиночным
союзом и.
1)

Прогудел пароход и шлёпая колёсами протащил гружёные баржи. 2) Дождь закапал освежая жаркий воздух и вскоре омыл пыльную землю. 3)Весь день носились тяжёлые облака закрывая солнце и затемняя небо. 4) Деревья обильно цветущие и благоухающие весенними ароматами привлекают пчёл и шмелей. 5) Владимир протиснулся вперёд отстранив кучера и поднявшись наверх оглядел усадьбу.

V. Обособление уточняющих членов предложения.

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения, подчеркните их.

1) В Болдино в центре усадьбы находится барский дом, в котором останавливался Пушкин. 2) Утром ровно в восемь часов открывается музей — усадьба А.С. Пушкина. 3) Именно здесь в Михайловском Пушкин провёл два года в ссылке. 4) Близ Михайловского у стен Святогорского монастыря и был похоронен А.С. Пушкин.

Скачать материал

так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по русскому языку 8 класс

Уроки № 87-88. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

04.11.2011 27760 2419

Уроки № 87-88. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель:

проверка знаний, умений и навыков учащихся. Весь класс делится на три группы.

I. Проверка усвоения условий обособления второстепенных чле­нов предложения.

На доске записаны предложения:

1.
Писатель пользуется общепринятыми словами, но, мастер своего дела, он умеет поставить слово в ряду других, чтобы звучало неожиданно, веско, ново.
2.
А. Грин создал мир счастья, полета, упоения, задумчивости и многого другого, всегда яркого и глубокого, всегда необыкновенно благо­родного, крылатого.
3.
Поколение за поколением воспитывалось на сказках Андерсена, радуясь, негодуя, сочувствуя.
4.
Книги Антуана де Сент-Экзюпери, поэта, мыслителя и пилота, написаны с безмерной любовью к жизни, с чувством великой ответствен­ности перед людьми.
5.
Взыскательный художник, Крылов кропотливо работал над каж­дой строкой.
6.
Н. В. Гоголь, вдохновенный мастер поэтического слова, создал произведения, покоряющие читателя правдивостью своих образов.
Представители 3 групп (по одному ученику), используя записанные на доске предложения, дают монологический связный ответ об условиях обособления второстепенных членов. Учащиеся других групп выступают оппонентами, дают рецензию и оценку их работы.

II. Графический диктант.

Выполняется всеми учащимися на листочках. Работа может быть проверена тут же ассистентами учителя.

1.
Труд, лучшее лекарство от многих недугов, делает человека здо­ровым, сильным и красивым.
2.
Слава, добытая в бою и заработанная в труде, не гаснет, не ржавеет, не забывается.
3.
Народ, несмотря на трудную жизнь, стремился к красоте, выли­вал избыток творческих сил в плетение кружев, вышивки, в расцветку со­лонки, ковша или блюда.
4.
В тёмной дали ничего не было, кроме сверкающих огней.
5.
Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.
6.
Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, вскочил с земли.
III. Проверка пунктуационного навыка.

I группа

Задание:

вставить пропущенные знаки препинания, графически объяснить их.

Летчик А. Мересьев попал в «клещи». Его расстрелявшего все боеприпасы фактически безоружного обступили четыре немецких самолета и не давая ему ни вывернуться ни уклониться с курса повели на свой аэродром.

Четыре «мессершмитта» выйдя из боя обложили Алексея с боков зажали сверху и снизу диктуя ему путь пулевыми трассами отчётливо видными в голубом и прозрачном воздухе. Когда лес как зверь прыгнул на него Мересьев включил зажи­гание. Падая самолет задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев машина развалилась на части но мгновением прежде Алексея вырвало из сидения и подбро­сило в воздух и упав на широкоплечую вековую ветвь ели он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб наметённый ветром у подножья.

По Б. Полевому

II группа

Задание

то же (см. первую группу).

24 января в 4 часа 30 минут пополудни у Комендантской дачи расположен­ной на Чёрной речке остановились почти одновременно двое саней. Данзас секун­дант Пушкина и д’ Арширак секундант Дантеса отправились отыскивать удобное место найденное в метрах полутораста от дачи.

Крупный и густой кустарник окружавший здесь площадку мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков что здесь происходило. Избрав это место секунданты утоптали снег ногами на пространстве нужном для поединка и позвали противников.

Данзас махнувший шляпой подал сигнал и противники стали сходиться.Ill группа

Глубокий овраг с родниковым ручьём закрыт от солнца тенистыми вязами. Вдоль оврага к реке бежит крутая и широкая размытая трактором тропка. Овраг с разбегу выскакивает на песчаный берег скрипучие вязы резко останавливаются подавшись назад но ручья удержать не могут — хрустальной струёй он вливается в реку собирая на песчаной отмели шаловливых рыбешек безобидно маленьких и ни на что не гожих.

А река быстрая светлая с песчаным насквозь видным дном и тёплой водой бежит неровно извилисто огибая главную достопримечательность деревни — старый

гай.

Судя по деревьям (ветеранам) посадили гай сто лет назад

По И. Шевцову

IV. Проверка умения видеть роль обособленных членов предложения в художественных текстах.

Учащиеся читают тексты, подобранные дома, указывая на роль обо­собленных второстепенных членов в речи. (Работа может быть выполнена индивидуально или представителями групп.)

V. Тест «Пунктуация в простом предложении». Задание:

найдите соответствия (буквы цифре), расставьте знаки препинания.

I вариант

/. Во всех этих людях несмотря на их внешнее различие Самгин по­чувствовал нечто единое.

2.
Отец чёрный от пыли с налитыми кровью глазами приехал толь­ко к вечеру.
3.
На маленьком озере оно называлась Лариным прудом всегда пла­вало много ряски.
4.
Русские литераторы за исключением всеведавшего Пушкина не обратили внимания на фольклор.
5.
Привлечённые светом бабочки прилетели и кружились около фо­наря.
6.
Тебе мой товарищ я отдаю стиха своего угловатую нежность
(А. Сурков).

7. Будем работать засучив рукава.

А — предложение с обособленным определением, стоящим после оп­ределяемого существительного.

Б — предложение осложнено вводной конструкцией. В — предложение с обособленным обстоятельством. Г — предложение с обособленным дополнением. Д — предложение с обращением.

Е — простое неосложненное предложение.

Ж- предложение с обособленным определением, имеющим допол­нительное причинное значение.

В результате учащиеся должны выдать следующую запись: IB; 2A; ЗБ; 4Г; 5Ж; 6Д; 7Е.

II вариант

/. В книгах В. К. Арсеньева помимо ярких художественных зарисо­вок имеется и большой ценный материал о жизни в Уссурийском крае.

2.
Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его.
3.
Бедный гость с оборванной полою и до крови оцарапанный скоро отыскал безопасный угол
(А. С. Пушкин).

4.
Я видел вас холмы и нивы
(А. С. Пушкин).

5.
Утомленный дневным переходом Семенов заснул скоро
(В. Коро­ленко).

6.
Он протянул мне руку я не могла не дать ему своей и вышел мед­ленными шагами.
7.
Мальчишка бежал сломя голову.
Буквенные обозначения те же, что и в I варианте. В результате полу­чается: 1 Г; 2В; ЗА; 4Д; 5Ж; 6Б; 7Е.

VI. Творческая работа.

Составьте несколько предложений к одному из фотоэтюдов («Ап­рель», «Лесной ручей», «Закат над морем»).

VII. В заключение представители трех групп отвечают

на
вопрос: Что общего между обособленными членами и чем они разли­чаются?
VIII. Задание на дом:

подготовиться к контрольному диктанту.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: