Конспекты уроков 8 кл. история план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Конспект 45 история 8 класс.пр. 29-30 внутренняя политика Александра3.
1. Личность Александра III.
Стал наследником престола в 1865 году после неожиданной кончины старшего брата Николая. Его не готовили к императорскому венцу, и он получил обычное для великих князей военное образование, однако и его не сумел освоить в полной мере. Историю наследнику читал С. М. Соловьев, юридические науки К. П. Победоносцев. После смерти старшего брата цесаревич взял в жены его невесту датскую принцессу Дагмару, в православии Марию Федоровну. У них было трое сыновей – Николай, Георгий, Михаил и две дочери, Ксения и Ольга. Еще до вступления на престол объездил пол России. Предпочитал останавливаться в домах простых людей, вел долгие разговоры с людьми пожившими, знавшими толк в старинных обычаях и привычках, поражал современников своей простотой, знанием народной жизни; и русским (мужицким) складом характера.
Внешне он тоже напоминал мужика, был излишне полн, чем вызывал насмешки в царской семье. Но окладистая борода и почти всегда военный мундир предавали его облику представительность и основательность. Отличался колоссальной физической силой: легко ломал подковы и сгибал серебряный рубль. Государственной экономией был похож на Петра I, даже брюки ему перештопывал ординарец. После смерти Александра II стал опасаться террора.
(Возможно сообщение подготовленного учащегося о личности императора).
Уже 2 марта принимая высших государственных сановников, император подчеркнул, что не обманывается относительно состояния дел в России, что не пойдет ни на какие уступки и готов мужественно встретить опасность. Он сказал: «Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело начатое им».
Может быть реформы будут продолжены?!
2. Противоречивый характер начала царствования Александра III.
8 марта 1881 года состоялось обсуждение проекта Лорис-Меликова. За созыв представительства высказалась большая часть сановников, в руках которых к началу 1881 года была реальная власть – сам граф Лорис, министр внутренних дел, министр финансов Абаза и военный министр Д. А. Милютин. Казалось, настроение собрания определилось, когда слово взял один из второстепенных сановников, худощавый человек с сухим худощавым лицом. «Бледный, как полотно и, очевидно, взволнованный», – с удивлением о. Беды России, по мнению оратора, порождены реформами. Речь его продолжалась 10-15 минут, но некоторым показалось, что она длилась целую вечность. Он доказывал, призывал, разоблачал. Теперь, восклицал оратор, обращаясь к царю, нам предлагают учредить верховную говорильню, и когда? «Когда по ту сторону Невы, рукой подать отсюда, лежит в Петропавловском соборе не погребенный еще прах благодушного русского царя, который среди белого дня растерзан русскими же людьми!».
Совещание было ошарашено. Впервые осуждались «Великие реформы». Их авторы обвинялись в гибели Александра II . «На всех нас лежит клеймо несмываемого позора. Мы все должны каяться!» – выкрикнул оратор. И Александр Ш неожиданно отозвался: «Сущая правда, все мы виноваты. Я первый обвиняю себя!».
В считанные недели после 8 марта руль государственного корабля был повернут на 180 градусов. Еще недавно всесильные Лорис, Абаза, Милютин получили отставку, а у кормила власти встал человек, выступивший против них 8 марта.
Кто он? Давний наставник царя, обер-прокурор Святейшего Синода – Константин Петрович Победоносцев. С 1861 года профессор московского университета, родился в семье профессора словесности. Замкнутый кабинетный труженик, необычайно боялся хаоса, который может породить несдержанная высшей силой толпа. Приглашенный преподавать наследнику престола, он перебрался из Москвы в Петербург и посвятил себя главным образом государственной службе. Мягкий, даже не решительный в личных отношениях он был неумолимо жесток в политике. Когда должны были закрыть одну из духовных семинарий, в которой произошли беспорядки, и местный архиерей умолял Победоносцева отменить это решение – дело было зимой, многим воспитанникам грозило голодная смерть, из Петербурга пришла телеграмма: «Пусть умрут».
Победоносцев пытался силой заставить людей быть счастливыми, добрыми и подчинить всю жизнь приказам. Являлся ярким представителем консерватизма, хранителем традиций, выступал «против всяких изменений ради идеала монархии», считал, что реформы погубят Россию. «Гением тьмы», «великим инквизитором» называли его современники. Именно он стал автором коронационного манифеста Александра III. 29 апреля 1881 года царь обнародовал манифест, в котором говорилось: «Посреди великой скорби глаз Божий повелевает нам встать на дело правления, в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять…»
Отправив в отставку Лорис-Меликова и отклонив его проект, царь сделал первый шаг в сторону реакции (сопротивление прогрессу).
Новым министром внутренних дел стал Н.П.Игнатьев, он начал свою деятельность с создания особого совещания, которое получило право ссылать подозрительных без суда сроком на 5 лет, появились «Временные правила для печати» в результате закрыты все независимые журналы. Вместе с этим новый министр попытался развить идеи Лорис-Меликова. В 1883 году предполагалось созвать Земский собор в составе 3000 человек, избранных из разных сословий. Открытие готовилось к торжеству коронации. Собор, по замыслу Игнатьева, должен был выработать предложения по борьбе с революцией. Император сочувствовал проекту. В дело, однако, вновь вмешался Победоносцев. Он доказывал, что созыв собора станет «гибелью России». Игнатьева отправили в отставку, на его место назначили Дмитрия Андреевича Толстого, проводившего ранее не популярную школьную реформу. Ради карьеры граф был готов на все, и, естественно, был против всякого представительства.
С этого времени правительство полностью переходит к консерватизму, отказывается от реформ. Правительство пытается сохранить и законсервировать прежние порядки.
3. Социальная политика.
Чтобы проводить новый курс, царь пытается заручиться поддержкой всех слоев населения.
Дворяне | Царь подтверждает их главенствующую роль. В 1883 году был учрежден Дворянский банк, который выдавал дворянам льготные кредиты для сохранения поместий. |
Крестьяне | Понижены выкупные платежи, отменена подушная подать. Но проблема малоземелья осталась. Крестьянам рекомендовалось быть бережливее, в 1882 году был учрежден Крестьянский банк, но далеко не все крестьяне могли платить банковский процент, если бы взяли ссуду. |
Рабочие | В 1882 году вышел запрет детей до 12 лет, в 1885 году запрещалась ночная смена для женщин. Но забастовки небыли разрешены. Фабриканты имели полное право контролировать жизнь на предприятиях. |
Вывод: Правительство стремиться затушить противоречия, сохранить все по- старому.
4. Контрреформы Александра III.
С приходом на пост министра внутренних дел Д.А.Толстого в отставку были отправлены все министры, защищавшие реформы Александра II, начинается пересмотр реформ, получивший название – контрреформы.
Вспомните основные либеральные реформы.
(названные реформы записываются на доске):
- Судебная реформа.
- Земская реформа.
- Реформа в области просвещения.
- Цензурная реформа.
Все перечисленные реформы претерпели изменения:
- Ликвидирована самостоятельность (автономия университетов), контроль государства распространялся не только на студентов, но и на преподавателей, интеллигенция должна быть послушна царю.
- В 1885 году создано Высшее дисциплинарное присутствие из сенаторов, получившее право смещать судей по своему усмотрению, суды стали проводить за закрытыми дверями. Какие принципы нарушены? (Несменяемость и гласность)
- Вершиной борьбы с реформами стала земская контрреформа. Задачи, которые выполняли земства, вполне устраивали царя. Какие задачи выполняли земства? (Работа с текстом). Правительство не устраивала общественная активность земств, поэтому был учрежден институт земских начальников (из дворян), они могли отменить любое решение земств, сельских сходов, а «Положение о земских учреждениях» полностью лишило земства независимости.
- В 1887 году был принят циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии представителей низших социальных слоев.
Вывод: Александру III удалось нормализовать обстановку. Но спокойствие было обманчивым, основные проблемы не решены. Во внешней политике царь обеспечил России 1,5 десятилетия мира, поэтому его и называли миротворцем.
IV. Первичный контроль.
Проверка плана урока.
В квадрат рядом с описанием данных постановлений поставьте номер той либеральной реформы (перечислены выше), против которой оно направлено.
3 | Ликвидация автономии университетов |
2 | Учреждение института земских начальников |
1 | Учреждение высшего дисциплинарного присутствия |
2 | Принятие «Положения о земских учреждениях» |
3 | Циркуляр о «кухаркиных детях» |
4 | Введение «временных правил о печати» |
V. Закрепление.
Составьте исторический портрет, используя материалы таблицы, начиная со второго пункта. Содержание 3-й и 4-й колонок и строк таблицы должно быть перепутано, учащиеся получают задание привести данные таблицы в соответствие.
№ | Линии сравнения | Александр III (1845-1894) | Победоносцев К. П. (1827-1907) |
1 | Характерные черты эпохи | 1 марта в центре Петербурга убит император Александр II. В столице царила паника. Со дня на день ждали революции. Одна часть общества недовольна медлительностью реформ, а другая боялась их, считая слишком смелыми. В этой обстановке предстояло сделать выбор – начнется ли поворот от векового самодержавия к представительному правлению. | |
2 | Основные вехи карьеры | Стал наследником престола в 1865 году после кончины брата. В 1877-1878 гг. участвовал в русско-турецкой войне. 2 марта 1881 года вступил на престол. | С 1861 года – профессор Московского университета, знаток гражданского права, читал юридические науки Александру III. С 1880 по 1905 гг. – обер-прокурор Святейшего Синода, автор коронационного манифеста Александра III. |
3 | Черты личности, внешность | Отличался отменным здоровьем и колоссальной физической силой (легко ломал подковы). Был глубоко религиозен, обладал уравновешенным характером. Получил военное образование, особыми успехами в учебе не отличался. | Худощавый, с сухим аскетичным лицом. Разносторонне образован, умен. Замкнутый кабинетный труженик, превосходный критик. Пытался отгородиться от окружающего мира, подолгу жил в монастыре. |
4 | Средства, используемые для достижения целей | Пересмотр реформ предшествующих десятилетий. | Слепое отрицание всего нового в общественной и государственной жизни. |
5 | Результаты деятельности | Быстро нормализовал обстановку в стране, но спокойствие было обманчивым. Сумел удержать Россию от ввязывания в международные конфликты, заслужив признание, как царь-миротворец. | Пытался поставить сложную государственную жизнь конца XIX века под личный контроль императора, но лишь расшатал аппарат управления. Его попытки направлять жизнь общества только приказами потерпели крах. |
6 | Оценка современников | «Булочник на троне», «Миротворец», «хозяин большого поместья, единолично за все отвечающий». | «Гений тьмы», «Великий инквизитор», «дикий кошмар русской истории», «белый революционер». |
7 | Известные высказывания | «Европа может и подождать, пока русский царь рыбачит». «Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?». | «Против всяких изменений, ради идеала монархии».«Чтобы все оставалось по-прежнему. В противном случае будущего у России может не быть». |
История — уроки, тесты, презентации, конспекты
Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
- Главная
- История
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по истории для учителя и ученика.
- Все 13406
- Уроки 6096
- Презентации 2979
- Тесты 757
- Планирование 960
- Мероприятия 1003
- Прочее 1611
- Все классы
- Дошкольникам
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
Открытый урок Памяти » Подвиг Сталинграда» Разработка открытого урока, посвящена «Подвигу Сталинграда», в которой рассказывается о ее масштабах, роли в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны, о героях, чей подвиг сох… 24.03.2020 Кудрина Екатерина Александровна 80 0 |
Священный источник «Пятикнижие (Тора)» Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах … 23.07.2020 Адхамов Музаффар Махмуджанович 39 0 |
История усуней и их хозяйство Тема урока: История усуней и их хозяйство. Презентация к уроку по истории Казахстана…. 24.05.2020 Калауиденова Алмагуль Сабировна 65 0 |
Конституция күніне арналған мақала Конституция күніне арналған мақала. Ата заңымыз туралы мәліметтер берілген… 27.08.2020 Асылгуль Сагатжановна Кусманова 35 0 |
Արշակունիների Թագավորությունը Արշակունիների թագավորությունը. Մեծ Հայքի թագավորությունն ավատատիրության դարաշրջան թևակոխեց՝ ունենալով բազմաթիվ մարդաշատ ու վաճառաշահ քաղաքներ։ Երկրի խոշոր քաղաքներից էին 23.05.2020 Овсепян Сюзанна Ашотовна 90 0 |
Повторительно-обобщающий урок по теме:»Мир в начале Нового времени» 7 класс В данной разработке предлагается контрольная работа, состоящая из двух частей…. 28.05.2020 Малахова Татьяна Петровна 99 3 |
Тема: «Природа и люди Древней Индии.». Индия расположена в Южной Азии. Берега её с запада, востока и юга омывает Индийский океан. Найдите на карте Двуречье и определите, в каком направлении (на север, на юг) надо двигаться из Двуречья, … 10.09.2020 Ибрагимова Сакинат Алиевна 31 0 |
«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» Презентация составлена к открытому уроку по истории Древнего мира. Она содержит 26 слайдов, полностью соответствует требованиям ФГОС, проверяет знания по карте, хронологию событий, исторические тер… 11.08.2020 Дядюк Людмила Егоровна 75 0 |
Презентация «Европа в эпоху раннего средневековья» презентация «Европа в эпоху раннего средневековья» в наглядной форме знакомит учеников с данной темой… 28.09.2020 Болотова Ольга Васильевна 96 11 |
«Веб-сервисы в работе учителя» Образование выходит из стен класса, ученики могут слушать лекции лучших педагогов и известных ученых, обучаться дистанционно. Меняется и система оценивания достижений ученика. Оценка выходит за рам… 17.03.2020 Сабитова Римма Ядекаровна 86 0 |
Презентация «Начало ВОВ» презентация Начало ВОВ, для урока истории интересно и познавательно о ВОВ детям… 28.09.2020 Болотова Ольга Васильевна 8 0 |
Донской край в эпоху петровских преобразований. Внеурочная работа по истории Донского края. Донской край в эпоху Петровских преобразований…. 24.08.2020 Иванова Надежда Александровна 31 0 |
«Империализм и его признаки» Ментальная карта «Империализм и его признаки» является опорным конспектом при изучении мировой истории начала XX века. Она кратко характеризует каждый из признаков империализма. … 20.08.2020 Усачева Анна Афанасьевна 47 0 |
Birinchi jahon urushi This helps students to better understand the topic better… 06.04.2020 O’rinbaev Bahodir 89 0 |
Армянское нагорье Բովանդակությունը Հայկական լեռնաշխարհի լեռնաշղթաններ… 08.05.2020 Овсепяан Дианна Ашотовна 72 0 |
День народного единства День народного единства. благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный с… 22.09.2020 Согласова С.М. 33 0 |
Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов «Дни воинской славы России» познакомить учащихся с памятными датами воинской Славы России… 26.08.2020 Овешников Сергей Викторович 35 1 |
Проект по патриотическому вопитанию «гордимся, помним!», посвященный 75-летию снятия блокады ленинграда В работе кратко изложены результаты обучающихся при разработке проекта, посвященному 75-летию снятия блокады Ленинграда…. 10.04.2020 ПАНКРАТОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА 91 0 |
Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории в 5 классе «Добродетели Конфуция» Мероприятие посвящено добродетелям китайского мудреца Конфуция и их значению в жизни людей. … 15.06.2020 Самусь Владимир Анатольевич 71 0 |
Воспитательный урок, посвященный Дню победы в Великой Отечественной Войне на тему: «Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны» (1941-1945) Воспитание казахстанского патриотизма, уважение к героическому прошлому своего народа…. 25.04.2020 Ильясова Перезат Маликовна 98 0 |
- ← Назад
- Дальше →