В 1689 году на российском престоле утвердился Петр Алексеевич (Петр I), получив возможность принимать самостоятельные решения, а не просто числиться царем. С 1682 года ввиду своего малолетнего возраста вместе со своим братом Иваном они были правителями при регентстве старшей сестры Софьи. В истории это явление называется двоевластие. Потомкам он запомнился как противоречивый и властный человек, затеявший в стране глобальные преобразования. Об этих исторических реформах и пойдет речь в нашей статье.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Условия осуществления перемен
Обретя истинную власть, царь сразу же приступил к управлению страной. Основных причин для этого несколько:
- ему досталось государство, довольно сильно отстающее в экономическом развитии от европейских держав;
- он понимал, что такие большие и плохо освоенные территории нуждаются в постоянной защите, налаживании новых экономических и политических связей.
Чтобы достойно содержать армию, нужно поднимать уровень жизни всей страны, менять устои и укреплять власть. Это стало основной целью и задачами реформ Петра Первого.
Далеко не всем нравились нововведения Петра I. Некоторые слои населения пытались оказывать сопротивление реформам Петра Великого. Бояре и высшее духовенство лишились особого статуса, а небольшая группа дворян и купцов боялась отступать от старых обычаев. Но из-за отсутствия достаточной поддержки они не могли остановить изменения, только замедляли процесс.
Рис. 1. Первый русский император Петр Великий.
Учреждение Сената
Наконец, Указом от 2 марта 1711 г. был создан новый орган государственной власти – Сенат. Вначале Сенат состоял из 9 ближайших сотрудников Петра. Это был высший государственный орган власти. Для контроля над управлением в 1711 г. Петр создает систему фискалов, которые подчиняются обер-фискалу. Их обязанности: доносить Сенату и царю о злоупотреблениях и нечестных поступках чиновников. Фискалы получали половину имущества виновного, если их донос подтверждался. Вот откуда растут ноги у современной коррупции!
Но в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора — руководить фискалами. Генерал-прокурор должен был надзирать за Сенатом, тем самым роль Сената понижалась. Образцом для реформы государственного управления Петр взял шведское государственное устройство, которое строилось на принципах камерализма (устройство учреждения на основе коллегиальности, регламентации деятельности чиновников, единообразия штатов и жалования). Но никогда чужой опыт не может быть перенесен полностью на другую почву. Петр также внес изменения, обусловленные особенностями России, Указом от 28 апреля 1718 г.:
«Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть».
Суть преобразований
Государственные реформы в России времен Петра Ι условно можно разделить на две стадии:
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Военная реформа Петра 1
- 2. Реформы Петра 1 (таблица)
- 3. Эпоха дворцовых переворотов кратко
- 4. Экономические реформы Петра
- С 1696 по 1715: изменения проводились поспешно, под давлением; являлись плохо продуманными, часто безрезультатными. Основные мероприятия этого периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне.
- С 1715 по 1725: преобразования были запланированы, проходили более успешно.
В 1698 году Петр Великий, переняв опыт Западной Европы, приступил к активному преобразованию как государственной, так и общественной сферы. Для удобства назовем главные изменения по пунктам:
- Административные: включают реформу государственного управления, областную (губернскую), городскую. Создание новых органов власти (Сенат, 13 коллегий, Святейший Синод, Главный Магистрат); изменение территориального устройства (деление России на 8 губерний и 50 провинций) для более эффективного управления;
- Судебная реформа: также касалась реорганизации власти, но выделена отдельно, поскольку её главная задача – прекратить влияние администрации на судей;
- Церковная реформа: лишение церкви независимости, подчинение воле правителя;
- Военная реформа: создание флота, регулярной армии благодаря введению рекрутской повинности, их полноценное обеспечение;
- Финансовые: включают денежную и налоговую реформы. Введение новых денежных единиц, снижение веса монет, замена главного налога подушной податью;
- Промышленная и торговая реформы: добыча ископаемых, создание мануфактур, использование крепостных крестьян для удешевления рабочей силы (таких крестьян называли посессионными), господдержка национальных производств, снижение импорта, увеличение экспорта;
- Социальные: сословные реформы (новые повинности для всех сословий), образовательные (обязательное начальное обучение, создание специализированных школ), медицинские (создание государственного госпиталя и аптек, обучение врачей). Также к ним относятся просветительские реформы и изменения в сфере науки (создание Академии Наук, типографий, публичной библиотеки, выпуск газеты), в том числе метрологическая (введение английских единиц измерений, создание эталонов);
- Культурные: новое летоисчисление и календарь (год начинается с 1 января), создание государственного театра, организация «ассамблей» (обязательные культурные мероприятия для дворян), ограничения в ношении бород (вводились бородовые деньги для тех, кто желал оставить бороду), европейские требования к одежде, разрешение табакокурения.
Серьезное негодование у знати вызывала необходимость привести свой внешний вид в соответствие европейским стандартам.
Рис. 2. Бояре при Петре Ι.
Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации
Многие традиционные порядки были пересмотрены и упразднены. В то же время обязательным стало ношение западного платья (для дворян), бритьё бород, празднование Нового года (с 1 января 1700 г.) и т. д.
Происходили изменения в промышленности. Значительно возросло количество мануфактур, начали формироваться новые промышленные районы: Урал, Петербург. Среди отдельных отраслей наибольших успехов достигли металлургия (Екатеринбургский, Нижне-Тагильский, Каменск-Уральский заводы), текстильная промышленность (Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура). Начали развиваться такие новые отрасли, как судостроение (Архангельск, Петербург), шелкопрядение, изготовление стекла и фаянса, производство бумаги.
Развитие промышленности тормозилось наличием крепостничества. На предприятия приглашались мастера из-за границы, солдаты, каторжники, беглые крестьяне, но свободных рабочих рук катастрофически не хватало. В 1721 г. появился указ, который разрешал владельцам заводов недворянского происхождения покупать и переселять крестьян на свои предприятия. Таких крестьян называли посессионными. Подобные шаги способствовали сближению мануфактур с крепостными вотчинами. Вольнонаёмный труд на них практически не использовался. Крупнейшие русские промышленники (Демидовы, Строгановы, Мясниковы) со временем получали дворянские титулы, составив костяк зарождавшейся национальной буржуазии.
Петровские реформы мало повлияли на состояние сельского хозяйства. Из положительных моментов стоит отметить продолжение процесса освоения сельскохозяйственных угодий в Поволжье, Сибири и на юге страны. Больше земель стали отводить под технические культуры (табак, лён, конопля). Определённые успехи были достигнуты в выведении новых пород скота. Однако аграрный сектор продолжал развиваться экстенсивным путём, при котором основным методом повышения производительности являлось усиление крепостного гнёта. Каждый помещик сам определял размер повинностей, налагаемых на крестьян. В 1724 г. император издал Указ, запрещавший крестьянам уходить на заработки, не получив письменного согласия от своего помещика.
Господство крепостничества время от времени вызывало мощные народные выступления: восстание стрельцов и крестьян в Астрахани (1705-1706 гг.); выступление казаков на Дону под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708) — участники восстания требовали сохранения донских вольностей и старых порядков на Дону; волнения в Башкирии (1705-1711).
Итогом реформ Петра I стало складывание абсолютизма. Заметно возросла военная мощь государства, ускорились формирование дворянского сословия и общая «европеизация» России. Вместе с тем обострилось противостояние между верхами и низами общества, крепостничество всё более напоминало одну из форм рабства.
Последствия реформ
Было бы неправильно преуменьшать значение проведенных Петром Ι реорганизаций. Они способствовали всестороннему развитию Русского государства, что позволило сделать его в 1721 году империей. Но не стоит забывать, что не все результаты оказались положительными. Преобразования привели к таким итогам:
- Усиление власти при помощи нового государственного аппарата (укрепление самодержавия);
- Строительство флота, усовершенствование армии, получение выхода к Балтийскому морю, следствие которых стало повышение международного авторитета России (но за счет введения рекрутской повинности – служба длилась 25 лет);
- Протекционизм – защита и развитие отечественной промышленности (использование бесплатного труда крепостных);
- Улучшение условий для развития науки, образования (практически не касались простого народа);
- Распространение европейской культуры (угнетение национальных традиций);
- Жалование дворянского титула за служебные заслуги в соответствии с Табелью о рангах (дополнительные обязанности для всех слоев населения );
- Введение новых налогов (особенно облагались налогами нерусские народы – башкиры, татары).
Масштабные строительства привели к немалым человеческим жертвам, поскольку большинство работников не имели нужного опыта.
Рис. 3. Строительство Петербурга.
Конспект урока «Реформы Петра I» по истории
- Реформа центрального управления.
- Областная реформа.
- Реформа городского управления.
- Табель о рангах. Указ о единонаследии.
- Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».
- Значение петровских преобразований.
§ 15. Реформы Петра
I.
- Реформа центрального управления.
(Рассказ учителя)
XVIII век явился временем крупных перемен в экономике, политике, социальных отношениях, общественной жизни России. Уже начало столетия сопровождалось резким скачком «в будущее» с появлением новшеств и разрушением прежних устоев.
— Давайте раскроем причины реформ Петра I.
(Ребята, а чем были вызваны петровские преобразования?)
По словам А.С. Пушкина: «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».
Создание новой армии и флота, коренное реформирование промышленности, бурно развивающиеся контакты с иностранными государствами, необходимость получения все новых и новых средств для нужд государства и нужд войны требовали четкой, быстрой, слаженной работы всех государственных звеньев. А главное, усиливающаяся самодержавная власть царя, который благодаря неукротимой энергии принимал участие буквально во всех сферах жизни страны, нуждалась в послушной его воле государственной машине, где бы подданные беспрекословно и рьяно выполняли царские указы и поручения.
Уже в конце XVII — начале XVIII в. он перестал созывать Боярскую думу, ввел вместо нее Ближнюю канцелярию, назначал туда своих соратников министрами, все больше и больше доверял управление страной преданным сторонникам. Но уже в это время он начал ставить их под свой жесткий контроль. В 1707 г. Петр I, будучи в действующей армии, приказал, чтобы члены этой «канцелярии» непременно записывали свои речи и подписывали бы их своей рукой, «ибо сим (т. е. этим) всякого дурость явлена будет». Этот принцип он перенес на работу и нового учреждения, которое после царя стало верховным органом управления страной.
В 1711 г.,
отправляясь в Прутский поход,
Петр I создал Правительствующий Сенат,
которому поручил управление страной в свое отсутствие. Он поначалу включил туда девять своих доверенных лиц. В наказе Сенату Петр определил его обязанности как высшего судебного, исполнительного и частично законодательного органа. Ни о каком разделении властей здесь не было и речи. Среди обязанностей Сената были и такие: «Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и имения», «Смотреть во всем государстве расходов», «Денег как возможно сбирать, понеже деньги суть артерия войны».
Но одновременно с новым высшим органом власти в стране, пришедшим на смену Боярской думе и полностью подчиненным царю, Петр ввел должности фискалов, начиная от обер-фискала Сената и кончая фискалами в других центральных учреждениях, а также на местах. Задача фискалов состояла в том, чтобы контролировать всю администрацию, выявлять случаи нарушения законов, взяточничества, казнокрадства. Они подчинялись непосредственно царю, но не получали жалованья, а существовали за счет сначала половины, а позднее одной трети конфискованного у взяточников и казнокрадов имущества. Понятно, что фискалы, поощряемые царем, проявляли в своем деле большую прыть.
Был свой высокий контролер и над Сенатом — генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор. Прокуроры имелись и в других учреждениях. Они являлись настоящим «оком государевым» и подчинялись лишь царю. Если генерал-прокурор усматривал в действиях Сената нарушение или нерадивость, то мог приостановить и опротестовать их. Первым генерал-прокурором Сената стал ближайший сподвижник Петра I Павел Иванович Ягужинский.
Начиная с 1718 г
. вместо приказов стали постепенно вводиться так называемые коллегии.
К 1720 г
. их стало 11. Это были высшие распорядительные учреждения со строгим и четким разделением функций. В сфере деятельности каждой коллегии власть распространялась на всю страну. Гак, армией занималась Военная коллегия, флотом — Адмиралтейская, международными делами — Иностранная. Выше уже упоминались Мануфактур- и Берг-коллегии, ответственные за развитие промышленности и горно-рудного дела. Финансами ведала Камер-коллегия, контролем за сбором и расходованием средств — Ревизион-коллегия, организацией и работой судов — Юстиц-коллегия, а торговлей — Коммерц-коллегия.
Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, советников и асессоров (от лат. «assessor» — «заседатель»). Они работали ежедневно. За свою работу члены коллегий получали жалованье и, таким образом, становились государственными чиновниками, полностью зависящими от царя. За работой коллегий, как и других учреждений в стране, также внимательно следили фискалы.
В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными делами — Синод. Это закономерный шаг. После смерти патриарха Петр оставил эту должность незанятой. Он не мог простить церковникам оппозиции в деле своих преобразований. Теперь Синод, по существу, стал духовной коллегией. Ее составляли церковные иерархи, назначаемые царем. Церковь окончательно была подчинена государству.
Большое внимание Петр уделил организации политического сыска. Вначале этим занимался Преображенский приказ. Позднее царь учредил Тайную канцелярию, чем-то напоминавшую приказ Тайных дел его отца. Сюда стекались все сведения царских соглядатаев и доносчиков. Здесь вершились следствие и расправа по политическим делам, в которых царь сам принимал активное участие.
2. Областная реформа.
Под стать этому царь выстроил и местное управление. Петр в 1708—1710
гг. разделил всю страну на 8 (позднее — 11) губерний (Московскую, Петербургскую. Сибирскую и др.) — крупных территориально-административных делений, во главе которых были поставлены генерал-губернаторы (в наиболее крупных губерниях) и губернаторы. В каждой губернии стояли войска. Губернаторы обладали огромной властью — административной, полицейской, судебной, финансовой. Во главе Санкт-Петербургской губернии был поставлен любимец царя князь А. Д. Меншиков.
Позднее выяснилось, что на столь огромных территориях власть с трудом доходит до российской глубинки, и Петр создал новую управленческую сеть на местах; все губернии были поделены на провинции. Их стало и России 50. А те в свою очередь делились на округа — дистрикты. Во главе крупных провинций стояли также губернаторы, во главе остальных — воеводы. Название сохранилось прежнее, но сущность власти воевод коренным образом изменилась. Теперь они уже не полунезависимые царьки на своих территориях, а государственные подконтрольные служащие, ведавшие всем управлением провинций и отвечающие головой перед царем за свои действия. Во главе дистриктов стояли земские комиссары, а те в свою очередь контролировали деятельность сельских сотских, десятских. Вся Россия, таким образом, была выстроена по чиновничьему ранжиру, с четким разделением управленческих обязанностей.
3. Реформа городского управления.
Новое управление было введено и в городах. Всеми городами в стране ведал Главный магистрат. В каждом городе появились свои магистраты. Городское население подчинялось им и было исключено из ведения воевод. Магистраты выбирались из числа богатых горожан-купцов, предпринимателей, состоятельных ремесленников, местной интеллигенции. Они стали единственными выборными органами в России.
Важной частью системы управления страной стали прибыльщики — назначенные царем специальные люди, задача которых заключалась в пополнении казны за счет все новых и новых налогов. И прибыльщики старались вовсю. Правительство накладывало налоги на все, на что ему указывали прибыльщики. Дело дошло до того, что были введены пошлины для тех, кто носил бороду и усы. Налогом облагались дубовые гробы и косяки домов и даже домашние бани. Правда, позднее этот странный налог Петр 1 отменил.
4. Табель о рангах. Указ о единонаследии.
Петровские реформы государственного устройства России были увенчаны выпуском в свет в 1722 г. Указа «Табель о рангах»
. Отныне весь российский чиновный бюрократический мир поделен на 14 разрядов — от действительного статского советника и канцлера (1-й разряд) до колежского регистратора (14-й разряд). Такое же деление введено и в армии и на флоте — от генералиссимуса, генерал — фельдмаршала, генерала и адмирала (1-й разряд) до корнета и прапорщика (14-й разряд).
Каждый имел соответствующее жалованье и положение в обществе. Те, кто получал чины 14-го — 9-го разрядов, становились дворянами, но не могли передавать дворянский титул по наследству. Дослужившиеся до 8-го разряда получали потомственное дворянство. В армии того же добивались те, кто дослуживался до 12-го разряда.
Таким образом, в системе государственной службы и продвижении по должностям на первый план выходили личные достоинства и заслуги, преданность государю, выслуга лет и т. д. «Порода» как основа для занятия должностей окончательно сошла на нет.
Частью общей перестройки государственной системы в России стали значительные перемены в положении сословий. Сословия приобрели более четкий характер, они как бы встраивались в общую систему управления страной. Так, горожане делились на «регулярных», имеющих право голоса и «нерегулярных», «подлых людей», которые не имели права выбирать в магистраты. Ремесленники были организованы в цехи по профессиям.
Кроме того, все «регулярные» горожане делились на гильдии согласно своему состоянию. В первую гильдию входили богатые люди, во вторую — народ победнее.
В интересах дворянства Петр I своим Указом от 1714 г. «О единонаследии», во-первых, ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Теперь помещики, как и вотчинники, имели право на полное владение своим имением, но при условии несения службы у государя. Они могли передавать свои владения по наследству, продавать, покупать, закладывать их. Это привело к стабилизации и подъему помещичьего хозяйства. Помещики, не боясь более лишиться своих имений, стали вкладывать в хозяйство больше труда.
Во-вторых, тем же указом Петр I ввел правило наследования имений лишь одним из наследников. Этим, прежде всего, прекращалось дробление имений. Кроме того, остальные сыновья, не имея средств к существованию, должны были идти на государственную службу, в армию. Тем самым царь получал дополнительные кадры во всех областях жизни страны.
5.
Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».
Реформы Петра вызывали неприятие у многих, главным образом у патриархальной аристократии, видевшей в них разрушение традиционного для нее мира.
Недовольные реформами нуждались в лидере. Если раньше таковым была сестра царя — Софья, то после ее заточения в монастырь все недовольные стали группироваться вокруг сына царя Алексея
, воспитанного на старинных традициях московского двора.
Расхождения между отцом и сыном становились все более очевидными. Опасаясь за свою судьбу, Алексей в 1716 году бежал из России в Австрию, где пытался искать поддержки в борьбе с отцом. Усилиями петровского дипломата и будущего главы Тайной канцелярии графа П. А. Толстого
беглец был возвращен и предстал перед судом. Под пытками он признался в за- говоре против царя и был приговорен к смертной казни, однако при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме.
Петр постоянно думал о судьбе проводимых им преобразований. «Дело царевича Алексея» побудило его изменить порядок наследования престола. В 1722 году был подписан указ, согласно которому царь мог назначить себе любого преемника, вне зависимости от степени родства. Однако сделать этого Петр так и не успел. Простудившись в январе 1725 года, он скоропостижно скончался.
6. Значение петровских преобразований.
Государственные реформы, проведенные Петром I, имели большое значение для страны. Создание регулярной армии и морского флота укрепило безопасность страны, помогло решению назревших внешнеполитических задач.
Реформы значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих европейских держав.
Они изменили оставшиеся от удельной Руси пережитки местничества, стерев грани и в экономическом, и служебном положении боярства и дворянства.
Они усовершенствовали систему местного управления, впервые в истории единого Российского государства введя выборные начала в управлении городами.
Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов.
В то же время новая система управления огромной страной по-прежнему лишала участия в решении своей судьбы миллионы простых подданных российского императора.
Таким образом, Россия сделала значительный шаг на пути интеграции в европейскую систему. Однако при Петре I в России усилились и элементы восточного типа цивилизации. Государственный аппарат, бюрократия подмяли под себя все сословия и социальные группы, перекрыв пути для формирования зачатков гражданского общества. Произошло полное закрепощение тех слоев общества, которые в предыдущие эпохи оставались свободными. Созданный Петром I огромный государственный сектор, стал главным препятствием для формирования рыночных отношений в промышленности. В результате петровских реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано абсолютистское бюрократическое государство.