Конспект урока истории в 6 классе «Введение. Человек и история».


Готовые домашние задания по истории

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В пособии представлены два варианта планирования курса «Мир в средние века». Первый вариант рассчитан на 52 часа. В условиях изучения истории по концентрической структуре образования первый вариант предполагает углубленное изучение материала. Данное планирование приемлемо и для обучения по линейной структуре с отработкой материала на 16 уроках (52 и 16 — всего 68 часов в течение учебного года.)

Второй вариант планирования рассчитан на изучение курса в течение 28 часов, так как из 68 часов в течение учебного года 40 часов рассчитаны на изучение курса «Русь и Россия в средние века» (всего — 68 часов). Переход на концентрическую структуру исторического образования поставил перед учителем ряд новых сложных задач. Главная — достижение максимальных результатов при минимуме учебного времени на изучение большого объема учебного материала. Обучение при помощи крупных блок-тем на основе опорных конспектов поможет учителю справиться с этой проблемой. Одновременно решается вторая задача — освобождается время на изучение вопросов культуры, ценностей цивилизации в средние века в разных странах и на разных этапах развития, менталитета и взаимоотношений людей средневековья.

Представленный учебно-методический материал также позволит учителю работать как по концентрической, так и по линейной структуре исторического образования. Концентрическая структура включает период с V—VI вв. от Р.Х. до XVI в. Поэтому материал третьей части пособия будет изучаться в 7 кл. («Мир в новое время»). А по линейной структуре — третья часть завершит курс истории средних веков.

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Данная работа представляет собой результат многолетнего опыта преподавания с использованием опорных конспектов на уроках истории. Сложность их разработки заключалась прежде всего в том, чтобы изложение конкретных событий, дат, исторических закономерностей и связей не заслонило «живую» историю, не подменило реконструированное «вживание» в жизни и судьбы людей, в их внутренний мир. История — предмет прежде всего нравственно-этический и задача ее — воспитывать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать исторические факты.

Историческое преподавание в школе страдает прежде всего дробленностью материала, событий. Нередко изученное на прошлых уроках ученик забывает еще до того, как узнает, к каким результатам приведет причинно-следственная связь. Так появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы цельные темы. Если материал всей темы просто передается на нескольких уроках через рассказ, лекцию, беседу, то это запутывает ученика, в его голове образуется «каша» из множества мелких подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, к тому же с выделенными основными узловыми подвопросами и подтемами, приводят к получению нового качественного результата. В этом суть опорного конспекта по одной блок-теме. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка: «причина — событие —- последствия», выделение узловых проблем и событий — это, пожалуй, главное. Но изучение блоками предполагает и решение второй важной проблемы — существенное сокращение учебного материала в связи с переходом к обязательному девятилетнему образованию. Появляется время и возможность изучать дополнительный материал, включать в процесс обучения уроки-портреты, исторические путешествия, творческие задания. И конечно, важно изменение системы проверки знаний: это не просто проверка отдельных параграфов или пунктов темы, а контроль за знаниями цельных тем, событий, причинно-следственных связей. Блок-тема зашифрована в систему знаков-опор. Это символы, слова, даты, стрелки перехода или превращения, знаки союза или противостояний. При этом большинство знаков унифицировано. Они позволяют выявить и зафиксировать общие причины, тенденции в истории различных стран. Знаки опорного конспекта (ОК) сгруппированы в отдельные элементы, своеобразные «миниблоки». В среднем каждый ОК состоит из 8—10 помеченных номерами «миниблоков». Завершает цепочку знаков вывод по теме или оценка последствий событий.

Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом ОК. Незакомплексованное живое воображение ученика позволяет ему ощущать за абстрактными знаками исторические картины прошлого. Ученики легко и цельно запоминают материал объемной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.

Особо необходимо выделить значение ОК для «слабых» учащихся. Запомнить даже отдельный факт, событие, дату для них сложно, не говоря о цельной цепочке темы. Такие ученики теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют минимальный интерес к учебе. ОК в таком случае становится действительно ОПОРОЙ для него. ОК позволяет без подсказки учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, пробуждается интерес к получению знаний.

По мере работы с ОК учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять ОК и часто сами предлагают свои символы и знаки для отдельных подтем. Такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный прием позволяет сжато записать любую лекцию (здесь ученик применяет часто повторяющиеся знаки, сокращения, рисунки и т. д. для записи целых выражений или цельных процессов).

В опорных конспектах зафиксирован материал для длительного запоминания, узловые причины и факты, даты, ключевые исторические фигуры. Вместе с тем всегда можно при раскрытии содержания темы включить в рассказ дополнительный материал, исторические источники, карту, живой рассказ о героях событий, картины, иллюстрации. При изучении темы с помощью ОК легко фиксировать внимание учащихся на уровне усвоения: «знать», «понимать», «представлять». Но усвоить материал осмысленно, не имея перед собой цели изучения, невозможно. Таким образом, важно всегда ставить ЦЕЛЬ в основу обучения на уроке. Поэтому при изучении темы учитель прежде всего должен четко ее продиктовать для записи учащимся: «Я должен уяснить… (запомнить…)». Задумавшись над целью урока, причем зафиксировав ее письменно, ученик уже осознанно запоминает основные понятия, связи, закономерности. В конце урока, подводя итоги, обязательно необходимо еще раз обратить внимание на запись цели и напомнить учащимся, что они сегодня усвоили. Чувство удовлетворения ученика от мысли о выполненной задаче — это еще один стимул к учению. Особенно важно это для «слабого» ученика.

Изучение блок-темы идет по линии постепенного углубления в учебный материал. Сначала это краткая развертка (раскрытие) содержания материала на основе ОК, затем развернутое, подробное объяснение, а па отдельным элементам с углублением в описание и оценку личности, в живое описание подробностей события и т. д. Таким образом материал «проходится» несколько раз: в сжатом и развернутом виде, Степень запоминания и усвоения материала резко возрастает. Формы работы предполагают и самостоятельное чтение с применением ОК. Далее переходим к новой ступени: к закреплению и повторению материала. На обычном уроке закрепление носит весьма краткий, эпизодический характер. По методике блочно-тематической работы, наоборот, обязателен продолжительный период проработки материала в группе или попарно. Учащиеся еще раз кратко и развернуто «проходят» материал темы по ОК. Повторяют и закрепляют понятия, закономерности, ход событий, работают по карте и документам, по тексту учебника и листам самопроверки. И на заключительном этапе — проверка знаний с помощью представленных в данной разработке тестов, практических работ, листов самопроверки и дополнительных вопросов из многочисленных вопросников, пособий и т.д. Комплексный зачет предполагает выполнение 4—6 видов заданий. Лист самопроверки знаний позволяет фиксировать многообразие уровней проверки от развернутого ответа до участия в работе в группах. Учащиеся-консультаны могут не только помогать «слабым» ученикам, но и получают право ставить оценки по отдельным видам зачета.

Обучение на основе методики опорных конспектов предполагает знакомство с ее элементами начиная с курса «Истории древнего мира» и постепенное углубление применения в курсах отечественной истории и «Новой истории». При этом желательно для создания целостной картины событий использовать ОК взаимосвязанных исторических процессов в различных странах.

Опорный конспект изготавливается учителем на ленте из ватманской бумаги шириной 30—40 см и длиной 1,5—2 м. Рисунок опорного конспекта выполняется черной и красной тушью, плакатным пером.

ОК для индивидуальной работы учащихся выполняются на карточках из ватмана размером 15 х 20 см. Распечатываются также и листы самопроверки, практические задания и т.д. Такой колоссальный объем работы окупится с лихвой. Выполняется она не к каждому уроку, а к теме в целом. Всего в данную разработку включено 14 блок-тем и соответственно 14 опорных конспектов и 12 комплектов проверочных заданий.

Таким образом сгруппированный в блок-темы материал, активное участие школьника в творческом процессе познания и, как результат, раскрепощенность и преодоление страха ученика перед «не помню», «не знаю», четкое усвоение цели занятия и комплексная проверка знаний по всей теме — ключ к прочным, осмысленным знаниям.

Блочно-тематическое планирование курса «История средних веков» на основе методики опорных конспектов (Первый вариант — 52 часа)

Урок 1. Вводный. Краткое повторение и обобщение ценностей цивилизаций Востока и античного мира. Великое переселение народов. (Лекция для учащихся с краткими записями в тетрадях.)

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

БЛОК—ТЕМА I. Западная и Центральная Европа в V—XI вв.

Уроки 2—3. Краткая и развернутая проработка вопросов темы (на основе опорного конспекта). § 1, 2, 4, 8. § 1, 3, 5, 6, 7. Записи в тетрадях. Закрепление.

Урок 4. Углубление знаний. Закрепление. Работа по группам и в парах. (Урок-практикум).

Урок 5. Урок — историческое путешествие. Дополнительный материал, картины, д/фильмы, книга для чтения и т.д. Устранение пробелов в знаниях.

Урок 6. Предварительная проверка знаний. Работа над узловыми вопросами темы.

Урок 7. Урок проверки знаний. Зачет. Тестирование. Самостоятельная работа.

Урок 8. Культура Западной и Центральной Европы в период раннего средневековья. Изучение с помощью ОК.

Урок 9. Проверка по теме «Культура». Изучение темы «Славяне».

БЛОК—ТЕМА II. Византийская империя в V—XI вв.

Урок 10. Самостоятельное изучение темы учащимися. Учитель-консультант. Изучение материала с помощью ОК.

Урок 11. Повторение. Работа по парам. Проверка знаний.

БЛОК—ТЕМА III. Арабы в VI—XI вв.

Урок 12. Урок-лекция. Воспроизведение материала с помощью ОК.

Урок 13. Повторение. Проверка знаний.

Урок 14. Углубленный зачет по разделу «Раннее средневековье». Использование всех ОК, вопросов листов самопроверки, тестов, практических заданий и т.д.

РАЗВИТОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

БЛОК—ТЕМА IV. Развитие ремесла и торговли. Рост городов в Западной и Центральной Европе.

Урок 15. Изучение нового материала на основе краткой и развернутой проработки ОК. Выявление узловых вопросов и понятий.

Урок 16. Углубление и закрепление материала. Групповая и парная работа.

Урок 17. Путешествие в средневековый город. Рассказы учителя. Подготовленные сообщения учащихся. Карта, д/фильм, произведения художественной литературы, документы и т.д.

Урок 18. Урок проверки знаний. Зачет по теме.

БЛОК—ТЕМА V. Христианская церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы.

Урок 19. Изучение нового материала на основе ОК.

Урок 20. Углубление знаний. Краткая и развернутая проработка вопроса. Закрепление.

Урок 21. Урок проверки знаний. Зачет по ЛС, ОК. тестам и т.д.

БЛОК—ТЕМА VI. Образование централизованных государств в Западной Европе.

Урок 22. Изучение вопросов блок-темы 6-а. На основе ОК — новый материал.

Урок 23. Углубление знаний. Работа по элементам ОК и в целом. Дополнительный материал.

Урок 24. Проверка знаний по теме 6-а.

Урок 25. Изучение темы 6-6. Домашнее задание: Самостоятельная работа с ОК, самостоятельная краткая и подробная развертка.

Урок 26. Повторение. Работа по парам. Проверка знаний на основе вопросов листа самопроверки, тестов и т.д.

Урок 27. Урок «Исторические портреты: Филипп ГУ; Жанна д’Арк; Людовик XI; Карл Смелый». Сообщение учащихся. Рассказ учителя.

БЛОК—ТЕМА VII. Гуситское движение в Чехии.

Урок 28. Изучение нового материала без ОК. Закрепление.

Урок 29. Составляем ОК по теме. Работа по группам. Учитель — консультант. Сравнение ОК. Домашнее задание: самостоятельная работа по вопросам. Выполнение практических заданий.

Урок 30. Тема 8. Османская империя и борьба народов Европы против турецких завоевателей.

Урок 31. Культура Западной Европы в XI—XV вв. Домашнее задание: самостоятельное составление ОК по теме.

Уроки 32—33. Народы Азии, Америки, Африки в средние века.

Урок 34. Углубленный зачет по разделу «Развитое средневековье». Использование ОК, листов самопроверки, тестов, практических заданий. Исторический диктант.

ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

БЛОК—ТЕМА VIII. Великие географические открытия конца XV — начала XVI в. Колониальные захваты.

Урок 35. Изучение нового материала на основе ОК. Основные вопросы.

Урок 36. Углубление знаний по теме. Развернутая проработка ОК. Групповая и парная работа. Дополнительный материал.

Урок 37. Проверка знаний. Зачет по теме.

БЛОК—ТЕМА IX. Начало капиталистического развития Англии. Зарождение основ индустриальной цивилизации.

Урок 38. Изучение нового материала на основе ОК.

Урок 39. Углубление знаний. Урок-консультация.

Урок 40. Проверка знаний. Зачет. Практическая работа.

БЛОК—ТЕМА X. Реформация в Европе. Крестьянская война в Германии.

Урок 41. Урок-лекция «Германия в XV в. Реформация».

Урок 42. Практическое занятие. Выступление учащихся. Обобщение вопросов.

Урок 43. Повторение темы по ОК. Закрепление. Самостоятельная работа.

БЛОК—ТЕМА XI. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Урок 44. Изучение нового материала с помощью ОК. Предварительная проверка знаний.

Урок 45. Повторение. Зачет по теме. Тестирование. Лист самопроверки.

БЛОК—ТЕМА XII. Нидерландская революция.

Урок 46. Изучение нового материала. Проработка вопросов по ОК.

Урок 47. Повторение. Проверка знаний. Тесты. Зачет.

Урок 48. Итоговый зачет по разделу «Позднее средневековье». Исторический диктант. Листы самопроверки. Тесты и т.д.

Уроки 49—50. Изучение вопросов культуры Европы в конце XV — первой половине XVII в. Доклады учащихся. Исторические портреты. Семинарское занятие «Возрождение».

Уроки 51—52. Обобщение: Ценности средневековой цивилизации. Итоговое повторение и контрольный зачет. Подведение итогов изучения курса «История средних веков».

Планирование курса «Мир в средние века» (Второй вариант — 28 часов)

I. Вводное занятие. Великое переселение народов. От ценностей цивилизаций Древнего Востока и античного мира к ценностям средневековой цивилизации. Потери и приобретения.

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Тема I. Западная и Центральная Европа в V—XI вв.

Уроки 2—3. Краткая и развернутая проработка учебного материала блок-темы I на основе опорного конспекта. Закрепление.

Уроки 4—5. Историческое путешествие в раннее средневековье. Знакомство с дополнительным материалом (учебные картины, книги, диафильмы, книга для чтения, игры и кроссворды и др.). Работа над узловыми проблемами темы.

Урок 6. Урок-практикум. Проверка знаний. Тестирование. Зачет. Самостоятельная работа. Обобщение по опорному конспекту.

Тема II. I Византийская империя в V—XI вв.

Урок 7. Изучение темы по опорному конспекту. Закрепление: работа в парах.

Урок 8. Ценности и достижения Византийской цивилизации за тысячу лет. Византия и Киевская Русь: крещение Руси и культурные связи. Русь — воспреемница Великой Византии: Античность—Эллинизм—Рим— Византия—Русь.

Тема III. Арабы в VI—XI вв.

Урок 9. Урок-лекция с применением опорного конспекта. Краткие записи материала лекции в тетрадях.

Урок 10. Ценности и достижения культуры арабского мира. Ценности ислама и его влияние на мировую культуру. Проверка знаний, зачет.

ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Тема IV. Развитие ремесла и торговли. Рост городов в Западной Европе.

Урок 11. Изучение нового материала на основе краткой и развернутой проработки опорного конспекта. Работа в группах и парах. Выявление узловых вопросов и понятий.

Урок 12. Путешествие в средневековый город. Рассказ учителя. Сообщения учащихся. Работа с картой, диафильмом, произведениями художественной литературы, документами и т. п. Краткий зачет. Домашняя проверочная работа.

Тема V. Христианская церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы.

Урок 13. Изучение нового материала на основе опорного конспекта. Краткая и развернутая проработка опорного конспекта. Работа в группах и парах.

Урок 14. Христианство — мировая религия. Ценности и достижения европейской цивилизации на основе христианства. Христианство и культура. Развитие мироощущения средневекового человека — от догмы к свободе. Зачет. Домашняя проверочная работа.

Тема VI. Образование централизованных государств в Западной Европе.

Урок 15. Франция. Изучение нового материала. Работа по опорному конспекту в группах и парах.

Урок 16. Англия. Королевская власть и начало свободы. Изучение нового материала на основе опорного конспекта. Работа в группах и парах.

Урок 17. Столетняя война и народные восстания во Франции и Англии. Победа Франции в войне. Итоги войны. Опорные конспекты по Франции и Англии.

Урок 18. Исторические портреты: Филипп ГУ, Жанна д’Арк, Людовик XI, Карл Смелый. Сообщения учащихся. Краткий зачет по теме.

Тема VII. Славянские народы и Османская империя. Центральная Европа.

Урок 19. Феодальная раздробленность в Центральной Европе и Гуситское движение в Чехии. Изучение нового материала без опорного конспекта. Закрепление изученного.

Урок 20. Самостоятельное составление опорного конспекта «Гуситское движение» (работа в группах). Сравнение составленных конспектов и поиск оптимального варианта.

Тема VIII. Османская империя в XIV—XVI вв.

Урок 21. Османская империя и народы Европы. Падение Византии.

Урок 22. Урок обобщения и проверки знаний.

Тема IX. Культура Западной Европы в XI—XV вв.

Уроки 23—24. Культура Западной Европы: технические изобретения и открытия, образование и наука, средневековая литература. Архитектура, скульптура, живопись, культура раннего Возрождения в Италии.

Уроки 25—26. Народы Азии, Африки и Америки в средние века. Ценности и достижения народов Востока и Америки.

Урок 27. Итоговый зачет по курсу «Мир в средние века».

Урок 28. Обобщение. Ценности средневековой цивилизации. Подведение итогов изучения курса. Анализ процесса цивилизационного развития от дикости и варварства к цивилизации. Мировое сообщество цивилизаций. Переход к изучению курса «Российская цивилизация в средние века».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]