Конспект урока истории по истории России 6 класс Усиление московского княжества


Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества


План урока

  • Предпосылки и причины объединения русских земель
  • Политическая система Руси
  • Борьба Москвы и Твери
  • Правление Ивана Калиты
  • Причины возвышения Москвы

1. Предпосылки и причины объединения русских земель

Нашествие Батыя разорило Северо-Восточную Русь. Постепенно началось возрождение городов Владимира, Суздаля, Москвы, вновь отстраивались деревни. На территории к северу от Москвы начинается массовое переселение жителей юго-западной Руси.

1. Предпосылки и причины объединения русских земель

Постепенно возрождались ремесло и торговля. Появлялось все больше людей заинтересованных в ликвидации раздробленности страны. Многочисленные границы препятствовали развитию торговли, а междоусобицы мешали развитию хозяйства.

1. Предпосылки и причины объединения русских земель

Росли боярские вотчины, но границы княжеств не позволяли боярам расширять свои владения, поэтому бояре также были заинтересованы в создании единого государства.

1. Предпосылки и причины объединения русских земель

Не смотря на раздробленность в северо-восточных русских землях сохранялся общий язык, культура, историческая память и православная вера. Русская православная церковь всегда была единой.

1. Предпосылки и причины объединения русских земель

Главной причиной объединения стала постоянная угроза со стороны Орды. Разрозненные княжества не имели никаких шансов противостоять Орде. Только объединенная Русь могла собрать силы достаточные для отпора монголам.

2. Политическая система Руси

Рубеж
XIII-XIVвеков – время наибольшего раздробления Северо-Восточной Руси.
Главным среди князей был великий князь владимирский, получавший от хана Орды ярлык на великое княжение. Владимирские князья княжили в Новгороде. Князья любыми способами старались получить ярлык на владимирское княжение.

2. Политическая система Руси

Самые сильные княжества:
Московское, Тверское, Рязанское– именовались великими, а их князья носили титул великих. Крупными центрами были Новгород и Псков, где утвердились республики.
В каждом княжестве существовали удельные княжества. Их правители управляли своими землями самостоятельно и только во внешней политике они должны были действовать заодно с великим князем.

Взаимоотношения между князьями регулировались договорами (князья именовали друг друга «братьями», «молодшими или старейшими братьями»).

3. Борьба Москвы и Твери

В 1304 г. ордынские ханы передали ярлык на великое владимирское княжение тверским князьям. Тверское княжество, избежавшее дробления, быстро набирало силу. Тверь начинает претендовать на первенство среди русских земель.

Главный ее соперник – Московское княжество.

3. Борьба Москвы и Твери

Первым московским князем был младший сын Александра Невского
Даниил(1276-1303). При его правлении к московскому княжеству была присоединена Коломна (отвоевана у Рязани), земли от Коломны до Серпухова, Переяславское княжество (получено Даниилом в наследство после смерти бездетного племянника).

3. Борьба Москвы и Твери

В 1303 г. Даниил скончался и князем стал его сын Юрий (1303-1325). При его правлении к московскому княжеству был присоединен Можайск. К началу
XIVвека Московское княжество охватывало все течение Москвы-реки, территория княжества выросла в три раза.

3. Борьба Москвы и Твери

Михаил Ярославич Тверской провозгласил себя
«великим князем всея Руси»и собирал дань для Орды самостоятельно. Тверской и московский князья ездили в новому хану Узбеку за ярлыками. Михаил пробыл там недолго, а Юрий прожил 2 года, установив тесные отношения с новым ханом Узбеком и женился на его сестре. Юрий вернулся в Москву с сильным ордынским отрядом и ярлыком на великое княжение.
Орде выгодно было противостояние Москвы и Твери ослаблявшее оба княжества.

В 1317 г. московско-ордынское и новгородские войска вторглись на территорию Тверского княжества.

3. Борьба Москвы и Твери

Юрий и Михаил
у хана Узбека
Войска Михаила нанесли поражение войскам Юрия и его жена попала в плен, где умерла. Юрий отправил Узбеку сообщение, что его сестру убили.
Их обоих вызвали в Орду для разбирательства.Там Юрий у трона хана убил Михаила.

3. Борьба Москвы и Твери

Сын Михаила Дмитрий прибыл к Узбеку и доказал невиновность отца. Хан передал ему ярлык на великое владимирское княжение.

В 1324 г. Дмитрий Михайлович и Юрий Даниилович снова были вызваны в Орду для дальнейших разбирательств. Тверской князь отомстил за отца – зарубил Юрия на глазах хана. Его казнили, но ярлык передали его младшему брату – Александру Михайловичу.

Дмитрий Михайлович убивает Юрия Даниловича Московского в Орде.
Из«Царственного летописца»

4. Правление Ивана Калиты

После смерти Юрия в 1325 г. князем московским стал его брат
Иван Данииловичпо прозвищу Калита.
Иван Калита понимал, что он не в силах противостоять Орде и хотел столкнуть монголов с Тверью.

Когда в 1327 г. в Твери началось антиордынское восстание, Калита явился в Орду с предложением своих услуг и, получив ордынское войско, жестоко подавил восстание. За это ему в управление были переданы Кострома и Новгород, он получил ярлык на великое княжество Владимирское.

Калита постоянно угождал хану и его приближенным, за это ему было дано право собирать ордынскую дань со всех русских земель.

4. Правление Ивана Калиты

Москва при Иване Калите

За счет собственных средств и денег утаенных от Орды Иван Калита прикупал земли в соседних княжествах, присоединяя их к Москве.

В его правление были присоединены
Ростовское, Галицкое, Белозерское и Угличское княжества.
В правление Ивана Калиты Московское княжество стало сильнейшим на Руси.

5. Причины возвышения Москвы

1. Москва находилась на перекрестке торговых путей;

7. Московское княжество избежало дробления, как другие великие княжества;

8. Ордынские ханы, выделяя Москве отряды для борьбы с другими княжествами, невольно способствовали ее укреплению;

7. Московское княжество избежало дробления, как другие великие княжества;

9. Иван Калита провозгласил себя
«князем московским и всея Руси»;
7. Московское княжество избежало дробления, как другие великие княжества;

4. Московские князья использовали любые средства для расширения своих владений (подкуп, обман, насилие, убийства, предательство);

5. Москва почти не подвергалась набегам (с 1293 г. их не было около 100 лет), это привлекало поселенцев из других княжеств, на службу Москве переезжали бояре;

6. В Москву из Владимира переехал митрополит Петр — Москва стала центром русской православной церкви;

Полные блоки презентаций

по Истории и Обществознанию

Вы можете найти на сайте

https://presentation-history.ru/

На сайте также размещены
поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию,ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознаниюи истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Домашнее задание

  • Изучить параграф 17
  • Ответить на вопросы на стр.156 (устно)
  • Выучить основные события и имена

Конспект урока в 6 классе по теме: «Усиление Московского княжества. Правление Ивана Калиты»

Конспект урока в 6 классе по теме:

«Усиление Московского княжества.

Правление Ивана Калиты».

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Цели урока:

обучающая:

сформировать представление о политической ситуации на Руси в первой половине XIV века и на основе материала учебника, подвести учащихся к выявлению причин возвышения Москвы и роли московских князей в этом процессе;

развивающая

: продолжить формирование умений и навыков работы с историческими картами и документами;

воспитывающая:

формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми.

Форма организации учебной деятельности

: фронтальная, парная

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

ученик
научится
: объяснять причины возвышения Москвы и роль московского князя Ивана Калиты в этом процессе;

ученик получит возможность научиться:

использовать историческую карту как источник информации; проводить поиск информации в исторических текстах, учебнике; оценивать деятельность исторических личностей

метапредметные:

регулятивные:

определять тему и цель урока, планировать пути достижения цели;

познавательные:

давать определение понятиям, осуществлять расширенный поиск информации: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; использовать адекватные языковые средства для выражения чувств и мыслей.

личностные:

формирование потребности к самовыражению и самореализации через оценку деятельности исторических личностей, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

коммуникативные:

развитие навыков сотрудничества, умение слушать, вступать в диалог с товарищами, формулировать и обосновывать собственную точку зрения.

Ход урока.

1 этап

.
Мотивация к учебной деятельности.
На доске высказывания:

В.Я. Брюсов писал «Град, что строил Долгорукий посреди глухих лесов, вознесли любовно внуки выше прочих городов!». К.А. Аксакову принадлежат строки «Проснулись силы молодые с тобою вновь, прошла беда, — и возвеличилась тогда тобой скрепленная Россия!».

Вопросы для беседы с учениками

О каком городе идет речь?

Что мы знаем о Москве?

В связи с какими событиями в летописях упоминается Москва?

2 этап Актуализация и пробное учебноедействие

Учитель:

Сегодня мы с вами продолжим изучение истории России 14 века. Но, прежде чем познакомиться с темой нашего урока, давайте обратимся к отрывку из древнерусской летописи. Новгородский летописец с горечью записал: «И раздрася вся земля Русская»
Вопросы для беседы с учениками:
1. О каком периоде российской истории повествует летописец? 2. Что такое политическая раздробленность? 3. К какому веку относятся слова летописца?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]