Из опыта работы «Математика вокруг нас»
Галина Сагалова
Из опыта работы «Математика вокруг нас»
Занятия математикой с самого раннего возраста развивают умственные способности детей. А мозг, как и мышцы, нуждается в тренировке.
Для занятий математикой от детей не требуется особых дарований, таких как голос для певца, музыкальный слух для музыканта, пластичность для балерины, умение тонко различать цвета для художника. Наоборот, математика сама повышает умения и способности ребенка, дисциплинирует ум, развивает смекалку, память, сообразительность, силу воли, формирует логическое мышление.
Для занятий математикой даже за столом сидеть не обязательно. Оглянитесь вокруг… Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т. п. Таким образом, в детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей.
Потому что считать,можно всюду: дома, на улице, в парке, в транспорте.
Математические представления и знания ребёнок приобретает в собственной игровой, учебной и практической деятельности, в быту, там, где возникает потребность в знаниях, умениях и навыках, которыми он должен овладеть на занятиях по математике и в общении с окружающей действительностью. Дети должны понимать, что приобретенные ими знания действительно им нужны и научились ими пользоваться. Это будет способствовать дальнейшему развитию интереса детей к математике и расширению полученных знаний.
Среди наиглавнейших критериев готовности детей к обучению в школе по праву находится математическая готовность. Особенно сегодня, в век новейших технологий, нет смысла спорить о важности этого критерия. Поэтому и проблема изучения математической готовности будущих первоклассников к обучению в школе является на сегодняшний день неоспоримо актуальной и достаточно интересной для проработки как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Для меня, как для воспитателя одна из важнейших задач в воспитании детей заключается в том, чтобы знания, приобретаемые детьми в процессе обучения на занятиях по математике, использовались в различных видах деятельности и в жизни.
«Назови правильно»
Каждое утро мы с детьми уточняем название текущего месяца, дня недели.
Закрепляют знания на прогулке о временах года, частях суток, днях недели, о месяцах.
Наблюдая те, или иные явления, дети закрепляют полученные на занятиях знания и учатся оперировать ими. Наблюдая за деревьями, сравнивают по высоте деревья, кусты. Учатся находить толстый и тонкий ствол, отмечают, что дорога, по которой едут машины — широкая, тротуар, где идут люди — уже, а тропинка — совсем узкая.
Сравниваем деревья с разной толщиной ствол
«Мы дежурим»
Выполняя обязанности дежурных по столовой, при сервировке стола считая предметы, правильно располагая их (справа, слева от тарелки, посередине стола)
готовя
материалы и пособия к занятию. Дети закрепляют математические понятия, счетные навыки, Местоположение предметов, умение ориентироваться в пространстве.
«Дежурство в уголке природы»
Ухаживая за растениями в природном уголке, дети закрепляют представления об объеме жидкости, вместимости, измерении и сравнении по объему.
Сравнивают листья растений по длине, ширине.
Сравнивают величину растений и величину горшка и определяют, какому растению надо больше воды, какому меньше, и объясняют почему?
«Чудесный мешочек»
Играя в игру «Чудесный мешочек»
, дети закрепляют знания о плоских и объемных фигурах. Обследуют геометрическую форму предметов, упражняются в различении форм.
«Математический киндер»
Для закрепления умения решать арифметические примеры на сложение и вычитание.
Продолжая знакомить детей с составом числа из двух меньших (до 10)
. Использую дидактические игры, например,
«Математический киндер»
«Настольные игры с математическим содержанием»
Играя в настольные игры у детей активизируется умственная деятельность, дети учатся планировать свои действия.
«Сюжетно- ролевые игры»
.
В разнообразных сюжетно-ролевых играх закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет»
,
«Кафе»
или
«Аптека»
дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры, готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Знакомятся с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5,10 рублей. Знакомятся с весами.
«На зарядку становись»
На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях. Закрепляют умение определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. (справа, слева, впереди, сзади и т. д.)
. Строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги. Круги могут находиться внутри другого общего круга, один двигаться налево, другой направо; марш по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы, бегут
«по кругу»
,
«в рассыпную»
,
«змейкой»
и т. д.). При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве.
Слайд 16. «Мы танцуем и поем»
Игровые музыкальные занятия и музыкальные разминки в детском саду способствуют развитию математических представлений у дошкольников, таких, как умение ориентироваться в пространстве — вправо, влево, вперёд, назад, хождение по кругу, врассыпную, различные перестроения — в шеренгу, в колонну, в несколько кругов в начальной части музыкального занятия, затем во время выполнения музыкально — ритмических движений в танцевальных композициях, хороводах, музыкальных играх.
«Приглашение в гости»
Играя дети закрепляют знание домашнего адреса, название улицы, номера дома, подъезда, квартиры.
«Мы растем»
Уточняя представления детей о величине предметов, говорим о том, кто из детей в группе самый высокий. Дети по двое встают затылок в затылок, а остальные определяют, кто из них выше. Используем ростомер.
«Подвижные игры с математическим содержанием»
Используемые разнообразные подвижные игры, на прогулке с математическим содержанием: «Волшебные квадраты»
,
«Отмерялки»
,
«Круглый год»
и т. д. Учат детей ориентироваться во времени и пространстве, закрепляют знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами. Отсчитывать шагами расстояния, произносить слова, определяющие положение предмета в пространстве.
Планируя работу по математике, я стараюсь ее проводить в игровой форме, использую сказочные персонажи. Вместе с ребятами они попадают в разные истории, с ними случаются необыкновенные приключения. Вместе героями сказок дети получают подарки, сочувствуют друг другу и сопереживают. В ходе непосредственной образовательной деятельности мы отправляемся в путешествие, например, к «тетушке Сове»
, или к
«Маше и Медведю»
. Спешим на помощь Незнайке, или к Нолику. Отправляемся в кругосветное путешествие.
При работе с родителями, обращаю внимание (родителей)
на то, что знания, которые дети получают в детском саду можно закреплять по дороге из детского сада домой. Можно учить ориентироваться на улице (знать название улицы, на которой расположен детский сад, номер дома и квартиры, где проживает ребенок, обращать внимание детей на то,что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир, на то, что номера домов идут не по порядку
(они четные и нечетные)
. В магазине, обращать внимание детей на цены на различные товары. Полученные знания закреплять дома, играя с ребенком. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка, и он усваивает учебный
материал в индивидуальном для себя темпе. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке. Разнообразить задания можно до бесконечности