ОБЖ, 8 класс. Обязанности пешеходов и пассажиров
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс
Тема: Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
Время: 1 час
Метод проведения: словесный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Литература: Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. учебник для общеобразовательных учреждений. Смирнов Анатолий Тихонович, Литвинов Евгений Николаевич, Фролов Михаил Петрович. Издательство АСТ. М,2012г.
Цели урока:
- Изучить обязанности пешеходов и пассажиров
- Выработать потребность в соблюдении правил дорожного движения;
- Воспитать дисциплинированного пешехода, пассажира.
Учебные вопросы:
1. Обязанности пешеходов
2. Обязанности пассажиров.
3. Личная безопасность в общественном транспорте.
Ход урока:
1.Краткий опрос по предыдущей теме.
2. Изложение и краткая запись материалов урока.
1. Обязанности пешеходов
Все мы с вами являемся пешеходами, как только научились ходить на ногах. С правилами дорожного движения (ПДД) нас родители знакомят с детства. В школе нам проясняют обязанности пешеходов, но, к сожалению, далеко не все их выполняют, а со временем просто игнорируют. Но, когда пешеход становится водителем, то сразу вспоминаются обязанности пешеходов и водители сетуют на недисциплинированных пешеходов, и напоминают им обязанности пешеходов.
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Правила дорожного движения писаны не только для водителей. Для каждого участника дорожного движения найдется то или иное правило поведения на дороге. К пешеходам это тоже относится.
Пешеход должен неукоснительно выполнять требования данного раздела. Кстати, выходя из-за руля, водитель тоже становится пешеходом.
А сейчас о том, где пешеходы имеют право передвигаться по дороге:
— Тротуар — это понятно всем, является одним из элементов дороги.
— Пешеходная дорожка — часть дороги, чаще всего параллельная проезжей части и обозначенная знаком 4.5.
— Обочина — это тоже часть дороги, чаще за городом, и может использоваться как пешеходами, так и водителями (например, для остановки и стоянки).
— Велосипедная дорожка — предназначена для велосипедистов, но при отсутствии тротуара, обочины или пешеходной дорожки по ней можно передвигаться и пешком.
— Проезжая часть — это вотчина автомобилей; в случаях, описанных во втором абзаце п. 4.1, пешеход может выйти на проезжую часть. При этом за городом идти надо по левой стороне дороги, то есть навстречу машинам. Пешеходы, «ведущие» что-либо по проезжей части дороги, должны двигаться только в попутном направлении.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Внимательно посмотрите на рисунки, где изображены разрешённые варианты перехода дороги и подумайте, правильно ли вы переходите дорогу. (Слайд №10)
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
Цивилизованные люди смотрят на светофоры и не перебегают дорогу перед приближающимся транспортом! Ведь «экономия» в 30 — 40 секунд (именно столько требуется подождать смены сигналов светофора) нередко приводит к трагическим последствиям.
Не пора ли задать себе один важный вопрос: продолжать суетиться, перебегать дорогу на запрещающий сигнал светофора и постоянно рисковать жизнью или, наконец, присоединиться к цивилизованной части населения, уважающей законы?
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Из рисунка «Мёртвая » зона (Слайд №11) , следует:
что создать «мертвую» недосматриваемую зону может не только стоящий на остановке автобус, но и другие объекты, расположенные на дороге или в непосредственной близости от нее.
Во время движения автомобиля зона обзора перспективы дороги часто бывает ограничена. В таких случаях вы должны быть готовы к тому, что из «мертвой» зоны может внезапно появиться кто-то, кто этой книги не читал. Полагаю, что пешеход, прочитавший эту страницу, уже не захочет повторять подвиг «героев», изображенных на этих рисунках.
Ну а, будучи пешеходом, Вы теперь будете более внимательно и уважительно относиться к водителям.
4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть. (Слайд №11)
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4—4.7 Правил.
В пункте 4.8 рассматриваются правила поведения пассажира-пешехода в зависимости от наличия посадочной площадки или отсутствия посадочной площадки на остановке трамвая посередине дороги (Слайды №№12-13):
1. Посадочная площадка расположена на разделительной полосе, приподнятой над проезжей частью дороги, этом случае ожидать трамвай надо именно на посадочной площадке. А попасть туда можно только с соблюдением требований пунктов 4.4—4.7 ПДД, то есть, не мешая движущемуся по дороге транспорту.
2. Посадочной площадки нет. Ожидать трамвай пешеходы должны на тротуаре.
Дождавшись, когда трамвай полностью остановится, пешеходы имеют право выйти на проезжую часть дороги и приступить к посадке.
Водители транспортных средств в этой ситуации обязаны уступить дорогу пассажирам, которые выходят из трамвая, входят в него, а также переходят проезжую часть от тротуара к трамваю и от трамвая к тротуару.
В условиях большого города (суеты и нервов) можно заметить нетерпеливость пешеходов, выходящих на проезжую часть дороги раньше, чем трамвай доедет до своей остановки, а также водителей, пытающихся проехать мимо трамвая, посадка-высадка в который еще не закончилась.
А если подумать о тех 20—30 секундах, которые необходимы для выполнения несложных требований ПДД? На одной чаше весов секунды, а на другой изрядно потрепанные нервы. Надо ли что-то добавлять?
2. Обязанности пассажиров
5.1 Пассажиры обязаны:
· При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застёгнутом мотошлеме;
· Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
5.2 Пассажирам запрещается:
· отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
· при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или грузе выше бортов;
· открывать двери транспортного средства вовремя его движения.
3. КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.
Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.
В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.
При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.
Заключение: Закрепление пройденного материала.
Домашнее задание: 1. Изучить §2.2 учебника;
2. Конспект урока.
Конспект урока по ОБЖ 6 класс Правила дорожного движения сегодня
Конспект урока ОБЖ 6 класс Правила дорожного движения сегодня
Цели урока:
— знакомство учащихся с основными положениями Правил дорожного движения,
— формирование у учащихся навыков использования терминологии Правил дорожного движения.
Тип урока: изучение нового материала.
Время: 1 час
План изложения:
- Правила дорожного движения.
- Основные положения. Термины.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Изложение программного материала.
Материалы к уроку:
- Правила дорожного движения
Правила дорожного движе́ния (сокращенно: ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Дж. П. Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.
Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него. Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах. Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.
СОВЕТ МИНИСТРОВ — ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 1993 г. N 1090
О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:
- Утвердить прилагаемые Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем именуются — Основные положения) и ввести их в действие с 1 июля 1994 года.
Республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить организацию дорожного движения на улицах и дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации.
- Министерствам и ведомствам до 1 июля 1994 г. привести нормативные акты в соответствие с Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями.
- Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации разработать в 1994 году порядок допуска водителей-военнослужащих к перевозке людей на грузовых автомобилях.
- Министерству печати и информации Российской Федерации:
обеспечить издание в достаточном количестве Правил дорожного движения Российской Федерации, Основных положений, а также по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации сборника нормативных актов по вопросам дорожного движения;
совместно с Министерством образования Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации обеспечить издание учебно-методической литературы и наглядных пособий для популяризации Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений.
- Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации в 1993 году ввести в государственные стандарты новые дорожные знаки, регламентирующие порядок движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
- Общие положения.
1.1. Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1.
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1,2.3.1 — 2.3.3 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т.п.) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования, предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены соответствующими знаками.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т. п., а также в сумерки.
«Обгон» — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.
«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
«Организованная перевозка группы детей» — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов.
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.).
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом» водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Итог урока.
- Закрепление темы урока:
- Что такое полоса движения?
- Для чего предназначена проезжая часть?
- Кто становится участником движения и в каких случаях?
- Для чего нужен тротуар?
- Домашнее задание:
Ответьте на вопросы:
- По какой стороне дороги движутся автомобили?
- С какой скоростью можно ехать на автомобиле через населенный пункт?
Литература: Правила дорожного движения.
Правила дорожного движения сегодня
СКАЧАТЬ УРОК
Цель занятия:Познакомить учащихся с разделами Правил дорожного движения «Перевозка людей», «Перевозка грузов», а также с правилами движения организованных пеших колонн.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Перевозка людей.
Обычно перевозка людей осуществляется на транспортных средствах, специально оборудованных для этих целей (автобусах, троллейбусах, трамваях, легковых и грузопассажирских автомобилях). Допустима также с некоторыми ограничениями перевозка людей в кузове грузового автомобиля. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С» (при перевозке более 8 человек, включая пассажиров в кабине, — категорий «С» и «D») и стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет.
Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается при выполнении ряда условий:
— сиденья должны быть закреплены на расстоянии 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта;
— при перевозке детей (которая осуществляется в исключительных случаях) высота бортов должна быть не менее 0,8 м от пола;
— скорость движения автомобиля независимо от количества людей в кузове на любых дорогах не должна превышать 60 км/ч.
Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также в салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Начинать движение можно, только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня борта.
Организованная перевозка группы детей
должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей». При этом с детьми должен находиться взрослый сопровождающий. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверьми и не открывать их до полной остановки.
Запрещается перевозить людей:
—
вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин;
— на грузовом прицепе;
— в прицепе-даче;
— в кузове грузового мотоцикла (мотороллера);
— вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
— сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста
в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а
на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Детское удерживающее устройство представляет собой кресло, которое крепится к переднему пассажирскому сиденью и надежно фиксирует ребенка, обеспечивая тем самым его безопасность. Как правило, эти устройства рассчитаны на детей до 5-6 лет.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.
Перевозка грузов.
Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
Перевозка груза допускается при условии, что он:
— не ограничивает водителю обзор;
— не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
— не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
— не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Если состояние и размещение груза не удовлетворяет указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
При перевозке груза нельзя подвергать опасности пешеходов и водителей: груз не должен выпадать из кузова, волочиться по дороге, ограничивать обзор водителя, нарушать устойчивость и управляемость транспортного средства, закрывать световые приборы, создавать шум.
Укладывая груз на верхний багажник, помните, что он повышает центр тяжести транспортного средства. Это увеличивает опасность опрокидывания. Необходимо также помнить, что плоский груз на верхнем багажнике (листы ДВП, фанеры) может быть сорван потоком встречного воздуха, а длинномерные предметы могут раскачиваться во время движения.
Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.
Опознавательный знак выполняется в виде щитка с чередующимися наклонными линиями белого и красного цвета. Использовать флажки запрещается.
Правила перевозки крупногабаритных грузов в равной степени относятся и к легковым, и к грузовым автомобилям.
Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Движение организованных пеших колонн.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей
разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
2. Вопросы для закрепления знаний.
1. Какие требования предъявляются к водителю при перевозке людей в кузове грузового автомобиля?
2. Разрешена ли перевозка детей в кузове грузового автомобиля?
3. В каких случаях запрещена перевозка людей?
4. Где должны находиться дети до 12 лет при их перевозке в салоне легкового автомобиля? Каковы требования к таким перевозкам?
5. Можно ли перевозить детей до 12 лет на мотоцикле?
6. В каких случаях запрещается перевозка груза?
7. Каковы максимальные габариты транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз?
8. Расскажите о правилах движения организованных пеших колонн.