Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО

Воспитание в детях патриотизма является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Дошкольные образовательные учреждения — это самое первое звено системы образования. Они формируют у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству, к становлению устойчивой связи поколений, что приводит к развитию нравственно здорового, жизнеспособного населения. Формирование этих ценностей происходит в результате повседневной целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Одним из компонентов образовательных областей «Социально — коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Патриотизм — это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

К.Д. Ушинский писал, что «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию.

Цель работы нашего ДОУ – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

  • воспитывать маленьких патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
  • проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку
  • бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
  • формирование элементарных знаний о правах человека
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Эта серьезная работа значима сегодня, потому что именно в последние несколько лет происходят существенные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны. Толерантность воспитывается посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ: в играх, в труде, в образовательной, в быту, в совместной деятельности детей и воспитателей.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;
  2. Работа с детьми;
  3. Работа с родителями.

Все эти направления взаимосвязаны и включают:

  • Знакомство со своим городом, его историей;
  • Знакомство с Россией и родным краем;
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
  • Знакомство с героями былин и их подвигами;
  • Знакомство с символикой государства, республики, города.

Методическое сопровождение

Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:

  • В холле детского сада оборудованы стенды: «Моя страна», «Мой город»;
  • В группах имеется набор дидактических игр: «Военная техника», «Найди флаг России», «Защитники России» и т.д.;
  • Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии и т.д.;

Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность, длительность изучения в зависимости от возраста детей в группе.

Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю — дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной.

Работа с кадрами.

Цель методической работы с кадрами — совершенствование работы ДОУ по проблеме патриотического воспитания. Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция — наиболее эффективные факторы воспитания. Знания воспитателя не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. В воспитании все сводится к личности воспитателя.

Работа с детьми.

Гражданско-патриотическое воспитание — это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Задача сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников — сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.

Задача педагога:

  • Привитие детям понятий «долг перед Родиной», «ненависть к врагу», «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг»;
  • Знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
  • Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.

Связь воспитателя и других специалистов ДОУ:

  • Логопед — разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;
  • Инструктор по физкультуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.
  • Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;
  • Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы «Как прошли выходные?» — так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы «Кому требуется помощь и как ее осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?».

Цель этой работы — формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.

В нашем дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия:

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники — День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники — Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники — выпуск в школу, дни рождения.

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами.

Православные праздники и обряды — это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Работа с родителями

Взаимосвязь с семьей дошкольника является важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение. Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах). В нашем детском саду стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются стать активными участниками общего дела, брать на себя посильную часть, стремиться делать что-то для других.

Большую значимость имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты «Дети-родители». Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья — это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении — это длительный процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Список литературы:

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова. — Волгоград: «Учитель». — 2007. – 203 с.
  2. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: Практическое пособие/ Т.М. Бондаренко. — Воронеж: ИП Лакоценин. — 2010. — 176 с.
  3. Доронова Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева Т.И. Гризик, В. В. Гербова. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
  4. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст]: методические рекомендации / С.Д. Сажина. — М.: ТЦ. «Сфера», 2010. — 112с.
Следующая >

Суть требований ФГОС

Основное требование ФГОС к воспитанию патриотизма у дошкольников — это регулярная и целенаправленная работа с детьми

Совокупность обязательных требований к учебным планам на определённой ступени образования, то есть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, определяет содержательную сторону реализации воспитательного процесса среди детей, в том числе и касающуюся патриотического воспитания дошкольников. И прежде чем говорить о факторах, формирующих эту воспитательную составляющую, остановимся на основополагающих понятиях вопроса.

Итак, патриотизм — это социальное свойство характера, определяющееся привязанностью ко всему, что связано с краем, где человек появился на свет и вырос.

Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.

Актуальность

Готовность к сочувствию и сопереживанию определяют восприимчивость детей к патриотическому воспитанию

Это интересно. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Малыши с 3 до 6 лет, то есть с периода начала посещения детского сада, находятся в процессе закладывания и формирования ориентиров личности, что позволяет наиболее эффективно проводить воспитательную работу. Этому способствуют также следующие факторы:

  • повышенная эмоциональность детей (готовность к сочувствию, сопереживанию позволяет использовать такие формы взаимодействия, как, например, подготовка проектов ко Дню победы, которые ставят малыша в позицию участника, сопричастного к тому или иному событию в истории страны);
  • пытливость (в этом возрасте дети интересуются абсолютно всем, так что взрослому нужно только найти подходящую форму для реализации конкретных задач воспитания патриотизма);
  • подверженность авторитетному влиянию старших (дошкольники априори воспринимают взрослого человека как объект для подражания, то есть доверяют и выполняют его требования).

Задачи

Ролевая игра — один из самых эффективных приёмов для решения задач патриотического воспитания

Это интересно. Известный советский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН Д.С. Лихачёв говорил: «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Главное задание практической реализации системы патриотического воспитания заключается в том, что маленьким гражданам нужно привить

  • любовь к своему городу, улице, на которой живёт малыш;
  • чувство особой гордости за историю своей страны;
  • уважение к культурному багажу предыдущих поколений;
  • толерантность к разным чертам национального характера;
  • самоуважение, которое является неотъемлемой частью самосознания гражданина;
  • уважительное отношение к представителям других народов, а также своим сверстникам, родным и окружающим людям.

Требования ФГОС к воспитанию патриотизма у дошкольников

Для воспитания любви к своему краю возможно использование всех видов деятельности, в том числе и рисунки по теме

Цели, которые по требованиям ФГОС нужно достичь в рамках осуществления нравственно-патриотической воспитательной работы с детьми, сводятся к следующим

  • воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине;
  • бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну;
  • поддерживание связей поколений;
  • сохранение и пестование традиций своих сограждан.

Для реализации этих требований работа с детьми должна быть

  • целенаправленной (любая работа, проводимая в детском коллективе, должна содержать воспитательный компонент, касающийся патриотизма в отношении своей страны);
  • систематической (работа должна проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и игр, а накануне государственных праздников следует готовить отдельные мероприятия, проекты, например, утренник «Голоса Победы», посвящённый песням военных лет, который проводится накануне Дня победы);
  • всеобщей (решение воспитательных задач должно происходить на всех уровнях взаимодействия ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями).

Программа ФГОС

Программа воспитания патриотизма по ФГОС включает обязательные мероприятия к важным историческим датам

Система внедрения в практику программы патриотического воспитания малышей включает три этапа, каждый из которых решает определённые задачи.

ЭтапЦели
Знакомство с понятиями и предметами близкого окружения· воспитание уважения к труду (результатам народного творчества, местным художественным промыслам); · знакомство с людьми, прославившими страну; · воспитание дружественного отношения к другим народам.
Знакомство с жизнью общества страны· воспитание ощущения сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны через знакомство с памятными датами и национальными праздниками; · бережное отношение к труду сограждан; · расширение представлений о стране, родном городе, столице, а также государственной символики; · изучение достопримечательностей города, памятников архитектуры, истории названий улиц.
Знакомство с местной природой· воспитание любви к окружающей природе; · изучение подходов к сохранению окружающего растительного и животного мира; · воспитание чувства личной сопричастности к делу охраны природы родного края.

Эти этапы и цели идентичны на всех ступенях дошкольного образования, то есть в младшей, средней и старшей группах. Отличия будут только в объёме содержания, а также в выборе тех или иных форм, которые определяются методическим советом, исходя из системы работы конкретного детского сада (например, если речь идёт о дошкольных учреждениях культурных центров России, то посещение выставок, театров будет одной из предпочтительных форм работы с детьми). В целом же это могут быть

  • тематические занятия;
  • беседы о родном крае, природе, знаменитых людях;
  • чтение книг на подходящие темы;
  • подборка стихотворений и песен;
  • просмотр научно-популярных фильмов и передач;
  • игры;
  • посещение выставок;
  • составление альбомов;
  • проекты и т.д.

Патриотическое воспитание также включает работу с родителями (например, совместная подготовка тематических утренников или проектов, выставок, поделок) и работниками местных культурных центров (например, подключение сотрудников местного музея для проведения экскурсии).

Диагностика патриотического воспитания дошкольников

Инсценировка народных сказок также является одним из приёмов воспитания патриотизма

Воплощением программы в жизнь занимается воспитатель, а также психолог, музработник, хореограф, методист. Для определения качества реализации целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников применяется специальная диагностика, которая проводится воспитателем группы совместно с другими членами методического совета (чаще всего с дефектологом, если речь идёт о группе коррекции, или психологом). Диагностика основана на наблюдении за каждым ребёнком (а именно так и проявляется индивидуализация образования) в течение учебного года. По каждому из выделенных критериев осуществляется тематический контроль в виде таких оценок: высокий уровень, средний уровень или низкий. В середине и в конце учебного года методисты детского сада проверяют диагностические карты, совместно с воспитателем намечают, если необходимо, изменения в стратегии индивидуального образовательного маршрута ребёнка (см. статью Что такое индивидуальный образовательный маршрут дошкольника и как с ним работать), а также делают перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию на будущий год. Как правило, диагностика представлена в виде индивидуальной карты, в которую включаются такие позиции:

  • название раздела;
  • критерии оценивания;
  • тематический контроль в начале учебного года;
  • оценка в середине учебного года;
  • контрольная оценка в конце учебного года.

Примерная карта мониторинга по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников (старшая группа)

РазделКритерииНачал уч.годСеред уч.годКонец уч.год
Представление о себе и своей семьеЗнает своё имя и фамилию.
Знает имена, отчества родителей, место их работы.
Знает домашний адрес, телефон.
Знаком со своей родословной.
Представления о детском садеОриентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции.
Знает адрес детского сада
Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада.
Представление о человекеИмеет представления о первобытных людях.
Знает об основных потребностях человека (здоровый образ жизни).
Имеет представление о жизни людей других стран.
Имеет представления о народах, населяющих область.
Представления о родной странеЗнает название города, улиц, площади.
Знает символы родного города (флаг, герб)
Знает достопримечательности города (музей, дворец молодёжи, дома культуры…)
Знает название страны, её столицы и символы России (флаг, герб, гимн)
Представление о культуреЗнаком с прикладным искусством («Дымка», «Хохлома», «Городец», «Гжель»…)
Имеет представление о народных праздниках и традициях
Представление о географических компонентахИмеет представление о планете Земля
«Ориентируется» по карте и глобусу (вода-суша; море; океан-материк; полюс; экватор…)
Знает природно-климатические зоны и их обитателей (пустыня, тундра, тропики)
Знает о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат)

Высокий уровень – знает своё имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнаёт (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнаёт флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Средний уровень – знает своё имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зелёные зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. Низкий уровень – не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнаёт флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Руденко Марина Анатольевна

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/20/diagnostika-po-patrioticheskomu-vospitaniyu

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: