подвижные игры. занимательные факты по физкультуре (младшая группа) по теме
Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе. Подвижные игры для малышей носят тематический характер. Вначале подвижные игры очень просты, их содержание, понятия и определения взяты из детского мира: дети, зверушки, простые предметы и действия с ними. Правильно ходить ребенок быстрее научится по черте, проведенной на земле, по лавочке или невысокой ограде; играют в зверушек, идущих друг за другом; в солдат, марширующих в колонне; в детей, переходящих мостик над водой; в поезд, идущий по рельсам, и т. п. Когда будет освоена ходьба по прямой, можно добавить ходьбу зигзагом между препятствиями (кубиками). Быстро бегать следует учить также постепенно. Сначала предложите ребенку бегать на коротких отрезках (например, в парке от лавочки к лавочке, от дерева к дереву). Позднее ребенок сам будет свободно бегать, а вы следите, чтобы он не бегал слишком долго без перерыва; после кратковременного отдыха ребенок быстро восстанавливает силы и может продолжить бег. Учите его бегать между расставленными предметами, обегать мебель, людей, игрушки.
Подвижная игра Тучи и ветер. Ребенок изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела большие и маленькие тучи. Потом он быстро бежит — как тучи, которые гонит по небу ветер. Подвижная игра Автомобиль. Ребенок изображает движение автомобиля (поезда, автобуса, самолета), выполняя руками соответствующие движения. Подвижная игра Салки. Играйте в салки на корточках, на одно ноге, в «деревянные», «железные» и т. п. (дети спасаются от «салки», присаживаясь на корточки, вставая на одну ногу, дотрагиваясь до деревянного или железного предмета) . Роль «салки» поочередно исполняют взрослый и ребенок, причем доставьте ребенку радость осалить вас. После продолжительного бега проделайте дыхательные упражнения с интенсивным выдохом. Подвижная игра Пчелки Вместе с ребенком изображайте пчелок, слетающихся к улью, который можно обозначить линией на земле, ограничить бельевой веревкой и т. п. Следите за тем, чтобы ребенок бежал легко, руки свободно двигались. Подвижная игра Дождик Убегайте вместе с ребенком, чтобы как можно скорее спрятаться дома «под крышу». Подвижная игра Лужи Нарисуйте на земле различные черточки и кружки. Затем возьмите ребенка за руку и в беге перепрыгивайте с ним через нарисованные препятствия. Цель — научить ребенка не останавливаться перед чертой, не прерывать бег. Подвижная игра Кукла прыгает Взрослый держит ребенка за обе руки лицом к себе и вместе с ним прыгает с ноги на ногу или одновременно на обеих ногах. Позже выполняйте упражнение не держась за руки. Подвижная игра Воробьи Ребенок прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки, а позже за плечи, лицом к себе. Освоив этот способ, держите ребенка только за одну руку и прыгайте вместе с ним. Лазанье следует активно использовать в своих занятиях и подвижных играх, так как оно благотворно воздействует на подвижность позвоночника, укрепляет мышцы рук, ног и туловища, стимулирует деятельность внутренних органов. Дети любят лазать, особенно вверх, поскольку именно таким путем они удовлетворяют свою потребность в движении. Родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок вместо ползания на коленках, которое чрезмерно отягощает чувствительные коленные суставы, быстрее начал ползать на четвереньках, опираясь на кисти и ступни. Подвижная игра Кошечка крадется Ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову к земле (кошечка пьет). Упражнение выполняется только на гигиенической подстилке. Подвижная игра Змея ползет Взрослый укрепляет веревку в горизонтальном положении низко над землей и побуждает ребенка проползти под ней на животе. Дорожка препятствий. Как уже говорилось, дома легко можно оборудовать дорожку препятствий — из нескольких положенных на пол стульев, стола, гладильной доски и бельевой веревки (ее следует закрепить низко над полом). Ребенок под руководством взрослого преодолевает разнообразные препятствия, поочередно подлезая под них, перешагивая и взбираясь на них, и соскакивает на ковер (соскок допустим только с высоты на уровне пояса ребенка). На открытом воздухе оборудуйте дорожку препятствий при помощи веревочки, прутиков, досок, бревен, кустиков и т. д. Преодоление дорожки повторяйте с ребенком не менее 4 раз; на некоторых участках позволяйте ему лазать самостоятельно, в опасных местах внимательно помогайте ему и страхуйте его, чтобы исключить возможность какой-либо травмы. Игра развивает в ребенке самостоятельность. Подвижная игра Тоннель Ребенок изображает поезд, который проезжает через тоннель, составленный из перевернутых стульев, натянутых веревок и т. п. Ребенок бежит и пролезает под препятствиями, не касаясь их.
Подвижная игра Мишка Ребенок лезет (со страховкой) по наклонной лестнице, наклонной доске, по лавочке и т. п. Взрослый при этом приговаривает: «Лезет, лезет мишка со ступеньки на ступеньку. Лезет, лезет мишка — вот и влез высоко». Метанию ребенок сможет легко научиться в игре. Цель — обучить детей сразу же метать правильно — вперед-вверх, чтобы потом не пришлось отучать их от привычки метать предмет снизу или сбоку. Сначала научите ребенка метать легкие предметы достаточно высоко. Чтобы помочь ребенку, натяните над его головой веревку и попросите перебросить мячик через нее. Покажите ребенку несколько раз правильный замах для броска. Поймать мяч с лёта для ребенка в возрасте до 3 лет — слишком сложная задача. Поэтому достаточно того, что ребенок научится правильным замахом метать предмет и катать его в заданном направлении. Подвижная игра Состязания голубей Для отработки броска вперед-вверх отлично помогут бумажные «голуби». Взрослый и ребенок, соревнуясь, метают их на дальность. Подвижная игра Кегли Это прекрасная игра для тренировки меткости и навыков катания. Пластмассовые кегли, гигиеничные и дешевые, могут быть одним из первых новогодних подарков ребенку. Подвижная игра Перекатывание мяча Хорошим подготовительным упражнением для метания и ловли мяча является также перекатывание мяча друг другу. Взрослый и ребенок сидят на земле (ноги врозь, напротив друг друга) и перекатывают мяч друг другу. Позже можно перекатывать два мяча сразу (обращайте внимание на то, чтобы мячи не сталкивались друг с другом). Ребенок, выполняя так упражнение, учится сосредоточивать и развивает умение ловить катящий мяч и точно направлять его взрослому. Упражнения с использованием различных предметов в специальной обстановке Пребывание на свежем воздухе для ребенка младшего возраста является насущной потребностью. Поэтому следует найти такое занятие на улице, которое бы нравилось ему и способствовало всестороннему развитию. В современных квартирах возможности для игры у ребенка очень ограничены, поэтому родители должны по возможности чаще ходить с детьми в парки, на спортивные площадки, в купальни, в лес, стремясь к тому, чтобы ребенок ежедневно как можно дольше находился на свежем воздухе в любое время года. Со сменой времен года меняется и характер двигательной деятельности ребенка на открытом воздухе. Однако он должен иметь постоянную возможность во что-то играть, чего-то добиваться, чтобы пребывание на воздухе стимулировало дальнейшее двигательное развитие, способствовало укреплению здоровья. Лестницу ребенок преодолевает сначала со страховкой, потом самостоятельно, придерживаясь за какую-либо опору или без нее, но всегда приставным шагом. Цель — научить ребенка ступать на каждую ступеньку другой ногой. Это упражнение на равновесие, на высокой лестнице — на смелость; кроме того, оно укрепляет мышцы живота. Горки найти в городе сложно, поэтому вы отправляетесь на них с детьми, как правило, во время воскресных прогулок. На небольшой горке с пологим склоном побуждайте ребенка взбежать в гору и медленно сбежать вниз, прямо в ваши руки. Поскольку при сбегании со склона увеличивается скорость, учите ребенка намеренно тормозить бег, чтобы не упасть. Зимой такой склон прекрасно подходит для тренировки съезжания на санках — сначала с родителями, позже (на безопасном склоне) самостоятельно. Ребенок учится на горке правильно направлять санки и преодолевать страх при быстром их движении. Лавочки, бревна, доски можно использовать для ходьбы на наклонной плоскости, лазанья на четвереньках, влезания и слезания со страховкой. Качели — прекрасное средство, помогающее ребенку преодолеть страх высоты. Позаботьтесь, однако, о безопасности: чтобы ребенок не упал, доска должна быть хорошо закреплена в середине, оба конца ее должны быть снабжены ручками. По ветке, склоненной низко над землей, можно лазать и висеть на ней. Вис на руках детям младшего возраста не рекомендуется, допускается только вис с опорой на ноги (стоя на земле, на ветке, расположенной ниже, и т. п.) . Резинка, длинная веревка, тонкий канат — подходящие снаряды для подлезания, перешагивания, перепрыгивания как с места, так и с разбега. Следите за тем, чтобы дети спрыгивали обязательно на мягкую подстилку. Съезжание с наклонной поверхности — прекрасное упражнение на смелость и равновесие. Следите за безопасностью ребенка при завершении спуска!
подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Старший дошкольный возраст.
Цель: Привить интерес к русским народным играм.
Научить детей действовать по правилам не нарушая их.
Воспитать доброжелательность, выдержку, волю к победе.
Ход игры: Дети выбирают водящего считалкой:
«Я купила себе дуду И на улицу пойду! Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене, у стены, рядом с ним помещают палочку, сделанную из дерева (длиной 50-60 см., диаметром 2-3см.) и ярко окрашенную, чтобы ее было хорошо видно в зеленой траве. Водящий берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет».
После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит:
«Палочка – выручалочка нашла … (имя игрока)!». Так водящий находит всех игроков. Игра повторяется. Первый найденный игрок при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать раньше до палочки раньше водящего со словами: «Палочка – выручалочка, выручи меня!» и постучать по стене. Затем бросить её как можно дальше то стены и пока палочку ищет водящий, спрятаться заново. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.
Правила игры: Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен считать считалку медленно, чтоб дети успели спрятаться. Искать водящему игроков следует по всей игровой площадке, а не стоять возле палочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку и ставит ее на место к стене.
Вариант:
1. Дети могут выручать игрока, которого нашли, кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке и со словами:
«Палочка – выручалочка нашла … (имя игрока)!» — стучит ею по стене, Затем палочку бросает, как можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.
2. Считалкой выбирают водящего. У всех детей по маленькой палочке. Дети аккуратно складывают свои палочки на длинную палочку, которая лежит на пеньке радом с ведущим. Ведущий отворачивается, чтобы не видеть, куда прячутся игроки, и считает до 10. Сосчитав, ведущий идет искать детей. Каждый из играющих, стремится незаметно добежать до палки первым и стукнуть по ее концу, лежащему на пеньке, так чтобы в воздух взлетели маленькие палочки. Водящий старается помешать, им это сделать. Если же это кому-то удалось сделать, водящий снова водит. Если же водящему удалось выиграть, то им становится игрок, найденный первым.
Следующая > |