Конспект урока «Край родной навек любимый» по окружающему миру


«Край родной, навек любимый»

Тарзимина Разиля Газыйовна

МБОУ «Лицей-интернат №24» НМР РТ

«Край родной, навек любимый»

У каждого человека на земле есть свой уголок, свое место, где он родился, где начинался его жизненный путь и где на душе становится легко и так мило сердцу. У кого-то может это село, у кого-то город, у кого-то страна. У каждого из нас есть свой край-земля дедов и прадедов. Земля, где родился человек навсегда остается в нашем сердце. мы постоянно возвращаемся в свои края. Для меня родной край-это мой город……….. Красота моего города манит меня постоянно. так и хочется пройтись по улицам родного города, вдохнуть запах старых стен… Ну как то так, а там дальше про свой город рассказывайте.

ЦЕЛЬ КЛАССНОГО ЧАСА:

познакомить учащихся с историей родного города Нижнекамска;

развивать устную речь, память, внимание;

воспитывать любовь к родному краю.

ОБОРУДОВАНИЕ: фото о Нижнекамске, мультимедийная установка, альбомный лист, фломастеры, детские рисунки о городе Нижнекамске.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

ВСТУПЛЕНИЕ

Я знаю, город будет! Я знаю, саду цвесть! Когда такие люди – В стране советской есть!

– Как вы думаете, о чем говорится в стихотворение?

– О каком именно городе?

– Сколько лет нашему городу?

Сегодня на классном часе мы будем говорить о нашем любимом городе Нижнекамске. (Слайд 1,2)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. – В каком году был основан наш город? (рис. 1, слайд 3)

Нижнекамск город (с 22 сентября 1966 года) республиканского подчинения, центр Нижнекамского района. Основан – 25 декабря 1960 года.

2. – Где он расположен?

Нижнекамск расположен в северо-восточной части Республики Татарстан в 8 км от реки Кама. (Рис. 2, слайд 4)

Нижнекамск третий по численности город в республике и второй, самый молодой, в Нижнем Прикамье.

3. – Кто проживает в нашем городе?

Население города и района насчитывает свыше 260 тысяч жителей, и в том числе татар 49,2%, русских 46,1%, чувашей 3%, украинцев, башкир 1%. Всего около сорока национальностей. Средний возраст 32 года. Ежедневно в Нижнекамске рождаются в среднем девять детей.

4. – Ребята, любите ли свой город и почему?

Нижнекамск удачно спроектирован, генеральный план строительства города в свое время был удостоен золотой медали ВДНХ СССР. Проектировщики, а затем строители и жители города создали город-сад, красивый и удобный. В городе много зелени, широкие улицы. Жилые кварталы размещаются на высоком берегу Камы.

5. – Чем знаменит наш город?

Вытянувшийся в излучине реки Камы (поверхность реки на изгибе блестит, словно серебряная подкова-это знак счастья), на более чем 10 километров, город с двух сторон окружен лесом. От промышленной зоны его отделяет санитарная зона протяженностью 5-7 километров, здесь растут фруктовые сады. В стороне, на возвышенности, в лесу расположены: нефтехимический комбинат, шинный завод, нефтеперерабатывающий завод, механический завод, завод технического углерода, предприятия энергетики, строительства и транспорта.

Проект «Край родной,навек любимый»

Тема. «Край родной, навек любимый»

Актуальность.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, поселку, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце

Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации” стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего поселка, города. Решением данной проблемы стала реализация проекта.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка, города, и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Гипотеза.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил Смоленщину, начнут проявлять интерес к событиям из жизни своего поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Задачи:

Познавательное развитие

  • Дать знания детям о родном крае, поселке, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в области.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Смоленск.
  • Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.

Социально-коммуникативное развитие.

  • Пробудить в детях чувство любви к своему поселку, городу, уважение к его традициям и обычаям
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни.
  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

Речевое развитие.

  • Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.
  • Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.
  • Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями.
  • Развивать способность к словотворчетву.

Художественно-эстетическое развитие.

  • Познакомить с культурой и традициями Смоленщины.
  • Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.
  • Использовать художественное слово при знакомстве с историей поселка, города.

Физическое развитие.

  • Формировать основы экологического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье.
  • Воспитывать чувства гордости за смоленских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте.

Предполагаемый результат:

  1. У детей будут сформированы знания о родном поселке, городе, крае.
  2. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
  3. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
  4. Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
  5. Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края, города, поселка.

Продукт проекта:пополнение материалом мини-музея по краеведению.

Участники проекта

  • дети
  • воспитатели
  • родители

Сроки реализации

Сентябрь 2020 – май 2020гг.

1 этап: Подготовительный

1). Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

2). Разработка проекта

  1. Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.
  2. Создание творческой группы (родители, заинтересованные в данной теме, воспитатель).
  3. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.
  4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
  5. Составление плана работы над проектом.

2 этап: Основной

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

  • Настольно-дидактические игры «Собери герб», «Природа родного края» и т. д.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери картинку», «Карта моего поселка», «Город будущего», «Мой край родной», «Узнай, где это?», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Познавательное развитие

  • Экскурсии по поселку.
  • Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего поселка.
  • Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
  • Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Смоленск – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Смоленщина!», «Красная книга Смоленской области», «Смоляне – участники ВОВ», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
  • Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «С чего начинается Родина»
  • Посещение музея.

Продуктивная деятельность

  • Народное творчество Смоленщины.
  • Лепка «Животные и птицы»
  • Создание папки рисунков «Смоленск – глазами детей и родителей»
  • Изготовление макетов «Мой родной дом», «Наш детский сад».
  • Оформление серии фотоальбомов «Путешествие по поселку Кардымово», «Музеи города Смоленска», «Их имена прославили Смоленщину».

Развитие речи

  • составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Кардымово»
  • беседы с детьми «Мамочка любимая», «Моя бабулечка самая хорошая», «Наша семья»

Ознакомление с художественной литературой

  • знакомство с творчеством детских писателей Смоленщины (библиотека)
  • Разучивание стихов, песен о Смоленщине.

Музыка

  • занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
  • «Пришла коляда накануне Рождества»
  • «Мы играем в оркестр народных инструментов»

Формы и методы работы с родителями

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
  2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
  3. Изготовление семейных альбомов
  4. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
  5. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Смоленской области ”, «Птицы родного края», «Природа нашего края»
  6. Информация для родителей «История родного города», и т.д.

3 этап. Завершающий

1). Презентационно – завершающий

  1. Оформление уголка краеведения «Мой любимый поселок»
  2. Открытое занятие “Моя малая Родина”
  3. Выставка продуктов детской деятельности.
  4. Оценка этапов реализации проекта детьми.

2). Контрольно-рефлексивный

  1. Подведение итогов.
  2. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Литература:

  1. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
  3. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
  5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: