Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развиваем мышление»


Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»

Главная / Занятия и тренинги / Занятие — волшебная шкатулка

Коррекционно-развивающее занятие «Волшебная шкатулка памяти и внимания» для младших школьников.

Тема. «Волшебная шкатулка памяти и внимания»

Класс: 3-4

Количество участников: 6 человек.

Цели занятия:

  • Создание условий для положительного эмоционального настроя в группе.
  • Создание условий для развития познавательной сферы учащихся (внимания и памяти), посредством выполнения индивидуальных задании.

Задачи занятия:

  • способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе;
  • способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операции.

Оборудование: компьютер, экран, простые карандаши по количеству участников, раздаточный материал на каждого ученика, смайлики для вознаграждения за правильную работу, ромашки настроения для рефлексии.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Пожелайте друг другу что-то хорошее. Садитесь. Сегодня я проведу у вас развивающее занятие.

2. Мотивационный этап.

Деятельность психолога

— Ой, что это стоит у нас на столе?

Деятельность учащихся

— Ответы детей- шкатулка.

Деятельность психолога

— Это не простая шкатулка. Это «Волшебная шкатулка памяти и внимания». В ней находятся различные задания, которые помогут вам развивать память и внимание.

— Вы готовы заглянуть в волшебную шкатулку и выполнить задания, которые специально приготовлены для вас?

— Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения.

За правильно выполненное задание вы будете получать смайлики. В конце занятия мы увидим, кто из вас самый внимательный.

3. Основной этап.

Деятельность психолога

Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. — Итак, послушайте первое задание.

Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.

4 3 2 8 2 3 6 5 9 1
7 5 7 6 6 5 9 0 8 5
3 1 0 1 3 4 0 6 5 1
7 2 4 1 0 6 2 3 7 1
6 5 4 4 3 8 8 3 1 3
8 0 0 3 2 1 5 4 9 5
0 7 6 3 2 6 3 8 2 9
6 1 7 6 9 5 8 5 9 0
7 4 1 7 5 3 9 2 3 4
6 3 0 7 6 9 1 0 9 1

Деятельность учащихся

Работа с таблицей. Рефлексия. -Ну, как, трудно? Ответы детей. Кто справился с заданием без ошибок, поднимите руку. Вручение смайликов.

Деятельность психолога

Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро. А для этого давайте выполним следующее задание из шкатулки на внимание, которое называется «Не собьюсь».

Цель упражнения: развитие сосредоточенности и устраняет расстройство распределения внимания. Внимательно послушайте задание. Ученик должен посчитать до 31, произнося всё вслух, но при этом он не должен называть цифры, которые содержат тройку или кратны трём. Вместо этого, он должен произносить фразу «НЕ СОБЬЮСЬ». Например: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь и т.д.

Деятельность учащихся

Выполнение упражнения всеми учащимися по очереди. Рефлексия. — Легко ли было выполнять это задание? Ответы детей. — Какие трудности вы испытали при выполнении этого задания? Вручение смайликов. Деятельность психолога — А сейчас давайте проверим вашу память. Итак, послушайте следующее задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память. — Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 2 минут. Слова: Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Птичка, Девочка, Дерево, Музыка, Гриб, Ковер.

— Если у вас написано 10-15 слов, значит у вас замечательная память. — Если у вас написано 6-10 слов у вас неплохая память.

Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.

Деятельность учащихся

Записывают слова на листочках, которые запомнили. Деятельность психолога — Кто и как справился с заданием?

Деятельность учащихся

Ответы учащихся. Вручение смайликов. Деятельность психолога Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение.

— Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.

Для этого вы выполните последнее задание из волшебной шкатулки, «Весёлые таблицы».

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Сейчас я вам дам таблица из 9 клеток с изображением в них различных предметов и ваша задача запомнить эти предметы. Затем вы эту таблица убирается, и я вам предоставлю, таблица из 16 клеток также с изображением различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Ваша задача записать предметы, которые были в предыдущей таблице.

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся

Рефлексия. — У кого и какие возникли трудности? — Кому удалось справиться без ошибок? Деятельность учащихся Ответы учеников. Вручение смайликов за правильно выполненную работу. Подсчет смайликов. Выявление самого внимательного ученика во время проведения занятия.

4. Итог занятия.

Скажите, пожалуйста, так чему мы сегодня научились? Как вы думаете, стоит тренировать свою память и внимание? Полезно для вас было наше занятие?

Деятельность учащихся

Ответы учеников.

5. Рефлексия.

Перед вами на столе лежат ромашки с различным настроением, поднимите и покажите ту ромашку, которая отражает ваше настроение после нашего занятия. — Спасибо за занятие!

Приложения.

Педагог-психолог МБОУ Красновская СОШ 2020 г.: Галат Оксана Анатольевна

Коррекционно-развивающее занятие 3 класс

Коррекционно-развивающее занятие 3 класс

Цель занятия: создание условий для развития познавательной сферы обучающихся, посредством выполнения индивидуальных заданий.

Задачи занятия:

  1. Развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления.
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, речи обучающихся.
  3. Формирование элементов самоконтроля.
  4. Профилактика девиации в поведении.

Формы организации занятия:

  • групповая;
  • работа в парах;
  • индивидуальная.

Методы организации занятия:

  1. Развивающие и познавательные игры на развитие внимания, памяти, мышления.
  2. Беседа, диалог.
  3. Анкетирование.

Форма проведения занятия:

  1. Практическое обучение (практическое занятие).
  2. Интерактивные формы (игровые упражнения).

Тип занятия: применение знаний на практике, формирование практических умений.

Предполагаемые результаты:

  • развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, речи обучающихся);
  • повышение эффективности и активности группового сотрудничества обучающихся;
  • развитие самоконтроля;
  • формирование положительного отношения обучающихся к учебному процессу.

Показатели результативности:

  • анализ результатов выполненных заданий;
  • степень активности обучающихся на занятии;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • эмоциональный настрой обучающихся.

Участники: обучающиеся 2 класса.

Оборудование: презентация, мяч, бумага А-4, цветные карандаши.

  1. Вводная часть

Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем занятии. Сегодня мы будем выполнять очень много интересных заданий, но об этом чуть позже. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Мяч». Встаньте все в круг.

  1. Упражнение «Мяч»

Цель: приветствие, обмен положительными эмоциями, поднятие настроения.

Время: 3 минуты.

Проведение: Дети встают в круг.Дефектолог дает задание детям: по очереди каждый должен бросить друг другу мяч со словами «Я рад снова видеть тебя (называют имя)». Мяч должен побывать в руках у каждого ребенка. Дефектолог начинает с себя.

Дефектолог: Итак, можно сказать, что все мы рады видеть друг друга на нашем занятии. А сейчас давайте подарим свои улыбки друг другу, мне и нашим гостям! Присаживайтесь на свои места.

II. Основная часть

2.1 Выяснение целей, ожиданий и опасений. Упражнение «Горячие сердца».

Ребята вы все знакомы с Незнайкой. Он всегда попадает в различные ситуации. Вот и сейчас Незнайка залез в книгу Знайки. Ищет ответ на вопрос: «А что же нужно делать, для того чтобы стать умным?»

— Как вы думаете, что вы ему ответите?

— Знайка ему тоже посоветовал, что нужно учиться тренировать своё внимание, память, учиться правильно, рассуждать, логически мыслить. А давайте поучим Незнайку, ведь мы сегодня на занятии как раз будем тренировать свою память, внимание, мышление. А в благодарность за помощь он обещал вам подарить свой портретик на память.

Итак, начнем с разминки.

Разминка «А что это у человека?»

  • У птицы крыло, а у человека — …(рука)
  • У зверя лапа, а у человека — …(нога)
  • У конфеты фантик, а у человека — …(кожа, одежда)
  • У льва пасть – а у человека — … (рот)
  • У машины мотор, а у человека — …(сердце)

Дефектолог: Молодцы, пока мы делали разминку, Незнайка нашел в книге первое задание, которое Знайка приготовил для него.

Оно называется «Восстанови порядок»

2.1. Упражнение «Восстанови порядок»

Цель: развитие словесно-логического мышления,

Инструкция: Вы должны расположить все задания в правильном порядке и подписать цифры. Работа проводится индивидуально.

Расположи время суток в правильном порядке (подпиши цифры).

День вечер утро ночь

() () () ()

Расположи времена года в правильном порядке (подпиши цифры).

Весна осень зима лето

() () () ()

Расположи дни недели в правильном порядке (подпиши цифры).

Среда понедельник вторник четверг

( ) ( ) ( ) ( )

Дефектолог: Молодцы, вы все хорошо справились с этим заданием.

Рефлексия: Сложно ли вам было расположить все задания в правильном порядке? Как думаете, почему? (Правильно — потому, что вы знаете времена года, дни недели, части суток). А тем временем, Незнайка увидел второе задание в книге, которое называется «Половинки слов».

2.2. Упражнение «Половинки слов».

Цель: развитие словено-логического и наглядно-образного мышления.

Инструкция: Вы должны соединить половинки слов так, чтобы получились целые слова.

шля ка пче ша
туф на за ка
ут ли гру яц
вес па мис ла

Дефектолог: Молодцы ребята, я очень рада, что у всех получились целые слова.

Рефлексия: Скажите, а с какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого задания? Хорошо. А наш Незнайка столкнулся с очередной проблемой. Ему необходимо найти слова, спрятанные за цифрами. Поможем ему?

2.3. Упражнение «Шифровальщик»

Цель: развитие концентрации внимания, мышления

Инструкция: Используя шифр, необходимо найти слова, спрятанные за этими цифрами. Задание выполняется индивидуально.

м о п а л к с н у с
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Пример: 1, 4, 1, 4 – … м а м а

3, 4, 3, 4 — … п а п а

10, 9, 3 — … с у п

8, 2, 7 — н о с

5, 9, 6 — … л у к

5, 4, 6 — … л а к

Дефектолог: Молодцы ребята, вы и с этим задание справились хорошо.

Дефектолог: Я думаю вы устали и пора нам сделать небольшую физкультминутку.

Отдохнули, набрались новых сил. Они нам очень пригодятся, так как Незнайка увидел 4 задание и не знает как с ним справится. А задание называется «Запомни».

2.4 Упражнение «Запомни»

Цель: развитие образной памяти.

Инструкция: в течение 30 секунд необходимо запомнить, а затем нарисовать, все что запомнили.

Вопросы для запоминания: а я хочу, чтобы вы еще раз напомним Незнайке, что было нарисовано на нашей картинке, чтобы он лучше все запомнил.

  1. Сколько было на картинке цыплят (2).
  2. Сколько было птиц (2).
  3. Сколько было муравьев (1).
  4. Сколько было бабочек (1).
  5. Сколько было грибов (2).
  6. Сколько было пеньков (3).
  7. Сколько было улиток (1).
  8. А что еще было на картинке (солнце, цветы, трава, земля).

Дефектолог: Молодцы. Я думаю мы помогли Незнайке запомнить нарисованное. Вы согласны со мной? А тем временем Незнайка увидел новое задание № 5. И успел его уже выполнить, начал срисовывать узор, постоянно отвлекался, в результате у него получалось то правильно, то неправильно. Нужно найти ошибки и исправить их.

2.5. Упражнение «Где ошибся Незнайка?»

Цель: развитие внимания, усидчивости

Инструкция: Найдите ошибки и исправьте их.

Дефектолог: молодцы все хорошо справились с заданием. Но это еще не все Незнайки увидел последнее задание № 6. А называется оно «Пространственный диктант».

2.6. Упражнение «Пространственный диктант»

Цель: развитие графических навыков, пространственной ориентации, зрительно моторной координации

Инструкция: Вам нужно на листе бумаги нарисовать геометрические фигуры, под диктовку. Слушаем и выполняем задания внимательно, не отвлекаясь.

После того, как диктант будет завершен, правильность раскладки контролируется с помощью образца, который готовится заранее, либо с помощью пошагового повторения текста инструкции.

Задания:

  • в центр листа нарисуйте красный квадрат
  • справа от красного квадрата нарисуйте синий квадрат
  • сверху от синего квадрата нарисуйте синий треугольник
  • снизу от красного квадрата нарисуйте зеленый треугольник.
  • Напишите букву О
  • Справа о нее напишите букву К
  • Слева от буквы О напишите букву С.
  • Какое слово получилось? (СОК)

Дефектолог: А сейчас ваш сосед оценит, насколько правильно вы выполнили «Пространственный диктант». Молодцы!

  1. Заключительная часть

3.1. Рефлексия

Подведение итога занятия. Молодцы ребята. А как вы думаете помогли ли мы ответь на вопрос незнайки «Что нужно делать, для того чтобы стать умным?»

— Напомните мне еще раз, «Что нужно делать чтобы стать умным?»

  • Понравилось вам помогать Незнайке?
  • Что больше всего понравилось?
  • Что было сложным на занятии?

Дефектолог: Ребята у вас на столах лежат стикеры самоклеящиеся. Вы должны выбрать для себя

Инструкция: «Оцените свое настроение»

  1. Зеленый цвет – у меня отличное настроение
  2. Желтый цвет – у меня хорошее настроение
  3. Красный цвет – у меня плохое настроение
  • Как вы думаете, мы достигли цели нашего занятия? (тренировали свою память, внимание, мышление).
  • Чему научились? (Да, действительно мы научились…)(тренировали свою память, внимание, мышление)

Формируемые УУД:

  1. Личностные:
  • развитие познавательных интересов.

Средством достижения этих результатов служат: задания, развивающие психические процессы, развитие самопознания.

Метапредметными результатами является формирование УУД.

  1. Регулятивные:
  • определить и формировать цель деятельности на занятии с помощью психолога;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учить работать по предложенному психологом плану.

Средством формирования служит технология психологического саморегулирования.

  1. Познавательные:
  • уметь находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы обучающихся с психологом.

Средством формирования служат логические, проблемные задания.

  1. Коммуникативные:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в группе.

Средством формирования служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и психологом; уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Коррекционно-развивающее занятие 3 класс

БЛАНК Ф.И._________________________________________Класс__________

Упражнение № 1 «Восстанови порядок»
Упражнение № 2 «Половинки слов».

Инструкция:

Вы должны соединить половинки слов так, чтобы получились целые слова.

шля ка пче ша
туф на за ка
ут ли гру яц
вес па мис ла

Упражнение № 3 «Шифровальщик»

Инструкция:

Используя шифр, найди слова, спрятанные за этими цифрами.

м о п а л к с н у с
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1, 4, 1, 4 — ________________

3, 4, 3, 4 — ________________

10, 9, 3 — _________________

8, 2, 7 — _________________

5, 9, 6 — __________________

5, 4, 6 — ___________________

Упражнение № 4 «Запомни»

Инструкция: в течение 30 секунд необходимо запомнить, а затем нарисовать, все что запомнили.

Упражнение № 5 «Где ошибся Незнайка?»


Инструкция: Найдите ошибки и исправьте их.

Упражнение № 6 «Пространственный диктант»

Инструкция: Нарисуй геометрические фигуры, под диктовку.

Тренинг для детей 5-6 лет «Искусство общения»

Цель: эмоциональное сближение детей и совершенствование умения откровенно выражать свои чувства, умение говорить добрые слова и пожелания, а также умение проявлять сопереживание.

Материал: волшебная палочка, бабочка, магнитофон, листы бумаги с изображением клякс.

Ход занятия.

Психолог: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть. Сейчас мы поприветствуем друг друга. Но приветствовать мы будем не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет моё приветствие и точно также передаст его соседу – дотронется до него. И так далее, пока моё приветствие опять ко мне не вернётся, только уже с другой стороны. Замечательно! А сейчас мы проведём игру «Похвали соседа».

Дети: Каждый ребёнок хвалит своего соседа справа, последний хвалит психолога.

Психолог: Молодцы ребята! Вы очень старались хвалить своего соседа, и за это я , с помощью этой волшебной палочки перенесу вас на бал, где много бабочек, стрекоз, жуков, комариков и других насекомых.

(Психолог взмахивает волшебной палочкой и дети под волшебную музыку переносятся в сказочную страну.)

Психолог: Ой ребята! А кто это у нас на земле лежит?

Дети: Это бабочка!

Психолог: Да, действительно это бабочка. Но почему же она не летает? А давайте подойдём к ней и посмотрим, может ей нужна наша помощь. (Дети вместе с психологом подходят к бабочке, психолог берёт её в руки). Ребята да у неё крылышко поломано. Давайте поможем ей. Пусть каждый из вас скажет ей своё пожелание. (Дети передают бабочку друг другу и высказывают свои пожелания).

Психолог: Ну, вот ребята посмотрите, вы вылечили бабочку и теперь она может летать. (Психолог отпускает нитку и показывает детям как бабочка летает). А теперь ребята закройте глаза и представьте, что вы превратились в таких же красивых бабочек. (Звучит музыка, дети начинают перемещаться по комнате изображая полёт бабочек. Музыка затихает)

Психолог: Ребята пока вы изображали полёт бабочки, моя волшебная палочка переместила нас в страну «Клясография». Посмотрите, кляксы ленятся, ничего не хотят делать. Давайте им поможем. (Листы бумаги с изображением клякс лежат на ковре). Выберите любую кляксу и превратите её во что-нибудь интересное. (Звучит музыка, под звуки которой дети дорисовывают детали, чтобы из кляксы получился какой-нибудь персонаж. По окончании работы все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей.)

Психолог: Молодцы ребята! Но нам с вами уже пора возвращаться в детский сад. (Дети садятся на свои места. Закрывают глаза и под музыку волшебная палочка возвращает их домой).

Психолог: Ребята вам понравилось наше путешествие.

Дети: Да!

Психолог: А что вам больше всего понравилось в сказочной стране?

Дети: дают свои варианты ответов.

Психолог: Наше занятие подходит к концу. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас мы будем передавать друг другу волшебную палочку и говорить в какую волшебную страну вы бы хотели отправится в следующий раз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]