Конспект урока по физике с презентацией, 9 класс. Механические колебания
План — конспект открытого урока по физике в 9 классе
Автор работы: Курилова Наталья Викторовна, МБОУ СОШ № 40 им.Героя Советского Союза Смоляных Ивана Ивановича, г.Новошахтинск, Ростовская область.
План — конспект открытого урока по физике в 9 классе
Тема урока: «Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от различных физических величин».
Предмет:
физика.
Класс:
9.
Изучаемая тема:
«Колебания и волны», урок № 9.
Базовый учебник:
А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник «Физика, 9 класс», изд. «Дрофа», 2010 г.
Тип урока:
лабораторный практикум.
Форма урока:
исследовательская работа.
Методы обучения:
наглядные, репродуктивные, практическая работа в группах, фронтальный опрос, интерактивное тестирование.
Формы организации учебной деятельности:
групповые, фронтальные.
Планируемые результаты:
опытным путём убедиться, что период и частота колебаний математического маятника зависят от его длины и не зависят от других физических величин.
Формируемые компетенции и универсальные учебные действия (УУД): А) формируемые умения: работать со справочным материалом, прогнозировать, обобщать и анализировать результаты деятельности, решать качественные задачи; Б) формируемые УУД: регулятивные, познавательные, личностные. Цель урока:
исследовать зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от разных физических величин.
Задачи: — личностные
1.способствовать формированию умения концентрироваться на поставленных задачах и решать их; 2.развивать способности находить оптимальное решение в конкретной ситуации; 3.продолжить развитие навыков работы в группе: чувство локтя, ответственность за конечный результат, доверие к членам группы; 4.дать опыт по принятию ответственности за свои решения; 5.учить учеников ничего не принимать на веру; 6.вырабатывать уверенность во взаимоотношениях с людьми.
— метапредметные
1.развивать умения видеть в заданных ситуациях и явлениях закономерности; 2.формировать навыки абстрагироваться от несущественных в данной ситуации свойств тел; 3.научить применять полученные знания и навыки к решению новых проблем; 4.продолжить формирование навыков правильно, кратко, чётко и ясно излагать свои мысли в письменной и устной формах; 5.продолжить развитие аналитических способностей; 6.способствовать развитию умений делать выводы, прогнозировать свою деятельность и её результаты.
— предметные
1.повторить ранее изученный материал; 2.в ходе видеоэксперимента выяснить, от каких физических величин зависят период и частота колебаний математического маятника; 3.вывести формулу периода колебаний математического маятника; 4.продолжить формирование навыков работы с лабораторным оборудованием; 5.проверить качество усвоенного учебного материала.
Цели учащихся: 1.Исследовать зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от различных физических величин. 2.Исследовать зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от его длины. Оборудование и материалы к уроку:
компьютер, проектор, экран; ноутбуки с выходом в Интернет; презентация к уроку; таблица релаксации для каждой группы; карточка для выполнения экспериментального задания для каждой группы; справочный материал по повторению для групповой работы; тест для каждой группы; технологическая карта для каждой группы; индивидуальные печатные тетради для лабораторных работ (Губанов В.В. «Физика. 9 класс. Лаб. работы. Контрольные задания», Саратов: Лицей, 2013г., л.р.№3, стр.7-10); оборудование к экспериментальной работе (штатив, маятник, линейка) по количеству групп.
На доске:
дата, тема; общая таблица результатов эксперимента (Таблицу См.
Приложение 2 в конце работы). Класс перед уроком делится на 4-5 разноуровневых групп по 4-5 человек. Ход урока: Слайд 1. Урок физики. Если расскажешь мне – я пойму, Если покажешь мне – я запомню, Если дашь сделать самому – я смогу это применить. Китайская мудрость 1. Организационный момент. Мотивация к уроку. Учитель: Приветствую всех присутствующих на уроке. Присаживайтесь, ребята. На предыдущих уроках мы изучали колебания и волны – это процессы и явления, которые играют значительную роль в жизни человека. Я неоднократно вам подчёркивала, что в нашей Вселенной нет объектов, которые в той или иной мере не совершали бы колебательные движения. Огромные скопления галактик вращаются вокруг общего центра, и крошечные электроны движутся по круговым орбитам вокруг ядер атомов. Изучение всего многообразия этих явлений помогает правильно оценивать влияние колебательных процессов при деятельности человека. Сейчас вы посмотрите два видеоролика, которые очень наглядно продемонстрируют влияние колебательных процессов на жизнь человека. Обратите внимание, какое именно явление проявляется и используется в данных случаях. Слайд 2. Видеоролик. Механика. Мех. колебания и волны. Резонанс на службе у древних людей. (Учитель комментирует и акцентирует внимание учеников на применении знаний о колебательном процессе в деятельности человека)
Слайд 3.
Видеоролик. Механика. Мех. колебания и волны. Резонанс разрушает мост. (Учитель комментирует и акцентирует внимание учеников на вредных последствиях колебательных процессов, которые необходимо учитывать при проектировании устройств и объектов)2. Целеполагание. Учитель: Изучение параметров колебательных явлений могут помочь человеку избегать негативных последствий действия колеблющихся систем или использовать положительные эффекты в своей жизни и деятельности. Вот и мы сегодня попытаемся выяснить некоторые зависимости колебательных процессов от различных физ. величин. Темой сегодняшнего урока будет «Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от различных физических величин». Мы будем преследовать две цели на уроке: 1) Выяснить зависимость периода колебаний математического маятника от разных физических величин; 2) Выяснить, как период колебаний математического маятника зависит от длины нити маятника. Слайд 4. Тема урока, цели. 3. Повторение ранее изученного материала по теме. Учитель: Чтобы успешно провести запланированную работу, давайте повторим основные определения и формулы, необходимые для достижения наших целей. На ваших столах лежат бланки со справочными материалами, которые могут помочь вам при ответах. Ваши ответы фиксируются мною и повлияют на ваши оценки в конце урока (за каждый верный ответ команда получает 1 балл) 1 вопрос.
Дать определение периода. (20 с) 1 группа озвучьте свой ответ. Кто не согласен с ответом? Слайд 5. Определение периода.
2 вопрос.
Что такое частота колебаний? (20 с) 2 группа – ваш ответ. Кто не согласен с ответом? Слайд 6. Определение частоты.
3 вопрос.
Что называют амплитудой колебаний? (20 с) 3 группа – ваш ответ. Кто не согласен? Слайд 7. Определение амплитуды.
4 вопрос.
В каких единицах в системе СИ измеряется амплитуда? (20 с) 4 группа – ваш ответ. Кто не согласен? Слайд 8. Единицы измерения амплитуды.
5 вопрос.
В каких единицах в системе СИ измеряется период? (20 с) 5 группа – ваш ответ. Кто не согласен? Слайд 9. Единицы измерения периода.
6 вопрос.
В каких единицах в системе СИ измеряется частота? (20 с) 1 группа – ваш ответ. Кто не согласен? Слайд 10. Единицы измерения частоты.
7 вопрос.
Как связаны между собой период и частота колебаний? (20 с) Группа 2 – ваш ответ. Кто не согласен? Слайд 11. Формула связи T и ν.
4. Видеоэксперимент. Учитель: Основные физические термины повторили, теперь переходим к выполнению лабораторной работы. Давайте вспомним цели нашего урока. Ответы учеников. Учитель: Перед проведением опыта попрошу заполнить первую часть технологической карты (вывести на экран карту и объяснить, как её заполнять).
Слайд 12. Технологическая карта
(Пример технологической карты см. в Приложение 1 в конце работы)Учитель: На заполнение карты отводится 30 с. Учитель: А теперь озвучьте свои ответы. Ответы учеников. Учитель: Теперь внимательно посмотрите анимационные фрагменты колебательного процесса при разных условиях. Для этого на ноутбуках 1. Откройте папку «PRONet Обозреватель», которая расположена на рабочем столе ноутбука. 2. Войдите в раздел «9 класс». 3. В строке «Примеры уроков» зайдите в раздел «Характеристики колебательного процесса. Разработка урока с анимацией» и перейдите на страницы 3, 4, 5. Внимательно посмотрите опыты и сравните, насколько ваши предположения совпадают с опытными данными. Учитель: А сейчас попрошу вернуться к вашим технологическим картам и опять ответить на вопросы. На заполнение второй части карты отводится 30 с. (за ответы во 2-ой части технологической карты команда получает по 1 баллу за каждый верный ответ)5. Фронтальный эксперимент в группах. (5 мин) (за каждый верный ответ — 1 балл, за каждую гипотезу – 1 балл)Учитель: Наблюдая за видеоэксперименом, что вы выяснили? Зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды? Группа 1 – ваш ответ. Ответ ученика. Учитель: Вопрос группе 2. Зависит ли период колебаний математического маятника от массы? Ответ ученика. Учитель: Вопрос группе 3. Зависит ли период колебаний математического маятника от его длины? Ответ ученика. Учитель: Тогда у меня возникает законный вопрос к 4 группе. А как период колебаний маятника зависит от его длины? Ответы учеников. Учитель: Давайте проверим ваши гипотезы и предположения опытным путём и выясним, как же именно зависит период колебаний математического маятника от его длины. У каждой группы имеется своё задание, которое нужно выполнить. Затем результаты ваших экспериментов мы сведём в общую таблицу и сделаем вывод о зависимости периода от длины нити маятника. На проведение опыта группам отводится 5 минут. Всё необходимое оборудование и само задание имеются на ваших столах. (На столе у каждой группы следующее оборудование и материалы: штатив с муфтой, кольцом и шариком на нити длиной 1 м, линейка, секундомер и карточка с заданием. Задание для каждой группы отличается только длиной нити маятника (Карточка с заданием в Приложении 1 в конце работы))Учитель: Теперь сведём все ваши результаты в единую таблицу. А вы запишите полученные нами результаты в лабораторной тетради в таблицу на стр. 9 – 10 (заполняется таблица на доске учениками из каждой группы и каждым учеником в печатных тетрадях для лабораторных работ)
.
Учитель: А теперь, проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод о том, как период и частота колебаний математического маятника зависят от его длины. Каждая группа имеет шаблон
, по которому можно оформить свой вывод. На обсуждение вывода даю 2 минуты
(Примеры Шаблонов для разноуровневых групп см. в Приложении 2 в конце работы)Учитель: Теперь обсудим, что у вас получилось. Каждая группа озвучьте свои выводы. Ответы учеников (после ответов бланки – шаблоны и таблицы записей результатов опыта забирает учитель для анализа и оценки деятельности групп).Учитель: А теперь сдайте мне ваши технологические карты и бланки с экспериментальным заданием. Изучение формулы периода математического маятника (3 минуты) Учитель: в ходе эксперимента мы выяснили, что длина нити пропорционально влияет на период колебаний маятника. Но зависимость эта не прямая. Давайте посмотрим на формулу и проанализируем её с точки зрения математики. Для этого перейдите на стр.7 того же файла «Характеристики колебательного процесса. Разработка урока с анимацией». Здесь вы видите формулы периода колебаний для математического и пружинного маятника. С пружинным маятником мы познакомимся поближе на следующем уроке. А вот формулу периода колебаний математического маятника попробуем проанализировать. И у меня вопрос к группе 1 (самая слабая группа учеников)
: Что в этой формуле обозначается буквой l? Вопрос группе 2
(слабая группа)
: Что в этой формуле обозначают буквой
g? Вопрос группе 3 (средняя группа)
: Чему равно значение
g и Пи? Вопрос группе 4 (сильная группа)
: Что произойдёт с периодом колебания маятника, если длину нити маятника увеличить в 4 раза? уменьшить в 4 раза? Вопрос группе 5
(самая сильная группа)
: какая же зависимость между длиной маятника и периодом его колебаний? а между длиной маятника и частотой?
(Если ответы верные – командам начислить по 1, 2 и 3 дополнительных балла)6. Контроль. Учитель: Теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили всё, чем мы сегодня занимались на уроке. Сейчас проведём небольшой тест. Текст заданий имеется у вас на столах. Тест выполняете в группе. На его решение у вас 3 минуты. 7. Проверка теста. Учитель: Сделаем взаимопроверку теста по группам. Поменяйтесь в группах вашими тестами. На слайде вы увидите правильные ответы на задания теста. Проверьте тест ваших товарищей, отмечая верные ответы знаком «+», а ошибочные – знаком «-» Слайд 13. Ответы к тесту. 1.Не изменился. 2.Увеличился в 2 раза. 3.Груз маятника переместить вверх. 4.2,2 м соответствует 3 с; 56 см соответствует 1,5 с; 40 см соответствует 1,25 с; 20 см соответствует 0,9 с. Учитель: Подведём итоги теста. Слайд 14. Выполнено верно 1 задание — материал усвоен неудовлетворительно; Выполнены верно 2 – 3 задания — материал усвоен удовлетворительно; Выполнены верно 4 задания — материал усвоен хорошо; Выполнены верно 5 заданий — материал усвоен отлично. 8. Домашнее задание. Учитель: На дом задание следующее: закончить выполнение лаб. работы № 3, ответив на вопросы на стр. 8 – 10 в лабораторной тетради. Кто желает получить дополнительную оценку, выполните дополнительное задание в лаб. тетради на стр. 11. Слайд 15. Д/З: стр. 8 – 10 в лаб. тетради ответить на вопросы; выполнить доп. задание на стр. 11 в лаб. тетради. 9. Итоги деятельности учащихся на уроке. Учитель: За работу на уроке группа 1 получает …, группа 2 — … , группа 3 — …, группа 4 — …, и т.д. 10. Релаксация. Учитель: Вы прекрасно сегодня работали на уроке, каждый делал это в меру своих сил и способностей, мне было приятно наше совместное сотрудничество. И сейчас попрошу каждого из вас оценить своё отношение к уроку и своё эмоциональное состояние по пятибалльной системе: чем лучше и интереснее вам было во время урока, тем выше балл. В таблице релаксации, которая имеется на столе у каждой группы, попрошу напротив выбранной вами оценки поставить галочку или любой другой знак. Таблицы сдайте мне.(Таблица релаксации в Приложении 2 в конце работы)
На этом урок окончен. Всем большое спасибо. Слайд 16. Урок окончен. Всем спасибо!
Презентация на тему: Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от различных физических величин
Приложения к уроку
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока физики. Колебательное движение, 9 класс План — конспект урока физики по технологии сотрудничества, 9 класс. Свободное падение Разработка урока по физике с презентацией, 9 класс. Зачем нужна физика? Конспект урока по физике в 9 классе с презентацией. Механические колебания и его характеристики
Похожие статьи:
Конспект урока физики 9 класс
Конспект обобщающего урока физики в 9 классе по теме: Законы Ньютона
Внеклассное мероприятие по физике для 9 класса
Технологическая карта урока физики 9 класс по ФГОС
«Механические колебания». презентация к уроку по физике (9 класс) на тему
Ликизюк Марина Ивановна
Слайд 2
Говори правильно. Колебания Амплитуда Период Частота Инфразвуковые Ультразвуковые Поперечные Продольные
Слайд 3
Механические колебания Свободные Гармонические колебания Вынужденные Математический маятник Резонанс Груз на пружине Период Частота Амплитуда Формулы периодов для математического маятника и груза на пружине Закон гармонических колебаний
Слайд 4
Механические волны Поперечные Продольные Амплитуда Период Частота Длина волны Скорость волны Ультразвуковые Звуковые Инфразвуковые Громкость Высота Тембр
Слайд 5
Механические колебания. Механические колебания – это поочерёдные периодические движения тела в двух противоположных направлениях.
Слайд 6
Свободные колебания. Свободными, называются колебания в системе под действием внутренних сил, после того как система выведена из положения равновесия.
Слайд 7
Гармонические колебания . Гармоническими называются колебания, при которых координата колеблющегося тела меняется с течением времени по закону синуса (или косинуса).
Слайд 8
Вынужденные колебания. Вынужденными, называются колебания тел под действием внешних периодически изменяющихся сил.
Слайд 9
Математический маятник. Математический маятник – это материальная точка, подвешенная на невесомой нерастяжимой нити. А В О
Слайд 10
Груз на пружине. Пружинным маятником называется колебательная система, представляющая собой совокупность некоторого тела и прикреплённой к нему пружины. В А О
Слайд 11
Резонанс. Резонансом называют явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний тела при совпадении частоты вынуждающей периодической силы с собственной частотой колебаний тела.
Слайд 12
Период колебаний. Период колебаний – это время, в течение которого тело совершает одно полное колебание.
Слайд 13
Частота колебаний. Частота колебаний – это число колебаний, совершаемых телом за 1 с.
Слайд 14
Амплитуда колебаний. Амплитуда колебаний – это наибольшее смещение колеблющегося тела от его среднего положения.
Слайд 15
Формулы периодов для математического маятника и груза на пружине. Уравнение периода для математического маятника: T = 2 π √ l /g Уравнение периода для пружинного маятника: T = 2 π √ m / k
Слайд 16
Закон гармонических колебаний. X = A cos(2 π / T) t
Слайд 17
Механические волны. Волнами называются возмущения, распространяющиеся в пространстве с течением времени.
Слайд 18
Поперечные волны. Поперечной называется волна, в которой частицы среды колеблются перпендикулярно направлению распространения возмущения (могут распространяться только в твёрдых средах).
Слайд 19
Продольные волны. Продольной называется волна, в которой колебания частиц среды и распространение возмущения происходят в одном направлении (могут распространяться во всех средах).
Слайд 20
Длина волны. Длина волны –это расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебаний. Длина волны: λ = V Т (м )
Слайд 21
Скорость волны. Скорость волны равна произведению частоты колебаний в волне на длину волны. Скорость волны: V = λ | Т ( м/с )
Слайд 22
Звуковые волны. Звуковыми волнами или просто звуком называются упругие волны, вызывающие у человека слуховые ощущения.
Слайд 23
Инфразвуковые волны. Инфразвуком называются волны, частота которых меньше 16 Гц.
Слайд 24
Ультразвуковые волны. Ультразвуковыми называются волны с частотой колебаний больше 20 кГц.
Слайд 25
Громкость звука. Громкость звука определяется его амплитудой: чем больше амплитуда колебаний в звуковой волне, тем громче звук.
Слайд 26
Высота звука. Высота звука определяется его высотой: чем больше частота колебаний в звуковой волне, тем выше звук4 колебаниям небольшой частоты соответствуют низкие звуки.
Слайд 27
Тембр звука. Тембр объясняется тем, что в обычных звуках присутствуют колебания разных наборов частот и амплитуд.