Методическая разработка урока по теме Загадка человека по обществознанию 5 класса


Конспект урока обществознания для 5 класса. Загадка человека

Методическая разработка урока обществознания, 5 класс
Автор: Вешникова Е. В., учитель обществознания, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края. Тема: Загадка человека (глава «Человек»). Цель: Формирование целостных представлений учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни. Задачи: 1. Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни. 2. Развивающая: развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сознательно строить речевое высказывание в устной форме. 3. Воспитательная: воспитывать уважение личности, культуру общения учащихся. УУД: o Личностные: обучающиеся должны осознавать, каково предназначение человека на Земле, осознавать, что человеческая жизнь — высшая на Земле ценность. o Познавательные: обучающиеся должны научиться раскрывать на конкретных примерах цели и ценности человеческой жизни, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы. o Коммуникативные: обучающиеся должны уметь слушать, задавать вопросы и давать ответы на вопросы, уметь сотрудничать с педагогом и одноклассниками. o Регулятивные: обучающиеся должны формулировать цель урока, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Планируемые результаты: o Предметные: учащиеся могут объяснить и конкретизировать примерами смысл понятий «человек», «ценности человеческой жизни», уметь применять знания в своей деятельности. o Метапредметные: личностные: обучающиеся могут проводить самооценку и анализ собственной деятельности на уроке. познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы. регулятивные: обучающиеся могут определять и формулировать цель урока с помощью учителя, инсценировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий. коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; вступать в коммуникацию с целью быть понятым, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. Учебник: Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. ; под. Ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 5-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2020 Основные понятия: человек, ценности человеской жизни. Тип урока: открытия нового знания. На доске цитаты: * При мысли великой, что я человек, Всегда возвышаюсь душою (В. А. Жуковский). * Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше (Л. Н. Толстой). Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная работа. Ресурсы: основные — ПК, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация в программе Microsoft PowerPoint; дополнительные — дидактические карточки. Литература: Е. В. Домашек, О. В. Вильчинская, А.В. Чигина. Обществознание в таблицах и схемах. / Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. Эпиграф: Только тогда станешь человеком, Когда научишься видеть человека в другом. (А. Н. Радищев) Структура урока 1. Приветствие учащихся. Мотивация к учебной деятельности. 2. Формулировка темы урока и постановка учебной цели. 3. Открытие нового знания. 4. Первичная проверка понимания учебного материала. 5. Обобщение и систематизация знаний. 6. Рефлексия. Подведение итогов. 7. Д/з. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. Учитель: — Чтоб пятерки получать, надо очень много знать. Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок! 2. Формулировка темы и урока и постановка учебной цели. Учитель: -Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но имеется эпиграф (читает эпиграф). Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребусы, эпиграф – это тоже своего рода подсказка. 1 группа разгадывает ребусы, слова — «шарада», «ребус». Учитель: -С каким понятием, ребята, ассоциируются у вас эти слова? Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «загадка». Записывают слово на доске. 2 группа разгадывает ребусы, слова – «ребенок», «взрослый». Учитель: — А каким общим словом можно назвать и взрослого, и ребенка? Учащиеся приходят к выводу, что и взрослый, и ребенок — это ЧЕЛОВЕК. Записывают слово на доске. Затем определяют тему урока — «Загадка человека». Учитель: — Ребята, а чего о человеке вы еще не знаете, но хотели бы узнать? Учащиеся отвечают, ставят учебную цель. Учитель записывает на доске о том, что учащимся необходимо узнать: * в чем отличие человека от животного; * зачем человек рождается; * каковы ценности человеческой жизни. 3. Открытие нового знания. Учитель: — Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое человек? (вопрос для 1 группы), а что такое ценность? (вопрос для 2 группы). Группам предлагается обсудить и самостоятельно дать определения данных понятий, при этом 2 учащимся предлагается поработать со словарями и найти в них данные определения. Затем группы формулируют определения, 2 учащихся читают определения из словарей. Далее формулируются более точные определения (слайд 2) и записываются в тетрадь. Учитель: -Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых указаны схемы, стрелками соедините их в логические группы. Животные членораздельная речь целеполагание Человек звуки воля мышление сознательная творческая деятельность повадки линька прямохождение Учащиеся, работая в группах, чертят схемы, и далее выявляется, что в человек от животного отличается более сложными моделями поведения (членораздельная речь, воля, сознательная творческая деятельность и др.) ФИЗМИНУТКА (1 мин). Учитель: -Человек рождается, и чтобы развиваться, ему необходимо слушать и понимать речь других, заниматься какой-либо деятельностью, которая, возможно, пригодится ему в будущем. У вас на столах есть инструктивные карточки, схемы (задание 1), заполняя которые, вы сумеете ответить на вопрос: для чего человек родился. Инструктивная карточка. Группа № 1 Задание 1 Закончите выражения: * Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно воспитываться в обществе, чтобы _______________ * Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно общаться с ровесниками для того, чтобы ___________ ——————————————————————————————————————— Задание 2 Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»» Кому двенадцать лет, тот в детский сад Ходил тысячелетия назад. Об этом самом детстве золотом Он вспоминает чуть не со стыдом. Забыть его скорее! Ведь оно В геройской биографии пятно. Часто школьники торопятся поскорее стать взрослыми также, как и герой стихотворения В. Д. Берестова. Обсудите стихотворение и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно». Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы — это одна из ценностей человеческой жизни»? Почему? В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске. Инструктивная карточка. Группа № 2 Задание 1 Закончите выражения: * Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться, нужно общаться со взрослыми для того, чтобы _________________________ Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться, нужно ставить цель и заниматься разнообразной деятельностью, чтобы _______ —————————————————————————————————————- Задание 2 Прочтите абзац в учебнике «Ты, наверное, уже читал произведение «Маленький принц», §1(стр. 11). Как вы понимаете слова автора произведения? Можно ли утверждать, что осознавать свою ответственность за что-либо, гордиться победами товарищей – это немалая ценность в жизни человека? Почему? В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске. Группы выполняют задание 1 и затем высказывают свои точки зрения и приходят к единому мнению – зачем человек рождается. Учитель: -Молодцы. Вот вы и ответили на вопрос: зачем человек рождается. А для чего он живет? Всегда ли в жизни человека есть место подвигу, как писал когда-то М. Горький? (задание 2). Группа 1, обсудив задание 2, отвечает на вопрос, и учащиеся приходят к общему мнению, что детство – важный период в жизни человека, в котором есть немало доброго, хорошего. Члены группы 2 задают дополнительные вопросы своим одноклассникам. Группа 2, обсудив задание 2, приходит к выводу, о том, что умение сопереживать, гордиться победами близких людей — это тоже немаловажные ценности. Члены группы 1 задают дополнительные вопросы своим одноклассникам. 4. Первичная проверка понимания учебного материала. Учитель: -Важнейшие ценности для человека – жизнь, умение прийти на помощь в трудную минуту, рискуя часто собственной жизнью. И добру нас часто учат детские сказки. Но … Внимание. Обратимся к слайдам. В мультфильме про бременских музыкантов разбойники поют: «Ой-ля-ля, ой-ля-ля, завтра грабим короля» (слайд 3). В мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену старуха Шапокляк пела о том, что: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя» (слайд 4). Учитель: -Согласны ли вы с такими позициями сказочных героев? Свой ответ аргументируйте. Учащиеся отвечают на вопрос учителя. 5. Обобщение и систематизация знаний. Игра «Я вам слово – вы мне 7». Учитель называет слово, учащиеся называют 7 слов, которые ассоциируются с эти понятием. Слово: человек. Учитель: o -Вот и заканчивается наш урок. И приводя примеры-ассоциации, вы сами выявили, что человечность, ответственность, умение прийти на помощь в трудную минуту – это то, что отличает людей от животных, самое главное, важное в любом человеке. Это – Загадка Человека. Человеческая жизнь — высшая на Земле ценность. 6. Рефлексия (оценка собственной деятельности на уроке, своего настроения на разных этапах урока). Подведение итогов. 7. Д/з: §1, стр. 10-11, написать послание жителям других планет, где кратко охарактеризовать человека как уникального создания планеты Земля.
Презентация на тему: Загадка человека

Рекомендуем посмотреть:

Урок-пазл по истории с презентацией, 5 класс. Древний Восток Конспект урока обществознания, 5 класс. Человек – биологическое существо Методическая разработка уставного урока, 8-9 класс с презентацией Конспект уставного урока с презентацией «Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федер

Похожие статьи:

Пословицы про человека

Вариант 2

1.

Человека как биологическое существо характеризует:

1) владение речью 2) уход за потомством 3) стремление познать мир 4) способность к творчеству

2.

Весной птица делает гнездо для своего будущего по­томства. В заранее облюбованное место она носит раз­нообразный строительный материал — прутики, стебли, травинки, мох, шерсть, перья. Уложив этот материал, пти­ца особыми приемами укрепляет и уминает его. Птица грудью и крыльями надавливает на внутренние стенки, а шеей и хвостом прижимает сверху край гнезда. Умение строить гнезда свидетельствует о наличии у пернатых:

1) разума 2) фантазии 3) инстинкта 4) способности планировать свою деятельность

3.

В процессе воспитания человек приобретает способ­ность к:

1) отдыху 2) прямохождению 3) самосохранению 4) созданию и использованию орудий труда

4.

Спортсменка из Голландии Эстер Вергеер в восьми­летнем возрасте перенесла операцию на спинном мозге, после которой у нее парализовало ноги. Будучи прико­ванной к инвалидной коляске, девушка научилась играть в баскетбол, волейбол, теннис и в возрасте двадцати пяти лет стала семикратной чемпионкой мира, четырехкратной олимпийской чемпионкой. Этих выдающихся успехов спортсменке удалось достичь благодаря:

1) высокому росту 2) силе воли и мужеству 3) инстинкту самосохранения 4) умению приспособиться к окружающей среде

5.

Наследственность — это:

1) передача от предков потомкам определенных био­логических признаков (свойств) 2) формы поведения, которые встречаются только у животных 3) черты характера и внешнего вида, которые полно­стью предопределяют поведение человека 4) правила поведения, которые закладываются в человеке в процессе образования

6.

Человек и животное могут при совершении каких-либо действий:

1) руководствоваться инстинктами 2) составлять план деятельности 3) производить орудия труда 4) фантазировать

1) эмоций 2) здоровья 3) нравственных ценностей 4) хорошо развитого головного мозг

8.

Найдите в приведенном списке три способности, свидетельствующие, что человек социальное существо. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) защищаться от врагов 2) осознавать самого себя 3) удовлетворять физические потребности 4) действовать сообразно свободе своей воли

Ответы на тест по обществознанию Загадка человека 5 класс
Вариант 1
1-2 2-3 3-2 4-2 5-2 6-3 7-3 8-135
Вариант 2
1-2 2-3 3-4 4-2 5-1 6-1 7-3 8-245

С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошёл длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим на него, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Учёные уверены, что ни одно живое существо на планете за это время гак сильно не изменилось. Только человек смог неузнаваемо преобразиться сам и преобразовать окружающий мир.

Как появился человек на Земле? Существуют разные мнения. Как считает часть учёных, древнейшие предки человека — это родственники обезьян. Они постепенно, в течение очень длительного времени — более 2,5 млн лет — развивались, изменялись, и в результате на Земле появился человек. Об этом вы ещё узнаете подробно на уроках истории Древнего мира.

Что же такое человек?

Природа человека

По своей сути человек представляет собой единство двух начал: биологического (природного, животного) и социального (общественного). Биология в переводе с греческого языка означает «наука о живом». Слово социальный происходит от латинского слова socialis — общественный (на латинском языке говорили когда-то древние римляне).

Весь путь становления человека можно разделить на два крупных этапа — биологический и социальный. Первый этап длиннее, второй короче.

Во время биологического этапа сформировались основные признаки, которые и сегодня отличают человека от других живых существ: прямохождение, развитый мозг, способность мыслить, членораздельная речь, сознание, овладение орудиями труда и огнём.

    Интересные факты

    Мозг человека на 80% состоит из воды. При улыбке у человека «работают» 17 мускулов. Поверхность лёгких составляет около юо кв. метров. Правое лёгкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое. Размер сердца человека примерно равен величине его кулака. За одну минуту сердце перекачивает 23 литра крови.

Но человек не остановился в своём развитии! 40 тыс. лет назад появился человек, который напоминал современных людей, — «человек разумный». Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с обществом, т.е. с тем, что мы живём среди других людей.

Появление речи позволило человеку накапливать знания об окружающем мире и передавать их из поколения в поколение, дало возможность общаться с другими людьми, помогло их взаимопониманию и совместной деятельности. Всё это происходило на социальном этапе становления человека. В коллективной трудовой деятельности человек развился как существо социальное, общественное.

    Интересные факты

    Истории известны более 30 случаев, когда дети воспитывались зверями (волками, медведями, обезьянами и даже самкой леопарда), а потом возвращались к людям. Все они с большим трудом выучивали несколько слов, не могли освоить прямую походку и, как правило, вскоре погибали. Почему так складывается судьба этих детей? Потому, что они долгое время жили вдали от других людей, вдали от общества. Им не у кого было вовремя научиться быть людьми.

Итак, человек — и биологическое и социальное существо. В этом и есть загадка человека. Биологическое начало человека идёт от его животного прошлого. Социальное начало получено от общества через учение и воспитание, оно в человеке преобладает.

Какие черты характеризуют человека как биологическое существо? У человека есть мозг, скелет, мышцы, нервы, кровеносная и другие системы. Как биологические организмымы, например, испытываем потребность в пище, потомстве, безопасности.

Как социальному существу человеку необходима социальная среда. Это означает, что человек живёт среди людей, в обществе, где действуют определённые законы, организации, традиции, нравы, обычаи, социальные нормы. К примеру, общество требует от молодёжи проявлять уважение к старшим. Подобной традиции не существует у животных. То есть общество — это социальная среда, которой управляют нормы и традиции. Обо всём этом мы ещё будем говорить в курсе общество-знания.

Ещё одна загадка человека в том, что мы все очень разные, нет двух одинаковых людей. У каждого человека свои интересы и потребности, память и воля, привычки и чувства, характер, таланты и способности. На следующих уроках мы с вами постараемся их разгадать.

Объясните, как на фотографиях показаны проявления биологических и социальных черт человека.

    Подведём итоги

    Загадка человека — в сочетании биологического и социального начал. Все люди очень разные, каждый человек обладает определённым характером, интересами и потребностями, способностями и талантами.

    Основные термины и понятия

    Биологический, социальный.

Проверьте свои знания

Практикум

  1. Приведите примеры, доказывающие, что человек — биологическое существо. Приведите примеры, доказывающие, что человек — социальное существо.
  2. Кроме научного представления о происхождении человека, с которым вы познакомились в тексте параграфа, существуют и другие. Как вы думаете, почему существуют разные мнения о происхождении человека? Подготовьте сообщение об одном из них. Воспользуйтесь материалами учебника истории, энциклопедиями, Интернетом.
  3. Вам наверняка знаком Маугли — главный герой книги английского писателя Рёдьярда Киплинга «Книга джунглей». Что в его жизни соответствует действительности, а что нет?

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Чем человек отличается от других живых существ? Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью

, занимается ли творческой деятельностью?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

Вариант 1

1. Человек отличается от животного умением:

1) защищаться от врагов 2) создавать орудия труда 3) ухаживать за потомством 4) пользоваться органами чувств

2. Насекомые термиты строят жилища настолько проч­ные, что при попытке их разрушить ломаются даже ма­шины. В этих сооружениях предусмотрены места для разведения грибковых садов, содержания яиц и молодых личинок, а также обширная сеть вентиляционных тунне­лей, которые позволяют поддерживать внутри термитника практически постоянный микроклимат. Умение строить такие сооружения свидетельствует о наличии у термитов:

1) разума 2) фантазии 3) инстинкта 4) способности планировать свою деятельность

3. К чертам поведения, которые человек наследует от сво­их предков, относится:

1) любовь к Родине 2) стремление к самосохранению 3) умение говорить на языке окружающих его людей 4) умение пользоваться системой десятичного счета

4. Герой Великой Отечественной войны Алексей Ма­ресьев после тяжелого ранения потерял ступни обеих ног. Находясь в госпитале, он много тренировался, что­бы научиться летать с протезами. После прохождения медкомиссии был направлен на фронт в истребительный авиационный полк, принимал участие в боевых вылетах, сбил семь самолетов врага. Вернуться в строй А. Маресь­еву удалось благодаря:

1) быстрой реакции 2) силе воли и мужеству 3) инстинкту самосохранения 4) умению приспосабливаться к окружающей среде

5. Инстинкт — это:

1) формы поведения, которые встречаются только у животных 2) определенные действия (поведение), уже имеющие­ся при рождении 3) способность человека понимать, что такое хорошо, а что такое плохо 4) правила поведения, которые человек приобретает в процессе образования

6. Огромную роль в развитии способностей человека иг­рают:

1) инстинкты 2) вода и пища 3) образование и воспитание 4) растительный и животный мир

7. Автор высказывания: Имей сердце, имей душу, и бу­дешь человек во всякое время, — главной чертой человека считает наличие у него:

1) эмоций 2) здоровья 3) нравственных ценностей 4) хорошо развитого головного

8. Найдите в приведенном списке три способности, свидетельствующие, что человек — социальное существо. За­пишите цифры, под которыми они указаны.

1) мыслить 2) производить потомство 3) видеть цель своих действий 4) выполнять различные действия 5) преобразовывать окружающую среду

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: