Разработка урока по теме «ЦНС. Спинной мозг» в 8 классе


Презентация «Строение и функции спинного мозга» презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Слайд 1

Строение и функции спинного мозга

Слайд 2

Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 34-38 г и диаметром около1 см. Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка. Спинной мозг намного короче позвоночника и из-за этого нервные корешки, отходящие от спинного мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста”.

Слайд 3

Строение: Пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый Окружен тремя оболочками: Твердая Паутинная Мягкая Спинной мозг

Слайд 4

Серое вещество Белое вещество Поперечный разрез спинного мозга:

Слайд 5

Значение спинномозговой жидкости Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга Амортизатор Принимает участие в удалении продуктов обмена Обладает бактерицидными свойствами Спинномозговая жидкость: Количество: 120 – 150 мл в сутки Способна обновляться до шести раз в сутки

Слайд 6

Спинной мозг разделяется на сегменты, от каждого из которых отходит пара смешанных (т. е. содержащих двигательные и чувствительные волокна) спинномозговых нервов. Всего таких пар 31. Каждый сегмент спинного мозга иннервирует определенный участок тела человека. Нервы шейных и верхних грудных сегментов иннервируют мышцы шеи , верхние конечности и органы, расположенные в грудной полости Нервы н ижних грудных и верхних поясничных сегментов иннервируют мыш­цы туловища и органы брюшной полости. Нервы нижних поясничных и крестцовых сегментов управляют работой мышц нижних конечностей и органами, расположенными в тазовой области

Слайд 7

Функции спинного мозга Спинной мозг Серое вещество Белое вещество Рефлекторная функция – принимает участие в двигательных реакциях Проводниковая функция – проведение нервных импульсов

Слайд 8

Повреждения спинного мозга Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения. Частичное повреждение: частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения. В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног.

Слайд 9

Закрепление Длина спинного мозга в среднем составляет: 1. 40 см 2. 45 см 3. 50 см

Слайд 10

Закрепление Какой элемент соматической рефлекторной дуги полностью расположен в спинном мозге? 1)двигательный нейрон 2)рецептор 3)вставочный нейрон 4)рабочий орган

Слайд 11

Закрепление Что обозначено на рисунке буквой А? 1)серое вещество 2)белое вещество 3)нервный узел 4)корешок спинного мозга

Слайд 12

Закрепление Количество спинномозговых нервов составляет: 1. 21 пара 2. 40 пар 3 . 31 пара

Слайд 13

Домашнее задание Стр. 56 – 57, записи в тетради.

Внешние и внутренние характеристики

Этот орган по большей части напоминает форму позвоночника. На нём есть 2 утолщения. Они располагаются в пояснице и в области шеи. В этих участках происходит ответвление спинномозговых нервов, которые необходимы для обеспечения двигательной активности.

Характеристики внешнего строения:

  1. Имеет цилиндрическую, немного приплюснутую форму.
  2. Длина может варьироваться в зависимости от роста человека. В среднем это 43 см.
  3. Вес органа около 35 грамм. Это примерно в 50 раз меньше, чем вес головного мозга.
  4. На передней и задней части присутствуют симметричные борозды.
  5. В центре расположен канал, через который происходит соединение с головным отделом ЦНС.
  6. Толщина неравномерная по всей длине.

В строении органа выделяют четыре отдельные поверхности. Это плоская передняя, выпуклая задняя и две округлых боковых. Надёжная защита обеспечивается костной тканью позвоночника.

Большая часть спинного мозга образована нервной тканью, клетки которой называются нейронами. Они сосредоточены в центральной части, образовывая серое вещество. Специалисты считают, что в этом органе находится примерно 13 миллионов нейронов, его обволакивает белое вещество.

Уникальное внутреннее строение спинного мозга позволяет разделить его на отдельные структуры. Он устроен следующим образом:

  1. Задние рога. Они включают в себя промежуточные нейроны. Этот отдел имеет удлинённое строение, способен получать импульсы от чувствительных корешков спинномозговых нервов.
  2. Передние рога. Круглые и широкие. Их нейроны посылают нервные импульсы к мышечным тканям, то есть выполняют функцию движения.
  3. Боковые рога. Находятся в нижней части мозга. В них находятся вегетативные ядра, которые отвечают за работу потовых желёз и расширение зрачков.

Физиологическая задача нервов состоит в передаче импульсов и прямом и обратном направлении. Благодаря этому обеспечивается взаимосвязь всех систем организма.

Возможные заболевания

В организме человека есть достаточно необычный отдел, который называется «конский хвост». В нём находится только пучки нейронов и спинномозговая жидкость, а непосредственно мозг отсутствует. При сдавливании этого отдела появляются болевые ощущения и сбои в работе опорно-двигательного аппарата. Эта болезнь называется по месту происхождения — конский хвост.

Если она возникает, у человека появляются специфические симптомы. Появляется боль в поясничном отделе, слабость в мышцах, замедляется реакция на внешние раздражители. При игнорировании этих симптомов болезнь начинает прогрессировать. Через некоторое время человек не сможет долго сидеть и передвигаться.

Причиной развития обычно является уменьшение диаметра нижней части спинномозгового канала. Это может произойти из-за следующих факторов:

  1. Травма.
  2. Менингиома.
  3. Воспалительный процесс.
  4. Рак и метастазы.
  5. Операции.

Если в пояснице произошёл подвывих, то есть вероятность образования эпидуральной гематомы. Это внутреннее кровотечение. Кровь начинает накапливаться, из-за чего давление на конский хвост возрастает.

Также этот отдел может сдавливать межпозвоночная грыжа. Это довольно распространённая патология у мужчин старше 40 лет. Грыжа постепенно увеличивается, а спинномозговой канал сужаться. Это приводит к повреждению столба.

Без полноценного функционирования спинного мозга системы органов не могут нормально работать. Особенно это касается опорно-двигательного аппарата. Эта часть ЦНС также отвечает за реакцию на раздражители и чувствительность нервных окончаний.

Контроль работы органов

В позвоночном мозге расположены функциональные и сегментарные отделы, которые управляют всем организмом человека. Именно благодаря этим центрам обеспечивается контроль тела.

Отдельные спинномозговые части контролируют только определённые органы или системы, что представлено ниже в таблице. Сегменты спинного мозга и их функции отличаются в зависимости от расположения.

ОтделыЧасти тела, которыми они управляют
ШейныеСуставы рук и диафрагма
ГрудныеПродольные и межрёберные мышцы, кожный покров, лёгкие, сердце, органы пищеварения
ПоясничныеМочевой пузырь, почки, мочеточники, надпочечники, паховая связка, матка, простата
КрестцовыеМышцы и кожа нижней части тела, наружные половые органы, рефлекторные центры эрекции, дефекации, мочеиспускания

Повреждение части этого органа вызовет проблемы в работе конкретной системы. Иногда дисфункция происходит раньше, чем происходит явное смещение позвонков.

Форма урока: изучение нового материала с опережающим обучением.

Методы урока: рассказ, беседа, элементы лекции, демонстрация презентации «Центральная нервная система. Спинной и головной мозг», сообщение учащихся.

Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.

Цели по содержанию урока:

Образовательная — углубить знания о строении и функциях спинного мозга; познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов.

Развивающая — продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы, раскрывать причинно-следственные связи.

Воспитательная — формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Средства обучения: Компьютер, медиа-проектор, презентация по теме.

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Издательство «Дрофа», 2004 год.

Книга для учителя к уч.Сонина Н.И., Сапина М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа», 2010 год.

Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Биология, Человек, 8 класс, Рабочая тетрадь, , 2013.

Дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся (см. Приложение).

ЦОР электронное пособие лабораторный практикум, библиотека электронных наглядных пособий.

Этапы урока:

Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.) Изучение нового материала (25 мин.) Физкультпауза (1 мин.) Закрепление знаний (10 мин.) Задание на дом (4 мин.)

Ход урока

Ход урока

І. Ориентировочно-мотивационный этап

Приветствие учащиеся. Учитель предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места.

Итак, посмотрите на доску: тема сегодняшнего урока Спинной мозг: строение, функции (Слайд №1)

— Какова основная цель нашего урока? (Слайд №2)

ІІ. Изучение нового материала

Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями внешнего и внутреннего строения и функциями спинного мозга.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале и представляет собой тяж длиной 43–45 см и массой около 30 г. Верхняя часть спинного мозга переходит в нижний отдел головного мозга – продолговатый мозг; внизу спинной мозг заканчивается на уровне поясничных позвонков. Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью.

Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка. Спинной мозг намного короче позвоночника и из-за этого нервные корешки, отходящие от спинного мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста” (слайд 3).

В спинном мозге различают пять отделов (слайд 4).

Передней и задней продольными бороздами он делится на две симметричные половины. На поперечном разрезе хорошо видно, что в центре спинного мозга вокруг спинномозгового канала находятся тела нейронов, образующие серое вещество спинного мозга. Вокруг серого вещества расположены отростки нервных клеток самого спинного мозга, а также приходящие в спинной мозг аксоны нейронов головного мозга и периферических нервных узлов, которые и образуют белое вещество спинного мозга.

На поперечном разрезе серое вещество похоже на бабочку; в нем различают передние, задние и боковые рога (слайд 5 — 9).

В передних рогах расположены тела двигательных нейронов (мотонейроны), по аксонам которых возбуждение достигает скелетных мышц конечностей и туловища, заставляя их сокращаться (слайд 10).

В задних рогах находятся главным образом тела вставочных нейронов, связывающих отростки чувствительных нейронов с телами двигательных нейронов, а также передающие информацию в другие отделы центральной нервной системы (слайд 11).

В боковых рогах серого вещества расположены тела нейронов симпатического отдела вегетативной нервной системы (слайд 12).

Спинной мозг разделяется на сегменты, от каждого из которых отходит пара смешанных (т. е. содержащих двигательные и чувствительные волокна) спинномозговых нервов. Всего таких пар 31. Каждый из указанных нервов начинается двумя корешками: передним – двигательным – и задним – чувствительным Каждый сегмент спинного мозга иннервирует определенный участок тела человека. Так, от шейных и верхних грудных сегментов отходят нервы к мышцам шеи, верхних конечностей и к органам, расположенным в грудной полости. Нижние грудные и верхние поясничные сегменты иннервируют мыш­цы туловища и органы брюшной полости. Нижние поясничные и крестцовые сегменты управляют работой мышц нижних конечностей и органами, расположенными в тазовой области (слайд 13).

Спинной мозг выполняет две функции: проводящую и рефлекторную.

Проводящая функция заключается в том, что по волокнам белого вещества информация от кожных рецепторов (прикосновения, боли, температурных), рецепторов мышц конечностей и туловища, рецепторов сосудов органов мочеполовой системы поступает в головной мозг. И наоборот, от двигательных центров головного мозга импульсы направляются к мотонейронам передних рогов, а при их возбуждении — к мышцам конечностей, туловища и т. д.

Рефлекторная функция спинного мозга состоит в том, что его двигательные нейроны (мотонейроны) управляют движениями мышц конечностей, туловища и отчасти шеи. Вегетативные центры спинного мозга участвуют в регуляции деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищевари­тельной, выделительной, половой систем (слайд 14).

При полном повреждении наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения.

При частичном повреждении частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения. В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног (слайд 15).

ІV. Закрепление и применение знаний

Предлагает выполнить лабораторную работу и проанализировать ее результаты. Предлагает подготовиться к ответам на вопросы проблемного содержания по изученному материалу (см. Приложение 4). Обсуждение в парах общий план строения головного мозга и его функциональное значение.

V.Домашнее задание (Слайд № 16)

Учебник, с. 60-62Записи в тетради по теме урока и выполнить одно из заданий. Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.

Литература:

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Издательство «Дрофа», 2004 год.

Книга для учителя к уч.Сонина Н.И., Сапина М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа», 2010 год.

Просмотров: 1163 | Загрузок: 269Автор: Орлова В.Н. Теги: спинной мозг Предмет: Биология

Похожие образовательные материалы:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]