так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по русскому языку 10 класс
Урок 10. ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
24.07.2013 20767 0
Цели:
систематизировать знания учащихся по теме «Понятие орфограммы; основные принципы и нормы современной русской орфографии»; совершенствовать навыки научно-исследовательской работы.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.
Материал для учителя.
Принципы орфографии – это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.
Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной – степь, рябиновый – сосновый, подписать – подпись, к ране – к воде.
Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.
Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать – роспись, бездомный – бесхозный.
Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея
и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.
Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл
(оценка) и
бал
(танцевальный вечер),
ожёг
(глагол) и
ожог
(существительное),
плачь
(глагол) и
плач
(существительное),
туш
(существительное мужского рода) и
тушь
(существительное женского рода),
орёл
(птица) и
Орёл
(город).
Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.
Составить вопросы к материалам урока, используя следующие опорные словосочетания:
• установите причины;
• предположите закономерность;
• приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …
3. Этап закрепления и применения изученного.
1) Задания для учащихся «Проверь себя».
Примерные варианты карточек с проверочными заданиями.
1. Дрож..и, ви..жать, ..жение, жуж..ание, мо..жечок, мож..евельник, ..жет, ж..енный на огне, забре..жил рассвет, заж..енный фонарь.
2. Ср..внить результаты экспериментов, обл..гать налогами, предл..жить свои услуги, распол..житься на отдых, обл..жить зверя, предл..гать выход из создавшегося пол..жения, распол..гаться по степени увеличения, соб..раться в театр, выб..ру нужную книгу, разделить пор..вну, заск..чить на минутку, молодая пор..сль.
3. Бе..заботный, бе..связный, бе..платный, бе..возвратный, и..бирать, ни..послать, во..звание, во..кликнуть, бе..сердечный, бе..системный, бе..звездный, бе..совестный, бе..спорный, бе..звучный, и..зябнуть, и..следовать, ра..сада, бе..жизненный, бе..цветный, ра..слабиться, ра..сказывать, и..жевать, и..целять, и..царапать, и..раненный, и..числять, ра..жать, ра..жалобить, рас..чет.
4. Спряч.., вскач.., реч.., обознач..те, навзнич.., свеж.., залеж.., съеш..те, извлеч.., рубеж.., приготов..те, невтерпеж.., камыш.., достич.., тягуч.., душ.., насладиш..ся, тиш.., повер..те, могуч.., изображаеш.., печ.., товарищ.., расслаб..ся, дач.., телепередач.., похож.., испеч.., участвуеш.., волнуеш..ся, проч.., биш… .
5. Лет..ик, перевод..ик, буфет..ик, набор..ик, рассказ..ик, бан..ик, доклад..ик, груз..ик, заправ..ик, камен..ик, обид..ик, подпис..ик, стеколь..ик, развед..ик, перепис..ик, раздат..ик, сортиров..ик, бетон..ик, кровель..ик, объезд..ик.
6. Авиацион..ый, агитацион..ый, станцион..ый, единствен..ый, петушин..ый, телевизион..ый, промышлен..ый, кожан..ый, ветрен..ый, искусствен..ый, многочислен..ый, естествен..ый, пьян..ый, письмен..ый, лебеди…ый, стеклян..ый, торжествен..ый, бешен..ый, кован..ый, правительствен..ый, шерстя..ой, иностран..ый, лошадин..ый, землян..ой, туман..ый, времен..ый, ржан..ой, умствен..ый, путан..ый.
7. Крепкая беч..вка, сильный ож..г, крепкий ш..в, мягкая ш..рстка, дать пощ..чину, страшный обж..ра, городские трущ..бы, отличная уч..ба, вкусный ш..колад, новые ш..рты, подж..г дома, навязчивый ухаж..р, прославленный дириж..р, молодой менедж..р, искусный ж..нглер, тяж..лая кош..лка, Ш..стакович.
8. Ан..отация, ал..егория, новел..а, привил..егия, дил..ер, кол..ичество, бал..ада, эл..егия, интел..ект, корал.., кол..екция, кристал..ьный, воен..ачальник, гум..анизм, драм..а, сум..ировать, програм..ный, тер..орист, кор..упция, кор..идор, пер..он, пьес..а, пес..имизм, мас..он, бас..ейн, дес..ант, кас..ета, компромис.., груп..ка, диф..ирамб, кот..едж, эф..ект, аф..иша.
9. Пр..сутствовать на пр..мьере, пользоваться пр..в..легиями, непр..станные споры, пр..чудливый узор, старинное пр..дание, избирать пр..з..диум, пр..нарядиться к приему, знаки пр..пинания, пр..вратное толкование, пр…одолевать препятствия, пр..стиж-ная профессия, пр..дирчивый судья, непр..язненное отношение, непр…тязательные желания, пр..вышать полномочия, непр..ложный закон, пр..умножить богатства, беспр..мерный поступок.
10. Брон..жилет, утк..нос, земл..ройка, земл..делие, одн..фамилец, пеш..ход, волн..рез, чуж..странец, вод..качка, земл..коп, басн..писец, кров..бращение, птиц..ферма, машин..строение, сорок..ножка, тысяч..летие, восьм..классник, сорок..летие, оч..видец, солнц..пек, лес..сплав, сердц..биение, суд..ходство, нефт..химия, электр..фикация.
2) Самостоятельная работа (учебник, упр. 104, 115).