Башкирские народные игры для дошколят
Альфия Хусниярова
Башкирские народные игры для дошколят
1. Курай (Дудочка)
Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка, он ходит в противоположную сторону.
Дети по кругу ходят, бегут,выполняют притопы на слова:
«Услыхали наш курай, собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом,разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай!На зеленом, на лугу
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова: «Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.
2. Бесэй менэн сыскан (Кот и мыши)
Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети — мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети — мыши должны присесть и не двигаться.
Кот произносит слова: «Котик вышел погулять, серых мышек поймать.
Сейчас догоню, схвачу и проглочу»
После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.
Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике.
3. Муйуш алыш (Уголки)
По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по –очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:
— Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята»
.
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»
4 играющий отвечает: «Воды нет»
Водящий выходит на центр площадки,хлопает в ладоши три раза и кричит:
Хоп, хоп, хоп!
За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.
Правила: меняться только после хлопков водящего.
Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев»
.
4. Ак тирек, кук тирэк (Белый тополь, синий тополь)
Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга.
Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы»
.
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?»
Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед»
.
Первая команда просит: «Дайте нам сахар»
.
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь»
.
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь»
соперника. Если он разорвет
«цепь»
, то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде.
Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.
5. Буре менэн куян (Волк и зайцы)
Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети — зайцы. Волк прячется — приседает на одной стороне площадки, а дети — зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы»
выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке: «Белый заяц, мягкий заяц в гости к нам пришел.
Ушки – длинные, короткий хвост».
На сигнал ведущего «Буре»
(
«Волк»
, дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.
Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.
6. Букэн кайыш (Поймай воробья поясом)
Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка,ходит за кругом и произносит текст:
«Лето прошло, осень пришла, утки улетели, гуси улетели.
Соловьи пропели. Ворона стой! Воробей лети!»
Ребенок, которого выбрали «воробьем»
убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.
Правила: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети»
.
7. Кугарсэн (Голуби)
На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 5-8 метров, вдоль этих линий чертятся круги («гнезда»
).
Дети стоят в кругах («гнездах»
) напротив друг друга.
Водящий — «пастух»
,с закрытыми глазами ходит между шеренг и произносит три раза текст:
«Гур — гур, голуби для всех нас одно гнездо»
С окончанием слов дети меняются местами («гнездами»
) — бегут в противоположные
«гнезда»
.
Пастух открывает глаза и старается занять пустое «гнездо»
.
Оставшийся без «гнезда»
ребенок
«голубь»
становится
«пастухом»
.
Правила: меняться местами можно только тогда, когда пастух произнесет текст три раза.
8. Эна менян еп (Иголка и нитка)
Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок)
.
По сигналу первые игроки («иголки»
) обегают ориентиры, возвращаются к команде.
К ним зацепляется следующий игрок («нитка»
, они обегают ориентир вдвоем.
Таким образом, все игроки команды («нитки»
, по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры.
Побеждает та команда («иголка с ниткой»
, все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.
Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки.
Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.
9. Юрта (Тирмэ)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок
с национальным узором. Взявшись за руки,все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг.
По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
10. Медный пень (Бакыр букэн)
Выбирается хозяин медного пня, ему на голову надевают тюбетейку, он сидит в центре круга на пеньке
(стульчике)
.
Остальные дети стоят в кругу – они покупатели.
1ч.музыки: хозяин идёт по кругу и внимательно смотрит на детей, как бы выбирает себе пару. А дети в это время приплясывают (импровизация национального танца)
.
На окончание 1ч. музыки хозяин снимает тюбетейку и кладёт её на «пенёк»
, затем подходит к одному из покупателей.Покупатель спрашивает у хозяина:
«Я хочу у вас спросить, можно ль мне ваш пень купить?»
Хозяин отвечает:
«Коль джигит ты удалой, медный пень тот будет твой!»
Хозяин и покупатель выходят за круг,становятся спиной друг к другу и на слова детей:
«1,2,3 – беги!»
разбегаются в разные стороны.
Выигрывает ребёнок, прибежавший первым и занявший пенёк, надев при этом тюбетейку на голову. Игра повторяется с новым покупателем.
10. Палка-кидалка (Сойош таяк)
Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см.
Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.
Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
11. Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр)
Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
12. Стрелок (Уксы)
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 — 15 м друг от друга.
В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок — стрелок.
Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!»
присел последним.
Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
13. «ПЕРЕНЕСИ ЯЙЦО В ЛОЖКЕ»
.
Описание игры.
Игра организуется в форме эстафеты: между собой соревнуются 2 человека или 2 команды. Нужно, держа в руке деревянную ложку с варёным яйцом, добежать до стойки, оббежать её и вернуться к финишу, т. е. передать эстафету другому. Кто быстрее? Причём яйцо не должно упасть и руками его трогать нельзя.
14. «КТО БЫСТРЕЕ НАРЯДИТСЯ?»
Цель:познакомить детей с предметами национальной одежды: хараус, жилет, сапоги (ситек, камзол, тюбетейка.
Описание игры.
Игра проводится в соревновательной форме, т. е. кто быстрее нарядится! Закончив наряжаться, нужно под весёлую музыку выполнить несколько танцевальных движений (импровизируя национальный танец)
.
Galileo.Pro
«Море волнуется»- русская народная игра
В эту игру можно играть в помещении. По считалке ребята выбирают водящего, затем составляют стулья ( их должно быть меньше, чем ребят) и по возгласу водящего «Море волнуется» — бегают, прыгают, изображая волны. По сигналу водящего «Море утихло», бросаются занимать места. Тем, кому не досталось места, водящий назначает фанты — просит их сплясать, спеть, прочесть стихотворение.
Море волнуется передо мной, Бьётся о берег волна за волной. Эта волна, не очень сильна, Эта волна — сильнее слона!
«Белая палочка» — таджикская игра
По считалке дети выбирают водящего и делятся на 2 команды. Незаметно для ребят водящий прячет » белую палочку» ( можно обернуть бумагой карандаш). По знаку водящего все бегут искать палочку, нашедший палочку кричит: «Есть!» и старается отнести её в заранее условленное место, например, в вычерченный на земле кружок. Ему помогают игроки его команды, а ребята из другой команды стараются палочку отнять. Палочку нельзя перебрасывать, её можно только передавать.
Палочка — выручалочка, наша игра впереди! Палочка — выручалочка, кто прозевает — води! Палочка — выручалочка, слышится гомон и смех, Палочка — выручалочка, выручи всех -всех -всех!
«Собери яблоки»- туркменская игра
На табуретку кладут одно яблоко.Ребята по очереди берут мяч и подбрасывают его вверх. Пока мяч коснётся земли, надо собрать «урожай»- взять с табурета яблоко. Те, кому удастся, продолжают игру-кладут на табурет два, три, четыре яблока и т. д. Побеждает тот, кто смог собрать больше яблок за то время, пока мяч был в воздухе. Вместо яблок можно взять камушки, косточки слив и другие предметы.
Угадай, Фатимушка, что в мешке у бабушки: Луковицы? Пуговицы?Рис? Или мука? Если догадаешься, бабушка даст яблочко- Красное, щекастое из полного мешка!
«Канатоходец» — узбекская игра
На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6-10 метров. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты — «слетят с каната»
Висит канат натянутый, Пройди, Фархад, сначала ты. Потом Шараф, потом Рашид, Потом Илья, потом и я!
«Дед Мороз» — белорусская игра»
Вед: Белый пух, снежный пух-все, все, все в пуху вокруг!, Пух на шапках, пух на шубках, пух на бровках, пух на губках. Как щекотно, ух! Кто щекочет? Дети: Пух!
По считалке выбирается Дед Мороз и дети разбегаются по площадке. Дед Мороз бежит за ними и старается дотронуться до одного из ребят рукой-«заморозить» его. » Замороженный должен остановиться и развести руки в стороны. Игра заканчивается, когда будут «заморожены» все ребята ( или 3-4 по уговору). Затем выбрать нового Деда Мороза и начинать игру сначала.
«Сторож»- грузинская игра
Зайчик в ямке спит-спит-спит, верно, Зайчик занемог, И не может Зайчик-прыг, Зайчик-прыг, Зайчик-скок! Вот охотник-топ-топ-топ, с ним собака-гав-гав-гав! Мигом Зайчик наутёк, Зайчик-прыг, Зайчик-скок!
Выбранный по считалке «сторож» подходит к одному из играющих. Тот сразу же присаживается на корточки, а «сторож» кладёт руку ему на голову-охраняет. Другой рукой он старается задеть ребят, которые пытаются дотронуться до сидящего. Те, кого «запятнает» сторож, выходят из игры, а тот, кто «запятнает» сидящего, становится новым «сторожем».
«Разорви цепь» — казахская игра
Берегись, сторонись, я Чингиз-тракторист! Я пашу, бороню, звонкий обруч гоню!
Дети становятся друг против друга в две шеренги на расстоянии 10-15 шагов. Они берутся за руки- образуют цепь. По очереди из каждой шеренги бежит игрок, стараясь разорвать цепь «противника». Тот, кому удаётся, уводит к себе в команду двух ребят из разорванной цепи, а неудачник остаётся у «противника».
«Скачка» — киргизская игра
На коне-скакуне я лечу, если зайца схвачу-отпущу. За лисицей поскачу-кнутовищем исхлещу, А на волка налечу-растопчу!
По считалке выбрать водящего, который становится в центр круга. Хлопая в ладоши, дети скачут галопом по кругу, изображая всадников. Скачку выигрывает тот, кто на лету подхватит платок, брошенный водящим в центр круга.
«Лиса и журавушки» — русская игра
Нарисовать мелом или палочкой на земле «луг», «дом», «лисью нору». Ведущий с помощью считалки выбирает «лису». » Лиса» прячется в»нору».»Журавушки»собираются в домике. Ведущий начинает читать стихотворение, а «Журавушки» вылетают из «домика» и неспеша расхаживают по «лугу», высоко поднимая то одну, то другую ногу. Скажет ведущий слова:»Лети, лети, лети!»- и полетят журавушки домой, широко раскинув руки-крылья. А «лиса» выскочит из «норы» и вдогонку за ними! Поймает одного-меняется с ним местами. Не поймает- пусть снова водит.
По травушке-муравушке журавушка идёт И песенку о травушке-муравушке поёт: «Ах, травушка-муравушка, густа и хороша!» Идёт домой журавушка, шагает неспеша. Журавушка, журавушка, лисица на пути! Лети домой, журавушка, лети, лети, лети!
«Перепрыгни через ров» — азербайджанская игра
Вед: Если хочешь ловким быть, Если хочешь сильным быть, Если хочешь быть здоров, Прыгай с нами через ров! На площадке мелом нарисованы две параллельные линии на расстоянии полуметра одна от другой — это «ров». Дети по считалке делятся на две команды, которые выстраиваются по обе стороны «рва» на расстоянии пяти шагов от него. По очереди с закрытыми глазами ребята подходят ко рву и прыгают. Игроки каждой команды помогают своим товарищам возгласами: «Прыгай!», «Не прыгай!». Выигрывает та команда, в которой больше ребят сумели перепрыгнуть через ров, не наступив на черту.
«Земля, вода, огонь, воздух» — армянская игра
Вед: По дороге в Ереван плещет озеро Севан, Рыба к берегу плыла, мы спросили:»Как дела?» Рыба в рот воды набрала, ничего нам не сказала, Повернулась и ушла… Мимо озера Севан мы ведём свой караван В славный город Ереван на реке Раздан. Ребята становятся в круг, в середине-ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом одно из четырёх слов: «Земля»,»Вода»,»Огонь»,»Воздух». Если водящий сказал-«Земля», то тот, кто поймал мяч, должен назвать какое-либо домашнее или дикое животное, на слово»Вода»- дети отвечают названием какой- либо рыбы, на слово»Воздух»- названием птицы. При слове «Огонь»- все должны несколько раз быстро повернуться вокруг себя, взмахивая руками.
«Серый кот»- украинская игра
По считалке ребята выбирают «кота», остальные-«мыши». «Мыши» встают за » котом» в колонну. Колонна движется по площадке. Между «котом» и «мышами» происходит разговор: Кот: Есть мыши в стогу? Мыши: Есть!! Кот: Боятся кота? Мыши: Нет! Кот: А я, Котофей, разгоню всех мышей! «Мыши» разбегаются, «кот» ловит их, кого поймает, тот становится»котом».
Бродит кот по траве, носит сон в рукаве. Как увидишь этот сон, выходи, Мышонок, вон!
«Птицы» — эстонская игра
Дети по считалке выбирают «Хозяйку» и»Ястреба», а остальные-«птицы». Хозяйка тайком от ястреба даёт название каждой птице: «Ты-кукушка»,»Ты-ласточка» и так далее. Прилетает ястреб. Хозяйка: Зачем пришёл? Ястреб: За птицей! Хозяйка: За какой? Ястреб называет, например,»Кукушку». «Кукушка » выбегает, «ястреб» её ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается, пока ястреб не поймает всех птиц.
«Ласточка, ласточка, что там случилось?» «Девочка Марта в лесу заблудилась! Спешат ей на выручку добрые птицы- Чечётки, стрижи, снегири и синицы».
«У медведя во бору» — русская игра
Дети по считалке выбирают «медведя». Медведь уходит в свой «лесной дом»( в заранее условленное место), а дети дразнят его, напевая песенку. Медведь начинает ловить детей. Кого поймает, тот и станет медведем.
У медведя во бору грузди, рыжики беру, А медведь молчит, не рычит и не урчит! У медведя во бору я и мёду наберу… -Ррру!… А я удеру!
«Кто лишний?» — башкирская игра
Хлопая в ладоши, напевая песенку и приплясывая, дети водят хоровод. Внутри хоровода нарисован треугольник со сторонами в 3-5 шагов, а у каждой вершины-кружки. Трое ребят становятся в кружки, а четвёртый»лишний» в центре треугольника. Из кружков ребята перебегают в хоровод. Те, перед кем они встают, должны быстро занять опустевший кружок, пока его не захватил «лишний». Кто опоздает, тот «лишний».
Что под нами под ногами, под железными столбами? Это нефть под Ишимбаем, это мы по ней шагаем! Ямиля, Камиля, Бибинур и Фазиля, И Байрам, и Буранбай, прилетайте в Ишимбай!
«Мяч» — карельская игра
Дети делятся на 2 команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке «крепость» — квадрат со сторонами в 5 шагов. Игроки другой команды находятся в «поле». Они подходят к крепости не ближе 5 шагов. У одного из нападающих в руках мячик. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в нападающих, а те в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся, выбывает из игры.
Шёл домой от Вани Саня и не встретил никого, Шёл домой от Сани Ваня, встретил Ваня Никого. И спросил у Никого:» Ты кто?»- «Никто!» «Ты где?» -«Нигде!» «Ты откуда?» -«Ниоткуда!» «Ты куда?»- «Никуда!» » Ты мне враг?» — » Никогда!»
«Невод» — игра народа коми
Дети выбирают «Рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 15-20 шагов от хоровода устанавливается 4 украшенных лентами шеста. Рыба, прорвавшись сквозь невод ( под руками ребят), бежит к одному из шестов. Если её не догонят, она остаётся рыбой, если догонят, возвращается в хоровод, а рыбой становится тот, кто её догнал.
Снег с утра синее неба Всё вокруг синё от снега. Шишка, вешка, три олешка, Щёки тру…, из носа пар. Еду, еду и доеду на оленях в Сыктывкар!
«Где платок?» — марийская игра
Ребята становятся в круг и передают за спиной друг друга платок. Водящий, выбранный по считалке, ходит в середине круга и старается угадать, у кого находится платок. Тот, у кого он обнаружил платок, становится водящим.
Кукушки в лесу распевают частушки: «Ку-ку, мы кукуем, ку-ку, мы кукушки! Носатые галки выводят считалки: «Я- галка! Ты- галка! Мы-галки! Вы-галки!» И только чернушки, и только белянки В лесу на полянке играют в молчанку!
«Верблюд и верблюжонок» — бурятская игра
Эй, ребята, встаньте в круг! Аты-баты, бурундук! Кто не пляшет-выйди вон, Целый кон считай ворон!
Ребята выбирают «верблюда» и «верблюжонка», а затем становятся в круг и берутся за руки. Верблюд старается поймать верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Ребята помогают верблюжонку: если он в кругу, они не пропускают туда верблюда, если же верблюду удаётся прорвать цепь, верблюжонка моментально выпускают из круга.
«Ищи — найдёшь» — дагестанская игра
Дети выбирают водящего, завязывают ему глаза. Затем они прячут какую-нибудь вещь, например шапку, и начинают петь и плясать. Водящий ищет шапку. Когда он приближается к ней, ребята поют громче и хлопают в ладоши, а когда удаляется — поют тише.
Есть в ауле детский сад, В этот сад ходил Мурад. Был он ниже всех ребят, Ай, ай, ай, всех ребят! Рос на горке виноград, Рос чеснок и рос Мурад. Стал он выше всех ребят, Эй, эй, эй, всех ребят! И теперь ему мала, Говорят Махачкала!
» Гуси» — кабардино — балкарская игра
Дети выбирают » лису» и «пастуха». Остальные-«гуси». Лиса гонится за гусями и ловит их, а пастух старается помешать лисе. Если пастух успевает схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасён. Играют до тех пор, пока лиса не переловит всех гусей.
Я гусей в лесу пасу, от лисы гусей спасу! -Гуси, гуси! -Га-га-га! -Это правда? -Да-да-да! -Кто вас слышит? — Кабарда!
«Заяц» — калмыцкая игра
Ребята располагаются вокруг выбранного по считалке водящего. Водящий напевает, приплясывает, показывает жестами, как заяц прыгает, садится на задние лапки, умывается и так далее. Ребята подражают ему. Кто подражает лучше всех, становится водящим.
Зайчик, зайчик, это ты ускакал из Элисты? Доскакал до Башанты, съел капусту и в кусты? Ты или не ты?
«Мяч в ямке» — мордовская игра
Каждый играющий выкапывает ямку. Их нужно расположить в одну линию на расстоянии 1-2 шагов. Выбранный по считалке водящий отходит от ямок на 3-4 шага и катит мяч, стараясь попасть в одну из ямок. Участник игры, в ямку которого попадёт мяч, должен схватить его и бросить в кого-нибудь из играющих. Если он попадёт, водящим становится тот, в кого попади, а если промахнётся, сам идёт водить.
На дороге, где запруда. я увидел чудо-юдо. «Чудо-юдо, ты откуда? Из-под снега или с неба?» Обернулось чудо-юдо, улыбнулось чудо-юдо, И сказало чудо-юдо:»Энзы-брэнзы, я из Пензы!»
«Журавль» — осетинская игра
Дети выбирают водящего и «волка». Остальные -«журавли», становятся в колонну по одному. Каждый кладёт руки на пояс впереди стоящему. Водящий становится впереди колонны и старается всё время быть лицом к волку. Журавли, не разрывая колонны, прячутся за ним. Волк может схватить любого журавля, кроме водящего. Играют до тех пор, пока волк не схватит журавля. После этого выбирают нового водящего и волка.
-Как курлычут журавли? -Гли, гли, гли! -Что на них наводит страх? -Волк в горах! -Кто прогонит волка вон? -Я! Ты! Он!
«Колышки» — татарская игра
Дети выбирают водящего. Нарисовав на площадке круг диаметром в 15 шагов, они делятся на пары и встают по кругу. Один игрок становится внутрь круга лицом к центру, а другой за ним вне круга. Водящий из центра круга должен подойти к кому-нибудь из стоящих вне круга ребят и сказать:» Элчи-бэлчи, продай колышек!» После этого водящий бежит в одну сторону, а игрок, к которому он обратился, в другую. Напарник этого игрока делает шаг назад за круг, а тот, кто раньше прибежит, становится впереди него, внутри круга. Опоздавший-водит.
Элчи-бэлчи, нам сказали, что на автовокзале, За заборчиком в полоску, у газетного киоска, Там, где вывеска «Аптека», а за ней «Библиотека», А за старым новый дом, парк культуры, автодром… Так о чём мы говорили? Элчи-бэлчи, мы забыли!
«Найди бусы» — тувинская игра
Дети выбирают ведущего и угадчика. Остальные ребята становятся в ряд, сжимают ладони «лодочкой» и вытягивают их вперёд. Ведущий принимает такую же позу, пряча в руках бусы или какой-нибудь другой предмет — камешек, верёвочку, пуговицу. Он обходит ребят, делая вид, что каждому из них вкладывает в руки этот предмет. А угадчик пытается угадать: кому же он передал его? Если угадчик отгадает, он придумывает фант для ведущего, например, добежать до определённого места, сплясать или что-нибудь другое. Если же он ошибается, ведущий придумывает фант для угадчика. Потом выбирают новых ведущего и угадчика.
А Б В Г Д Е Ж -едет жаба на еже, З И К Л М Н О , зайка, глянь ко мне в окно! П Р С Т У Ф Х, перья есть у петуха, Ц Ч Ш Щ Э Ю Я, а у щуки чешуя!
«Горелки» — удмуртская игра
Дети становятся в колонну по два, а впереди — лицом к ним -водящий. В руке у водящего платок. Вот он поднял его и сразу же ребята, стоящие в последней паре, устремляются к нему. Тот, кто подбежит первым, берёт платок. Теперь уже он водящий, а прежний водящий становится в пару с его товарищем впереди остальных детей. Затем по сигналу бежит следующая пара.
Дождик, уходи, солнышко, води, Чтобы коромысло над землёй повисло: Одним концом над рекой Чепцом, А другим концом над моим крыльцом! «Змейка» — игра народов Чечено — Ингушетии
Ребята берутся за руки и, напевая песню, змейкой движутся в такт напеву. Идущий впереди старается неожиданно свернуть и проскочить под руками какой-нибудь пары — «затянуть узел». Попавший в узел, должен присесть и развернуться так, чтобы продолжать путь, не разнимая рук. Ребята, которые разнимут руки, выбывают из хоровода.
Жил на свете Жилдабыл, с Былдажилом он дружил. Жилдабыл без Былдажила дня бы верно не прожил. Но уехал Жилдабыл и не пишет Жилдабыл. Неужели Жилдабыл Былдажила позабыл?
«Солнце и месяц — чувашская игра
Ребята выбирают двух вожаков. Те втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем». «Ты чей?»-спрашивают вожаки у играющих. Отвечать надо тихо, чтобы никто, кроме вожаков не услышал. Так составляются 2 команды. После этого на земле проводится черта. Вожаки становятся друг против друга и берутся за руки. За ними в затылок, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются ребята из их команд. Они помогают своим вожакам, которые стараются перетянуть друг друга за черту.
Город новый, город старый-славный город Чебоксары! В Чебоксарах на бульварах тараторят воробьи: Чики-вики, чики-брики, чив,чив,чив-чиви!
«Ястреб и утка» — якутская игра
На площадке рисуют два круга- два «озера». Между ними расстояние в 5-10 шагов. По считалке выбирают «ястреба», остальные-«дикие утки»- чирки, нырки и шилохвостки. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостки- в другом. Затем утки меняются местами: чирки перелетают в озеро к шилохвосткам, шилохвостки к ныркам, а те в свою очередь, перелетают к чиркам. В это время ястреб, который находится «на суше»(между двумя озёрами) ловит уток. Пойманные утки выбывают из игры. В озере уток ловить нельзя.
Утицы- птицы плывут по пруду: Головка в водице, а хвост на виду. Ты, Нырок, ныряй, не тони, Тут нырни, а там вынырни! Ты, Чирок, крылом черкани! А ты, Шилохвостка, всех обгони!
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
подготовил воспитатель МДОУ центра развития ребенка – детского сада 45 «Колосок»: Юсупова Елена Михайловна
Цель: Познакомить детей с народом и культурой Башкирии
Задачи:
- Познакомить детей с природой, культурой башкирского народа;
- Воспитывать доброе, уважительное, отношение к каждой культуре народов России.
- Развивать внимание, речь, память;
- Создать эмоционально – положительный климат для занятия художественно- речевой деятельностью;
- Создавать дружескую атмосферу в группе;
- Воспитывать у детей основы духовно – нравственной культуры народов России.
Используемые методы и приемы:
- Словесные (Беседа воспитателя, вопросы, пояснения).
- Практические (Дидактические и подвижные игры).
- Наглядные (слайды, иллюстрации).
Материалы: Готовые шаблоны: мусульманские узоры, орнамент, клей, полоска бумаги на каждого ребенка, клеёнка, салфетки.
Предварительная работа:
Сбор информации по теме. Подготовка материала и оборудования. Рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах (мальчик, девочка).
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.
Пальчиковая гимнастика: «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны) Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, милый мо дружок (соединить пальчики над головой, округлив руки).
Мы живем в родной стране (развести руки в разные стороны).
И я вас всех люблю (обнять себя руками).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живём? (В России)
Правильно, Мы с вами живём в большой, многонациональной стране она называется Россия, а в ней есть такая замечательная республика, которая называется Башкортостан. Сегодня мы с вами познакомимся с традициями и культурой народа Башкирии.
Воспитатель: Этот удивительный край необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, то можно увидеть и горы, и долины, и реки, и озера, и леса. В Башкирии очень дружно живут русские, башкиры, татары, марийцы и люди многих других национальностей. (дети смотрят слайды).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (кукла, девочка).
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашей гостьей. Её зовут Ляйсан. Посмотрите, какой красивый наряд она одела. У Ляйсана красивое платье зеленого цвета, с красной оборкой по краю, с длинными рукавами и воротником. Жилеточка с цветочным орнаментом называется камзул. На ногах красные сапожки. Голову украшает налобная повязка с круглыми медальонами. Ляйсан по национальности башкирка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, добрая она или злая? (ответы детей).
Воспитатель: Наша гостья другой национальности, но она очень добрая, красивая и дружная. И не только наша гостья такая, Башкирский народ весь очень дружный, отзывчивый. (дети рассматривают взрослых в башкирских национальных костюмах.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у народа Башкирии есть свои обычаи и традиции. А еще они любят танцевать. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Сабантуй», где можно услышать их любимые мелодичные песни о родном крае, своих близких. На этот праздник башкиры надевают свои национальные костюмы и исполняют народные танцы.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? (да). Ляйсан хочет с нами немного поиграть и принесла нам свою башкирскую народную игру «Курай». Давайте поиграем в эту игру? (Дети соглашаются).
Подвижная игра «Курай»
Проводится игра: в центре круга один ребенок, он кураист, ходит в противоположную сторону. Дети взявшись за руки, идут по кругу. Услыхали нашкурай и собрались все сюда. Наигравшись с кураистом, разбежались кто куда: Хай, хай, хай, хай на зеленом на лугу, мы попляшем под курай. (дети разбегаются по группе) Ты курай задорный, веселей играй, тех кто пляшет лучше выбирай. (ребенок кураист выбирает лучшего исполнителя движений).
Подвижная башкирскаяигра «Курай»
Подвижная башкирская игра «Курай»
Воспитатель: Дети, рассаживаемся на свои стульчики.
Вот как весело мы поиграли. А еще Ляйсан принесла свои национальные блюда и хочет вам их показать (показ картинок, слайдов).
Воспитатель: Еще ребята, Башкортостан славится своим медом.
А давайте узнаем, чем полезен мёд? (ответы детей)
Правильно, ребята, он лечебный и целебный, укрепляет иммунитет.
Вот посмотрите, у меня есть вот такой бочонок, который принесла Ляйсан нам из Башкирии. (Детям показываю бочонок.)
Воспитатель: А еще, ребята, наша гостья принесла нам красивые узоры из Башкирии.
Но чтобы мы их не потеряли, давайте наклеим эти узоры на белый лист бумаги и сохраним себе на память. (творческая деятельность детей: аппликация)
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, с каким народом мы с вами сегодня познакомились? (Ответы детей: башкиры) А в какую игру мы играли, кто помнит? (Ответы детей: Курай)
Давайте скажем Ляйсан спасибо, что пришла сегодня в гости к нам и познакомила нас со своей культурой и традициями.
До свидания, ребята! (Дети прощаются)
Список литературы:
- Губайдуллина Ф.Х. Край родной, тебя пою! – Уфа, БИРО, 2005. -144с.
- Галяутдинов И.Г. и др. Детский фольклор. – Уфа: Издательство «Китап», 1994. – 160с.
Следующая > |
Характеристика[ | ]
Игры разделяются делятся следующие группы:
- детские (бег с яйцом, Уксы, Бакыр букэн, куз бэйлэш, гургульдэк, ус куныс, таяк ташламыш, усэт, кул туп, юрта (Тирмэ)[1] — по своему содержанию похожи на русские игры жмурки, прятки, горелки, лапту и др.) или взрослые.
- сюжетные с наличием персонажей и ролей («убырлы ҡарсыҡ» — «ведьма», «айыу менән куяндар» — «медведь и зайцы», «йәшерәм яулыҡ» — «прячу платочек») и бессюжетные — состязательные («Расщепляющая стрела», «Белый тополь, синий тополь», «Липкие пенечки» и др.).
- игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: «Игра тетеревов», «Игра кукушек».
- спортивные игры: бег наперегонки (йугереш), бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканого полотенца и др. («уҡ атыу» — «стрельба из лука», «күк бүре» — конная игра «серый волк», «тал сабыу» — «рубка лозы», «ҡырҡҡы уҡ» — «расщепляющая стрела», «өс бүкән» — «три пня».
- игры, сопровождающие праздники (каргатуй, сабантуй, майдан, туй) и обряды, посвящённые этапам жизненного пути людей, таких как рождение или смерть, переход из детства во взрослую жизнь, вступление в брак), связанные с календарными праздниками.
- игры мужские (конноспортивные) или женские.
- игры познавательные.
По месту проведения башкирские игры разделяются на домашние («аулаҡ өй» — «девичник», «йондоҙ һанау» — «звездочёт»и др.) и полевые («түңәрәк» — «хороводы», «яулыҡ сөйөү» — «закидывание платка», «соҡор туп» — «мяч в ямке», «сәкән» — «игра в мяч» и др.).
Проводились состязания в игре на музыкальных инструментах — гармони, думбыре, дунгуре, кубызе, курае. При этом один начинал играть какую-либо мелодию, а следующий — заканчивал.