Проектная (исследовательская) работа ученицы 4 класса «Фортепиано — лучший музыкальный инструмент»


Научно — исследовательская работа на тему:»Влияние музыки на человека»

Из этого следует, что музыка развивает все виды восприятия и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, ассоциативную).

2.3 Влияние музыки на организм человека.

Учёные рекомендуют использовать музыкуи для лечения некоторых заболеваний: (Слайд 8)

Опыт лечебного применения музыки имеет многовековую историю. Аристотель считал музыку средством лечения тела и очищения души. Выдающийся врач Авиценна уже тысячу лет тому назад исцелял музыкой нервнобольных. В Китае уже много веков назад музыка использовалась как лекарство.

Гармоничные мелодии благотворно влияют на человека, например:

• Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов. • Орган – приводит ум в порядок. • Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу. • Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему. • Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность. • Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости. • Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление. • Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение. • Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки. • Балалайка – лечит органы пищеварения. • Труба – лечит радикулит.

Еще в Древней Греции ученые обнаружили, что прослушивание определенных музыкальных композиций помогает быстрее выздоравливать и способствует улучшению самочувствия больных.

Также, музыка оказывает сильнейшее влияние на психическое состояние человека. Интересно, что знаменитый греческий ученый Пифагор начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и взбодриться, а вечером – успокоиться и настроиться на отдых.

2.4 Эксперименты учёных, доказывающих различное влияние музыки.

Но всякая ли музыка одинаково полезна?

Швейцарский ученый Ханс Йенни изучал воздействие звука на воду(Слайд 9). Под воздействием звука капелька воды, вибрируя, принимала форму трёхмерной звезды или двойного четырехгранника в кругах. Чем выше была частота вибрации, тем сложнее были формы. Но как только звук стихал, красивейшие образования снова становились по форме капелькой воды. Японский учёный профессор Эмото Масару проводил эксперименты по воздействию на воду различной музыки, положительных и негативных высказываний. (Слайд 10)

Его опыты показали, что результатом воздействия духовной и классической музыки и слов, несущих положительную энергетику, является образование в обычной воде снежинок поразительной красоты.

Влияние музыки на человека

Библиографическое описание:

Долгобородова, Д. А. Влияние музыки на человека / Д. А. Долгобородова, В. А. Варенцов. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/10884/ (дата обращения: 10.10.2020).


Самое прекрасное, что есть у большинства живых организмов и человека в том числе — это восприятие звуков. В течение жизни мы слышим их огромное количество, и все они различны — одни мы воспринимаем с восторгом, другие наоборот. Я думаю, нет таких людей, которые сказали бы, что им не нравятся звуки природы, которые мы можем услышать в тех уголках, где нет поблизости человека, будь то лес или просто луг. С древних времен человек прислушивался к ним и старался создать подобные в своей жизни, придумывая для этого различные музыкальные инструменты. Так родилась музыка.

Как же человек воспринимает звук?

Звуковые колебания воспринимаются либо через органы слуха, передающие полученную информацию в особые участки мозга, либо колебания определённой частоты напрямую воздействуют на функционирование отдельных органов и организм в целом.

В первом случае мозг, в зависимости от полученной информации, направляет органам сигналы, возникающие под её влиянием. Во втором случае механизм воздействия звуковых колебаний следующий. Каждый орган работает в своём особом режиме, биоритмы работы любого здорового органа лежат в определённом диапазоне частот, общем для подавляющего большинства людей.

Например, частота работы сердца и гладкой мускулатуры внутренних органов близка к 7 Гц. Альфа-режим работы мозга — 4–6 Гц. Бета-режим — 20–30 Гц. При совпадении или приближении частоты звукового колебания к частоте биоритмов того или иного органа возникает хорошо известное всем явление резонанса (усиление колебаний) или антирезонанса (подавление колебаний). Возможны также случаи так называемого неполного резонанса (частичного совпадения колебаний). Но, как бы там ни было, орган начинает работать в непривычном или вовсе дисгармоничном для него ритме, что может привести к развитию патологии как этого органа, так и всего организма в целом. Человек слышит звуковые колебания в среднем с частотой от 20 Гц до 20 КГц.

Выше этого диапазона начинается область ультразвуковых колебаний, но прямое воздействие на организм в общем случае оказывают в основном колебания от 2 до 10 Гц. Помимо этого, следует отдельно перечислить ряд дополнительных факторов, которые также влияют на наш организм:

  1. Громкость звука (свыше 20 дБ появляются болезненные ощущения, а при 150 возможен летальный исход).
  2. Шум. Особенно влияет так называемый “белый шум” (фоновый шум). Его уровень, который составляет примерно 20–30 дБ, безвреден для человека, так как является естественным.
  3. Продолжительность воздействия звуковых колебаний. Любой шум достаточной интенсивности и длительности воздействия может привести к снижению слуховой чувствительности и некоторым функциональным недомоганиям.

Нельзя забывать и о том, что музыка и любой звук вообще действуют не только как факторы физические, — то есть как определённой частоты колебания, — но и содержат своеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд. Конечно же, он тоже воздействует на человека. Приведём некоторые примеры влияния музыки на человека.

Из глубокой древности к нам пришло знание о воздействии различных музыкальных ладов на настроение человека. Так с помощью александрийского лада помогали создать торжественный настрой, индийский лад способствовал гармонизации организма и сознания человека, а фригийский был незаменим в военном деле. Наиболее глубокое воздействие музыка оказывает на тех, кто подготовлен к ее восприятию. Активное внимательное прослушивание гармоничных музыкальных произведений позволяет эффективно возвысить сознание, ощутить вдохновение и, вместе с тем, существенно способствует нашему здоровью. В давние времена определенные ритмы, созвучия использовали как анестезирующее средство. В настоящее время этим методом обезболивания пользуются в некоторых стоматологических клиниках США.

Красивая музыка стимулирует интеллектуальную деятельность, дарит вдохновением. Многие писатели и поэты сочиняли свои произведения во время или после прослушивания музыки.

В настоящее время музыку так же используют в медицине. Музыкотерапия — одно из наиболее интересных и пока мало исследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом. Музыкотерапия была официально признана в Европе в XIX веке, когда ее стали использовать в своей практике многие передовые врачи. Но расцвет этого направления медицины и психотерапии пришелся уже на XX век.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:

1) Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии:

2) Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

3) Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

4) Повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Можно использовать активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

1) Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия);

2) Реактивной (направленной на достижение катарсиса);

3) Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участникам группы предлагают прослушать специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсудить их собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии они прослушивают, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10–15 минут).

А что же говорит современная медицина о воздействии музыки на здоровье людей? За последние десятилетия проведены сотни экспериментов, написано множество научных трудов, опубликованы тысячи статей в серьезных медицинских изданиях. Вот некоторые факты из мира медицины, подтверждающие положительное влияние музыки на здоровье и организм человека

– Ученые из Гонконга выяснили, что занятия музыкой развивают память и умственные способности детей. Их продолжительные наблюдения доказали, что без каких-либо специальных упражнений для памяти, память человека улучшалась пропорционально тому, на сколько долго он в детстве занимался музыкой.

– Еще одним доказанным фактом положительного влияния музыки на здоровье человека является тот факт, что звучные мелодии помогают восстановлению после операции на сердца. Прослушивание радостной и веселой музыки, способной вызвать позитивные эмоции и хорошее настроение, рекомендуется при профилактике сердечнососудистых заболеваний. По мнению ученых, музыка помогает человеку улучшить циркуляцию крови, снижает кровяное давление, расширяет кровеносные сосуды и замедляет частоту сердечных сокращений.

– Ученые установили, что звуки, исходящие с различной периодичностью и в определенной тональности, способны убивать болезнетворные микробы. Когда в средние века города охватывала эпидемия чумы, чтобы справиться с ней, народ, не переставая, звонил в колокола. И это действительно помогало. Сегодня достоверно известно, что активность микробов в организме человека падает на 40 %, после того как он продолжительное время слушает церковную музыку или колокольный звон.

– Музыка предотвращает потерю слуха. Это было выяснено в ходе одного из простых экспериментов. 163-ем испытуемым, 74 из которых были бывшими музыкантами, предложили пройти несколько тестов, результаты которых показали, что даже семидесятилетние музыканты слышат речь в шумной обстановке и воспринимают звуки лучше, чем пятидесятилетние немузыканты.

Звуки музыки родились одновременно с живыми существами, способными их воспринимать. С тех пор прошло много времени, звуки превратились в музыку, а музыка стала искусством, которое не забыто и в наши дни, продолжает жить с нами, не покидая ни на мгновенье. Ее начали изучать как науку и обнаружили очень много целебных свойств, которые находят все большее применение в повседневной деятельности.

Литература:

  1. Сац Н. И. Всегда с тобой. Страницы жизни. Изд. 2-е, доп. М., «Дет. лит»., 1978., 496 с.
  2. Колов В. С., Рыбакина Е. Л. Музыка в потоке времени. — М.: Мол. гвардия, 1988., 318 с.
  3. Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта. \ Пер. с англ. Л. М. Щукин. — Мн.: ООО «Попурри», 1999., 320 с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: музыка, орган, организм человека, время, звук, колебание, лечебное действие, положительное влияние музыки, полученная информация, участник группы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: