Актуальность
В свете современных требований к преподаванию русского языка в качестве центральной единицы обучения рассматривается текст, в связи с чем целесообразно как можно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения, обучать анализу текста.
Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации. Всё это можно назвать составными частями многоаспектного анализа текста.
Что же представляет собой анализ текста? «Анализ» от древнегреческого «разложение, расчленение» предполагает изучение частей, из которых состоит текст. Выбор этих частей и направление анализа зависит от того, какие цели ставит перед собой исследователь.
Если мы хотим изучить форму, структуру текста, его языковые особенности, то это будет лингвистический анализ текста.
Если мы сосредоточим наше внимание на лексике и фразеологии, то это будет лексико-фразеологический анализ.
Разбор текста с точки зрения его содержания и формы в их единстве – целостный или комплексный анализ, который является заданием олимпиады по литературе. И так далее.
В данной статье мы остановимся на лингвистическом анализе.
Схема лингвистического анализа текста
- Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);
- Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);
- Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
- С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);
- К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);
- Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);
- Какова идея текста (основная мысль);
Цикл уроков «Лингвистический анализ текста»
2. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение). Укажите средства связи между предложениями в тексте. (Лексические: синонимы, антонимы, повторение слов. Грамматические: союзы, соотношение видов и времени глаголов, местоимения, однокоренные слова. Синтаксические: порядок слов, роль вопросительных и восклицательных предложений, прямой речи, сложные или простые синтаксические конструкции). Определите композицию текста, составьте план.
3.Определите стиль речи в тексте. (Художественный, научно-популярный, публицистический, разговорный, деловой…). Назовите приемы стиля (лексические, грамматические, синтаксические особенности; целевая направленность текста).
Справка. Особенности публицистического стиля:
— Цель стиля
– передать важную для общества информацию, воздействовать на читателя и слушателя, в чем-то его убедить, к чему-то призвать. Темой произведения публицистического стиля являются общественно-политические события и явления.
— Сфера
употребления стиля – статьи, заметки в журналах, газетах, репортажи, очерки, письма, сочинения, рецензии.
— Языковые приметы – вводные слова; обращения; побудительные вопросительные, восклицательные предложения; риторические вопросы; неполные предложения; употребление общественно- политической лексики, фразеологизмов, слов в переносном значении; допустимость слов разговорной и книжной лексики; употребление личных местоимений; четкая авторская позиция, выраженная с помощью эмоциональных прилагательных и наречий; употребление глаголов в повелительной наклонении.
4. Составьте партитуру чтения (логические ударения, большие и маленькие паузы, повышение – понижение голоса, темп речи, интонация).
5. Повторное выразительное чтение текста.
Изложение текста с описанием действия.
Цели:
Продолжить знакомство с описанием действия, ролью этих описаний в речи, ролью наречий в описании действия.
Формирование навыков определения темы, идеи текста, языковых средств (эпитет, сравнение, метафора).
Воспитание эстетического отношения к природе; ответственного отношения к делу, порученному тебе.
Оборудование к уроку.
Карточки с текстом «Коси, коса!» А. Мусатова.
Ход урока.
Сообщение темы и целей урока.
Повторение знаний об описании действий. Запись на доске:
А) Сохранение последовательности описания, четкости описания, точности описания.
Б) Роль наречий (яркость речи, можно избежать повторов).
Чтение текста «Коси, коса!» А. Мусатова.
Коси, коса!
Санька был доволен, что проснулся так рано. Еще бы! Ведь нет больше конфуза, как заявиться на луг, когда там уже вовсю идет работа. Вскинув косу на плечо, Санька направился к конторе.
Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте
- Общие стилистические особенности данного текста:
- Жанровые особенности текста:
- Лексические средства выразительности:
- Средства художественной выразительности, характерные для художественного и публицистического стилей:
- Фонетический уровень – звуковые образные средства:
- Морфологические средства выразительности:
- Синтаксические средства выразительности:
План комплексного анализа текста (9-11 классы)
План комплексного анализа текста
(9—11 классы)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков. 2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы. 3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.) 4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.) 5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)? 6. Какое настроение преобладает в тексте? 7. Определите тему текста. 8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор). 9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста. 10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях). 11. Как соотносятся начало и конец текста? 12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)? 13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора). 14. Понаблюдайте над лексикой текста: Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов. Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор? Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены? Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы. Найдите перифразы. С какими целями они использованы ? К • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении. Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены? Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).(9—11 КЛ.) 1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков. 2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы. 3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.) 4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.) 5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)? 6. Какое настроение преобладает в тексте? 7. Определите тему текста. 8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор). 9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста. 10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях). 11. Как соотносятся начало и конец текста? 12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)? 13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора). 14. Понаблюдайте над лексикой текста:
- Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
- Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
- Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
- Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
- Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
- Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
- Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
- Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
- Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).
Пример лингвистического анализа текста
Лингвистический анализ произведения или текста проводится с целью изучения формы, структуры текста, а также его языковых особенностей. Проводится на уроках русского языка и показывает уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста учеником, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом, терминологией.
В качестве примера проведем лингвистический анализ отрывка повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Текст
Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.
– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»
– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!
Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.
Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»
Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.
Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.
Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»
Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.