Портрет в музыке 3 класс план-конспект урока по музыке
«В каждой интонации спрятан человек».
Цель урока: научить отличать одно сочинение от другого, различать персонажей музыкальных произведений, понимать их настроения и чувства.
Задачи урока:
1. Раскрытие художественной и изобразительной функции интонации в музыке.
2. Развитие эмоциональной сферы учащихся.
3. Воспитание музыкального вкуса.
Продолжительность урока: 45 минут
Оборудование урока:
- Аудио – DVD – аппаратура
- Фортепиано
Ход урока.
- Организационный момент и постановка цели урока.
(Настроить детей на творческое осмысление музыкального материала.)
-Здавствуйте, сегодня мы с вами узнаем как интонация может рассказать нам о характере и настроении людей. Для начала вспомним, что же такое интонация?
Предполагаемый ответ: 1.Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон.
2.Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении
— А какие бывают интонации?
Предполагаемый ответ: Мажорная и минорная. Мажорная бывает светлая, радостная, весёлая, открытая. А минорная – грустная, печальная.
— Молодцы! А сейчас попробуйте сказать одну фразу с разной интонацией? Попросите соседа спеть песню!
(Учитель предлагает детям различные интонации. Например: грозно, застенчиво, радостно, лениво.)
-Очень хорошо! Так вот, сегодня мы с вами узнаем — можем ли мы без слов понять, что нам хотел сказать композитор в своём произведении, какое настроение и какой характер?
- Основная часть.
— Сейчас мы прослушаем фрагмент из музыкального произведения. И я намеренно не буду говорить вам название. А затем вы расскажите — что вы представили под эту музыку и какое у неё настроение?
(Пока учитель ставит аудиозапись, он просит детей вспомнить — как нужно правильно слушать музыку).
Предполагаемый ответ: Тихо, не разговаривать, вдумчиво.
-Молодцы! А теперь слушаем музыку!..
Звучит фрагмент Чайковского П.И. «Болезнь куклы»
— И так, что же хотел сказать нам этой музыкой композитор?
Предполагаемые ответы детей: Настроение музыки грустное, значит что-то печальное произошло.
Кажется, что погода на улице плохая, и от этого грустно.
— На самом деле это произведение П.И.Чайковского «Болезнь куклы». (Учитель показывает на экране иллюстрацию — расстроенная девочка держит в руках куклу). Молодцы, хоть вы и представили разные ситуации, но настроение музыки вы все угадали правильно.
-Теперь слушаем следующий фрагмент и попробуйте представить уже какой-то образ.
Звучит фрагмент Мусоргского М.П. «Баба Яга».
— А какой характер у этого произведения, какого персонажа вы представили?
Предполагаемые ответы детей: Баба Яга летит на своей ступе над лесом.
Кащей Бессмертный грозно облетает свой лес.
Баба Яга в избушке на курьих ножках.
(Учитель показывает на экране иллюстрацию мультипликационной Бабы Яги в ступе).
-Молодцы. Это произведение Мусоргского М.П. «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки». Действительно в этой пьесе композитор очень натурально рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит.
-А вот сейчас мы послушаем, как характер можно нарисовать и в песне. (Учитель показывает иллюстрацию на экране — девочка в школьной форме что-то считает, загибая пальцы).
— Есть у известной детской поэтессы Агнии Барто стихотворение «Болтунья». (Учитель зачитывает фрагмент этого стихотворения).
Болтунья (А.Барто)
Что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала, Когда я шла вчера из зала: «Драмкружок, кружок по фото Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото… Но мне еще и петь охота, И за кружок по рисованью Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!
— Скажите, пожалуйста, о чем эти стихи?
Предполагаемый ответ: Девочка очень хочет заниматься во всех кружках, но не знает какой лучше выбрать. Получается, что у неё всё только на словах, поэтому одноклассник «Вовка» прозвал её болтуньей.
-А теперь послушаем, какую музыку на эти стихи придумал. С.С.Прокофьев. И вы мне скажете, как в музыке передан смысл стихотворения?
Звучит фрагмент Прокофьева С.С. «Болтунья».
-Вот, мы прослушали с вами небольшой фрагмент из этой песни. Так как же в музыке передан смысл стихотворения Агнии Барто.
Предполагаемый ответ: Когда Лида перечисляет кружки, в которые ей бы хотелось ходить, то музыка очень подвижная, быстрая, а, когда она поёт о том, что Вовка её называет болтуньей – ей обидно и музыка становится медленней и немного грустная!
Сегодня мы целый урок с вами говорим об интонации, что она передаёт и характер, и настроение музыки, но, как мы уже вспоминали в начале урока – интонация – это и точное попадание в ноты, и для того, чтобы нам хорошо спеть песню, обязательно нужно распеться.
- Распевка. -Поиграем с интонацией. Сомкните губы и попробуйте повторить за мной. (Учитель воспроизводит различные интонации на звук «м-м». А дети повторяют за учителем.
— А теперь попробуем знакомую нам распевку «ми-я, ми-я, ми-я-а-а-а» спеть с радостной интонацией, затем с грустной интонацией.) Мажор –минор. (Дети поют под сопровождение фортепиано).
-Распевочка на дикцию. «Бри-брэ-бра-бро-бру», меняя первую букву на «г» и «п». (Распевка для развития активной дикции и артикуляции).
-Не ленитесь!
-А теперь давайте вспомним песню, которую мы изучали на прошлых уроках.
Исполнение песни «Хоттабыч» музыка: Гладков Г., слова: Энтин Ю.
-Как вам кажется, в этой песне интонация помогает нам нарисовать образ главного героя?
Предполагаемый ответ: Да!
-А каким способом?
Предполагаемый ответ: весёлая, задорная музыка, а в припеве слово «Хоттабыч» необычно пропевается.
Работа над дыханием, точностью интонирования, фразировкой.
- Обобщение.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Предполагаемые ответы детей: Мы узнали, что с помощью интонации можно нарисовать любую картину.
Показать характер человека или сказочного персонажа.
— Какую роль интонация играет в нашей жизни?
Предполагаемый ответ: Большую. С её помощью мы можем показывать своё настроение, описывать события.
-И так, интонация очень важна. Она помогает нам лучше понять: друг друга, музыкальные произведения. С её помощью мы видим — что закладывает композитор в свою музыку.
Вывод
Цель урока достигнута, задачи выполнены. Учащиеся пополнили свой багаж знаний, умений и навыков.
Урок музыки в 3 классе
Тема урока: «Портреты в музыке».
На данном уроке используется технология проблемного обучения. У обучающихся формируются мыслительные навыки – умение вслушиваться, доказывать и обобщать, развивается умение сравнивать, сопоставлять.
На уроке используется частично-поисковый метод, методы моделирования, пластического интонирования, графического иллюстрирования, эффект неожиданности.
Цели урока:
обучаюшие:
- формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать
- развитие умения сравнивать, сопоставлять
- формирование навыка интеграции различных видов искусства
коррекционная:
- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся
- развитие импровизации в доступных для детей формах
- создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят
воспитательная:
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку
- воспитание грамотного слушателя
Тип урока:
Изучение нового материала
Методы:
- словесно-индуктивный (беседа, диалог)
- наглядно — дедуктивный (сравнение)
- частично — поисковый (импровизация)
- моделирование
- пластическое интонирование
- графическое иллюстрирование
Оборудование урока:
- портреты композиторов
- «Детский альбом» П.И. Чайковского
- аудиозаписи для музыкального ряда
- презентация POWER POINT
- фортепиано, ноты, музыкальный центр
- иллюстрации по теме, рисунки учащихся
I. Организационный момент.
Е. Тиличеева «Музыкальный урок».
II. Объявление темы и задач урока.
III. Ход урока.
У:
Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».
Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка рассказывала нам о сказочных персонажах. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы?
Д:
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
У:
Кто является автором этой сказки?
Д:
Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин.
(На экране проецируется портрет Пушкина).
У:
Верно. А кто является автором оперы?
(На экране проецируются портреты русских композиторов– П.И.Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, если ребята дают правильный ответ,портрет Римского-Корсакова увеличивается в размере, остается на экране один).
Д:
Музыку написал Н.А. Римский-Корсаков.
У:
Правильно. А как еще называют Николая Андреевича?
Д:
Композитор-сказочник, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты.
У:
Хорошо. А что такое «опера»?
(На экране появляется термин «опера», пояснение термина).
Д:
Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
(На экране появляется пояснение термина).
У:
Верно. А какие три чуда описывает музыка? Вспомните, как рисует музыка сказочные чудеса?
(Слушание в аудиозаписи начала каждой из пьес).
У:
Чья тема только что прозвучала?
Д:
Прозвучала тема белочки.
( На экране появляется изображение белочки).
У:
Правильно. А как вы догадались? Каким голосом поет белка?
Д:
Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.
У:
Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?
Д:
Я слышала, но эта песенка совсем коротенькая – «Во саду ли, в огороде».
У:
Верно. Римский – Корсаков включил в свою оперу русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
У:
Хорошо. А это что за чудо? Какая здесь музыка? ( Показать богатырскую осанку и стать).
Д:
Прозвучала тема богатырей.
( На экране появляется изображение богатырей).
У:
Какая здесь музыка? Как она звучит?
Д:
Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие, марш.
У:
А это что за чудо?
Д:
Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».
У:
Каков характер пьесы «Царевна – Лебедь»? Что изображает музыка?
( На экране появляется изображение Царевны – Лебедь).
У:
Как наши ручки будут двигаться под эту музыку?
(Пластическое интонирование: рука в воздухе рисует фигуру лебедя).
Д:
Характер певучий, плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.
У:
Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой также рисует нам облик сказочного персонажа. Пьесу сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский.
( На экране появляется портрет П.И. Чайковского).
Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.
(Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского).
У:
Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?
Д:
Злой, недобрый.
У:
А кому может принадлежать такая музыка? Вспомните, пожалуйста, самых популярных сказочных персонажей. Кого вы можете назвать?
Д:
Баба – Яга, Кощей, Буратино, Карлсон…
У:
Кому же из перечисленных героев подошла бы такая музыка?
Д:
Бабе-Яге!
У:
Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?
Д:
Баба-Яга злая, коварная, жестокая.
У:
А как вы это поняли? Музыка этой пьесы похожа на музыку темы Белочки или Царевны – Лебеди? Звуки такие же длинные, плавные?
Д:
Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.
У:
А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?
Д:
Выделяет.
( На экране появляется термин «акцент»).
Д:
Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Петр Ильич использует в пьесе прием – акцентирование звуков. Ребятки, акцент – это ударение в музыке.
( На экране появляется объяснение термина, запись термина в тетрадь).
У:
Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку?
(Работа у доски – графическое иллюстрирование).
У:
Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе?
( На экране появляется изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).
У:
Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?
Д:
Темп быстрый, живой, не останавливается.
(На экране появляется изображение летящей Бабы-Яги).
У:
На каком инструменте исполняют пьесу?
Д:
Пьесу исполняют на фортепиано.
У:
Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте.
(Чтение стихотворения: учитель и ученик).
У:
Как вы думаете, стихи поэта помогают нам лучше понять музыку?
Д:
Да.
У:
А у меня есть такое предложение: давайте попробуем это стихотворение пропеть на мелодию пьесы П.И. Чайковского.
(Исполнение учителем фрагмента песни и разучивание с детьми нескольких строчек).
У:
Давайте пропоем более выразительно! Интонацией в голосе покажем характер героини!
(Повторное исполнение в характере).
У:
Хорошо! Спасибо! А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Но все-таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет напомнить?
( На экране появляется термин «балет» и его объяснение).
Д:
Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.
У:
Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?
Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!
(Моделирование и пластическое интонирование).
Д:
Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.
У:
Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.
(Пластическое интонирование).
У:
Как вы все старались! Молодцы! А теперь давайте попробуем соединить наше пение с пластическим интонированием.
(Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием).
У:
Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!
А я хочу вам сказать, что пьеса «Баба-Яга» входит в «Детский альбом» П.И. Чайковского.
(На экране появляется изображение «Детского альбома»).
Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы?
Д:
«Мама», «Сладкая греза», «Старая кукла» и т.д.
У:
Молодцы! Не забыли!
Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.
Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?
Д:
В мультфильме «Летучий корабль».
У:
Да, в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно – Бабки — Ёжки. И поют они забавные частушки. Музыку этих частушек и всего мультфильма в целом сочинил Максим Дунаевский.
(Демонстрируется портрет).
(В класс вбегает вокальный ансамбль, переодетый в костюмы Бабок – Ежек, они исполняют частушки и также быстро убегают).
У:
Ну вот, прибежали, пошумели, частушки спели и побежали дальше.
Вот, оказывается, какой разной может быть Баба-Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной.
Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря сказочному образу Бабы-Яги (на экране проецируются портреты П.И. Чайковского и М.И Дунаевского без фамилий).
Кто из вас сможет назвать их фамилии? (При правильном ответе, на экране высвечиваются фамилии композиторов).
Д:
П.И. Чайковский и М.Дунаевский.
У:
Правильно. Как вы думаете, почему я поместила фотографии обоих композиторов на одном слайде? Что их может объединять?
Д:
Я думаю, потому что они оба сочинили музыку про Бабу – Ягу.
У:
Совершенно верно. Но они по-разному раскрыли нам этот сказочный образ. А кроме этого, что еще нового вы узнали?
Д:
Мы узнали про ударение в музыке.
У:
Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?
Д:
Акцент – это ударение в музыке.
У:
Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!
(Поощрение учащихся, выставление оценок).
Дома попрошу вас выполнить следующее задание – нарисуйте рисунок к пьесе «Баба-Яга» П.И. Чайковского.
В заключение мне хочется сказать, что сказок существует очень много, они всегда гуляли и будут гулять по свету, и вы об этом нам сейчас споете.
( Жестом руки учитель просит учащихся встать,
дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету», во время которой на экране появляется изображение сказочных персонажей).
Всем спасибо за урок! До свидания!