Перспективный план кружка по рисованию в старшей группе «Радуга красок»Нетрадиционная техника рисования


Немного лирики

Рисование

— это навык, который развивается по мере практики. Вы не одиноки, когда думаете, что вы ужасны в рисовании! Все великие художники начинали с рисования фигур в виде палок, подобных этой:

Причина, по которой они пошли дальше от этих так называемых «фигур-палок»

к чему-то гораздо большему, заключается в том, что у них было
ненасытное желание рисовать всё лучше и лучше с каждым новым прикосновением карандаша к бумаге. Это желание отделило их от остальных, и это единственная причина, по которой они стали успешны.
Прежде всего, тот факт, что вы решили посвятить свое время улучшению навыков рисования — это уже большое достижение. Почему спросите вы? Это действительно важно, потому что в искусстве и творчестве должны присутствовать страсть, интерес, любопытство и самоотверженность, без которых процесс обучения не будет столь эффективным.

Так что в вашем случае самое большое препятствие уже позади, и вы можете начать рисовать, наблюдая за вещами вокруг вас! Вот как все просто!

Следующие шаги, которые я собираюсь предложить, должны помочь вам обрести желаемые навыки рисования, а также покажут вам путь, через который придется пройти ради желания стать художником.

Но прежде чем слепо следовать нижеприведенному пути, всегда помните, что вы свободны выбирать свой собственный уникальный путь — путь, который подходит именно вам. Реальная задача — регулярно практиковаться с намерением учиться, поэтому не имеет значения с чего вы начнете ваш путь в рисовании.

Обратите внимание, что каждый шаг, упомянутый ниже, может занять недели, месяцы или даже годы, чтобы достигнуть в нем совершенства. Все зависит от того, насколько действительно хочется улучшить свои навыки и сколько усилий вы готовы приложить.

Для каждого шага, приведенного ниже, в Интернете доступно много материалов, в том числе на YouTube. Я рекомендую проверять различные источники, изучать разные стили и практиковать тот стиль, который вам больше всего подходит.

Давайте начнем!

Конспект урока «Жанры изобразительного искусства»

Конспект урока по изобразительному искусству по теме

Жанры в изобразительном искусстве

Цель:расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.
  2. Дать определение понятиям: жанр, натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический жанр, бытовой и исторический жанры и др..
  3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству.

Оборудование:репродукции картин разных жанров, презентация по теме урока, карточки-задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

– Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок – начинается урок.

Проверка готовности к уроку.

– Порядок на столе, Порядок в голове, К уроку мы готовы ВСЕ!

II. Введение в тему урока.

– Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир искусства, узнаем много нового и интересного.

– Вы уже знакомы с понятием “виды” изобразительного искусства. Перечислите их. (Живопись, скульптура, архитектура, графика, ДПИ.) – А сегодня нам предстоит узнать что такое “жанр” и, какие виды жанров существуют в изобразительном искусстве.

III. Изучение нового материала.

Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

Доступные живописи широта и полнота охвата реальной действительности определяют многообразие присущих ей жанров.

Жанр – в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Хотя понятие “жанр” появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие “высоких” и “низких” жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К “высокому” жанру относили исторический и мифологический жанры, к “низким” – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.

– А теперь познакомимся более подробно с некоторыми из жанров изобразительного искусства.

1. Пейзаж – изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурный, индустриальный пейзаж, городской, деревенский, марину (изображает море), исторический и фантастический (футурологический) пейзаж.

Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

  1. Земная поверхность,
  2. Растительность,
  3. Человеческие постройки,
  4. Перспектива вида.

Картина также может включать:

  1. Водоёмы (озера, моря, реки),
  2. Фауну,
  3. Людей.
  4. Свет.
  5. Метереологические образования (облака, дождь).

Кроме этого можно выделить следующие группы пейзажа:

МОРСКОЙ – марины, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в Нидерландах в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно. Волны и морской прибой, морская стихия на картинах художников зачастую олицетворяет людские проявления любви, страсти, умиротворения. Сельский – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю. Городской – пейзаж города, другое название урбанистический пейзаж. Виды улиц и кварталов населенных жителями и транспортом. В итальянском искусстве ренессанса существовала ведута – городской вид с детальным изображением зданий, уютных улочек, мостовых и тротуаров. Архитектурный – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов. Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника. Пейзажисты этого направления любят изображать исторические постройки и развалины античных городов. Парковый (усадебный) — пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа.

Индустриальный, промышленный пейзаж – появился с развитием большого производства и городского строительства. Такие пейзажи можно встретить в творчестве импрессионистов и более всего в период соцреализма, когда достижения в промышленности воплощали художники в художественных произведениях. Лирический пейзаж или пейзаж настроения. Такие пейзажи выразительно передают зрителю настроения и впечатления художника от природы в момент написания картины. Это может быть безмятежная тишина и спокойствие туманного утра, или уныние и безысходность холодной ненастной осени.

2. Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства. Виды портрета – парадный, камерный, одиночный, групповой, погрудный, поясной, парный, в рост, автопортрет.

Портрет(фр. portrait, от cтарофранц. portraire – “воспроизводить что-либо черта в черту”) – изображение человека, выполненное средствами изобразительного искусства (живописи, гравюры, скульптуры, фотографии), а также (в переносном смысле) словесное описание (в частности, в литературе).

Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками, способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, талант и мастерство.

Изображен может быть один человек, а также группы из двух-трех людей Изображение может быть погрудным, поколенным, поясным или во весь рост. Поза предполагает три ракурса: лицом (анфас), поворот «три четверти» в ту или другую сторону и в профиль

Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

  • Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
  • Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
  • Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина). Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
  • Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
  • Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают:
      Аллегорический
  • Мифологический
  • Исторический
  • Семейный портрет
  • Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.
  • Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).
  • Карикатура (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — сатирический или юмористический портрет.
  • 3. Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

    Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть “обманкой”, которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

    Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV–XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

    Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов – в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

    Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества – традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения – а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

    Натюрморт (франц. nature morte, буквально – мёртвая природа; англ. still life – неподвижная жизнь) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу. Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ – насекомых, птиц, зверей, даже людей – может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.

    Виды натюрморта

    1. Бытовой натюрморт — изображение в натюрморте кухонной утвари, продуктов питания.
    2. Цветочный натюрморт — изображение в натюрморте цветов и растений, иногда в композицию могут входить фрукты, овощи, кухонная утварь.
    3. Фруктовый натюрморт — в натюрморте изображены фрукты, схож с цветочным натюрмортом, только главным в композиции являются фрукты, иногда овощи.
    4. Натюрморт в интерьере изображение натюрморта на фоне интерьера помещения.
    5. Тональный натюрморт — монохромный натюрморт, присутствие только ОДНОГО цвета.
    6. Сюжетно-тематический натюрморт- разновидность натюрморта, в котором изображенные предметы объединены общей темой или сюжетом.
    7. Учебный натюрморт — (также название академический или постановочный) изображение натюрморта направленное на обучение учащихся основам изобразительной грамотности, а также приобщение к самостоятельной творческой работе.
    8. Творческий натюрморт — натюрморт, выполненный в свободной теме, с целью развития воображения, фантазии, мастерства в различных техниках.
    9. Декоративный натюрморт– натюрморт, предполагает творческий переход от натуры к композиции, воплощенный при помощи различных материалов.

    Так же натюрморты различают:

    — по колориту (теплый, холодный);

    — по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже, постановочный);

    — по времени исполнения (краткосрочный – зарисовки,

    долговременный — многочасовые постановки);

    — по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.)

    4. Анималистический – связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

    Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий животных. Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

    5. Иппический жанр произошло от греч. hippos — лошадь) — жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади.

    6. Батальный жанр — в таких работах отображается военные события;

    7. Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

    Исторический жанр. Один из ведущих жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, значительным явлениям в истории той или иной страны. Обращенный в основном к прошлому (порою и к глубокой древности), исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Основные виды произведений этого жанра – исторические картины, росписи, рельефы и круглая скульптура, графика. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым (историко-бытовые изображения); портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем (так называемый исторический пейзаж); особенно тесно смыкается с ним батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. В историческом жанре часто находили художественное выражение драматические столкновения реальных исторических персонажей, события у классовой и национально-освободительной борьбы. Исторический жанр в его современном виде сформировался полностью лишь в XVIII– XIX вв., но многие его особенности сложились значительно раньше. Зачатки этого жанра известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племен соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.

    8. Мифологический жанр (казочно-былиный)– это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.

    9. Религиозный жанр — жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия.

    10. Пастораль — фр. pastorale — пастушеский, сельский — жанр изображающий мирную и простую сельскую жизнь.

    11. Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта.

    Бытовой жанр может отображать частную жизнь обитателей и царского дворца, и крестьянской избы, и дворянского поместья, и городской квартиры; различные житейские ситуации могут быть представлены и на фоне природы, и в общественном месте, и на городской улице. Таким образом, бытовой жанр очень тесно переплетается с другими жанрами – историческим, портретным, пейзажным, батальным. Изображая будничную жизнь людей, художники стремятся показать их духовный мир. Изображения бытовых сцен известны с глубокой древности, но как самостоятельный жанр искусства бытовая живопись сложилась сначала на Востоке – к Х в., а позднее в Европе – в XVI в., когда на смену религиозной живописи пришла светская. В России активный интерес к бытовому жанру начинается во второй половине XVIII в.

    IV. Закрепление нового материала.

    – Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.

    Работа по карточкам-заданиям в парах.

    – Соотнесите произведение искусства и жанр. (Для слабых детей.) – Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения? (Для сильных детей.)

    V. Обобщение изученного материала.

    1. Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.

    2. Продолжите определение:

    • жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – … (натюрморт).
    • жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).
    • изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).

    3. Кого изображают художники-анималисты?

    4. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?

    5. Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.

    VI. Итог урока.

    – Что нового узнали на уроке? – Что особенно понравилось, запомнилось?

    VII. Домашнее задание.

    Подготовить сообщение о каком-либо жанре изобразительного искусства.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]