Перспективный план кружка «Мастерилка» для детей подготовительной к школе группы
Пояснительная записка.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
В процессе ручного труда повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза. Изготавливая поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки.
У ребенка формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты.
Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Цель кружка:
Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.
Задачи:
Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).
Учить определять приемы работы и инструменты, самостоятельно ориентироваться в задании.
Формировать умения учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.
Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.
Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
Совершенствовать коммуникативные навыки.
Активизировать и обогащать словарь детей, игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.
Создать условия для положительных эмоций.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ образца педагога, пример, мультимедиа-слайд шоу, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Подготовка предметно–развивающей среды:
Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;
Краски, клей, ножницы, лак, пластилин, фломастеры, карандаши, кисточки;
Природный материал: зерна, горох, семечки и пр.
Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр.
Структура занятий:
- Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;
- Рассматривание образцов, обсуждение;
- Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
- Выбор материала;
- Пальчиковая гимнастика;
- Самостоятельная работа детей;
- Физкультурная минутка или игра с поделкой.
- Анализ готовой работы.
Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.
Непосредственно образовательная деятельность в вечернее время 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год.
Перспективный план работы кружка «Мастерилка»
в подготовительной к школе группе
Сентябрь
№ | НОД | Цель | Материал | Часы |
1. | Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». | Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. | Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и плоды растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки, перья. | 1 |
2. | «По грибы пойдем» | Продолжать учить детей лепить разные по форме грибы, передавать их характерные признаки. Закрепить прием приглаживания. | Пластилин, дощечка, стека, образцы грибов на картинках | 1 |
3. | «Волшебная бумага» | Знакомить детей с японским искусством оригами и формировать к нему интерес; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение (учить читать чертежи); закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. | Цветная бумага, ножницы, карандаши. | 1 |
4. | «В подарок нашим бабушкам и дедушкам» | Изготовить поздравительные открытки по шаблону. Научить самостоятельности и аккуратности | Цветная бумага, ножницы, карандаши. | 1 |
Октябрь
№ | НОД | Цель | Материал | Часы |
5 | «Осенние картины» | Учить детей создавать сюжетные композиции, воспитывать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях. | Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций. | 1 |
6 | 1 | |||
7 | «Сказочные герои леса» | Продолжать учить детей работать с природным материалом. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. | Шишки еловые, сосновые, ольхи, каштана, жёлуди, крылатки ясеня, пух и перья птиц, косточки слив, абрикосов, мох, различные семена. Демонстрационные рисунки с поделками. | 1 |
8 | 1 | |||
9 | Моделирование игрушек по замыслу детей. | Учить детей самостоятельно подбирать тему для работы, используя имеющийся опыт создания поделок из природного материала. | Разнообразный природный материл, пластилин, проволока, стеки, дощечки. | 1 |
Ноябрь | ||||
№ | НОД | Цель | Материал | Часы |
10 | «Волшебные тарелочки» | Развивать чувство формы, цвета и композиции; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. | Бумажная тарелка, цветная бумага, краски клей, ножницы, образец. | 1 |
11 | «Во дворе у бабушки» | Создать коллективную модель деревенского двора по технике оригами. Развивать у детей пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. | Цветная бумага, ножницы, карандаши, картонная коробка, лоскутки ткани. | 1 |
12 | 1 | |||
13 | «Кукла из цветной пряжи» | Учить детей простейшему преобразованию пряжи в куклу-сувенир, самостоятельному использованию элементов декоративного оформления поделки. | Цветная пряжа, ножницы, цветная бумага, клей, образец. | 1 |
Декабрь
№ | НОД | Цель | Материал | Часы |
14 | «Долгожданная гостья» | Учить детей делать объёмную ёлочку из конуса и цветных полосок одинаковой длины | Цветная бумага (зелёная), картон, ножницы, клей, образец. | 1 |
15 | «Новогодние игрушки» | Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. | Цветная бумага; картон шаблоны геометрических форм; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки; краски; баночки с водой; салфетки, гофрированная бумага, конфетти. | 1 |
16 | 1 | |||
17 | «Объемные снежинки» | Учить детей делать объёмную снежинку, соединять части. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. | Белая бумага, клей, карандаш, ножницы, тесьма для петельки, образец. | 1 |
Январь | ||||
№ | НОД | Цель | Материал | Часы |
18 | «Зимняя сказка» | Создать коллективное панно. Учить детей мять маленькие кусочки бумаги, приклеивать их на шаблоны тем самым развивать мелкую моторику рук, развивать творческое воображение, фантазию, использовать разную технику работы с бумагой, ватой. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. | Ватман А3, карандаш, цветная бумага, туал. бумага, салфетки, серпантин, бумага гофра, фольга, вата, ватные диски, клей, ножницы. | 1 1 |
19 | ||||
20 | «Моя первая закладка» | Развивать мышление, пространственное воображение, память, мелкую моторику и речь | Цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, образец. | 1 |
Февраль
№ | НОД | Цель | Материал | Часы |
21 | Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества. | Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. | Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тесьма, клеёнка, образец. | 1 |
22 | 1 | |||
23 | Подарок для мамы. | Продолжать учить детей делать объемные поделки | Цветная, белая, гофр. бумага, ножницы, клей, карандаш, ажурная тесьма, кисточка, образец. | 1 |
24 | 1 |
Март
№ | НОД | Цель | Материал | Часы |
25 | «Маленькие бусинки» | Познакомить детей с таким видом художественного творчества, как бисероплетение, научить изготавливать простейшее украшение из бисера. Развивать воображение, мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием, учить сосредоточенности и усердию. | Разноцветный бисер разной величины, тонкая леска (нить), ножницы. | 1 |
26 | 1 | |||
27 | «Цветущее дерево» | Коллективная работа. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы по бисероплетению. Учить сотрудничеству, аккуратному исполнению поделки. | Разноцветный бисер разной величины, тонкая леска (нить), проволока, ножницы, подставка для «дерева», гуашевая краска, марля, гипс, клей, кисточка. | 1 |
28 | 1 |
Апрель
№ | НОД | Цель | Материал | Часы |
29 | «Пасхальный заяц» | Изготовление «зайца-коробочки» для яйца методом оригами, и окрашивание пасхального яйца. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. | Цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, кисточка, скорлупа яичная, краски, образец. | 1 |
30 | 1 | |||
31 32 | «Чудо завиток» | Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развивать пространственное воображение, закреплять умения скручивания бумаги, развивать концентрацию внимания и творческие способности. | Бумага для квиллинга разных цветов, карандаш, ножницы, картон, клей, образец. | 1 1 |
Май
№ | НОД | Цель | Материалы | Часы |
33 | Поздравительная открытка ко дню Победы | Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. | Цветная бумага, цветной картон, карандаш, ножницы, клей, образец. | 1 |
34 | 1 | |||
35 | «Шепот моря» | Продолжать учить детей работать с природным материалом — ракушки. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. | Ракушки разных видов, пластилин, бусинки для глаз. Демонстрационные рисунки с поделками. | 1 1 |
36 |
Список использованной литературы:
1. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала — Дрофа, 2007 г
2. С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.
3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.
4. Ю. А. Бугельский. Игрушки самоделки. Изд. М.: Просвещение, 1965.
5. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Плетем деревья из бисера. Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.
6. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн-Пресс , 2006г.
7. Селезнева Е. В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги: Квиллинг для малышей. — Литера, 2012 г.
8. Цыгвинцева О.А.Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. — 2013. СПб.
Цели и задачи программы дополнительного образования «Грамотейка»
Итак, внеурочные занятия по подготовке деток к школе обычно проводятся в подготовительной группе, но не грех начинать раньше. Уроки, если их можно так назвать, ведутся раз-два в неделю. Посещение кружка – добровольное, по желанию родителей. По усмотрению садика это могут быть бесплатные или платные занятия.
Если программа дополнительного образования, разработанная садиком, предусматривает проведение кружка по грамоте в старшей и подготовительной группе, то занятия предусмотрены раз в неделю после дневного сна.
Для чего нужен кружок по грамоте в детском саду?
Чтобы подготовить малышей к письму, нужно начинать знакомить их со звуками до того, как они начнут писать буквы. Если детки не различают звуки, не могут их выделить, правильно произносить, то в 1 классе у них возникнут большие сложности с письмом. Технология обучения в кружках дополнительного образования предусматривает обучение детей слышать, различать, дифференцировать, грамотно выговаривать звуки родной речи.
Цель коротко – подготовить дошкольников к обучению грамоте.
Задачи развернуто – обучающие, развивающие, воспитательные:
- Знакомство с буквами, основными лингвистическими понятиями (слово, звук, буква);
- Делать простой звукобуквенный анализ слов;
- Составлять предложения и слова по заданной модели;
- Развивать широкое фонематическое внимание и слух;
- Делать простые графические записи слов и предложений;
- Развивать коммуникационные навыки, словарный запас, правильную речь и уважение к родному слову;
- Готовить руку к письму.