Перспективный план по ХЭР (лепка) в средней группе


Теоретические моменты лепки в средней группе

Желание ребёнка делать что-либо руками необходимо приветствовать. Занятия с сыпучими веществами, мозаикой, конструктором и мелкими фигурками стимулируют нервные рецепторы на кончиках пальцев. Активное развитие сенсорики кисти положительно отражается на уровне мыслительных и речевых способностей.

Занятия с сыпучими и пластичными элементами развивают мелкую моторику и сенсорное восприятие

Работа с пластичными материалами — лепка — входит в комплекс занятий по развитию мелкой моторики. Создание простых форм из песка (в том числе кинетического), глины и пластилина упражняет кисть в ловкости и гибкости. Разминая эти материалы руками, ребёнок расслабляется — лепка обладает терапевтическим эффектом.

Взаимодействие с пластичными материалами расслабляет мышцы рук и вызывает положительные эмоции у ребёнка

С пластилином и другими материалами для лепки воспитанники средней группы играют и упражняются в различных режимных моментах:

  • на занятиях по изобразительной деятельности раз в две недели: создание поделок из пластилина;
  • на занятиях познавательно-исследовательской деятельностью: знакомство со свойствами глины, песка, теста;
  • как самостоятельная деятельность в комнате отдыха;
  • на индивидуальных занятиях с психологом в качестве арт-терапии;
  • на прогулке: лепка из песка или снега в игровой форме.

Лепят средние дошкольники не только поделки, но и в кабинете психолога — на занятиях пластилинотерапией

Лепке как виду продуктивного творчества посвящаются занятия по ИЗО. Дети 4–5 лет занимаются с пластилином, реже — с пластичным или солёным тестом. Цель занятий по лепке в средней группе — формирование умения лепить предметы различной формы и величины, в том числе составные. Задачи для занятий воспитатель планирует с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: задачи занятий по лепке в средней группе

Образовательные
  • Обучение различным способам и приёмам лепки,
  • закрепление представлений о геометрических фигурах: куб, шар, диск, цилиндр,
  • знакомство со стеком,
  • расширение общих знаний,
  • обогащение активного словаря.
Развивающие
  • Совершенствование мышечной моторики пальцев и кистей рук,
  • развитие зрительного восприятия,
  • формирование пространственного и образного мышления,
  • развитие речевых способностей.
Воспитательные
  • Воспитание чистоплотности,
  • привитие уважения творческой и ремесленной деятельности, труду в целом.

На занятиях по лепке расширяются и закрепляются знания детей, например, об овощах

Практическая работа по лепке в средней группе длится 10–12 минут. Если задание дано в игровой форме на прогулке или ребёнок самостоятельно занимается с пластилином в творческом уголке, длительность процесса увеличивается.

Обучение приёмам лепки осуществляется через последовательный показ педагогом действий. Каждый этап работы предваряется устным комментарием.

Важно помнить. У детей 4–5 лет внимание и память непроизвольные. Объяснение воспитателя должно быть лаконичным, чётким и вместе с тем интересным для ребят.

В средней группе предполагается, что дети вылепливают детали вслед за воспитателем. Чередуются виды деятельности: слуховое и зрительное восприятие с практической работой. Когда дети лепят, воспитатель наблюдает, хвалит, подбадривает. Возможна помощь отстающим:

  • подсказка, как сделать, как исправить,
  • индивидуальный показ,
  • совместное выполнение: педагог направляет движение пальцев и рук ребёнка.

Усваивание приёмов лепки в средней группе осуществляется через объяснение и показ

Сочетание с другими видами изобразительной деятельности

  1. Аппликация — дополнение основы поделки или коллективной композиции небольшими элементами, соединёнными между собой. Бумажная аппликация.

    Коллективные работы в средней группе получаются яркими, если сочетать различные техники и приёмы изо-деятельности

  2. Аппликация природными материалами: семечками, крупами, кофейными зёрнами.

    Использование природного материала позволяет создать оригинальные поделки

  • Рисование. Элементарными узорами — пятнами, линия — дети украшают поверхность вылепленной поделки или закрашивают поверхность полностью.
      Гуашью рисуют по сухим фигуркам из солёного теста.
  • Акриловой краской под наблюдением педагога рисуют на пластилине.

    Вылепленные угощения из солёного теста рекомендуется раскрасить гуашью

  • Перспективный план по лепке в средней группе

    Анастасия Мирсаидова

    Перспективный план по лепке в средней группе

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЛЕПКЕ СРЕДНЯЯ ГРУППА

    Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе”

    И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа”

    Г. С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа”

    Д. Н. Колдина “Лепка с детьми 4-5 лет”

    СЕНТЯБРЬ

    1 Лепка предметная “Ушастые пирамидки” Учить лепить пирамидки из дисков разной величины с верхушкой животного. Показать планирование работы Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа”,с. 28

    2 Лепка из пластилина “Корзина с ягодой” Учить лепить полый предмет с ручкой. Продолжать учить скатывать маленькие шарики между ладонями Колдина “Лепка с детьми 4-5 лет”, с. 13

    3 Лепка “Огурец свекла” Познакомить с приемами лепки овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе”, с. 30

    4 Лепка из пластилина “Пирог” Продолжать лепить округлые предметы, сплющивая шарик между ладонями, украшать изделия Колдина, с. 19

    ОКТЯБРЬ

    1 Лепка “Большие и маленькие морковки” Учить лепить предметы удлиненной формы. закреплять лепить большие и маленькие предметы Комарова, с. 28

    2 Лепка “Грибы” Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя знакомые приемы для уточнения формы Комарова, с. 36

    3 Лепка “Сливы и лимоны” Закреплять умение лепить предметы овальной формы Комарова, с. 43

    4 Пластилинография “Листья по ветру летят” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон

    НОЯБРЬ

    1 Лепка из пластилина “Улитка” Продолжать раскатывать из шарика столбик и сворачивать его спиралькой, оттягивать и закруглять концы Колдина, с. 42

    2 Лепка –сюжетная “Вот ёжик – ни головы ни ножек….” Учить лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами при создании колючей “шубки” Лыкова, с. 52

    3 Лепка по дымковской игрушке “Уточка” Познакомить с игрушками, обратить на обтекаемую форму, роспись Комарова, с. 47

    4 Лепка по мотивам венгерской сказки “Два жадных медвежонка” Учить лепить медвежат конструктивным способом (в парах)

    Лыкова, с. 84

    ДЕКАБРЬ

    1 По замыслу Закреплять ранее усвоенные приемы в лепке знакомых предметов

    2 Лепка “Рыбка” Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передачи характерных особенностях рыбки, учить обозначать стекой чешуйки Комарова, с. 40

    3 Лепка “Девочка в шубке” Учить выделять части человеческой фигуры в одежде, передавать их с соблюдением пропорций Комарова, с. 51

    4 Лепка из пластилина “Ёлочка зеленая” Учить передавать строения елки, соединяя между собой столбики разной длины в определенной последовательности Колдина, с. 25

    ЯНВАРЬ

    1 Каникулы

    2 Лепка сюжетная “Снегурочка танцует” Учить лепить Снегурочку в длинной шубке рациональным способом – из конуса., располагать вертикально, придавая устойчивость. Показать приемы передачи движения Лыкова, .с 68

    3 Лепка “Чашка и блюдце” Продолжать лепить шар вдавливая в него большой палец, выравнивать края пальцами. Раскатывать столбик и прикреплять. Закреплять умение скатывать шар и сплющивать Колдина, с. 18

    4 Лепка из пластилина “Пирамида” Закреплять умение скатывать шары разных размеров и расплющивать их между ладонями, располагать полученные круги в определенном порядке Колдина, с. 41

    ФЕВРАЛЬ

    1 Знакомство с скульптурой малых форм Познакомить с новым видом изобразительного искусства –скульптурой малых форм. Учить понимать содержание скульптуры и ее выразительные средства. Дать представления о том, что скульптура изготавливается из различного материала Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа”, с. 76

    2 Лепка из пластилина “Самолеты” Продолжать раскатывать столбики на картоне движениями вперед – назад и соединять их. Упражнять в работе со стекой Колдина, с. 32

    3 Лепка (коллективная)

    “Птички на кормушке” Учить передавать простую позу. Учить объединять свою работу с товарищами. Комарова, с. 65

    4 Лепка с дополнител. материалом “Кораблик” Продолжать учить раскатывать из шара овал, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать края. Учить дополнять образ деталями Колдина, с. 22

    МАРТ

    1 Лепка из пластилина “Семья матрешек” Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для устойчивости. Продолжать знакомить с приемом сглаживания. Закреплять умение украшать изделие барельефом Колдина, с. 33

    2 Лепка (коллективная)

    “Утка с утятами” Продолжать знакомить с дымковскими игрушками. Учить лепить фигурки на подставке, передавая разницу в величине Комарова, с. 52

    3 Пластилинография “Цветик — семицветик” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон Колдина, с 35

    4 Лепка “Козленочек” Учить лепить четвероногое животное. Закрепить приемы лепки Комарова, с. 73

    АПРЕЛЬ

    1 Лепка “Хоровод” Учить изображать фигуру человека, правильно передовая соотношение частей с величиной Комарова, с. 63

    2 Лепка “Птичка клюет зернышки на блюдечке” Закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами Комарова, с. 82

    3 Лепка “Мисочка” Учить лепить знакомыми приемами и новые – вдавливание и оттягивания, уравнивая их пальцами Комарова, с. 70

    4 Лепка “Барашек” Познакомить с филимоновскими игрушками. Вызвать желание слепить игрушку Комарова, с. 78

    МАЙ

    1 Пластилинография “Весенний дождик” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон дополняя рисунок

    2 Налеп из пластилина “Теремок” Учить делить столби5ки и выкладывать их них нужное изображение в виде барельефа. Закреплять умение работать стекой Колдина, с. 30

    3 Лепка из пластилина с использованием природного материала “Лебедь на озере” Закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении деталей Колдина, с. 43

    4 Пластилинография “Букет цветов” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон

    Планирование занятий по лепке в средней группе

    К 4–5 годам игра становится ведущим видом деятельности у детей. Творческие занятия рекомендуется выстраивать на основе сказочного сюжета или в форме интересных заданий. Детей настраивают на конечный результат не в виде пластилиновой поделки, а как удачное решение проблемы или возвращение из фантастического путешествия.

    Важно. Структура занятия обязательно включает вводную часть для мотивации детей к лепке.

    Заинтересовать детей темой занятия может фантастический персонаж, например, волшебница

    Занятие по лепке в средней группе имеет чёткую структуру:

    • Организационный момент.
    • Вводная часть.
    • Практическая работа.
    • Показ работ, подведение итогов.

    Между этапами занятия проводятся короткие подвижные игры и физкультминутка. Смена образовательной деятельности на двигательную активность предотвращает эмоциональное и физическое напряжение у детей.

    Важно. Рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику непосредственно перед тем, как дети приступят к лепке. Мышцы пальцев и рук разогреты — значит, готовы трудиться.

    Пальчиковые игры и упражнения разогревают кисти рук перед лепкой

    Конспекты занятий по лепке в средней группе

    • Маликова Ю. В. «Занятие по лепке в средней группе. Дома нашего города»
    • Никифорова В. И. «Конспект занятия по лепке в средней группе. Грибы»
    • Куковякина М. А. «Занятие по лепке в средней группе. Животное жарких стран»
    • Золотарёва В. «Конспект занятия по пластилинографии. Цветик-семицветик»
    • Нейман И. Е. «Конспект занятия по лепке из солёного теста. Мукосолька»

    Подборка включает интереснейшие разработки классических тем по лепке в средней группе. Занятие «Дома нашего города» можно назвать интегрированным, поскольку оно проводится в рамках нравственно-патриотического воспитания. Методическая находка педагога — распределение объектов для лепки при помощи игры с карточками. Занятие «Грибы» примечательно использованием природного и бросовых материалов, а также авторскими стихотворениями от воспитателя. Лепка «Животные жарких стран» сочетается с техникой аппликации, а в начале конспекта воспитатель описывает назначение поделок. То есть у детей есть реальная цель, зачем они лепят львят. Поделка «Цветик-семицветик» выполняется в нетрадиционной технике — пластилинографии. Педагог составил конспект ознакомительного занятия. Плюсы — в связи со сказочным сюжетом, включении пальчиковых упражнений и использовании фоновой музыки во время лепки. Конспект занятия «Мукосолька» разработан для кружка, где дети лепят из солёного теста. Элементы разработки можно использовать на занятии НОД. Дать детям возможность самостоятельно замесить тесто — значит удовлетворить их исследовательский интерес.

    Видео: занятие по лепке в средней группе «Ёжик»

    Открытое занятие по лепке в средней группе по ФГОС

    Проведение открытый занятий — часть работы воспитателя. Это не испытательное мероприятие для детей, их уровень подготовки и знаний оцениваться не будет. Воспитатель стремится показать эффективность своей работы. В открытой форме также делятся педагогическими находками, авторскими приёмами подачи материала.

    Дети должны быть спокойны, объясните, что незнакомые люди — просто зрители

    На занятии могут присутствовать методисты, сотрудники ДОУ, педагоги из других детских садов, студенты и молодые специалисты.

    В качестве проверяющих на занятии присутствуют методисты. Оцениваются следующие аспекты:

    • Наличие подробного конспекта занятия.
    • Тема занятия, её актуальность для средней группы.
    • Разнообразие педагогических приёмов и их соответствие особенностям группы.
    • Реализация индивидуально-личностного подхода в обучении.
    • Поддержание положительного эмоционального фона.
    • Использование компьютерных технологий на занятии.
    • Достижение поставленных целей и задач.

    Методисты оценивают занятие и документацию к нему (конспект, план предварительной работы, приложения)

    Подготовка к открытому занятия не отличается от подготовки к любому занятию из планирования. Воспитатель работает с детьми, никогда — ради наблюдателей.

    Важно. После занятия воспитатель проводит самоанализ проделанной работы. Если что-то не удалось, об этом следует сообщить аудитории и обозначить варианты корректировки в занятии.

    Приготовьте записывающее устройство (камеру или планшет) для видеозаписи занятия. Этот материал можно будет разместить на педагогических порталах.

    Видео: открытое занятие по лепке (с родителями)

    Видео: занятие по лепке «Грибы»

    Методическая литература по лепке для средней группы

    1. Ионова О. С. Секреты художника. Игры-занятия по рисованию, лепке, аппликации с детьми дошкольного возраста.
    2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. ФГОС.
    3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Учебно-методическое пособие.
    4. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия. ФГОС.
    5. Ткаченко Т. Б. Уроки лепки из пластилина. Практическое пособие.

    Если вы занимаетесь с детьми 4–5 лет, приготовьтесь: активно растущий словарный запас и постоянно расширяющиеся представления об окружающем мире стимулируют воображение ребят. Сколько интересного и красивого им предстоит сделать на занятиях лепкой!

    Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

    Конспект занятия. Лепка «Ветка боярышника» средняя группа

    Конспект занятия. Лепка «Ветка боярышника» средняя группа
    Конспект занятия. Лепка «Ягоды боярышника» средняя группа Закреплять умение раскатывать мелкие шарики круговыми движениями пальцев рук для создания ягодок боярышника. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию. Разнообразить способы деления пластилина на части…

    Видео, мастер-класс лепки с детьми младшего дошкольного возраста «Воздушные шары»

    МБДОУ ОВ №35
    «Ручеёк»
    г.Туапсе, Краснодарского края Воспитатель Ануфарьян К.С.
    Конспект Лепка с детьми младшей группы «Воздушные шары»
    Цель: -Освоение нового приёма
    лепки надавливания; -Пробуждение интереса к лепке. Задачи: Формирование интереса к работе с пластилином; Обучение…

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: