Определение понятия
Кляксография — это техника рисования для детей кляксами, пятнами, каплями и разводами. Суть такого рисования заключается в том, чтобы разглядеть в расплывчатом изображении какой-то образ и дополнить его деталями. Таким образом, для получения результата ребенку требуется лишь включить фантазию.
Кляксография в детском саду может проводиться в разных техниках, а также этот метод рисования можно сочетать с другими методиками (например, с аппликацией или пластилинографией).
Удивительная техника рисования «Кляксография» статья по рисованию
Удивительная техника рисования «Кляксография»
Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Эта уникальная техника рисования носит название «Кляксография».
В последние годы кляксография набирает небывалую популярность. И связан этот момент вовсе не с последними веяниями моды. Оказывается, благодаря данной технике рисования у ребенка усиленно развивается творческое воображение.
Казалось бы, что полезного может почерпнуть малыш из обычной кляксы? На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторяющуюся форму и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать образ животного. Кстати, этой нетрадиционной техникой рисования зачастую увлекаются и взрослые.
Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал:
— Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера, прибегают к помощи зубной щетки.
— Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Кстати, необходимой для рисунка консистенцией обладает разноцветная тушь. Ее также можно использовать при рисовании.
— Картон или лист белой бумаги.
— Емкость для воды.
— Ватные палочки.
— Влажная тряпочка. Используется для удаления загрязнения с рук.
Этапы творческого процесса
Итак, кляксография.
С чего начать?
Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка.
Здесь крайне важно направить мыслительную деятельность в нужное русло, говоря другими словами, задать направление. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир.
Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.
Капельный метод.
Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги, начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите, чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера, изобразив, например, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.
Метод растекания.
Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно: краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь присмотритесь к полученному рисунку. Что он вам напоминает? Может быть, рябиновый куст?
Если да, то следует завершить рисунок, нарисовав на ветке красные плоды. Для этого воспользуйтесь ватной палочкой. Просто смочите «инструмент» в краске нужного цвета и прорисуйте рябиновые листочки и ягодки. Полученный рисунок при желании можно украсить оригинальной рамкой.
В пеервые несколько уроков ребенку может потребоваться помощь взрослых. Чаще всего малыши не могут сразу разглядеть в кляксе знакомые очертания.
Основные правила организации занятий по кляксографии
Организовать и провести занятие по кляксографии довольно просто: нужны лишь некоторые материалы и фантазия.
Понадобятся следующие материалы:
- бумага для рисования;
- кисточки;
- акварель.
Дополнительно могут потребоваться:
- пластилин;
- ватные палочки;
- целлофановый пакет;
- цветная бумага;
- нитки;
- пластиковые трубочки.
Для ребенка необходимо организовать комфортное рабочее место. Обязательно нужно застелить стол клеенкой и приготовить салфетки – кляксы останутся не только на листе бумаги.
Чтобы ребенку с самого начала было интересно занятие, нужно вызвать у него интерес. Для этого можно провести небольшую беседу на соответствующую тему, рассказать сказку или стишок. Хорошо подойдут и сюжетные яркие картинки или мультфильмы. В процессе рисования также можно слушать аудиозаписи сказок или музыку.
Такая подготовка и атмосфера поможет малышу полностью увлечься процессом рисования.
Нетрадиционная техника рисования
Кляксография нетрадиционной техники рисования
Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке.
Кляксография – это дорисовывание нанесенной на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения.
Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду изобразительного искусства и самим вспомнить детское время. Способ абсолютно не сложный, но очень увлекательный, развивающий не только навыки и способности к рисованию, но и фантазию, смекалку, усидчивость. Кляксография – это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Более того, его принято считать нетрадиционной техникой, как, впрочем, и многие другие, где используется необычный для этой цели материал..
Для работы с дошкольниками (начиная от 2-3 лет) и младшими школьниками потребуется жидко разведенная гуашь или акварель,
Техника нанесения кляксы можно самыми разнообразными способам
— толстой кисточкой (No 5-10).
— набрать на кисть краску и стремительно махнуть над листом несколько раз
— обильно нанести-«пошлепать»кисточкой жидкую краску прямо на лист
— пластиковой ложкой: зачерпнуть краску ложечкой и вылить на бумагу
— пипеткой.
— губкой или поролоном.
— марлей:
— набрызгом с помощью старой зубной щетки и расчески
— смываемой краской для детского творчества в баллончиках
Приёмы кляксографии
1. кляксография обычная 2 способа в ее основе – прием монотипии (отпечаток)
2. кляксография с трубочкой (метод растекания.)
3. кляксография с ниточкой.
4. кляксография разводами (нанести на лист жидкую краску, а затем осторожно наклонять его в разные стороны, чтобы капли растекались, смешивались, переливались друг в друга–получатся очень интересные разводы.
5. кляксография по сырому (рукой или отжатой губкой слегка смочить лист бумаги. Стряхивая с кисточки или капая из пипетки, наносить капли краски в произвольном порядке)
6. кляксография на гладкой поверхности (нанести капли краски на доску для лепки.
7. кляксография пузырчатая (смешать гуашь с небольшим количеством шампуня. Опустить соломинку в емкость с краской и дуть до тех пор, пока над краем не появятся пузыри. На пузыри опустить лист бумаги, слегка надавить и поднять вверх.(толька для старших дошкольников)
8. кляксография мелкими каплями (закапать краской мелкими капельками лист бумаги. Найти в полученном хаотичном расположении мелких клякс какие-то образы и дорисовать их, соединяя капельки карандашом, фломастером или ручкой.)как на небе большая медведица
9. кляксография комбинированная (в одном рисунке использу
ется две или несколько техник кляксографии).
Кляксография поможет детям поэкспериментировать с красками и весело провести время. В процессе рисования картинки, в которой используется техника кляксография, у детей:
- развивается глазомер и координация рук
- развивается фантазия, творческое виденье и воображение,
- отрабатываются навыки работы с красками, кистями,
- дети учат передавать силуэты людей, растений и животных,
- развивается старательность, внимательность, аккуратность.
Кляксография обычная
Кляксография с трубочкой
Кляксография с ниточкой
Кляксография разводами
Кляксография по сырому
Техники кляксографии
Рисование в технике кляксографии осуществляется в два этапа:
- ребенок создает кляксу произвольной формы и представляет определенный сюжет или образ на основе получившегося пятна;
- кляксы дорисовываются до подходящего образа различными деталями (форма наполняется содержанием).
Для выполнения деталей можно использовать разные техники – это вызовет у детей еще больший интерес к процессу рисования. Так, например, в детском саду лучше всего использовать кляксографию с ниткой и трубочкой.
С растеканием
Такая техника арт-терапии проводится на плотной белой бумаге или картоне. На поверхность в произвольном порядке капают акварельную краску, разбавленную водой. Затем лист наклоняют в разные стороны, позволяя пятнам краски растечься в необычной форме. При желании процедуру можно повторять несколько раз.
Когда рисунок высохнет, можно украсить его деталями при помощи красок, фломастеров, цветных карандашей или аппликации.
Преобразовать такую технику рисования можно, если пятна краски не просто капать, а наносить при помощи пупырчатой пленки, фольги или целлофана. Такой узор будет еще более причудливым и вызовет новые образы в воображении детей.
Таблица: примеры конспектов занятий по кляксографии (фрагменты)
Автор и название занятия | Ход занятия |
Мальцева И. «Цветы для бабочки», вторая младшая группа | В группе появляется игрушечная бабочка, которая плачет из-за того, что все цветочки на её полянке сорвали девочки, чтобы сплести себе веночки. <�…> Воспитатель предлагает ребятам помочь бабочке — нарисовать для неё цветы необычным способом — с помощью клякс. Педагог объясняет технику рисования кляксами: нужно смочить лист водой и поставить на нём пятно любого цвета — это цветочки, которые распустились на полянке. Затем в серединку каждого добавляется сухая гуашь. Когда краска подсохнет, фломастерами дорисовываются листочки и тычинки. Проводится физкуль.
В.: Как вы думаете, что нужно цветочкам, чтобы они выросли красивыми? (Дождик).
Самостоятельная деятельность дошкольников. Выставка работ — все рисунки помещаются на лист ватмана — получается большая цветочная поляна. Бабочка благодарит малышей и улетает. |
Цит. по: https://vospitatel.com.ua/zaniatia/izo/cvety-dlya-babochki.html | |
Хайрова В. К. «Весёлые капельки», средняя группа | Занятие начинается с прослушивания аудиозаписи шума дождя. Дети угадывают, что это за звук, а затем им предлагаются загадки про воду и дождь.
Воспитатель читает дошкольникам стихотворение «Встреча».
Беседа по содержанию стихотворения: почему тучки поругались, и чем закончилась их ссора. Демонстрация слайдов о том, откуда на самом деле берётся дождь. Одновременно дошкольники прослушивают аудиозаписи звуков дождя и грома. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Педагог — тучка, а дети — капельки. Под музыку они разбегаются, танцуют. Затем капельки текут ручейками (по двое берутся за руки), становятся одной рекой (дети идут вместе друг за другом), а потом попадают в огромный океан (образуют большой хоровод). Начинает пригревать солнце, и капли испаряются (дошкольники становятся на носочки и поднимают руки). Пальчиковая гимнастика по стихотворению А. Босева (ребята выполняют движения по тесту).
Педагог предлагает малышам нарисовать дождик с помощью трубочек и воздуха. Тучка изображается восковым карандашом, а дождик — методом кляксографии: нужно обмакнуть соломинку в чашечку с краской, капнуть пятнышко на листок, а затем подуть на неё. Самостоятельная деятельность дошкольников. Выставка работ. |
Цит. по: mdou125irk.ucoz.ru/interesno/pedagogi/risovanie_vozdukhom.doc | |
Иванова И. М. «Волшебные деревья», старшая группа | <�…> Воспитатель предлагает ребятам превратиться в волшебников (взмахивает «волшебной палочкой», дети кружатся). Педагог рассказывает, что по дороге в детский сад она видела качающиеся деревья. Дети показывают движения деревьев при сильном и слабом ветре. <�…> Ребятам предлагается изобразить волшебные деревья с помощью волшебной палочки-соломинки. Рисование силуэта в воздухе. Объяснение приёмов работы. Вначале на палитре нужно развести коричневую гуашь с водой. С помощью ложечки ставится клякса в месте, где начинается ствол дерева. Трубочкой пятно раздувается, образуя ствол. Для создания ветвей лист бумаги можно поворачивать. Самостоятельная деятельность дошкольников. <�…> Анализ готовых работ. Педагог отмечает наиболее интересные рисунки. Волшебники превращаются обратно в детей и возвращаются в детский сад. |
Цит. по: https://kladraz.ru/blogs/irina-mihailovna-ivanova/netradicionaja-tehnika-risovanija-kljaksografija-volshebnye-derevja.html | |
Белгубаева А. «Осенний лес», подготовительная группа | Беседа о поздней осени, её признаках (серое небо, на деревьях почти нет листьев, уже выпадает снег). Педагог читает стихотворение А. Плещеева «Осень». <�…> Затем воспитатель приглашает ребят в путешествие по осеннему лесу. Имитация одевания тёплой одежды. Дети едут на воображаемом поезде. Звучит аудиозапись птичьих голосов — детей встречают зимующие птицы. Появляется игрушечный ёжик, в лапках у него карточка с загадкой про ёлку.
Беседа о строении ёлки: ствол, ветки, корни, иголки. Воспитатель обращает внимание на то, что ствол внизу шире, а ветви вверху короче, а внизу длиннее, и растут они вниз. Также затрагиваются и другие деревья, которые поздней осенью стоят почти голые. Физкуль.
Перед детьми появляется плачущий игрушечный зайчик: на опушке леса мало деревьев, и ему негде спрятаться от волка и лисы. Дети должны помочь ему — нарисовать лесной пейзаж. Складывание ёлочек из счётных палочек. Пальчиковая игра «Собираем листочки».
Воспитатель объясняет приёмы рисования деревьев и кустарников в технике кляксографии. Опавшую листву можно изобразить кистью способом примакивания, а снег — ватными палочками. Самостоятельная деятельность дошкольников под музыку П. Чайковского «Времена года». <�…> Обсуждение рисунков. Зайчик благодарит детей за помощь и вместе с ёжиком возвращается обратно в лес. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-risovaniyu-netradicionoi-tehnikoi-tema-osenii-les-podgotovitelnaja-grupa.html |
Мой опыт проведения занятий по кляксографии
В своей практике я довольно часто использую кляксографию. Считаю, что это отличный терапевтический метод, который хорошо снимает скованность детей и снижает их накопившуюся агрессию.
Удобно и то, что техника кляксографии не требует большой подготовки, но при этом дает прекрасные результаты. Детям нравится фантазировать и создавать свои образы, а также следить за результатами других ребят.
Чтобы настроить учеников на нужный лад, создать соответствующее настроение, я предпочитаю использовать музыку. Это могут быть как тематические песенки, так и классическая музыка. Во время того, как в беседе мы вместе выясняем тему и ставим задачу, музыка обычно играет на фоне все занятие.