КАРТОТЕКА: «НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ».
В репертуаре летних детских игр всегда присутствуют игры-соревнования с мячом.
Шлепанки
Играющие становятся в круг лицом к центру на расстоянии примерно шага друг от друга. По считалочке выбирают водящего. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из детей и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его — шлепает ладонью. Число отбиваний мяча устанавливается по договоренности, но не более пяти, чтобы остальным играющим не пришлось долго ждать своей очереди. После отбиваний мяча играющий перебрасывает его водящему, и игра продолжается, пока кто-то не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего.
Указания к проведению: проводят игру на ров ной площадке, чтобы мяч хорошо отскакивал. Лучше взять мяч среднего размера. В этой игре принимают участие не более 10—15 человек. Успех игры зависит от того, насколько дети хорошо владеют мячом. Правило одно: отбивать мяч нужно стоя на одном месте. Игру можно усложнить — использовать 2 или 3 мяча, но в этом случае надо выбрать двух или трех водящих.
Зевака
Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-нибудь из игроков не уронит его. Уронивший встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1—2 упражнения с мячом. С провинившихся можно брать фанты, а при разыгрывании предлагать выполнить упражнения с мячом: высоко подбросить мяч и, когда тот отскочит от земли, поймать его; подбросив мяч вверх прохлопать несколько раз в ладоши и поймать мяч и т. п.
Указания к п р о в е д е н и ю: игра интересна для детей дошкольного возраста, можно играть и с малыша ми. Чем младше дети, тем меньше состав участников. Мяч можно взять любой величины в зависимости от умений детей; чем меньше мяч, тем труднее его ловить и выполнять упражнения.
Следует помнить правила: мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга; если играющий при выполнении упражнений уронит мяч, ему дается дополнительное задание.
Столбы
Играющие становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу. Отбивать его нужно ладонями. Каждый игрок внимательно следит, как отбивают мяч остальные. Как только неудачно отбитый или неудачно пой манный мяч упадет на землю, все разбегаются в разные стороны. Игрок, уронивший мяч, считается водящим. Он должен как можно скорее поднять мяч и крикнуть: «Огонь!» Все игроки останавливаются. Водящий должен отыграться — бросить мяч в ближайшего к нему игрока. Если попадет, отыгрался, опять встает в круг, игра продолжается, пока не объявится новый водящий. Если водящий бросает мяч в играющего и не попадает, то его ставят «стол бом»: он должен стоять на месте, не двигаясь. Когда наступит следующий момент для разбегания, «столб» стоит на месте. Как правило, именно в него и будет бросать мяч новый водящий. При удачном броске он отыгрывается, а «столб» по-прежнему остается на месте. Если водящий промахнется, то его самого ставят «столбом», а тот, в кого он бросал мяч, возвращается в круг.
Старинные спортивные народные игры. занимательные факты
Это интересно…
«Старинные спортивные
народные игры».
Дудко Наталья Алексеевна
Россия – страна спортивная. Мы освоили за короткое время десятки видов спорта, стяжав себе мировую славу. Но при этом забыли свои исконные игры, в которые играли многие поколения наших предков.
Городки.
Русский вариант гольфа. Если бы мы более ревностно относились к своему наследию, то, возможно, уже сегодня российские бизнесмены обсуждали свои сделки не на поле для гольфа, а за игрой в городки. Смысл этой игры в том, чтобы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков — «городков») за черту игрового поля — «города».
Точную дату появления городков определить сложно. Упоминание «чушек», как еще называли эту игру, можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в летописях Древней Руси. Признанными мастерами городков были Петр I, Александр Суворов, Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Кстати, в СССР городки были настоящим культом: редкий стадион или предприятие не имели своей городошной площадки.
Сегодня городки являются уделом преданных энтузиастов, однако, кто знает, что будет через лет пять. Ведь достаточно российскому президенту вместо бадминтонной ракетки или горных лыж пару раз показаться с городошной битой в руках, и уже через некоторое время городки возвратят себе свою культовость.
Лапта.
Лапта — это русский вариант американского бейсбола или английского крикета. Хотя, может быть, это они являются версией лапты. Ведь в нее играли русские еще до принятия христианства. Любопытно, что викинги, часто гостившие у родственников в Руси, переняли игру и пытались ее культивировать в Норвегии. Инвентарь для игры в лапту — деревянные биты и войлочные мячи — были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Ни один праздник на Руси без игры в лапту, наряду с кулачными боями, не обходился. Играл в лапту и Петр I, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков.
Русский писатель Александр Куприн, поклонник лапты, писал: «Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру…»
В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей», другая — «водящей». После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.
Чиж.
Чиж не так известен, как городки и лапта, однако это нисколько не умаляет зрелищности это вида спорта. Игра напоминает лапту.
Для того, чтобы сразиться в эту игру, вам понадобятся «чижик» — круглая палочка длиной 10 — 15 см и диаметром 2-3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта — дощечка длиной 60-80 см, один конец которой обтесан, чтобы было удобнее держать в руке.
На площадке чертят квадрат 0,5-1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик». Один игрок — бьющий, остальные — ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик».
Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий старается поймать «чижик». Если это ему удается, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой. Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.
Коняшки.
Коняшки — это такой древнеславянский вариант поло. Только роли коней здесь выполняют люди, клюшки заменяют руки, а мячи — другие «всадники». Игроки разделяются на два «войска». Каждое «войско», в свою очередь, состоит из «всадников» и «коней». Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков проста — вывести из равновесия другую пару. Выигрывает пара, дольше всех устоявшая на ногах. Официальных состязаний не проводится, но в будущем все возможно.
Вышибалы.
Наверно, с этой игрой знакомо большинство людей. Кто из нас в детстве не ловил свечи и ловко не перепрыгивал мяч? На самом деле, это забава была известна на Руси со времен первых Рюриковичей. Зародилась она в военных дружинах, а потом уже пошла в народ, пока не стала любимым детским развлечением. Забавно, что американский аналог вышибал «доджбол» очень модный вид спорта. Существует даже Федерация доджбола в России, которая участвует в международных соревнованиях. Поэтому через пару десятилетий, возможно, и здесь появятся Олимпийские чемпионы.
Татарские конные состязания
“Скачки” (Бәйге)
Состязание всадников на прямые дистанции и по кругу. Могут участвовать от 2 и более наездников. Необходимо доскакать на коне первым до финишной линии.
“Упряжки” (Жигелеп бергә)
Соревнование наперегонки на парных конных упряжках.
“Под седлом” (Мич төбе ияр)
Быстрая езда, когда наездник держится под туловищем коня.
“Разрубить яблоко” (Чабу алма)
Необходимо на скаку разрубить яблоко, насаженное на прут.
“Платок” (Шәл)
Парень-всадник должен на полном скаку нагнуться и поднять женский платок с земли, удержавшись в седле.
“Догони и поцелуй” (Кыз куу)
Состязание женихов. Парень-всадник должен догнать девушку-всадницу и поцеловать её на скаку.
Татарские детские игры
“Бег по следу” (Эзеннән бару)
Играющие разбиваются на; две команды и выстраиваются в две колонны за линией старта. Для каждой команды чертятся от линии старта непрерывные прямые линии, большие круги, спирали и другие фигуры. Первые игроки команд начинают бег по нарисованным линиям. Вернувшись, они касаются руками вторых игроков своих команд, а сами становятся в конец колонны. Остальные пробегают это же расстояние. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила: -Не разрешается начинать бег, пока возвратившийся игрок не коснется рукой следующего. -При беге надо строго придерживаться линий дистанции.
“В узелки” (Әйберләрне төенчек)
В эту игру хорошо играть всем классом. Платок или шарф завязывают в узелок. Все выбирают водящего и садятся в круг на расстоянии 1,52 метра друга от друга. Водящий выходит из круга, а игроки начинают перекидывать узелок соседу справа или слева. Тот ловит и кидает тоже в любую сторону. Водящий бегает и старается поймать узелок. Если он даже коснулся узелка, игрок, у которого он был, начинает водить. Запомни: водящий не может входить в круг! Нельзя дразнить водящего, “играть в собачки” нужно сразу, получив узелок, перекидывать его другому игроку. Нельзя кидать узелок через центр круга.
“Жмурки” (Кузбайлау уены)
Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямкинорки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямкахнорках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: “Открой глаза!” и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Правила: Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.
“Займи место” (Буш урын)
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу Никого в дом не пущу! Как гусыня, гогочу, Тебя хлопну по плечу Беги!
Сказав, беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. Правила: Круг должен сразу остановиться при слове “беги”. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
“Кто дальше бросит?” (Ыргыту уены?)
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8-10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренгапобедительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка. Правила: Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
“Кто первый?” (Кем беренче?)
Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой – ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, гот считается победителем,
Правила: Расстояние с одного конца площадки до другого должно быть не более 30 м. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей.
“Лисички и курочки” (Тельки хэм тавыклар)
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: “Кукареку!” По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков. Правила: Если водящему не удается запятнать коголибо из игроков, то он снова водит.
“Ловишки” (Тотыш уены)
По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех. Правила: Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.
“Мяч по кругу” (Теенчек уены)
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила: Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
“Медный пень” (Бакыр букэн)
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Детихозяева становятся за стульями.
На татарскую народную мелодию водящийпокупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить, Можно ль мне ваш пень купить Хозяин отвечает: Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: “Раз, два, три – беги” – разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Правила: Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
“Палка-кидалка” (Сойош таяк)
Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палкукидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.
Правила: Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
“Липкие пеньки” (Йэбешкэк букэндэр)
Тричетыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила: Пеньки не должны вставать с мест.
“Перехватчики” (Куышу уены)
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы имеем быстро бегать, Любим прыгать и скакать Раз, два, три, четыре, пять Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила: Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
“Продаём горшки” (Чулмак уены)
Играющие разделяются на две группы: детигоршки и игроки-хозяева горшков. Детигоршки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
-“Эй, дружок, продай горшок!” -Покупай! -Сколько дать тебе рублей? -Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила: : – бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; – бегущие не имеют права задевать других игроков; – водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
“Серый волк” (Соры бүре)
Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 2030 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
Вы, друзья, куда спешите? В лес дремучий мы идем. Что вы делать там хотите? Там малины наберем. Вам зачем малина, дети? Мы варенье приготовим. Если волк в лесу вас встретит? Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
Соберу я ягоды и сварю варенье, Милой моей бабушке будет угощенье. Здесь малины много, всю и не собрать, А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается когонибудь запятнать. Пленников он уводит в логово туда, где прятался сам.
Правила: Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.
“Скок-перескок” (Кучтем-куч)
На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него – маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: “Перескок!”. После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила: – нельзя выталкивать друг друга из кружков; – двое играющих не должны находиться в одном кружке; – при смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
“Спутанные кони” (Тышаулы атлар)
На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее не более 20 м. устанавливаются флажки, стойки. Играющие делятся на тричетыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила: Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).
“Стрелок” (Уксы)
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила: В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды “Сесть!” присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
“Тимербай”
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись, И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали Друг на друга поглядели, И все так вот сделали!
С последними словами вот так водящий делает какоенибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила: Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
“Угадай и догони” (Уйлагыз һәм тотып алыгыз)
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать. Правила:
В случае если водящий не поймет товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.
“Хлопушки” (Абакле)
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова: Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила: Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
“Хромая лиса” (Аксау төлке)
Перед началом игры на земле рисуются два круга: диаметром 510 м (курятник) и диаметром 12 м (дом хозяина). Играющие (их может быть от пяти до двадцати человек) выбирают хозяина и лису. Остальные играющие куры. Лиса бежит мимо дома хозяина. Хозяин спрашивает ее: “Куда ты?” “За шубой”, отвечает лиса. После этого хозяин “засыпает”, а лиса бежит в курятник и должна, прыгая на одной ноге, поймать кур (куры бегают на двух ногах). Если лиса осалила курицу, та становится лисой.
А хозяин из своего круга следит за тем, чтобы лиса все время скакала на одной ноге. Если же лиса встанет на две ноги, хозяин “просыпается”, бежит в курятник и ловит ее. Если поймал, то сам становится лисой.
“Юрта” (Тирмә)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок!
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила: С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Подборка русских народных подвижных игр для детей разного возраста
В народных играх отражается многовековая история русского народа. Их правила сформированы образом жизни наших предков и отражают характер народа. Национальные игры формируют у ребёнка способность воспринимать мировую культуру через призму традиций русской культуры.
Игра — это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
«Сердце отдаю детям»
Классические русские народные игры для детей и взрослых
Существует несколько подвижных игр, которые возникли на территории России несколько веков тому назад, а сегодня стали официальными видами спорта.
Городки
Городки — это русская народная игра, которая зародилась в XVIII веке, а в XX столетии её признали видом спорта. В неё могут играть взрослые и дети с шести лет. Городки способствуют развитию:
- ловкости;
- силы;
- глазомера;
- собранности;
- наблюдательности.
Играть можно один на один и команда на команду. Суть игры заключается в попытках выбить с ограниченной площади с помощью биты (палки) небольшие построения (городки), строящиеся из пяти цилиндрических столбиков. При этом бита бросается с определённого расстояния. Всего существует пятнадцать видов таких построений. Игра должна проводиться на ровной поверхности. Для детей правила модифицируются. Обычно уменьшается размер биты и расстояние от метающего до городков.
Городки — это исконно русская игра, в которую с удовольствием играют дети и взрослые
Лапта
Первые сведения об исконно русской игре под названием лапта упоминаются ещё в древнерусской письменности. На протяжении нескольких столетий в России лапту применяли для физического развития детей и подростков. Сегодня её также используют учителя на уроках физкультуры в школе. Но начинать обучать лапте можно и детей старшей группы в дошкольных учреждениях.
В классическом варианте в неё играют две команды по 10 человек. Но при упрощении правил количество участников можно сократить до двух. Лапта развивает:
- координацию движений;
- ловкость;
- скоростные качества;
- внимательность.
Для игры нужна деревянная бита, теннисный или тряпичный мяч, ровная площадка (25Х40 метров). На одном конце площадки со стороны более короткой линии прочерчивается линия дома, а на другом — линия кона. Первая команда занимает дом, а вторая располагается между этими двумя линиями. Один игрок первой команды подбрасывает мяч своему игроку с битой. Последний должен ударить по мячу и послать его как можно дальше в поле. После этого он обязан забежать за линию кона и вернуться. При этом игроки противоположной команды должны поймать мяч и попробовать запятнать им бегущего. В зависимости от удачных действий участников командам начисляются очки. Впоследствии команды меняются местами.
Для игры в лапту нужна деревянная бита и маленький мяч
Игры только для большого количества участников
Чаще всего для игр требуется большое количество участников. Игры обычно проводятся на открытом пространстве. Это связано с тем, что на протяжении столетий люди при отсутствии электричества в свободное от работы время, на праздники собирались во дворах и проводили досуг вместе.
Уголки
Для детей дошкольного возраста интерес представляет игра в уголки (кумушки). В неё могут играть даже четырёхлетки. Она развивает внимательность и подвижность. Местом для игры может быть пустая комната или свободное пространство на улице с обозначенными четырьмя углами.
Для уголков нужно пять участников. Четверо располагаются по углам, а водящий — в центре. Водящий обращается к одному из детей: «Кумушка, дай ключи!» Стоящий в углу говорит ему в ответ: «Иди, вон там постучи!» После произнесённого последнего слова участники перебегают из угла в угол, а ведущий пытается занять чьё-то место.
Гуси-лебеди
Гуси-лебеди считаются классической игрой для малышей. Она отражает быт в русских деревнях, когда гусей выпускали в поле и на речку в поисках корма, а на них охотились различные хищники. В неё часто играют в детских садах, начальной школе во время прогулок, массовых праздников, уроков физкультуры. Оптимальное число участников — 10–15 человек. На открытом пространстве размечаются:
- гусятник, в котором находится большинство игроков и взрослый, выполняющий роль хозяина;
- поле для гусей, которое находится на расстоянии 10–30 метров от гусятника;
- логово волка, располагающееся между полем и гусятником.
Волков может быть несколько. По команде хозяина гуси идут гулять в поле. Далее хозяин зовёт гусей домой. Последние бегут в гусятник, а волки пытаются их поймать. Пойманные участники выбывают из игры. Игра в гуси-лебеди требует от детей подвижности и смекалки.
Перед игрой в гуси-лебеди из числа участников выбирают волка, хозяина и гусей
Колдунчики
Детская подвижная игра в колдунчики является усовершенствованной версией обыкновенных догонялок и отражает многовековую веру народа в злых людей, обладающих магической силой. В неё играют на площадке размером примерно 10Х10 метров. Количество играющих — 3–6 человек. Один из участников становится колдунчиком, догоняет других детей и старается до них дотронуться (заколдовать). Заколдованный игрок остаётся на месте, пока его кто-нибудь из оставшихся путём касания не расколдует. При этом колдунчик не даёт возможности подобраться к заколдованному и продолжает заколдовывать других.
Играть в колдунчики можно с 3–4 лет. Колдунчик может быть не один. Размеры площадки изменяются в зависимости от количества участников. Игра способствует развитию:
- двигательных качеств;
- решительности;
- ловкости;
- выносливости.
Школьники часто играют в колдунчики на роликовых коньках
Игры, в которые можно играть вдвоём и большой группой детей
При определённой модификации правил и нехватке участников в некоторые игры можно играть даже вдвоём.
Вышибалы
Для игры, которая называется вышибалы, нужен один мяч. Лучше выбирать резиновый лёгкий мяч. На расстоянии 7–10 метров чертятся две параллельные линии, вдоль которых с обеих сторон располагаются двое игроков, именуемых вышибалами. Остальные участники должны находиться между ними. Вышибалы должны с силой бросать мяч в направлении друг друга, при этом стараясь попасть в других игроков. Тот участник, в которого попали, выбывает из этого раунда игры. Последнему оставшемуся игроку нужно продержаться в игре столько бросков, сколько ему лет. Если он выигрывает, то выбывшие возвращаются и игра продолжается. При его неудаче вышибалы заменяются другими участниками. Наибольший интерес игра вызывает у детей от 5 до 12 лет. Желательно, чтобы участники были примерно одного возраста. Более старшие дети могут не соразмерить силу броска и травмировать младших.
Для игры в вышибалы требуется мяч и большое количество участников
Моему младшему сыну шесть лет. Последние два месяца не проходит и дня, чтобы он не подошёл ко мне и не попросил поиграть в вышибалы. Играем мы вдвоём. Я сижу на стуле возле одной стены комнаты, а он бегает вдоль противоположной стены. Маленьким резиновым мячиком я стараюсь попасть по нему. При этом он заливается смехом и при своей удаче кричит: «Не попал, не попал!» Иногда мы усложняем игру. Он сидит на расстоянии метра от стенки. Я бросаю мяч в стенку так, чтобы он отскочил и попал в ребёнка. Сын пытается предугадать направление отскока и увернуться.
Жмурки
Название и суть игры в жмурки объясняется глаголом жмуриться. Суть её заключается в том, что водящий с закрытыми глазами должен поймать других участников, которые перемещаются в ограниченном пространстве и подают звуковые сигналы. Пойманный становится водящим. Играть можно как в доме, так и на свежем воздухе. Весёлыми и захватывающими жмурки становятся при количестве участников от четырёх до шести. Взрослый может играть с ребёнком вдвоём. Можно даже незаметно поддаваться ребёнку, что приведёт его в неописуемый восторг. В жмурки с удовольствием играют дети с четырёхлетнего возраста. Жмурки развивают:
- умение ориентироваться в пространстве;
- пространственную память;
- слух.
Игра в жмурки развивает способность ориентироваться в пространстве и слух
Прятки
В прятки с удовольствием играют как школьники, так и дети дошкольного возраста. В неё можно играть даже вдвоём, но лучше, если количество участников будет более трёх. В прятки невозможно играть на открытом пространстве. Для пряток нужны деревья, гаражи, большие ящики, небольшие строения, за которыми можно прятаться.
Один из участников выбирается водящим. Водящий становится лицом к стене или дереву, считает, например, до двадцати. Затем он начинает искать спрятавшихся детей. А когда находит, то называет спрятавшегося по имени. После этого водящий и застуканный игрок бегут наперегонки к месту водящего. Кто добегает первым — тот и выигрывает. Игра продолжается, пока не найдутся все спрятавшиеся участники. Из числа проигравших выбирается новый водящий.
В прятки я очень люблю играть с детьми. Иногда мы играем втроём, а иногда вдвоём. В домашних условиях прятки являются не такой интенсивной игрой, как на улице. Во дворе к нам всегда присоединяются другие дети. Я беру на себя роль водящего. Участие взрослого помогает детям организоваться и соблюдать правила. В процессе игры взрослый способен своими действиями уравнивать силы и способности участников, делая игру интересней, а игроков конкурентоспособными.
Игра развивает в детях:
- умение концентрироваться;
- способность ориентироваться в окружающем пространстве;
- внимание;
- память;
- подвижность;
- способность к поиску.
Игра в прятки проводится на большом пространстве, на котором должны быть деревья, кусты, постройки
Петушки
Суть игры в петушки заключается в том, что игроки, стоя на одной ноге в круге диаметром около 1.5 метров, пытаются вытолкнуть друг друга из круга без использования рук. Свободную ногу при этом можно согнуть в колене и удерживать за спиной руками. У играющих развивается сила, устойчивость, ловкость. Играть можно один на один и команда на команду.
В петушки можно играть на ограниченном пространстве вдвоём
Шапки
Для мальчиков представляет интерес игра в шапки, для которой нужно всего двое участников и зрители. Участники стоят напротив друг друга. Руки у них находятся за спиной. На голове надеты шапки. По команде взрослого игроки пытаются одной рукой снять шапку с соперника. Кто это сделает первым — тот выигрывает.
Игра в шапки развивает быстроту реакции, ловкость и смекалку
Традиционные татарские состязания
“Борьба” (Көрәш)
Татарская национальная борьба на поясах (кушаках) “Корэш” – старинное состязание. Состязания проводили во время праздников и народных гуляний, но главные состязания проводили на главном татарском празднике Сабантуй. Правила: В нескольких возрастных и весовых категориях ведутся поединки борцов. Борцы должны держать друг друга за кушаки и таким образом пытаться уложить соперника на лопатки. Кто первый смог бросить соперника на спину – тот и победитель. Затем проходили схватки всех победивших в категориях, и победивший всех традиционно получал титул “Батыр” (Силач) и главный приз – живого барана.
“Стрельба” (Ук ату)
Стрельба из лука по мишеням. Побеждает поразивший мишени минимальным количеством стрел.
“Поднятие камня” (Ташлык)
Участники поднимают тяжёлые камни. Побеждает поднявший камень наибольшее количество раз.
“Столб” (Багана)
Необходимо залезть на скользкий отполированный вертикальный столб и дотянуться до одного приза на выбор. Стандартными призами как правило были сапоги, лапти, живой петух, связка лакомств. Зимой столб перед этим долго поливали водой. Смысл состязания в том,что залезть на столб очень трудно, но со стороны это выглядит забавно и интересно.
“Разбивание горшка” (Чүлмәк вату)
С завязанными глазами палкой необходимо попасть по глиняному горшку и разбить его. Зрители подсказывают участникам направление.
“Перетягивание каната” (Аркан тартыш)
Канат (или толстая канатная верёвка) длиной в несколько метров кладётся посередине площадки вдоль неё. Середина каната отмечается цветной ленточкой (тряпочкой). Играющие делятся на две команды, равные по количеству игроков и по силам. Игроки, разделившись в команде на пары, встают справа и слева от каната, стараются перетянуть канат в свою сторону. Когда одной из команд удастся отойти с канатом назад так, чтобы ленточка пересекла контрольную линию, даётся свисток и борьба прекращается. Побеждает команда, которая смогла перетянуть канат на свою сторону.
“Бег в мешках” (Капчык йөгереш)
По сигналу ведущего участники должны быстро залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать до обозначенного места . Обежав его, игрок возвращается, вылезает из мешка и передает его следующему игроку, который повторяет все действия. Во время игры не допускается падение мешка. Если во время эстафеты участник упал, он может подняться и продолжить соревнование.
“Бег с яйцом на ложке” (Йомырка йөгереш)
Игроки должны бегом с яйцом на ложке во рту добраться до финиша и вернуться назад. Главное условие игры – держать ложку с яйцом во рту добраться до финиша не уронив яйцо.
“Бег с коромыслом” (Көянтә йөгереш)
Забег с ведрами наполненными водой на коромысле. Главное условие игры – добраться до финиша не разлив воды. Участники должны добежать до ориентира с ведрами наполненные водой. Обежав ориентир вернуться на линию старта и при этом не выливая воды из ведра. Побеждает тот игрок , который быстрее вернулся на линию старта, не выливая воды из ведра.
“Бой мешками” (Әтәчләр талашуы)
Шуточное состязание. Игроки садятся или встают на закрепленное округлое бревно им даются мешки наполненные тряпками или соломой и этими мешками они должны друг друга сбивать с бревна.
“Слепая охота” (Кисеп алу)
Шуточное состязание. Игроки должны с завязанными глазами с ножницами в руках подойти к указанному месту и срезать сувенир. Кто быстрее срезал – то и выиграл. Зрители подсказывают участникам направление.
“Катык”
Шуточное состязание – доставание монетки зубами из полной миски с катыком на скорость.