Картотека дидактических игр с использованием конструктора Лего картотека по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)


Дидактические игры по легоконструированию для 3-5 лет

«Найди постройку»

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками.

Оборудование: карточки, постройки, коробочка или мешочек.

Дети по очереди достают карточки из коробки или мешочка, внимательно смотрят на неё, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, тот берёт вторую карточку.

«Кто быстрее»

Цель: Способствовать развитию быстроты внимания, координации движений.

Оборудование:4 коробочки, детали лего- конструктора.

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков лего и своя деталь. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

«Собери кирпичики лего»

Цель: Закреплять знание основных цветов.

Оборудование: кирпичики лего 4 цветов.

Играет четверо детей. Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики лего, ставит коробочки, распределяет, кирпичики какого цвета нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто соберёт быстрее.

«Чья команда быстрее построит»

Цель: Учить строить в команде, помогать друг другу. Способствовать развитию интереса, внимания, быстроты, мелкой моторики рук.

Оборудование: набор лего- конструктора, образец.

Дети разбиваются на 2 команды. каждой команде даётся образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребёнок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

«Светофор»

Цель: Закреплять значения сигналов светофора. Способствовать развитию внимания, памяти.

Оборудование: кирпичики лего жёлтого, красного, зелёного цвета.

1-й вариант: педагог — «светофор», остальные дети — «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, жёлтый — приготавливаются, зелёный — едут.

2-й вариант: светофор и пешеходы переходят дорогу на зелёный свет.

3-й вариант: на красный свет дети приседают, на жёлтый — поднимают руки вверх, на зелёный — прыгают на месте.

Дидактические игры с применением конструктора Лего

«Чудо-Дерево»

Цель игры

: -закрепить правильное произношение звуков в словах;

— развитие фонематического восприятия;

— развитие зрительной памяти;

— развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал. Конструктор ЛЕГО

, картинки на автоматизируемый звук, игральный кубик.

Ход игры

. В игре принимают участие 2 человека. У каждого игрока имеется свое дерево, сделанное из
конструктора ЛЕГО
, и общий ящик с
«яблоками»
. Они по очереди бросают кубик и берут из пачки столько картинок, сколько выпало на нем. Столько же
«яблок»
нужно взять из общего ящика и повесить на свое дерево. Взяв нужное количество картинок, игрок четко проговаривает название предмета, изображенного на карточке. Побеждает тот, у кого будет самый богатый
«урожай»
.

«Футбол»

Цель игры

:- автоматизация и дифференциация звуков
«С»
и
«Ш»
;

— развитие мелкой моторики пальцев рук;

— развитие внимания;

— развитие фонематического восприятия.

Материал. Конструктор ЛЕГО

, игральный кубик, картинка со словами на звук
«С»
и
«Ш»
.

Ход игры

. На импровизированном футбольном поле размещаются двое ворот, сделанных из
конструктора ЛЕГО
. Ребенок бросает кубик за команду
«Свистелочек»
и называет столько слов с картинки со звуком
«С»
, сколько выпало на кубике. После этого перед одними воротами выставляется столько же фишек из
конструктора
. Затем игрок бросает кубик за команду
«Шипелочек»
и называет столько слов с картинки со звуком
«Ш»
, сколько выпало на кубике. После этого перед другими воротами выставляется столько же фишек из
конструктора ЛЕГО
.

Выигрывает команда

, набравшая наибольшее количество фишек.

В конце игры

ребенок выкладывает из
конструктора ЛЕГО букву«С»
возле ворот
«Свистелочек»
и букву
«Ш»
возле ворот
«Шипелочек»
.

«Домик для куклы Лолы»

Цель игры

: — закрепление правильного произношения звука
«Л»
в словах;

— развитие фонематического восприятия;

— развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал. Предметные картинки на конструкторе ЛЕГО

прямоугольной формы (
«кирпичики»
) 10-14 штук и
«крыша»
треугольной формы.

Ход игры

. Игрок выбирает
«кирпичики»
с картинками, где слышится звук
«Л»
. Из них он строит домик для куклы Лолы.

«Найди пару»

Цель игры

: — закрепление правильного произношения звука
«РЬ»
в словах;

— развитие зрительной памяти;

— развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия.

Ход игры

. Играют 1-2 человека. Детали от
конструктора ЛЕГО
выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и запомнить их. После этого детали
конструктора ЛЕГО
переворачивают картинками вниз. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив детали между собой.
Выигрывает тот
, кто больше соберет картинок-пар.

«Найди половинку»

Цель игры

: — закрепление правильного произношения звука
«Р»
в словах;

— развитие фонематического восприятия;

— развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры

. Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки

С изображением названного слова,назвать, соединить их между собой и получить картинку на автоматизируемый звук.

Игры, развивающие логическое мышления.

Чудесный мешочек».

В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего. а)Педагог показывает деталь, которую надо найти. б)Педагог только называет необходимую деталь. в)Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.

-«Собери модель». Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия «сверху», «посередине», «слева», «справа», «поперёк».

2.Внимание и память.

-«Что изменилось?». Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать что изменилось.

-«Собери модель по памяти». Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

-«Запомни и выложи ряд». Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

3.Пространственное ориентирование.

-«Собери модель по ориентирам». Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от».

-«Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат». Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.

4.Симметрия.

-«Выложи вторую половину узора». Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

-«Составь узор». Дети самостоятельно составляют симметричные узоры — можно изображать бабочек, цветы и т. д.

5.Логические закономерности.

-«Что лишнее?». Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).

-Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап

— каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап

— каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап

— каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

-«Поиск недостающей фигуры».Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

6.Комбинаторика.

-«Светофор». Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться — кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

-«Составь флаги». Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.

7.Множества.

-«Выдели похожие» — классификация по одному свойству. Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.

Игры, развивающие восприятие формы.

Отгадай”.

Цель:

учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание игры:

Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.

Правила игры:

  1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
  2. Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
  3. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
  4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

Не ошибись Петрушка!”

Цель:

Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры:

Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”

Правила игры:

  1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.
  2. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
  3. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

Есть у тебя или нет?”

Цель:

Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры:

Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры:

  1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
  2. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
  3. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,

Надо всех пересчитать.

Раз, два, три, первый – ты!

Принеси и покажи”

Цель:

Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры:

Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Правила игры:

  1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
  2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
  3. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: