Картотека дидактические игры на прогулке
- Пройди и запомни – запомнить предметы, пройдя мимо них и выставить в такой же последовательности.
- Один-много – назвать на улице, какой предмет один, а каких – много.
- Принеси – каждому раздается задание принести определенное количество предметов (5 камней, 2 листочка).
- Разведчики – воспитатель дает детям задание разведать территорию и посчитать, сколько растет деревьев в левой части и сколько одуванчиков возле песочницы.
- Найди пару – одной команде выдают карточки с животными, второй – такие же. Нужно отыскать свою пару.
Дидактические игры на прогулке в подготовительной группе
- Природа – прогуливаясь с детьми, воспитатель обращает внимания на предметы на площадке и задает вопросы: «Что сделала природа? Что сделал человек?». Потом соревнуются, называя самую длинную цепочку из предметов, созданных природой.
- Назови на букву – воспитатель просит детей назвать окружающие их на улице предметы на определенную букву: Л, Т, Д и проч. Выиграл тот, кто назвал больше.
- Назови три предмета – учитель на прогулке бросает ребенку мяч и просит назвать три предмета определенной классификации. Например: дерево – береза, ива, тополь.
- Добавь слог – воспитатель называет слог и бросает мяч воспитаннику, тот дополняет его еще одним слогом, образуя слово, потом бросает мяч обратно воспитателю. Например: кни-га, две-ри.
- Вокруг нас – дети на прогулке должны описать, что они видят вокруг себя, состоящее из одного слога (сад, мяч), два слога (трава, кусты), три слога (качели, береза).
Определяем место звука в слове
Игры на определение места звука в слове — более сложный этап. В процессе игр дети выделяют звук голосом, упражняясь в четком произношении. При работе с детьми стоит произносить звук ясно (з-з-заяц).
Обратите внимание! Дети должны повторить слово и сказать в каком месте находится нужный звук. Такие упражнения имеют большое значение для обучения детей вслушиваться в звучание, слышать звук, чтобы потом легко определять его в слове.
Оформление речевого уголка в детском саду своими руками
Дидактические игры на прогулке в старшей группе
- Найди ту же форму – воспитатель выдает группам детей карточки с формами: квадрат, прямоугольник, круг. Каждая группа должна найти на площадке максимальное количество предметов такой же формы.
- Что за растение – воспитатель дает задание ребенку описать растение или загадку о нем придумать. Условие – растение произрастает на улице неподалеку. Остальные отгадывают.
- Найдите, что описываю – воспитатель описывает предмет (растения, игрушки) детально, а дети отгадывают и показывают, где этот предмет располагается.
- Найди лист, как на дереве – разделите ребят на группы. Потом воспитатель дает время ребятам рассмотреть листья на дереве, а затем, поискать такие же листья на земле. Кто найдет больше и быстрее – побеждает.
- Кто я – воспитатель указывает на растительность, а дети должны сказать, к чему оно относится (куст, цветок, трава, дерево).
Ход игры:
Воспитатель и дети стоят в кругу.
Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит,бросая его обратно воспитателю: «Осень»
).
Воспитатель. Если птицы улетают — это …. И т. д.
31. Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.
Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.
32. Дидактическая игра «Брать — не брать»
Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»
; развивать слуховое внимание.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.
Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.
33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде/саду?»
Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению)
; развивать быстроту мышления,
слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде?Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да»
, если же то, что в огороде не растет, вы скажете
«Нет»
. Кто ошибется, тот выходит из игры.
· Морковь (да, огурец (да, слива (нет, свекла (да)
и т. д.
· Вишню (да, крыжовник (да, картофель (нет)
и т. д.
34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.
Ход игры:Дети делятся на две бригады: «Садоводы»
и
«Огородники»
. На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.
Воспитатель: — Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.
Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.
36. Дидактическая игра «Не ошибись»
Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.
Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинкис изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.
По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям.Детей в течение года знакомят с профессиями: повар, дворник, почтальон, строитель, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда.
37. Дидактическая игра «Отгадай — ка!»
Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.
Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.
38. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.
Сахар сладкий, а перец — …. (горький)
Летом листья зеленые, а осенью — …. (желтые)
Дорога широкая, а тропинка — …. (узкая)
Лед тонкий, а ствол — … (толстый)
39. Дидактическая игра «Где что лежит?»
Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.Например:
— «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу)
.
· Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)
· Вова вымыл руки и положил мыло. Куда? (В мыльницу)
40. Дидактическая игра «Догони свою тень»
Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.
Дидактические игры на прогулке в средней группе
- Птицы, звери, рыбы – воспитатель бросает ребенку мяч и просит назвать птицу, зверька или рыбу. Кто не смог ответить – выбывает.
- Ищи – ребята должны вокруг себя увидеть предметы одинакового цвета или формы, или сделанных из одного материала и перечислить воспитателю.
- Что растет – воспитатель называет кустарники и растения. Если они произрастают на территории сада – дети хлопают, если нет – молчат.
- Разговоры животных – воспитатель каждому шепчет на ухо название животного. По сигналу дети поочередно выдают голоса зверей (кошка мурлычет, лев рычит), а другие угадывают.
- Кто кем был – дети рассматривают на участке предметы и представляют, кто кем был: яблоко – семечком, кот – котенком, деревянные качели – деревом, дуб – желудем.
Дидактические игры на прогулке в младшей группе
- Кто как передвигается – воспитатель называет животных, а дети вместе показывают, как это животное передвигается (пингвин вразвалочку, лягушка прыгает).
- Дорисуй – на асфальте нарисованы половинки фигур. Нужно дорисовать вторую половинку и сказать, с какой стороны дети добавили предмет, справа или слева.
- Длинное-короткое – воспитатель раздает детям пояски из лент, обращает внимание, что есть коротенькие, а есть длинные. Просит привязать их к предметам на участке, чтобы ленты едва касались земли.
- Широкое-узкое – на асфальте рисуются широкая и узкая дорожка. Воспитатель показывает, что по широкой могут проехать две игрушечные машины, а по узкой только одна. Дети повторяют эксперимент на дорожках, нарисованных подальше.
- Укрась асфальт – педагог предлагает ребятам украсить круги, нарисованные на асфальте, но одинаково. Воспитатель начинает, а дети продолжают: выкладывают круг из листьев, потом украшают цветами так же.
Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (средняя группа)
Средняя группа
Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
Упражнение «Пусти лодочку по воде»
Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.
Упражнение выполняется 2 раза.
Игра «Лодочка и пароход»
Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.
Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Поезд»
Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.
Игра с заданиями
Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я» «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением» (дети выполняют задания) .
Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют). Игра «Оркестр»
Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.)
Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.
Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, oн стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям» (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)
— Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку) .
— Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку) .
Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки,
дети, поднимая их, поют нужные песенки.
Упражнение «Понюхай цветок»
Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х») .
Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».
Упражнение «Тренировка»
Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Дууу» (повторить 5—6раз)
Игра «Оркестр»
Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр.
Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.
Дидактические игры на прогулке зимой
- Что бывает зимой – воспитатель задает вопросы, а дети отвечают. Пчелы летают? – Нет. Снег лежит? – Да и проч.
- Приметы – воспитатель рассказывает о приметах. Если они о зиме – дети хлопают, если нет – топают.
- Записки – воспитатель развешивает записки на деревьях, кустах, по участку. Дети должны найти и собрать записки, тихо ступая. Нельзя кричать и бежать.
- Дары – нужно собрать зимние дары (сосульки, следы, шишки) и рассказать, откуда они взялись (шишка с ели, сосульки – из воды).
- По нарисованной дорожке – воспитатель диктует каждому геометрические фигуры, которые нужно нарисовать на снегу следами.
Дидактические игры довольно разнообразны, играть в них можно в любое время года. Некоторые из них требуют определенных атрибутов, поэтому побеспокоиться о них нужно заранее.