картотека дидактических игр в средней группе картотека (средняя группа) на тему


Картотека дидактические игры на прогулке

  • Пройди и запомни – запомнить предметы, пройдя мимо них и выставить в такой же последовательности.
  • Один-много – назвать на улице, какой предмет один, а каких – много.
  • Принеси – каждому раздается задание принести определенное количество предметов (5 камней, 2 листочка).
  • Разведчики – воспитатель дает детям задание разведать территорию и посчитать, сколько растет деревьев в левой части и сколько одуванчиков возле песочницы.
  • Найди пару – одной команде выдают карточки с животными, второй – такие же. Нужно отыскать свою пару.

Дидактические игры на прогулке в подготовительной группе

  1. Природа – прогуливаясь с детьми, воспитатель обращает внимания на предметы на площадке и задает вопросы: «Что сделала природа? Что сделал человек?». Потом соревнуются, называя самую длинную цепочку из предметов, созданных природой.
  2. Назови на букву – воспитатель просит детей назвать окружающие их на улице предметы на определенную букву: Л, Т, Д и проч. Выиграл тот, кто назвал больше.
  3. Назови три предмета – учитель на прогулке бросает ребенку мяч и просит назвать три предмета определенной классификации. Например: дерево – береза, ива, тополь.
  4. Добавь слог – воспитатель называет слог и бросает мяч воспитаннику, тот дополняет его еще одним слогом, образуя слово, потом бросает мяч обратно воспитателю. Например: кни-га, две-ри.
  5. Вокруг нас – дети на прогулке должны описать, что они видят вокруг себя, состоящее из одного слога (сад, мяч), два слога (трава, кусты), три слога (качели, береза).

Определяем место звука в слове

Игры на определение места звука в слове — более сложный этап. В процессе игр дети выделяют звук голосом, упражняясь в четком произношении. При работе с детьми стоит произносить звук ясно (з-з-заяц).

Обратите внимание! Дети должны повторить слово и сказать в каком месте находится нужный звук. Такие упражнения имеют большое значение для обучения детей вслушиваться в звучание, слышать звук, чтобы потом легко определять его в слове.

Оформление речевого уголка в детском саду своими руками

Дидактические игры на прогулке в старшей группе

  1. Найди ту же форму – воспитатель выдает группам детей карточки с формами: квадрат, прямоугольник, круг. Каждая группа должна найти на площадке максимальное количество предметов такой же формы.
  2. Что за растение – воспитатель дает задание ребенку описать растение или загадку о нем придумать. Условие – растение произрастает на улице неподалеку. Остальные отгадывают.
  3. Найдите, что описываю – воспитатель описывает предмет (растения, игрушки) детально, а дети отгадывают и показывают, где этот предмет располагается.
  4. Найди лист, как на дереве – разделите ребят на группы. Потом воспитатель дает время ребятам рассмотреть листья на дереве, а затем, поискать такие же листья на земле. Кто найдет больше и быстрее – побеждает.
  5. Кто я – воспитатель указывает на растительность, а дети должны сказать, к чему оно относится (куст, цветок, трава, дерево).

Ход игры:

Воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит,бросая его обратно воспитателю: «Осень»

).

Воспитатель. Если птицы улетают — это …. И т. д.

31. Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

32. Дидактическая игра «Брать — не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»

; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде/саду?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению)

; развивать быстроту мышления,

слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде?Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да»

, если же то, что в огороде не растет, вы скажете
«Нет»
. Кто ошибется, тот выходит из игры.

· Морковь (да, огурец (да, слива (нет, свекла (да)

и т. д.

· Вишню (да, крыжовник (да, картофель (нет)

и т. д.

34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры:Дети делятся на две бригады: «Садоводы»

и
«Огородники»
. На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: — Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

36. Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинкис изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям.Детей в течение года знакомят с профессиями: повар, дворник, почтальон, строитель, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда.

37. Дидактическая игра «Отгадай — ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

38. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец — …. (горький)

Летом листья зеленые, а осенью — …. (желтые)

Дорога широкая, а тропинка — …. (узкая)

Лед тонкий, а ствол — … (толстый)

39. Дидактическая игра «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.Например:

— «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу)

.

· Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)

· Вова вымыл руки и положил мыло. Куда? (В мыльницу)

40. Дидактическая игра «Догони свою тень»

Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

Дидактические игры на прогулке в средней группе

  1. Птицы, звери, рыбы – воспитатель бросает ребенку мяч и просит назвать птицу, зверька или рыбу. Кто не смог ответить – выбывает.
  2. Ищи – ребята должны вокруг себя увидеть предметы одинакового цвета или формы, или сделанных из одного материала и перечислить воспитателю.
  3. Что растет – воспитатель называет кустарники и растения. Если они произрастают на территории сада – дети хлопают, если нет – молчат.
  4. Разговоры животных – воспитатель каждому шепчет на ухо название животного. По сигналу дети поочередно выдают голоса зверей (кошка мурлычет, лев рычит), а другие угадывают.
  5. Кто кем был – дети рассматривают на участке предметы и представляют, кто кем был: яблоко – семечком, кот – котенком, деревянные качели – деревом, дуб – желудем.

Дидактические игры на прогулке в младшей группе

  1. Кто как передвигается – воспитатель называет животных, а дети вместе показывают, как это животное передвигается (пингвин вразвалочку, лягушка прыгает).
  2. Дорисуй – на асфальте нарисованы половинки фигур. Нужно дорисовать вторую половинку и сказать, с какой стороны дети добавили предмет, справа или слева.
  3. Длинное-короткое – воспитатель раздает детям пояски из лент, обращает внимание, что есть коротенькие, а есть длинные. Просит привязать их к предметам на участке, чтобы ленты едва касались земли.
  4. Широкое-узкое – на асфальте рисуются широкая и узкая дорожка. Воспитатель показывает, что по широкой могут проехать две игрушечные машины, а по узкой только одна. Дети повторяют эксперимент на дорожках, нарисованных подальше.
  5. Укрась асфальт – педагог предлагает ребятам украсить круги, нарисованные на асфальте, но одинаково. Воспитатель начинает, а дети продолжают: выкладывают круг из листьев, потом украшают цветами так же.

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (средняя группа)

Средняя группа

Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.

Упражнение «Пусти лодочку по воде»

Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.

Упражнение выполняется 2 раза.

Игра «Лодочка и пароход»

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Поезд»

Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

Игра с заданиями

Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я» «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением» (дети выполняют задания) .

Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют). Игра «Оркестр»

Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.)

Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.

Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, oн стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям» (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)

— Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку) .

— Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку) .

Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки,

дети, поднимая их, поют нужные песенки.

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х») .

Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».

Упражнение «Тренировка»

Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Дууу» (повторить 5—6раз)

Игра «Оркестр»

Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр.

Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.

Дидактические игры на прогулке зимой

  1. Что бывает зимой – воспитатель задает вопросы, а дети отвечают. Пчелы летают? – Нет. Снег лежит? – Да и проч.
  2. Приметы – воспитатель рассказывает о приметах. Если они о зиме – дети хлопают, если нет – топают.
  3. Записки – воспитатель развешивает записки на деревьях, кустах, по участку. Дети должны найти и собрать записки, тихо ступая. Нельзя кричать и бежать.
  4. Дары – нужно собрать зимние дары (сосульки, следы, шишки) и рассказать, откуда они взялись (шишка с ели, сосульки – из воды).
  5. По нарисованной дорожке – воспитатель диктует каждому геометрические фигуры, которые нужно нарисовать на снегу следами.

Дидактические игры довольно разнообразны, играть в них можно в любое время года. Некоторые из них требуют определенных атрибутов, поэтому побеспокоиться о них нужно заранее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: