Картотека народных игр (старшая, подготовительная группа)


Подготовительный этап

Развлечение «Ручеек» – фольклорное. На протяжении десятков лет его использовали для забавы на масленице, гуляньях, ярмарках.

У забавы 3-4 интерпретации. Воспитатели в детских садах используют упрощенный вариант. Цель потехи – успеть пройти по выстроенному коридору за отведенное время.

Правила подвижного веселья:

  1. участие принимают от 8 игроков (4-5 пар);
  2. нечетное количество участников;
  3. музыкальное сопровождение;
  4. руководит игровой забавой взрослый человек (родитель, воспитатель);
  5. ведущий – ребенок (по возможности);
  6. доходчивое объяснение правил деткам перед началом забавы.

Разделение по возрастам

Русская народная игра «Ручеек» Сложность игрового процесса зависит от возраста участников. Для детей младшего возраста используйте упрощенный вариант.

Правила игры для малышей

Начните знакомство деток младшего возраста (от 3 лет) с забавой «Ручеек» с упрощенного варианта. Ход развлечения:

  1. игроки встают в хоровод вместе со взрослым ведущим;
  2. в центр встают баянист и один малыш;
  3. хоровод начинает движение вместе с игрой баяна, ребята и воспитатель (родитель) произносят игровой стишок;
  4. малыш выбирает одного из круга, они берутся за руки и поднимают их вверх, образовывая дугу;
  5. участники пробегают сквозь выстроенные ворота и становятся в круг;
  6. выбранный остается внутри, а выбиравший встает в хоровод;
  7. действия повторяются.

Использовать музыкальное сопровождение необязательно. Однако оно развивает чувства ритма у играющих и делает забаву наиболее веселой.

Правила игры для дошкольников

Для детей дошкольного возраста у игры «Ручеек» правила и цели незначительно, но меняются. Руководство игровым процессом отдается взрослому человеку. Проследите, чтобы участие принимало нечетное количество игроков. Ведущим может быть и ребенок. Действия выполняются по порядку:

  1. дети расходятся по парам, желательно мальчик с девочкой;
  2. участники выстраиваются друг за другом с поднятыми вверх руками, формируя домик или коридор;
  3. один из игроков, оставшийся без пары, становится в конце колонны;
  4. ведущий произносит игровой стишок, игрок без пары подготавливается бежать;
  5. после слов ведущего участники произносят фразу, а стоящий без пары малыш бежит и выбирает одного из участников;
  6. после выбора воспитатель включает музыку на 10-30 секунд в зависимости от длины коридора;
  7. за это время пара преодолевает дистанцию и встает первыми;
  8. ребенок без пары уходит назад.

Что еще почитать Игра съедобное-несъедобное: варианты забавы
Если детки не успели пройти через ручей за отведенный промежуток времени, то выбранный человек возвращается в строй, а выбирающий – получает вторую попытку.

Ход игры:

1 вариант.

4-5 детей встают на одной стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 12-15м)

на скамейках стульях лежат
флажки. По сигналу – «Раз, два, три – беги!»
дети бегут к
флажкам и поднимают их. Отмечается тот, кто сделал это первым. Затем ребята идут на место, выходят следующие 4-5 детей.
2 вариант.

Бежать, преодолевая препятствие – подлезть под верёвку, пролезть в обруч, пройти по скамейке.

«Найди себе пару»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, по сигналу находить себе пару. Закрепить разные виды бега. Воспитывать чуткое отношение друг к другу.

Какие слова произносить?

Существует несколько интерпретаций стихотворений и фраз, которые используют во время потехи. В варианте для детей подойдет классический задорный стишок про каравай.

«Ручеек» для повзрослевших ребят ведущий произносит любое четверостишье про ручеек. После этого стоящие парами говорят: «Ты быстрей пробегай, друга выбирай!».

У выбирающего есть своя фраза: «Я Машеньку (имя другого участника) найду/люблю и с собой заберу!». Малыши могут ее использовать.

Не забывайте, развлечение фольклорное. Стишки можно придумывать самостоятельно, заимствовать их других развлекательных программ, бесплатно скачивать на просторах интернета.

Приветствуется создание новых правил. Для ребят, не успевших пробежать по коридору, придумайте шуточное наказание. Это может быть забавный танец, приседания или рассказ стихотворения.

«Воробушки и автомобиль» усложненный вариант.

  1. Для начала надо подготовить детей к игре, расспросив их о воробьях: что они знают о воробьях, как они летают, что едят, где живут. Далее к уже известной информации добавить то, что воробьи разлетаются при виде надвигающегося автомобиля. Объяснить чего птички боятся, что машина может им придавить лапки.
  2. Поинтересоваться, хотят ли ребята научиться играть в новую игру. Объяснить им правила: действовать строго по сигналу; воробушки и автомобили не должны появляться на дороге в неподходящее время.
  3. Старшую группу можно выводить во двор. Там больше пространства для бега.
  4. Во дворе, на земле рисуется круг. Это будущая площадка для игры. Вокруг поля рисуются кружочки, треугольники и квадратики, которые символизируют домики воробушек.
  5. Далее воспитатель объявляет: «Вокруг себя обернись, в воробушка превратись!». После этого каждому воробью выделяется домик «Это ваши гнёздышки, тут вас не раздавят!».
  6. После этого, воспитатель говорит: «Тихо стало на дворе, никого нет! Летите, воробушки!» и вместе с ними машет «крыльями», чирикает, клюёт зёрнышки.
  7. В это время поётся песенка: Птички, птички-невелички Посидели, посидели И гулять полетели! Прилетели птички, Птички-невелички! Зёрнышки клевали, Крыльями махали!» Птички вылетают на площадку и начинают искать зёрнышки и чирикать.
  8. В этот момент воспитатель говорит, что он будет автомобилем, и взяв руль в руки бибикая, едет в сторону поляны, а птички разлетаются по гнёздышкам.
  9. Дети должны успеть выбежать из круга и занять свои гнёзда, до того, как автомобиль пересечёт поле. Чтобы дать деткам передохнуть, автомобиль может подольше ездить по площадке.
  10. Кто не успел выбежать и найти домик выбывает из игры, потому что машинка лапку «придавила».
  11. После этого автомобиль едет в стоянку, и объявляет: «Летите, воробушки!».
  12. Сыграв пару раз, можно передавать роль автомобиля одному из детей. Воспитателю остаётся только подавать вербальные сигналы детям. Для автомобиля это может быть гудок, для детей чириканье или слова «Летите, воробушки!». Роли можно менять при повторении игры.
  13. В качестве сигнала, можно также использовать музыку, прекращение которой будет означать сигнал разлетаться по гнёздам. Музыкальный трек для игры «Птички и автомобиль» можно бесплатно скачать в интернете.
  14. Чтоб ещё больше вовлечь детей в процесс, можно изготовить самодельный реквизит: бумажные клювики и крылышки для воробушка, руль для автомобиля или даже зёрнышки, которые надо будет потом собирать в ходе игры.

Что еще почитать Подвижная игра «Цветные автомобили»

Музыкальное сопровождение игры «Ручеек»

Музыка для игры ручеек может быть подобрана различная. Для русско-народной версии «Журчалочка» подойдут русские плясовые песни. Скачайте их в mp3 и воспроизводите на проигрывающих устройствах.

Используйте детские, задорные танцевальные или хороводные песни, веселые цыганские мотивы. Если планируете проводить развлечение на мероприятии, то пригласите баяниста.

По возможности используйте музыкальный инструмент и в менее масштабном игровом процессе. Краткий рассказ о баяне позволит малыш получить новые знания.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» и её цели:

  • Научить детей бегать и уворачиваться от препятствий. Моторика детей лучше всего развивается именно во время подвижных игр.
  • Объяснить малышам, что движущий автомобиль это опасность, которую надо остерегаться. А также то, что нужно убегать от машины в безопасное место, а не на проезжую часть (площадку).
  • Научить ориентироваться в пространстве и запоминать своё место.
  • Научить малышей слушаться старших и выполнять указания. Воспринимать сигналы и условные знаки.
  • В процессе игры ребёнок учится фантазировать и представлять себя в разных ролях, а это азы аналитического мышления.
  • В процессе подготовки, если воспитатель с детьми приготовит реквизит, раскрывается творческий потенциал у малышей.
  • Дети-автомобили учатся быть лидерами, ведущими игру. Это придает смелости, уверенности в себе и своих способностях. Хорошая самооценка-ключ к жизненным успехам.

Игра «Воробушки и автомобиль» для 2 младшей группы, это отличный дидактический материал, по которому многому можно научить ребёнка. Главное проявить креативность.

Полезность игры «Ручеек»

Развлекательный процесс развивает в ребенке быстроту реакции и коммуникабельные навыки. Во время игры внутри группы царит дружеская атмосфера. Дети взаимодействуют друг с другом, учатся слушать сверстников.

Параллельно играющие знакомятся с древнерусской культурой и традициями. Это развивает мышление, способствует изучению истории государства.

Дети трехлетнего возраста учатся внятно произносить слова. Потеха для малышей помогает:

  1. научить их слушать взрослого человека;
  2. следовать правилам;
  3. не толкаться;
  4. уважительно относиться к другим участникам;
  5. наладить дружескую атмосферу;
  6. познакомиться;
  7. водить хороводы.

Что еще почитать «Не оставайся на полу» или «Выше ноги от земли» — подвижная игра, знакомая миллионам

Подвижная игра «Через ручеек»

Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила:

Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Варианты:

Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

Подвижная игра «Кошка и мышка»

Задачи: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.

Правила:

Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.

Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.

Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».

Варианты:

Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.

Подвижная игра «Лошадки»

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

Описание: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.

Правила:

Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» — конюхи возвращаются на места.

Варианты:

Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.

Подвижная игра «Кролики»

Задачи: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.

Описание: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» — говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.

Правила:

Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток.

Кролики возвращаются после сигнала воспитателя «Скорей в клетки!».

Варианты: В каждую клетку поставить скамеечку или стульчик по числу кроликов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: