Конспект урока-обобщения по географии 8 класс тема «Внутренние воды России»


так то ЕНТ / География / Поурочные планы по географии 8 класс

Урок 17. РЕКИ РОССИИ

19.08.2014 8933 0

Задачи: расширить представление учащихся о различных видах вод суши и их размещении на территории России, о значении рек в природе и жизни человека; систематизировать знания уча­щихся о крупнейших речных системах страны, их бассейнах, пита­нии и режиме; сформировать понятия «падение реки», «уклон ре­ки», «половодье», «межень», «паводок», «годовой сток»; научить определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны; развивать умение прогнозировать изменение рек под влиянием человеческой деятельности.

Ход урока

Оптимальный выбор структуры урока основывается на учете особенностей содержания, уровня подготовки учащихся данного класса, наличия учебных средств и т. д. Это дает возможность наи­более эффективно распределить учебное время.

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Важный элемент данного урока — мотивация учебной деятель­ности. Поэтому учителю целесообразно уделить время актуализа­ции знаний о водных объектах и ресурсах России. Можно исполь­зовать сообщения учащихся с привлечением интересных сведений и средств наглядности. Сообщения должны быть краткими и ярки­ми. Желательно отразить отношение коренных народов и наших предков к рекам, озерам, родникам; обратить внимание на то, что в музыке, живописи, поэзии, фольклоре водные объекты занимают большое место.

«Велика роль рек в исторической судьбе народов. У славян ре­ки служили источником воды, пищи (рыбная ловля), преградой от кочевников. Никто не имел права отказать в воде человеку — этот неписаный закон нашел отражение в поговорке «Как пить дать». С водой связаны поверья, приметы, гаданья, заговоры, а также сказки, былины, эпосы.

Русский народ хорошо знал и любил свои реки, величал их уважительно ласково: Волга-матушка, Дон-Иванович. Вспомним, как благодарил Дон бежавший из плена князь Игорь. А сам автор- летописец хорошо знал реки и точно их описывал. Ремесло лоцма­на было очень почетным на Руси. С IX века стали использовать энергию текучей воды: строили водяные мельницы. С помощью водяных колес приводили в движение станки и другие механизмы. Первая ГЭС в России была построена в 1896 году.

В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности».

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. — С. 70- 71.)

Учащиеся могут привести примеры разностороннего использо­вания воды и её влияния на жизнь общества.

Затем, опираясь на схему «Взаимосвязь внутренних вод с дру­гими компонентами природы» (рис. 34 на с. 74 учебника), учащие­ся делают вывод о том, какие внутренние воды есть в нашей стра­не. Определяют по физической карте, какими условными знаками показаны в ней внутренние воды; на основе анализа карты характе­ризуют их размещение по стране. Используя эту схему учащиеся должны доказать, что воду справедливо называют «кровеносной системой природы».

«Сколько рек на Земле никто не знает. Всё зависит от того, что считать рекой. Так, на территории России имеется более 130 тысяч рек длиной от 10 км и больше, но если считать и реки длиной ме­нее 10 км, то их уже будет более 2 млн, а общая протяженность рек приближается к 7-8 млн км.»

(Вода и воздух. — С. 22.)

II. Получение новых знаний.

1. Изучение крупнейших речных систем России, их особенно­стей осуществляется через характеристику бассейнов океанов. Объяснение нового материала чередуется с работой по карте. Ре­зультаты заносятся в таблицу и в дальнейшем позволяют сравнить бассейны рек по площади, главные речные системы России — по длине, площади речного бассейна, типам речных долин и т. д.

Учитель. Бассейн Северного Ледовитого океана. Наклон зем­ной поверхности в сторону Северного Ледовитого океана опреде­ляет абсолютное преобладание площади этого бассейна над други­ми. В западной части бассейна широко представлены равнинные реки с широкими долинами, обширными поймами и небольшими скоростями течения, исключение составляют реки Балтийского кристаллического щита. В восточной части бассейна распростране­ны твердые кристаллические породы, поэтому реки, исключая нижнее течение, преимущественно горного типа. Для них харак­терны слабо разработанные, узкие, глубокие долины, каменистые русла с многочисленными порогами и перекатами, большие скоро­сти течения. Среди рек Северного Ледовитого океана первое место по площади речного бассейна занимает Обь, по длине — Лена, по объему годового стока — Енисей.

Бассейн Тихого океана. Почти все реки бассейна относятся к горному типу, прокладывают русла в твердых породах, часто в мерзлых грунтах. Для них характерны плохо разработанные доли­ны и большие скорости течения. Среди рек бассейна Тихого океана самой длинной и значительной по объему годового стока является Амур. Отличительной особенностью большинства рек бассейна, кроме Амура и Анадыря, являются их незначительные длины, не превышающие в большинстве случаев 100-200 км.

Бассейн Атлантического океана. Реки Атлантического океана представлены бассейном Балтийского моря, куда впадают Нева, Западная Двина и др., и преимущественно бассейном Черного и Азовского морей, куда впадают Дон, Днепр и др. реки. Площадь бассейна Атлантического океана является наименьшей. В пределах бассейна преобладают реки равнинного типа. Исключение состав­ляют реки Кавказа. Русла рек сложены преимущественно осадоч­ными породами, имеют спокойное течение, что обусловлено дли­тельной историей развития Русской платформы, приведшей к обра­зованию типичной равнины.

Бассейн внутреннего стока. К нему относятся реки .Волга, Урал, протекающий по территории России и Казахстана и др. реки. По площади бассейн занимает второе место после бассейна Север­ного Ледовитого океана. В этом бассейне преобладают реки рав­нинного типа. Горные реки характерны для Кавказа. Равнинные реки имеют древний возраст, их русла сложены мягкими осадоч­ными породами. Речные долины хорошо разработаны. Специфич­ные особенности этих рек — образование сухих дельт и минималь­

ные нормы годового стока, что вызвано чрезмерной сухостью кли­мата этого региона. Крупнейшая река в бассейне внутреннего стока — Волга. Она занимает первое место в России по площади речного бассейна.

По ходу заполнения таблицы учащимся можно предложить ответить на ряд вопросов и выполнить задания:

1) К бассейнам каких океанов относятся реки России?

2) Определите по карте бассейны рек Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов, площадь бессточной области и сравните их по площади.

3) Объясните, почему бассейн рек Северного Ледовитого океа­на самый большой по площади.

4) Почему бассейн речных систем Тихого океана вытянулся уз­кой полосой вдоль побережья?

5) Объясните, почему реки различаются по характеру течения?

6) Установите зависимость между породами, слагающими рус­ла рек, и типом речных долин.

7) Приведите примеры использования горных и равнинных рек в хозяйстве.

2. Углублению знаний учащихся об особенностях крупнейших речных систем способствует формирование понятий, отражающих некоторые параметры характеристики рек. Поэтапное изложение материала сопровождается записью в тетради.

Учитель. Для оценки той или иной реки в жизни и деятельно­сти человека очень важно знать следующие её характеристики: па­дение и уклон, режим, величину стока.

Падение реки — это разность отметок высот поверхности воды в двух точках, расположенных на некотором расстоянии вдоль те­чения реки. Так, падение реки Волги на участке от истоков (высота над уровнем океана 226 м) до Нижнего Новгорода, где урез воды в реке над уровнем моря равен 63 м, равно 226 — 63 = 163 м. Разность высот в истоке и устье называется полным падением реки. Таким образом, для определения полного падения реки надо сделать сле­дующее: определить высоту истока, высоту устья и найти разницу этих величин.

Высота истока — высота устья = полное падение реки.

Для равнинных рек падение составляет несколько см/км, для горных — несколько м/км (Терек 5 м/км).

Уклон реки — это отношение падения реки к её длине. Для оп­ределения уклона реки следует разделить величину падения реки на её длину.

Уклон реки = падение реки/длина реки.

Например, средний уклон реки Волги 0,07 %о, а на отдельных участках горных рек уклон достигает почти 5 %о (Терек). От уклона реки зависит скорость течения: у равнинных рек малые скорости течения, обычно 0,3-0,5 м/с, а у горных до 3-6 м/с.

С целью закрепления умений определять падение и уклон рек учащиеся выполняют следующие практические задания.

• Определите по карте падение реки Лены.

• Определите падение реки Терек.

• Установите уклон этих рек.

• Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод о ха­рактере течения Лены и Терека, сравните и объясните различия.

• Почему у Волги имеется обширная дельта, а Обь и Енисей заканчиваются длинным морским заливом?

• Падение реки составляет 215 м. Эта река горная или равнинная?

• Как изменяются уклоны русла реки в нижнем, среднем и верхнем течении и как в связи с этим изменяется использование реки в хозяйстве?

Падение и уклон являются результатом влияния рельефа на реки, а вот влияние климата проявляется через источники питания рек.

Виды питания рек:

а) снеговое;

б) дождевое;

в) грунтовое (подземное);

г) ледниковое;

д) смешанное.

Здесь также целесообразно выполнить задание по карте. Зада­ние предполагает частично-поисковую деятельность школьников, т. к. они должны самостоятельно установить влияние разнообраз­ных климатических условий на питание рек.

• Установите, какие реки нашей страны имеют дождевое, сне­говое, смешанное, подземное и ледниковое питание. Объясните свой выбор.

Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, что большая часть рек России имеет смешанное питание, хотя явно преобладает снеговое (Волга, Печора, Обь, Енисей и др.). В районах многолет­ней мерзлоты реки не имеют грунтового питания. На территориях с сильным испарением грунтовое питание является существенным, а дождевое — очень незначительным (Дон). Длинные реки имеют в разных частях разное питание.

Режим реки — это изменение состояния реки во времени, а именно: скорости её течения, температуры воды, уровня воды за суки, по месяцам, сезонам года, за много лет. Режим рек необходи­мо характеризовать комплексно, учитывая водный, тепловой, хи­мический, биологический и режим твердого стока. Знание особен­ностей различных режимов рек необходимо для строительства и эксплуатации гидроэлектростанций, организации работы водного транспорта, а также для орошения, лесосплава и т. д.

В зависимости от характера хозяйственного использования рек их водный режим может быть естественным или зарегулирован­ным. Зарегулированный режим имеют реки, на которых построены гидроэлектростанции, плотины, водохранилища.

По водному режиму реки делятся на три группы:

а) с весенним половодьем;

б) с летним половодьем;

в) с паводочным режимом.

Половодье — это наибольшая в году водность реки, когда про­ходит значительная часть годового стока (до 80%), затопляется пойма, а иногда и низкие террасы. Весеннее половодье связано со снеготаянием, летнее — с таянием ледников и снежников в горах. Большинство рек России имеют весеннее половодье, зимнюю и летнюю межень и летне-осенние дождевые паводки.

Межень — это время самого низкого уровня воды в реке. Летом межень связан с сухой погодой, когда водность реки поддерживают лишь подземные воды, а зимой — с ледоставом.

Паводок — это резкий и кратковременный подъем уровня воды в реке, возникает в результате обильных дождей, интенсивного таяния снега, ледников, залповых сбросов воды из водохранилищ. В отличие от половодья случается в любое время года, может вы­звать наводнение.

Задания для учащихся:

• Используя рисунок 35 на с. 76 учебника («Типы водного ре­жима рек»), объясните, когда можно наблюдать половодье на реках

Дальнего Востока, в Сибири, на Восточно-Европейской равнине и реках Кавказа.

• В какой период у рек Средней и Северо-Восточной Сибири сток почти прекращается? Почему?

• Почему у рек Алтая весеннее половодье незначительное, а летом и осенью сток воды гораздо больше?

• Объясните, почему в реках Забайкалья сильно колеблется уровень воды летом и зимой.

• Назовите реки, у которых летом бывает наиболее низкий уровень воды (межень).

• Используя рисунок 36 на с. 78 учебника («Замерзание и вскрытие рек»), назовите реки, имеющие ледостав с октября по май; реки, не имеющие ледостава; реки с ледоставом с декабря по март.

• На какой срок замерзают реки в вашей области?

• Объясните, почему на юге Восточно-Европейской равнины реки практически не замерзают, а на севере замерзают на 6-7 меся­цев в году. Сделайте вывод о влиянии климатических условий на замерзаемость рек.

• Объясните, какое влияние оказывает продолжительность за­мерзания реки (ледостава) на её режим.

Годовой сток — это количество воды, протекающее в речном русле за год. Самая многоводная река России — Енисей (около 600 км3).

Формированию конкретных знаний о годовом стоке различных рек России помогает использование карты «Водные ресурсы» на с. 16-17 атласа. Учащиеся устанавливают реки с максимальным и минимальным годовым стоком воды, определяют объем среднего многолетнего стока крупнейших рек России. Учитель дополняет ответы учащихся и объясняет, как на годовой сток влияют увлаж­нение местности, многолетняя мерзлота как водоупорный гори­зонт, горный и равнинный рельеф, мягкие и кристаллические гор­ные породы, растительный покров лесов и пустынь, а также водо­хранилища. Таким образом, в ходе объяснения учитель подводит учащихся к выводу о тесной связи рек с другими компонентами природы. Это можно отразить в виде схемы.

Отраженные на схеме причинно-следственные и структурные связи, существующие в природе, усваиваются и осознаются школьниками лучше, если характеризуя их, учитель приводит кон­кретные примеры рек России.

3. Практическая работа № 8. Составление характеристики од­ной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования. Ра­бота проводится в рабочей тетради — задание 2 и 3 на с. 15-17, кон­турная карта на с. 44-45. Учащиеся приобретают умение характе­ризовать реки, используя карты и другие источники информации, опираясь на типовой план характеристики реки. Выполняя задания по контурной карте, школьники закрепляют умение определять па­дение и уклон рек.

III. Закрепление материала.

При наличии свободного времени на уроке учитель может ис­пользовать следующие вопросы и задания для закрепления знаний.

1) Что такое падение реки и от чего оно зависит? Назовите реки с незначительным падением и большим падением.

2) Что такое расход воды в реке и от чего он зависит? Приведи­те примеры рек, различающихся расходом воды по сезонам.

3) Что такое годовой сток рек? Назовите самые полноводные реки России.

4) По карте определите падение Дона, Печоры, Енисея, Амура. Как падение сказывается на течении рек?

5) Чем питаются реки? Как реки различаются по источникам питания? Приведите примеры.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 12, выучить ключевые слова и объекты номенклатуры, доделать практическую работу № 8. На дополни­тельную оценку можно предложить творческое домашнее задание: составить кроссворд «Реки России», подобрать загадки, составить ребусы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: