Занятие по декоративному рисованию на тему «Золотая хохлома»
В ходе проведения занятия, дети в старшей группе знакомятся с содержанием материала, технологией изготовления, узорами, элементами декора, а также колоритом. Для успешного проведения урока, проводится беседа о традиционных промыслах. Рассматриваются предметы с хохломской росписью.
Занятие в детском саду по декоративному рисованию
Цели занятия
Основная цель данного урока — это развить интерес дошкольника к народному декоративному искусству. Художественное творчество ребёнка должно проявиться через декоративное рисование. При создании нового шедевра, дети смогут использовать специфику по рисованию «золотой хохломы» в старшей группе.
Приемы декоративного рисования
Воспитатель учит дошкольников рисовать узоры при помощи кончиков кистей, всей кисточкой. Они начинают свободно двигать данным средством по разным направлениям.
Как нужно подготовить детей к занятию
Вариативность досок с хохламской росписью
Я рассмотрел несколько вариантов
Модель разделочной доски № 1
Разделочная доска с ручкой, удобной как для держания при использовании, так и для того, чтобы можно было повесить на стену для украшения.
Модель разделочной доски № 2
Эта модель схожа с моделью № 1, но в ближайшем окружении я не видел доски этой формы.
Модель разделочной доски № 3
Это очень красивая модель, но очень сложная для оформления.
Выбор варианта доски с хохломской росписью
Из трёх приведённых образцов я решил остановиться на последнем, так как разделочная доска такого оформления мне очень понравилась, я решил оформить доску хохломской росписью. И я приступил к дальнейшей работе.
Выбор материалов и инструментов для изготовления доски с хохломской росписью
Выбор материала
1. Разделочная доска прямоугольной формы, сделанная путём склеивания нескольких слоёв тонкой фанеры.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений
- Кисточки №1,2,3,4 из нейлона.
- Краска-гуашь 12ти цветов.
- Лак для покрытия готового изделия.
- Вода.
- Палитра.
- Карандаш ТМ, ластик
Последовательность выполнения детского комплекта
Элементы, сюжеты и приемы хохломской росписи — Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».
Учащиеся знакомятся с элементами растительного орнамента по учебному плакату.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем:
«осочки» — выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» — рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» — рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» — выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» — наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
«ягодки» — ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
Подготовка к занятию по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет
Для выполнения работы, воспитатель готовит интересный материал о народном декоративно-прикладном искусстве, составляет композиции. После чего знакомит детей с новым материалом, рассматривая иллюстрации, стилизованные образы, а также изделия прикладного искусства. Чтобы придать занятию более весёлый характер, подбираются соответствующие мелодии.
Обратите внимание! Кроме этого, воспитатель читает детям художественную литературу, заучивает с ними стихотворения, просматривает видеоклип «Золотая хохлома».
Мотивирующее начало занятия
Основной мотив — это привлечение ребёнка к поэтапному выполнению задания, необходимо выбрать интересные, весёлые дидактические игры, например, «Составь узор на посуде» или «Обведи рисунок».
К примеру, ребятам можно предложить открыть свой художественный салон, чтобы гости смогли выбрать сувениры на память. Для начала придётся стать художниками, чтобы создать новый шедевр. Нужно сделать красивую роспись на посуде. Педагог выставляет различную посуду, в виде ложек, ваз, мисок с золотым желтым фоном.
Обучение детей 6-7 лет рисованию пошагово
Важно! Дети должны выбрать силуэт посуды, чтобы сделать красивый узор. Воспитатель интересуется, помнят ли они что надо делать?
Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку). Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы. Рисовать детали нужно концом тонкой кисточки, чередуя цвета. Для рисования ягод дети выбирают кисть и тычок. Далее у них появляется задача выбрать цвет. Для изображения ягод нужно подобрать красные, зеленые, черные цвета. После этого требуется провести разминочку.
Разминка
Физкультминутка
Если дети устали выполнять упражнение, нужно немного отдохнуть. Для выполнения разминки, ребята должны повторять движения за воспитателем:
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)
Наше чудо — дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность позволяет выявить способности ребёнка.
Обратите внимание! Педагог должен сделать анализ работы и выявить результат.
Педагог говорит детям: «Какая чудесная получилась посуда — яркая, красочная, праздничная — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!» У каждого получился свой, неповторимый узор.
Поэтапное рисование хохломской росписи для начинающих
Несмотря на то, что некоторые узоры могут быть созданы через трафарет, учиться хохломской росписи все же стоит с простейших орнаментов кистью. Для этого подберите несколько очень тонких и маленьких (00, 01) кистей с ворсом белки или пони (он должен быть мягким), и, ориентируясь по прописям, сначала обведите несколько раз предложенные узоры, затем попытайтесь вывести их на штрихованных подсказках, а после — на той же бумаге или чистом стекле.
- Травинка или осочка. Самый простой и базовый узор: чуть выгнутая вбок линия, максимальный нажим кисти в середине, у краев сходит «на нет». Утолщение производится очень плавно и имеет минимальную степень.
- Завиток. Следующий по сложности элемент; нажим кисти не изменяется, остается одинаковым по всей протяженности узора; линия скручивается улиткой.
- Капелька. На ней хорошо тренировать нажим: кисть ставится основанием ворса, после чего проворачивается на 180 градусов и начинает осторожно сниматься с поверхности. Одновременно с этим ее нужно потянуть вперед. Когда одиночный узор будет получаться, пробуйте выполнять по 2 капли зеркально.
- Кустик. Представляет собой собранные веером капельки, в основании которых ставится маленькая точка кончиком кисти.
- Листочек. Самый простой способ выполнить этот узор — вывести зеркально отражающиеся травинки, выгнутые наружу, после чего заполнить внутреннюю пустоту тем же цветом. Более сложная версия — не отрывая кисть, регулировать нажим и направление, выводя овал с заостренными концами.
После освоения тех узоров, которые рисуются только кистью, рекомендовано попробовать ягодные элементы: для них необходим штамп, изготавливаемый самостоятельно — он создаст основу рисунка. А мелкие детали также будут добавлены кистью. Чтобы сделать штамп, достаточно взять трубочку-соломку, прикрепить вниз круг бумаги, и обмакивать эту часть в краску.
- Брусничка выполняется простой штамповкой алых кругов, которые не нуждаются в дополнениях.
- Смородинка — несколько собранных возле травинки кругов-ягод, на которых после расставляются одиночные золотые точки кистью.
- Рябинка — кроме кругов-ягод необходимо дорисовать очень узкие и вытянутые капельки и листочки в основании грозди. Также обязательны крапинки кистью с золотой краской.
- Малинка. Гроздь из 6-ти кругов-ягод, которые уже ставятся без соблюдения расстояния, через наложение друг на друга. Блики рисуются по технике травинок, после проставляются точки кончиком кисти. Чашелистик — собранные вместе травинки, веточка — листья и тонкая линия.
Материалы для рисования
Чтобы создать настоящее произведение искусства, понадобятся следующие материалы:
- альбом для детского творчества «Золотая хохлома»;
- кисточки;
- листочки с эскизами;
- гуашь;
Какие материалы нужно подобрать для работы
- магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Гусли»,
- хохломские изделия, иллюстрации с изображением посуды;
- подкладные салфетки;
- подставки под кисти;
- емкость с водой.
Индивидуальные упражнения
Индивидуальные задания
Начиная свое творчество, каждый юный мастер должен четко знать и помнить последовательность выполнения работы. Для старших групп детского сада воспитатели составляют индивидуальные задания. После их выполнения делается выставка. дети должны рассмотреть все работы, сделать анализ и выбрать наиболее удачные рисунки.
Дидактические игры на развитие моторики и сенсорики у детей
Важно! Для более взрослых детей составляется индивидуальная тематика «Золотая хохлома и лес» или «Продолжи узор».
Пошаговый организационный ход выполнения работы
Поэтапное выполнение работ на тему «Декоративное рисование в стиле золотая хохлома»
Для поэтапного выполнения работы происходит вовлечение детей в процесс открытия новых знаний.
- Кисть нужно держать тремя пальцами почти вертикально.
- Изначально ребенок должен изобразить изогнутую ветвь.
- Затем нужно нарисовать листочки и ягодки.
- Потом рисуется трава и завитки.
- Следует помнить о нанесении черного фона.
- В конце проводится легкая гимнастика для рук.
Схема конспекта занятия по декоративной росписи в старшей группе детского сада
Схема конспекта выглядит следующим образом:
- Образовательная цель.
- Задачи.
- Новый способ действия.
- Какие понятия, знания необходимо актуализировать.
- Прчина затруднения выполнения работы.
- Цель деятельности детей по преодолению затруднения.
- Создание всевозможных условий для реализации своих действий.
- Разминка.
- Сопровождение музыкальными композициями.
- Анализ работы.
Конечный результат
Пробы на бумаге
Если вы новичок в этом деле и только начинаете осваивать основы рисования хохломской росписи, лучше потренироваться на обычном ватмане. В качестве упражнений для постановки руки выбирайте выполнение простых элементов: ягодок, листочков.
Все они основаны на определенных движениях кисточки. Даже если вы будете в дальнейшем работать по готовому карандашному контуру, кружочки и завитки должны быть ровными. Делать их лучше за один прием.
Если вы хотите узнать, как научиться рисовать хохлому ребенку, лучше всего осваивать с ним эту технику тоже на бумаге. Однотипное выполнение упражнений в виде листочков и ягодок быстро наскучивает детям, поэтому предложите изобразить круглый поднос, тарелку, ложку или вазу. Форму объекта сделайте сами, а малышу предоставьте возможность украшать предмет.
Подведение итогов
Завершающий этап плодотворной работы по НОД — это проведение итоговой диагностики, сравнение результатов работы, выявление уровня развития дошкольников. Оценивая результат, педагог вносит в работу необходимые изменения.
Проводя данную работу систематически, ребята обретают определенные знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к различному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел.
Результат итоговой диагностики показал что, дети приобрели не только определенные знания, но и научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ.
Обратите внимание! Плодотворная работа должна доставить дошкольникам много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, чтобы они смогли создавать собственные изделия.
Каждый воспитатель должен создать благоприятную атмосферу, чтобы вызвать интерес ребёнка к художественной деятельности. Это можно сделать при помощи дидактических игр, музыкальных произведений.