Открытый урок по музыке в 6 классе. Учитель музыки — Якушева Елена Ивановна, КГУ ОШ № 91, г.Алматы


«Урок музыки – урок искусства» статья по музыке на тему

«Урок музыки – урок искусства»

Учитель музыки

Тихоновская Марина Владимировна

Стремительно мчится время. Все вокруг меняется: мир, общество, люди, взгляды. Меняются наши учебники, меняемся мы. Трудно шагать в ногу со временем, этим, наверное, и сложна профессия учителя, который должен чутко улавливать пульс времени, искать новое, а без поиска, без нового взгляда на знакомое, привычное нет жизни на уроке, нет жизнеспособности предмета в целом. «Урок музыки – урок искусства» — основной тезис музыкальной педагогики последних десятилетий.

Музыка и дети – вот что определяет содержание нашего предмета, направляет творческую деятельность учителя, весь ход урока, который строится и развивается по законам искусства. Подобно тому, как из мысли и чувства композитора вырастает музыкальное произведение, так и из мысли и чувства учителя, его позиции в мире искусства рождается урок. Без личного отношения учителя к искусству невозможно формировать отношение учителя к музыке и жизни.

Школьный урок музыки – это прежде всего урок искусства. По мнению О.А. Апраксиной, он имеет много общего с другими уроками, т.к. проводится в рамках общеобразовательной школы, где действуют единые законы. Вместе с тем школьный урок музыки имеет специфику как урок искусства музыкального искусства, где важную роль в нем играют чувства, эмоции. Вторая его отличительная черта – это комплексное воздействие музыки на человека (на психику, моторику, фантазию, логические процессы). Третья черта – единство эмоционального и сознательного. Четвертая – обязательное единство художественного и технического. Вот такие отличительные черты урока музыки, как урока искусства. «Для музыки (вообще для искусства) нужно еще больше: запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано» — Д.Б. Кабалевский.

Содержание школьного предмета «Музыка» составляет музыкальное искусство во всем его многообразии. Урок музыки – это урок искусства, и поэтому главное, чтобы дети чувствовали, что их учитель увлечен музыкой и стремится передать им свое отношение.

Музыка воздействует на эмоциональную, духовную сферы ребенка, делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. «Учитель же своим отношением к музыке, своим участием в ее исполнении способствует воспитанию ума и сердца детей». «Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии».

Что значит педагог? Это человек умеющий передавать то главное, что составляет сущность его самого.

И урок это маленькая жизнь, которую мы проживаем со своими учениками. И в этом маленькой жизни должно быть все как в настоящей жизни.

Не только мы учим учеников, но и ребята нас учат. Урок музыки – это прежде всего урок общения с искусством, с миром прекрасного. Это накладывает на нас, учителей музыки, в отличие от других учителей-предметников, особую ответственность.

Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть глубоко пережита учителем через самого себя, свои чувства, мысли, опыт и этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства.

Практика показывает, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессиональное мастерство учителя музыки, умение найти верный тон урока. Термин «задать тон беседе исполнению издавна бытует в искусстве. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке, — одна из сложнейших задач подготовок учителя.

Определить главное, что должны унести с собой после урока ученики: уметь понимать и ценить музыкальные произведения, активную заинтересованность искусством.

Учитель при подготовке к уроку должен действовать продуманно, ориентируясь на ясный и завершенный «образ хорошего урока». При планировании его необходимо, исходя из темы урока, (четверти, года), заданной программой, выверить материал и подчинить собственному творческому замыслу.

Важно также определить не только чередование видов музыкальной деятельности на уроке, но и материалы, необходимые для подготовки к уроку, тип урока, его художественную идею, определить цель и задачи урока, т.е. создать его «художественный образ». При формировании цели урока, понимаемой как планируемый результат современной творческой деятельности учителя и учащегося, необходимо иметь в виду, что она должна быть конкретной и реально достижимой на уроке.

В последнее время возникли и утвердились в музыкальной педагогике такие понятия: «драматургия урока», «сценарий урока», «партитура урока». При разработке их необходимо учитывать, что на всех этапах урока музыки общение выступает в качестве основного «двигателя». Выяснение содержания музыкального произведения, составление исполнительского плана, слушательская интерпретация — все это достигается через общение и познается в общении. Музыкальная драматургия (система тематических отношений, образные ….. , контрастное сопоставление тематические разделов) обуславливает соответствующую драматургию урока.

Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он сможет проявить себя как педагог – художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству. Тогда и состоится урок музыка как урок искусства.

Всякий настоящий урок, даже тщательно спланированный, является импровизацией на тему урока, т.к. вынуждает педагога учитывать настроение (свое и учеников), творческое состояние (свое и учеников), отношение к происходящему (свое и учеников).

Для того, чтобы урок музыки как урока искусства состоялся, учитель сам должен быть творческой личностью.

Педагогическое мастерство учителя музыки понимается не только как комплекс специальных умений и навыков, позволяющих преподавателю эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся, но и как развитие способности к совместной с учащимися созидательной творческой деятельностью.

2017г.

Уроки по музыке

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. Музыка
  3. Уроки

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по музыке для учителя и ученика. В данном разделе вы в удобном виде можете получить уроки по музыке.

  • Все 7888
  • Уроки 3038
  • Презентации 1176
  • Тесты 184
  • Планирование 483
  • Мероприятия 1362
  • Прочее 1645
  • Все классы
  • Дошкольникам
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Музыкальные инструменты Конспект урока будет полезен учителям музыки. Развитие понятий у обучающихся о музыкальных инструментах….

09.10.2020 Цепелева Татьяна Павловна 5 0

Музыкальное воспитание обучающихся коррекционной школы Конспект урока будет полезен учителям музыки. Развитие понятий у обучающихся о музыкальных вкусах….

09.10.2020 Цепелева Татьяна Павловна 4 0

Музыка 2 класс » За порогом школы» Тип урока ө ознакомление. Цель обучения: исполнять разнохарактерные песни на одном дыхании, в сопровождении фонозаписи, соблюдая темп и ритмический рисунок. Оборудование : презентация о музыкальных…

03.07.2020 Бекжанова Сайран Кабдолловна 72 0

Значение самостоятельных занятий при обучении игре на музыкальных инструментах Развивать технические возможности учащихся лучше на выразительной музыке, добиваясь творческого, образно – эмоционального отношения к работе над исполнительно…

20.03.2020 Смирнова Наталья Ивановна 93 1

Выработка навыков самостоятельных занятий при обучении игре на музыкальных инструментах Над выразительным, эмоционально-образным исполнением необходимо работать с первого дня занятий, чтобы воспитать в ребёнке творческое отношение к музыкальной деятельности. В начальных классах этому …

20.03.2020 Смирнова Наталия Ивановна 92 0

«Постановка голосового аппарата. Роль дыхания в процессе работы на уроках вокала». Дыхание- это наш релакс. Когда человек начинает петь громче или выше сразу 1. появляется дискомфорт, особенно если мы волнуемся. от того…

14.05.2020 Яцкова Лариса Вячеславовна 101 0

План-конспект открытого урока «Подготовка ученика к технического зачёту в классе гитары» План-конспект открытого урока «Подготовка ученика к технического зачёту в классе гитары», составитель — преподаватель высшей квалификационной категории Самбур Ольга Сергеевна….

02.04.2020 Самбур Ольга Сергеевна 78 0

Конспект урока на тему «Особенности фразировки в произведениях разных жанров на уроке фортепиано ( 2 года обучения)» Данная разработка урока предназначена для преподавателей по фортепиано в СПО. Цель урока является закрепить правила особенностей фразировки и возможность применения их в изучаемых произведениях.

21.05.2020 Войченко Ирина Юрьевна 76 0

Cвобода движения игрового аппарата и причины скованной игры начинающих баянистов В методической литературе баянистов имеет место термин «постановка рук». Под постановкой рук принято понимать движение рук, изменчивость различных положений их во время игры. К сожалени…

22.05.2020 Мирошниченко Ольга Михайловна 79 0

Краткосрочный план по музыке 6 класс. : Музыка и поэзия. Казахская музыка разработка урока Краткосрочный план по музыке 6 класс. тема: Музыка и поэзия. Казахская музыка….

14.06.2020 Субботина Светлана Фёдоровна 74 0

Развитие творческих способностей детей в вокально-хоровой деятельности. Моя музыкально-педагогическая деятельность в школе определяется идеей научить ребёнка петь, что я и пытаюсь реализовать в процессе уроков музыки и занятий вокального круж…

29.06.2020 Гарафутдинова Фарида Фаритовна 79 1

Конспект урока в 4 классе «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.» Учащимся на уроке даётся первоначальное понятие о возможных взаимосвязясь музыки, живописи и литературы, в передаче образа осени на примере произведений урока….

15.09.2020 Каменева Ольга Викторовна 49 2

Технологическая карта урока 1 класс тема «Музыкальная азбука» Технологическая карта урока для 1 класса по теме «Музыкальная азбука», можно положить в копилку учителю. Разнообразьте свои уроки и дети вас оценят!…

04.09.2020 Морошкина Елена Николаевна 72 2

Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре Цель занятия: Приобретение навыков 2-ухголосного пения Задачи занятия: Образовательные: — продолжать формировать вокально –хоров…

27.05.2020 Алпатова Марина Васильевна 100 0

«Қазақ халқының ұлттық музыкалық аспаптары, Домбыра» .Сәлеметсіздер ме, балалар! Оң қолдың төмен (қағыстан) бағытта қозғалыстан басталады.Аздан көпке қарай оң қолдға шынтақ пен иық кейінірек қосылады. Алақан бүгіңкі, бармақпен сұқ саусақтың бі…

06.02.2020 Айтбенбетова Джульетта Талгатовна 98 1

Тема урока: Музыкальные образы «Сеча при Керженце» Цель: знакомство с музыкальными образами и их развитием в Симфонической картине «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Феврон…

07.06.2020 Муртузалиева Заира Магомедовна 67 0

Основы хорового пения. Работа со старшим хором Хоровое пение — из древнейших искусств. Вся история мировой культуры нерасторжимо связана с певческим таинством. Человеческая сущность, самаприр…

29.06.2020 Гарафутдинова Фарида Фаритовна 81 0

Настоящим, удостоверяется, что Урок музыки в 6 классе на тему: «Вечные темы искусства и жизни. УМК: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина. Данный урок входит в раздел «Мир образов камнрной и симфоническо…

20.03.2020 Клетнова Екатерина Александровна 101 0

«Волшебный цветик-семицветик» Конспект урока поможет изучить тему самостоятельно….

23.07.2020 Мавлютова Анастасия Сергеевна 93 1

Православная музыка сегодня Материал может быть полезен при подготовке к урокам….

16.09.2020 Кочетова Татьяна Алексеевна 21 0

  • ← Назад
  • Дальше →
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]