Уроки физики в 8 классе 1. 2 Теплопроводность Конвекция Способы изменения внутренней энергии тела Излучение Совершение механической работы Теплопередача. — презентация


Тема урока: Конвекция. 8 класс

Кузнецова Галина Николаевна

Цели урока:

  • Образовательные: ввести понятие «конвекция», выяснить причины ее возникновения; изучить примеры проявления конвекции в природе.
  • Развивающие: вырабатывать умение мыслить, делать выводы, применять знания, подчеркнуть взаимосвязь с другими науками географией, литературой.
  • Воспитательные: Развивать культуру общения, вызывать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету.

Оборудование: Свеча, кусочек ваты, бумажная вертушка, металлический стержень, учебные весы.

Средства обучения: компьютер с мультимедийным проектором, презентация урока, учебное электронное пособие Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий, карточки с тестами.

Ход урока.

1.Организация начала урока (психологический настрой учащихся).

2.Повторение изученного материала / слайд №2/

Заполните пропуски в тексте.

1.Двойные рамы предохраняют от холода, потому что воздух , находящийся между ними . обладает ……….. теплопроводностью.

2.Чтобы плодовые деревья не вымерзли, их приствольные круги на зиму покрывают опилками. Опилки обладают …….. теплопроводностью.

3.При одной и той же температуре металлические предметы на ощупь кажутся холоднее других. Это объясняется тем, что металлы обладают …………. теплопроводностью.

4.Чтобы ручка утюга не нагревалась, ее делают из пластмассы. Пластмасса обладает ……. теплопроводностью.

5.Бумага, солома, воздух, мох, войлок, сукно, полотно обладают ……. теплопроводностью.

6.Медь, свинец, алюминий, сталь, серебро обладают …….теплопроводностью.

7.Опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых, так как чугун обладает …… теплопроводностью.

8.Алюминиевая чашка с чаем обжигает губы, а фарфоровая- нет. Это объясняется тем, что фарфор обладает …..теплопроводностью.

Слова для вставки: плохой, хорошей.

(тестовое задание, учащиеся выполняют задание и сверяют правильность ответов записанных на слайде)

3.Изучение нового материала.

Проблемный эксперимент.

/слайд №11/

«Знание-дочь опыта», «Истолкователем природы является опыт. Он не обманывает никогда» Леонардо да Винчи.

Опыт №1.

Подержите ладонь над пламенем свечи на достаточно удаленном расстоянии. Что вы ощущаете?

Опыт №2.

Возьмите кусочек ваты, распушите его и подбросьте над горящей свечой. Почему пушинка не сгорает, а быстро поднимается вверх?

Опыт №3.

Установите вертушку на заостренном металлическом стержне. Снизу поднесите зажженную свечу. Почему змейка начинает вращаться?

Опыт №4.

Возьмите стеклянную колбу с водой, на дно опустите кристаллик красящего вещества и поставьте на огонь. Как объяснить наблюдаемое явление?

Опыт №5.

Возьмите учебные весы, закрепите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу на расстояние 10-12 см горящую спичку. Почему весы выходят из равновесия?

(Введение понятия конвекция)

/слайд №12/ гиперссылка слайд №13,14,15

/слайд №16/

Обсуждение вопросов.

1.Почему жидкости и газы нагревают снизу?

/слайд №17/ /слайд №18 видеофрагмент/

2.Почему батареи отопления помещают обычно внизу под окнами, кондиционеры – наверху?

/слайд №19/ /слайд № 20 видеофрагмент/

3.Почему невозможна передача энергии конвекцией в твердых телах?/слайд №21/

4.Почему при нагревании жидкости сверху конвекция не возникает?

/слайд №22/ /слайд №23 видео/

5. Конвекция в природе

— в атмосфере, в океане, звездах/слайд №24,25/ слайд №26 видео/

4. Закрепление изученного материала.

Решение качественных задач

/слайд №27/

  1. Когда быстрее остынет чайник с кипятком: когда его поставить на лед или когда лед положили на крышку чайника?
  1. Почему нагревательный элемент в электрочайнике размещается на дне прибора?
  2. Будет ли гореть свеча в кабине космического корабля в состоянии невесомости.
  3. Почему горячий чай остывает быстрее, если его помешать ложкой?
  1. Итоги урока.
  2. Задание на дом: /слайд №28/ 5, № 972,974,977. По желанию можно нарисовать рисунки по изученной теме или сочинить сказку-рассказ.

Литература:

1.А.В. Перышкин «Физика 8».

2.В.И.Лукашик. «Сборник задач по физике».

3. И.Я. Ланина. «100 игр по физике»

4.И.И. Мокрова Поурочные планы по физике.

План-конспект урока по физике в 8 классе по теме: Конвекция

Конспект урока физики для 8 класса. Конвекция
Автор: Шатов Андрей Борисович, с. Симоново; Угловский районОбразовательное учреждение: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Симоновская средняя общеобразовательная школа»Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: «Конвекция» Характеристика класса: в классе 9 человек. 6 девочек и 3 мальчика. Отношения в коллективе ровные, но наблюдается дифференциация на группы. Отношения между учащимися и учителем доброжелательные. На «4» и «5» учатся-6 учащихся. Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация «Конвекция в жидкостях и газах». Базовый учебник: А.В. Перышкин. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010. Цель урока: сформировать у школьников представление о процессе конвекции как одном из видов теплопередачи, раскрыть механизм передачи энергии в жидкостях и газах. Задачи: — обучающие: расширить и углубить знания учащихся по теме “Тепловые явления”; раскрыть и отработать понятия, «температура», «те¬плопередача», «конвекция», помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений; -развивающие продолжить формирование у обучающихся ключевых умений, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – выделение проблемы, принятие решения, поиска, анализа и обработки информации; -воспитательные способствовать развитию навыков общения в процессе совместной деятельности, созданию условий для повышения интереса к изучаемому материалу посредством применения информационно-коммуникативных технологий обучения. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Структура и ход урока: 1. Организационный момент. Организация начала урока (3 минуты). Цель: подготовка учащихся к работе. Организация внимания и внутренней готовности учащихся к работе, умение организоваться. Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том что будут делать на уроке. Приветствие, проверка готовности к уроку, озвучивает цели и задачи урока. 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Актуализация знаний (8 минут) Цель: актуализация знаний, создание мотива к познанию. Закрепление понятий «теплопередача» и «теплопроводность» и их взаимосвязь с энергией и температурой. Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание Отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры теплопередачи путём теплопроводности в окружающем мире и объясняют их исходя из ранее полученных ЗУН. Фронтальный опрос. Обеспечивает мотивацию и оценивает учащихся учитывая их подготовленность. Поощряет дополнительные вопросы учащихся по изучаемой теме. 3. Изучение нового учебного материала. Конструирование основной части урока (15 минут). Цель: получение новых знаний о понятии конвекция, видах конвекции в жидкостях и газах. Сформировать представление о конвекции как одном из видов теплопередачи. Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание Слушают материал, записывают опорные термины. Находят ответы на проблемные вопросы. Самостоятельно делают выводы из демонстрации опыта. Ставит проблемные вопросы, разбивает учеников на группы и излагая новый материал побуждает их найти на них ответы. Стимулирует любую активность с их стороны. Демонстрирует опыт: нагревание воды с кристаллами маргонцового калия. 4. Закрепление учебного материала. Закрепление материала в аудиальной и визуальной формах.(10 минут). Цель:Сформировать умение самостоятельно делать выводы,соотносить полученные знания с реальными явлениями окружающего мира. Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание Самостоятельно делают выводы по предложенным слайдам. Подводят итог урока. С помощью презентации формирует у учеников умение делать выводы. Побуждает учащихся систематизировать полученные ЗУН. 5. Задание на дом. Завершающий этап урока (4 минуты). Цель: сформировать у учащихся представление о системном подходе к получению и закреплению знаний. Разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание Записывают домашнее задание. Даёт домашнее задание. Разъясняет критерии его успешного выполнения. Озвучивает оценки за урок.

Рекомендуем посмотреть:

Разработка внеклассного мероприятия по физике, 8 класс План-конспект урока физики. Решение задач. (8 класс. Электростатика) Исследовательская работа по физике с презентацией, 8 класс Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8-9 классов

Похожие статьи:

Конспект урока по физике в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока»

Конспект урока по физике на тему ‘Конвекция’ (8 класс)

Конспект урока: « Конвекция»

Цели урока: ввести понятие конвекции, показать её практическое применение.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверочная работа .
  3. Мотивация.
  4. Изучение нового материала .
  5. Закрепление нового материала.
  6. Рефлексия .
  7. Домашнее задание .

Ход урока.

1. Организационный момент.

Готовность учеников к уроку.

2. Мотивация.

Учащимся предлагаем ответить на несколько вопросов.

  1. Почему радиаторы водяного отопления располагаются под окнами?
  2. Почему тэны в электрочайниках находятся внизу, а не вверху?
  1. Проверочная работа

Теплопроводность

ВАРИАНТ № 1

  1. Почему походная алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая — нет?
  2. Почему оренбургские платки, связанные из тончайших волокон козьего пуха, хорошо защищают от холода?
  3. Человек не чувствует прохлады на воздухе при температуре 20 °С, а в воде ощущает холод даже при 25 °С. Почему?
  4. Почему в зимнее время года в электричках устанавливают вторую раму, а летом ее снимают?
  5. Что защищает животных от зимних морозов?

Теплопроводность

ВАРИАНТ № 2

  1. Стоит ли подогревать суп вместе с ложкой, чтобы иметь возможность попробовать его в любой момент?
  2. Почему в строительстве широко применяют пористые материалы (стекловату, пенопласт и т.д.)?
  3. Ускорится ли процесс таяния мороженого, если его положить в шубу?
  4. В какой обуви больше мерзнут ноги: в просторной или тесной? Какую роль может сыграть шерстяной носок?
  5. При какой температуре и металл, и дерево будут на ощупь казаться одинаково нагретыми?
  1. Изучение нового материала

Красивый опыт с конвекцией жидкости.

Возьмите большую стеклянную банку с широким горлышком и заполните ее чистой холодной водой. В другой небольшой (чтобы проходил через горло большой банки) керамический сосуд налейте очень горячей подкрашенной обычными красками или марганцовкой (зеленкой) воды. Закрыв, пальцем горлышко маленького сосуда, опустите его на дно большой банки с водой.

Струйки горячей подкрашенной жидкости, извиваясь, начнут подниматься к поверхности. Вы будете наблюдать явление конвекции в жидкости, когда более легкая горячая жидкости, перемешиваясь с холодной водой, устремится вверх.

Учитель помогает учащимся при изучении нового материала сделать следующие выводы.

КОНВЕКЦИЯ- это перенос энергии струями жидкости или газа.

При конвекции происходит перенос веществав пространстве.

Объяснить явление конвекции можно тепловым расширением тел и законом Архимеда.

Конвекция невозможна в твёрдых телах.

Интенсивность конвекции зависит от разности температур слоев жидкости или газа и агрегатного состояния вещества.

Конвекция может быть двух видов: естественная и вынужденная

так, например, в лампе для ее возникновения требуется подогрев жидкости снизу (или в другом устройстве — охлаждение сверху).когда под действием вентиляторов, насосов, движения ложки и т.п. переносятся потоки газа или жидкости.

  1. Закрепление нового материала

Применение конвекции в быту и в природе.

1. Почему листья осины колеблются в безветренную погоду?

2. Почему оконные стекла начинают замерзать снизу раньше и в большей мере, чем сверху?

3. Почему тонкая полиэтиленовая пленка предохраняет растение от ночного холода?

4. Когда парусным судам удобнее входить в гавань: днем или ночью?

5. Объясните, почему батареи центрального отопления ставят обычно под окнами (смотри рисунки).

6.Зачем в верхних и нижних частях корпусов проекционных аппаратов, больших электрических фонарей, киноаппаратов делают отверстия?

7. Почему в печах с высокими трубами тяга больше, чем в печах с низкими трубами?

8. Почему в металлических печных трубах тяга меньше, чем в кирпичных трубах?

  1. Рефлексия

1. Что называют конвекцией?

Ответ: Это вид теплопередачи, при котором энергия передается потоками (или струями) жидкости или газа.

2. Чем отличается естественная конвекция от вынужденной?

Ответ: Вынужденная конвекция протекает под действием внешнего воздействия.

3. Почему жидкости и газы нагревают снизу?

Ответ: Для того чтобы жидкости и газы прогревались полностью.

  1. Домашнее задание

§ 5. Упр. 2.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: